Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социально-философская мысль конца XX – начала XXI века активно формировала особую предметную область, обусловленную необходимостью осмысления классических проблем в новых смысловых и методологических контекстах. Сегодня в российской и зарубежной социально-философской науке происходят значительные сдвиги, и становится возможным получение важных результатов для формирования нового социально и информационно значимого знания XXI века. Проблемы современной социальной мысли многообразны, однако существует область исследования, носящая императивный, судьбоносный характер для всего человечества. Это – стратегия будущего развития человеческого общества в современном мире, способная обеспечить новый, устойчивый и безопасный тип цивилизационного развития.
Понять закономерности и тенденции развития современного мира нельзя в отрыве от стремительно нарастающего процесса его глобализации, который носит достаточно противоречивый характер. Так, с одной стороны, у общества появляются новые возможности для беспрецедентных по своему охвату и интенсивности интеграционных процессов во всех сферах общественной жизни. Это такие недоступные либо затрудненные ранее возможности как: открытость границ, культурный обмен с другими этническими группами, изучение иностранных языков. Одновременно расширяющиеся возможности коммуникации способствуют изменению самосознания людей, которые в новой реальности начинают осознавать себя в новой системе координат самоидентичности.
Сегодня в обществе обнаруживают себя различные формы интеграционных процессов вызванных глобализацией. Это относится к установлению новых межэтнических, интернациональных связей, формированию глобальных культурных, политических, финансово-экономических образований, возникновению новых моделей взаимодействия личности, социальных групп, классов, нации, этносов, государств и наднациональных институтов.
Однако, параллельно с интеграционными процессами в развитии современного мира, наблюдается и другая тенденция, выражающаяся в их неприятии со стороны самобытных народов и национальных государств, их стремлении отстоять свою самость и суверенитет. Это позволяет сделать вывод о том, что политический, экономический, культурный, социальный и национальный плюрализм (мультикультурализм) современного открытого мира не всегда ведет к однозначным последствиям.
Не стоит забывать, что этот мир остается не единообразным, а нестабильным и внутренне противоречивым, в том числе и в сфере социальных отношений. Все это обуславливает не только появление новых сложных социальных проблем в общественном бытии, но и стремление к их осмыслению и поиску оптимальных путей достижения гармоничного социального развития.
Сегодня объективно возникла потребность в особой философской рефлексии реалий современного мира, коррекции существующих моделей объяснения и понимания общественных процессов, смещении центра внимания на явления, ранее остававшиеся на периферии социально-философской мысли. Необходимо переосмысление и некоторых из привычных, устоявшихся классических трактовок понятий социальной философии, в число которых входит и понятие «социальной гармонии».
Это понятие является и сегодня одной из социально значимых категорий и специфической системой концептов, в основе которой лежат традиции и тенденции философского понимания организации общественной жизни. В этой связи особую актуальность для социальной теории обретает философский анализ проблемы социальной гармонии в современном мире.
Перед современной социально-философской мыслью стоят задачи не только концептуализации понятия «социальной гармонии», которое не имеет однозначного и строгого логико-теоретического значения, но и обоснования тезиса о социальной гармонии как объективной потребности в общественном развитии, как воплощении идеала социального устройства. Не менее значимой остается и задача осмысления существующих и разработки новых моделей социальной гармонии и принципов ее достижения.
С особой актуальностью и остротой все эти проблемы стоят и в России, которая ищет свой путь развития в глобальном мире и пытается построить свою модель социального и гармонично организованного общества.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что поиск социальной гармонии – вечная проблема, обращение к данной теме в XXI веке, по сути, представляет собой достаточно новый объект социально-философского анализа. Она имеет обширное проблемное поле, комплексно интегрируя различные аспекты социального знания. В работе представлены содержательно-сущностные, причинно-целевые и функциональные аспекты социальной гармонии. Все они, хотя и в разной мере исследуются, начиная с трудов философов античного мира вплоть до представителей современной западной и российской философской мысли.
Научная разработанность данной темы имеет два основных вектора, обусловленных специфическим предметом и объектом исследования. Первый вектор указывает на генезис и эволюцию проблемы социальной гармонии в истории развития философской мысли. В трудах Платона, Аристотеля, Августина Аврелия, Т. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др., по мнению диссертанта, получена наибольшая степень аналитической выверенности в понимании социальной гармонии как некого идеального и утопического взгляда на государственное устройство.
На рубеже XVII-XIX веков в социальных воззрениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Юма, Т. Пейна, Б. Констана, Ф. Гизо, Э. Берка, А. Мюллера, Ж. де Местра, А. де Токвиля, П.-Ж. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина исследование социальной гармонии в философской мысли стало приобретать статус значимой социально-философской проблемы. Все вышеперечисленные авторы, так или иначе, исследовали различные аспекты понимания проблемы социальной гармонии в контексте основных социальных теорий, таких как либерализм, консерватизм, социализм и анархизм. Некоторые изложенные в них основополагающие идеи о равенстве, справедливости, соотношении либерализма и демократии, взаимоотношении политической власти и институтов гражданского общества стали своеобразной отправной точной для дальнейшего переосмысления диссертантом проблемы социальной гармонии и форм ее проявления в современном мире.
Поиск социальной гармонии в общественном развитии был имманентен и русской философской традиции с момента ее теоретического оформления и на всем протяжении ее существования. В осмыслении различий традиций русской философской мысли в разработке проблем социальной гармонии автор опирался на основные положения, содержащиеся в трудах Н.С. Бердяева, В. Соловьева, А.С. Хомякова, К. Леонтьева, И.В. Киреевского, Ю.Д. Самарина, К.Д. Кавелина, Н.П. Огарева, Л.П. Карсавина, Н.Н. Алексеева, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, Н.И. Бухарина и др.
Второй вектор направлен на формирование собственно философского осмысления проблемы социальной гармонии, ее определения и форм проявления в современном мире. В этом отношении методологически значимыми для диссертанта стали фундаментальные труды К. Маркса, Дж. Дьюи, Дж. Роулза, Ф. Хайека, Х. Арендт, У. Бека, Т. Лукмана, И. Валлерстайна.
Проблема социальной гармонии нашла свое отражение и в философских концепциях о современном глобальном мире. Особое значение в этом отношении для написания диссертации имели труды Э. Гидденса, М.Кастельса, Ю. Хабермаса, Ф. Анкерсмита, Ф. Закария, Ш. Муфф, С. Хантингтона, У. Бека и Ф. Фукуямы, а так же труды отечественных философов Э.В. Гирусова, Н.М. Кишлаковой, В.В. Миронова, К.Х. Момджяна, А. Д. Урсула, А.Н. Чумакова,
Большое значение для написания диссертации и понимания специфики западных моделей социальной гармонии имеет анализ проблем либеральной демократии, массового общества, справедливости, равенства и др. Эта проблематика нашла должное освещение в работах Х. Ортеги-и-Гассета, Х. Арендт, И. Валлерстайна, М. Фридмена, Ф. Хайека, К. Поппера, Дж. Гэлбрейта, Д. Дарендорфа, Дж. Роулза, О. Хёффе, Н. Элиаса и др.
Не оставили без внимания проблему форм проявления социальной гармонии в различных сферах жизни общества и отечественные исследователи. В работах Т.А. Алексеевой, И.К. Пантина, Г.Г. Дилигенского, Т.М. Махаматова, А.И. Пирогова, А.М. Салмина, К.С. Гаджиева, Ю.А. Красина, Ю.А. Вьюнова и др. эта проблема нашла отражение с точки зрения философии политики. Проблемы социального развития, взаимоотношений человека и общества, модернизации, управления, социального порядка, образования в условиях трансформаций общества составляют предмет исследования в трудах В.С. Барулина, И.А. Гобозова, В.Г. Федотовой, В.А. Колпакова, Н.Н. Федотовой, Т.И. Костиной, В.К. Колесникова, В.С. Диева. Проблемы развития духовной сферы жизни общества находят осмысление в работах В.А. Лекторского, В. С. Малахова, О.Б. Скородумовой. Социальная гармония в форме утопии рассматривается в трудах С.М. Поздяевой, И.В. Фроловой.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на достаточно обширный круг имеющихся научных трудов, в которых анализируются важные аспекты проблемы социальной гармони, в современной зарубежной и отечественной социально-философской мысли специальные работы, посвященные авторской трактовке проблемы социальной гармонии, представленной в данной диссертации, практически отсутствуют.
Объект исследования – процесс формирования социальной гармонии как объективной потребности общественного развития.
Предмет исследования – сущность и формы проявления социальной гармонии в современном мире.
Цель исследования – теоретико-методологический анализ сущности и форм проявления социальной гармонии в современном мире.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- расширить и развить представления о содержании понятия «социальная гармония»;
- реконструировать логику становления и развития идеи социальной гармонии;
- обосновать тезис о социальной гармонии как объективной потребности общественного развития;
- разработать обобщенную и систематизированную типологию основных концепций социальной гармонии в современном мире;
- обобщить поле конструктивных идей западных моделей социальной гармонии;
- выявить особенности русской модели социальной гармонии;
- раскрыть и проанализировать основные противоречия и тенденции развития социальной гармонии в современной России.
Теоретико-методологической основой исследования является интеграция принципов историзма, системности, объективности, компаративистики, материалистической диалектики с методами философского анализа социальных феноменов. Метод исторической реконструкции использован автором для выяснения того, как возникает и эволюционирует понятие социальной гармонии, и изменяются конкретные формы её проявления. При рассмотрении форм проявления социальной гармонии в различных сферах жизни общества автором применялись аксиологический, социально-экономический, социокультурный и философско-антропологический подходы.
В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над проблемой социальной гармонии, её сущности, форм проявления и возможности достижения в современном мире.
Научная новизна исследования обусловлена спецификой философского осмысления социальной гармонии и форм ее проявления в современном мире и заключается в следующем:
1) разработана целостная авторская концепция социальной гармонии, в которой нашли отражение три имманентных ей сущностных характеристики:
социальная гармония выступает формой взаимоотношений между социальными слоями, группами и классами, имеющими различные интересы, одновременно способствуя сохранению целостности социального организма, стабильности его бытия и развития;
социальная гармония, выступая формой и результатом разрешения противоречий, носит преходящий, конкретно-исторический характер и не снимает эти противоречия окончательно;
социальная гармония не исключает классовых выступлений, демонстраций и т.п. в рамках закона и затрагивает в равной степени все сферы общественной жизни;
2) выделены объективно-исторические основания социальной гармонии как потребности общественного развития, выраженные в социально-экономической политике государства и таких компонентах общественного сознания как толерантность, справедливость, гражданское общество, патриотизм;
3) обоснован тезис о том, что форма и особенности проявления достигнутой в обществе социальной гармонии, определяются способом и формой разрешения противоречий между индивидуалистическими и коллективистскими началами общества, а также между социальными слоями, группами и классами, имеющими противоположные, доходящие до антагонизма интересы;
4) показаны особенности интерпретации сущности и форм проявления социальной гармонии в либеральной, консервативной, социалистической и анархистской моделях общественного развития;
5) теоретически обоснована возможность практической реализации социальной гармонии в России. Показано, что объективными факторами её достижения выступают: формирование политически активного гражданина, продуманная и сбалансированная социально-экономическая политика, воспитание гражданской ответственности и формирование национальной идеи посредством целенаправленной работы государства.
Положения, выносимые на защиту.
-
В авторской концепции социальная гармония выступает формой социальных взаимоотношений, способствующей целостности социального организма; формой и результатом разрешения социальных противоречий, общественным устройством, в котором не исключены классовые выступления, демонстрации и другие формы социальных протестов в рамках закона.
-
Способ и формы разрешения противоречий между индивидуалистическими и коллективистскими началами общества и противоречия между социальными слоями, группами и классами, имеющими противоположные, доходящие до антагонизма интересы, определяют специфику форм проявления достигнутой обществом социальной гармонии.
-
Анализ либеральной, консервативной, социалистической и анархистской моделей общественного развития показывает наличие в них существенных особенностей в трактовке содержания, сущности и форм проявления социальной гармонии.
-
Социально ориентированная политика государства, гражданское общество, толерантность, справедливость и патриотизм выступают объективно-историческими основаниями достижения социальной гармонии в современном мире.
-
Формирование и воспитание политически активного гражданина, продуманная и сбалансированная социально-экономическая политика и идеологическая работа государства по выработке национальной идеи служат объективными факторами практической реализации социальной гармонии в России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании тенденций развития современного глобального мира, при анализе отдельных социальных процессов и их последствий, а также при разработке дальнейших научных теорий в социальной философии, политической философии, глобалистике и других научных дисциплинах, изучающих государство, общество и процессы глобализации. Кроме того, результаты проведенного исследования можно использовать в создании материалов для тестирования по циклам гуманитарных наук, в вузовских курсах общественных наук. Фактологический материал и теоретические выводы могут найти применение в разработке и чтении курсов в вузах по социальной философии, политической философии.
Апробация результатов исследования. Результаты научного исследования использовались в учебном процессе на кафедре «Философия» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в преподавании учебных дисциплин: «Философия», «Философия государства».
Основные положения диссертации, выводы и рекомендации отражены в выступлениях на международных научных и научно-практических конференциях и заседаниях круглых столов. Среди них:
- IV Международная научная конференция «Садыковские чтения» (Башкирский государственный университет, Уфа, 2008);
- Международная научно-практическая конференция «Философия интеллектуального капитала как национального богатства», посвященная 90-летию Финакадемии (Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2009);
- Международная научно-практическая конференция «Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом» (МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2010);
- Международная научно-практическая конференция «Философские, социально-экономические и правовые основания государства в контексте глобализации» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011);
- Международная научно-практическая конференция «Эволюция и становление гражданского общества в контексте глобализации» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011);
- круглый стол «Философия финансового кризиса» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2009);
- круглый стол «Насилие в СМИ: сегодня и завтра» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва 2010);
- круглый стол «Продолжение разговора: философия кризиса» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2010);
- круглый стол «Базовые ценности современной России» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011);
- круглый стол «Тенденции и динамика развития культуры в современной России» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2011).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии.