Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования. Одной из актуальных проблем современной России выступает проблема становления и формирования личности человека в условиях глобализирующегося мира. Своими корнями проблема человека уходит в историю веков, но проблема личности человека, конкретно связанная с процессами глобализации, была поднята в 1970-е годы, и особенно актуализировалась после 1990-х годов. На пороге ХХI века возник вопрос о сохранении самого человека как социального и биологического вида, его культуры, образа жизни, а также ценностей и нормативов, которые были выработаны человечеством. Все это находит острое отражение в отечественной науке и исследованиях ученых, тем более, когда стоит вопрос о сохранении личности человека, идентичности граждан России, а также о существовании самой России как самодостаточного государства в рамках глобализирующейся мировой системы.
Тема человека всегда находилась в центре общественного сознания и являлась одной из основных проблем человечества. Однако термин «глобализация» до сих пор не получил достаточно широкого и всестороннего определения, а процессы глобализации, факторы становления личности человека в новую эпоху не осмыслены и не проанализированы окончательно. Обращение внимания диссертанта к вопросу формирования личности человека в глобализирующемся мире связано с обострившимися проблемами сохранения самого человека, его идентичности, культуры, духовности, в связи с инновационными культурологическими, социальными, технологическими и техногенными воздействиями на людей, параллельно идущими с процессами глобализации. Является актуальной задача выявления базисных структур социума, включая культуру, мировоззрение, сознание, мышление, которые причисляются к ряду компонентов, ответственных за формирование, сохранение и передачу жизненного опыта людей. К не менее важным проблемам относится исследование факторов, ведущих к разрушению культуры, расшатывающих мировоззрение человека, выхолащивающих ценности. Все это ведет к уничтожению достойных для человека жизненных ориентаций, исчезновению духовности. Процессы глобализации начинают овладевать сознанием, влияют на познание, специфическим образом способствуют формированию мировоззрения современного человека и, в итоге, оказывают влияние на его становление и развитие.
Человечество вступило в новую эпоху своего развития, это случилось в процессе постоянно ускоряющейся жизнедеятельности людей. Отличительная черта нашей эпохи – глобальный кризис, охвативший все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Он вызван многими причинами, но прежде всего современными процессами глобализации, происходящими в общественной жизни. Человек неумолимо становится другим и далее продолжает меняться, наблюдаются изменения в его психологии и мировоззрении, в кругозоре, восприимчивости, душевных переживаниях, аналитических способностях. Как пишет Э. Тоффлер: «Ибо если посмотреть вокруг, мы повсюду обнаруживаем свидетельства психологического истощения. Как будто бомба взорвалась в нашей общей «психосфере». Мы фактически переживаем не просто разрушение техносферы, инфосферы или социосферы Второй волны, но также распад ее психосферы». Главная примета нового времени, его содержательная сторона состоит, как представляется, в том, что современный человек создал мир, слишком сложный для себя как отдельно взятой личности, для своих индивидуальных и интеллектуальных возможностей. В результате он утратил способность сознавать базовые закономерности этого мира и их изменения, предвидеть последствия своих усилий и направление своего собственного развития.
В эпоху глобализации, когда происходят кардинальные перемены, рушатся традиционная культура, ценности, личная жизнь людей и существующий социальный порядок, когда надвигается новая мировая система с иными требованиями, ставить философский вопрос о формировании личности человека в эпоху глобализации – это, значит, заниматься поиском путей адаптации человека к современным процессам. В этих условиях необходимо осмысление процессов глобализации и связать все это с феноменом человека, его бытием. Не следует легко и просто выступать за глобализацию или против нее, игнорируя объективные исторические тенденции, а необходимо понять, что же происходит в современном мире, чем он отличается от прошлых эпох. Глобализация – это реальность жизни, и мировое сообщество столкнулось в начале нового века со многими глобальными проблемами, в частности, с проблемами человека, его бытия, культуры и идентичности.
Сегодня назрела необходимость осмысления бытия человека в глобализирующемся мире. Жизнь доказывает, что история человечества развивается неоднозначно и не предсказуемо. Исходя из многовариантности культур и цивилизаций, исследуемые в данной работе проблемы, связанные с личностью человека в эпоху глобализации, рассматриваются в рамках концепции сохранения духовно-культурного многообразия мира в условиях его движения к глобальной унификации. Ценность исследования заключается в том, что, несмотря на всевозможные и постоянные внесения современной наукой коррективов в концепцию исследования человека, все же можно говорить об уточнениях ее положений. Главное, что тема человека продолжает сохранять свою актуальность и на сегодняшнем этапе жизни людей.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования личности человека в глобализирующемся мире, по мнению диссертанта, относится к ряду основополагающих проблем современности. Мысль об исследовании проблемы становления личности человека или его формирования в соответствии с происходящими процессами эпохи и времени имеет давнюю историю. Идеи данного вопроса обнаруживаются уже в трудах древних авторов: Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона, Плотина. Они понимали важность целостного подхода к решению проблем развития личности человека. Все это нашло отражение в сочинениях последующих философов, исследователей и ученых.
Автор акцентирует внимание на том, что проблема формирования личности человека широко анализируется в трудах отечественных и зарубежных философов и социологов. В разные периоды этими вопросами занимались Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.Н. Лосский, В.В. Налимов, а также С. Вивекананда, Б. Рассел, М. Шелер, К.Г. Юнг, П. Тейяр де Шарден, Н. Гартман, Х. Ортега-и-Гассет, Д. Кришнамурти, Э. Фромм, Х.Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, К. Леви-Стросс, В. Холличер, Э. Тоффлер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма.
В современной России проблема феномена человека и его развития рассматривается в различных направлениях философии, нередко при этом, она изучается на фоне глобализационных процессов. Например, мировоззрение человека и картина мира (И.Я. Лойфман, А.Н. Чанышев, П.С. Дышлевый, Б.С. Галимов, А.Ф. Кудряшев, А.В. Лукьянов); человек в рамках диалога культур и цивилизаций (А.С. Панарин, Т.Ф. Кузнецова, М.Т. Степанянц, О.И. Тарасов, Ф.С. Файзуллин, Л.А. Ширяев); человек и его сознание, познание, мышление, знание (И.А. Гобозов, В.С. Степин, А.Д. Урсул, М.И. Дремина, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Кувакин, Д.А. Нуриев, С.М. Поздяева, В.С. Хазиев); человек и философия, в которой человек понимается как субъект исследования, как личность (В.Е. Кемеров, В. Виндельбанд, Н.В. Громыко, М.Г. Делягин, В.В. Ильин, Н.А. Шергенг, Т.М. Тузова, А.Н. Чумаков); правовое и национальное государственное обустройство (Ю.Г. Ершов).
Разрабатываются также в науке онтологические и гносеологические основания становления человека. Его истоки обнаруживаются уже в размышлениях Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура. При этом основу для последующих исследований подготовили Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шлейрмахер, Ф. Шеллинг, Ю. Фихте.
Анализу специфики мировоззрения людей, начиная с ранних этапов развития человека, посвятили свои труды Л. Леви-Брюль, Э.Б. Тэйлор, А.А. Файнберг, К. Юнг, К. Леви-Стросс, В.П. Алексеев, Г.П. Григорьев. Педагогические и психологические аспекты формирования мировоззрения человека исследованы в работах А. Маслоу, Л.И. Божович, Г.Б. Карпетова, Ф.Е. Пашкова, Л. Хьелл, В.И. Шубина, А.М. Шустова. Изучением сознания, мышления, познания занимались В. Виндельбанд, Г. Башляр, Х.Г. Гадамер, К. Поппер, А.Н. Уайтхед, Ст. Тулмин, М. Полани, З. Фрейд, М. Фуко, Шри Ауробиндо, Д. Судзуки, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.Н. Лосский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов, М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили.
Взаимосвязь мировоззрения человека с ценностями рассматривается в работах С.Ф. Анисимова, М.С. Кагана; причинно-следственная связь с техникой и технологией – в исследованиях Л.Ф. Кузнецова, М.А. Розова; социальная активность, взаимодействие человека с окружающим миром и его ориентация – в работах Г.С. Арефьевой, В.Г. Федотовой; синтез традиций и современности – в работах Л.И. Рейснера, Д.М. Азаматова, З.Я. Рахматуллиной. Рассматривается также связь мировоззрения и сознания человека с искусством (Э. Сурно), с игрой (Й. Хейзинга, В.М. Розин), смыслом жизни (Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк).
Итак, проблема формирования личности человека была актуальной во все времена, но особо усилилась она в современную эпоху. Связано это с тем, что в связи с глобализационными процессами появляются новые проблемы, имеющие отношение к различным факторам жизни людей, включая их сознание и мировоззрение, действия и поступки. До сих пор считаются не разработанными до конца проблемы, связанные с исследованием места и роли человека в структуре современной общенаучной картины мира. Не завершен анализ взаимосвязи внутреннего и внешнего, интенсивного и экстенсивного развития мировоззренческих систем в эпоху глобализации. Вследствие отсутствия завершенности исследования взаимосвязи человека и окружающего мира в современную эпоху, остается неизученной в полной мере сама проблема формирования личности человека в глобализирующемся мире.
Человечество вступило в новую эпоху. Проблема существования человека и общества в полностью технизированном и информатизированном мире стала одной из острых проблем современности. Она привлекает внимание философов, социологов и политологов. Их усилиями разработано множество концепций, ориентированных на исследование эволюции человека и общества. Автор в своей работе придерживается одного из традиционных подходов – «цивилизационного» (А. Тойнби, Н.Я. Данилевский), в его рамках за основу развития личности человека и прогресса общества приняты социокультурные типы и историзм, духовное совершенствование. В поле зрения находится также формационная концепция К. Маркса, исходящая из позиций производственно-хозяйственных отношений. Выводы работы строятся на основе деятельностной парадигмы, ценностных ориентаций человека, развития культуры, образования, экономики, а также техники и ее роли в преображении социальных процессов и факторов становления личности человека.
Диссертационное исследование наталкивает на осмысление процессов, которые происходят в современной России. К началу ХХI века человечество в основном уже перешло к новому строю, и этот объективный процесс следует дальше. Но каков будет этот новый строй в итоге, мы не пытаемся широко моделировать. Главное, органическим элементом этого строя должно стать цивилизованное взаимодействие разных форм культуры, собственности, демократия, равенство, братство, социальная гарантия, сотрудничество и договоренность, а также государственное регулирование. Последствия глобализации будут различными для разных регионов, стран, народов, сообществ и для самого человека. Использование научно-технических, культурных достижений человечества для прогресса и инноваций, развития знаний, решения различных проблем современности возможно лишь в демократических сообществах, где есть равные для всех условия становления и формирования личности человека, признаются права и свобода людей, открыты пути для социальной и экономической деятельности, творчества и инициативы.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает современный человек эпохи глобализации.
Предметом исследования являются пути формирования и становления личности человека в эпоху глобализационных перемен.
Цель диссертации заключается в осуществлении философского анализа феномена становления человека в глобализирующемся мире, выявлении основных проблем бытия людей для определения стратегии формирования личности современного человека.
Все это может быть конкретизировано в виде следующих основных задач:
определить особенности положения социума в эпоху глобализации;
определить предпосылки становления и формирования личности человека в эпоху глобализации;
рассмотреть личность человека во взаимосвязи с глобальными проблемами современности;
выявить социальные аспекты состояния внутреннего мира человека, как предпосылки адаптации личности человека к условиям глобализации;
дать анализ личности человека в эпоху глобализации, его культурного и духовного измерений;
раскрыть проблему бытия человека, природы, общества и человечества в целом, определить перспективу гармонизации их взаимодействия;
выявить причины социальных действий и поступков личности человека в эпоху глобализации;
рассмотреть особенности мировоззрения человека в условиях глобального синтеза духа, культуры, философии и нравственности;
исследовать особенности сознания человека в эпоху глобализации, роль науки и культуры в его развитии;
уточнить проблему идентификации личности человека в эпоху глобализации в контексте его духовных, нравственных, ценностных ориентиров, жизненных предпочтений и деятельностной парадигмы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют общие научные принципы и методы познания, используемые в изучении социальных процессов, а также научные подходы, связанные с особенностями избранной проблемы.
Объединяющим методологическим началом работы стало использование научных принципов, необходимых для более полного анализа становления личности человека в современную эпоху: историзма, комплексности, системности и объективности изучения явлений бытия человека. Данные концептуальные положения, или система взглядов, как определенный способ понимания предмета, явления, процесса, предполагали исследование и анализ совокупности различных точек зрения на основные аспекты становления человека эпохи глобализации, изучение внешних и внутренних факторов, обусловливающих особенности уровней данного феномена, а также определение адекватной современному положению личности человека авторской позиции.
Единый, определяющий замысел, ведущая идея диссертационного исследования, ее концепция, базируется, прежде всего, на социокультурном подходе к определению природы и сущности становления личности человека в эпоху глобализации (авторы не упускают из виду и наличие формационного подхода). В рамках данного подхода основными методами исследования являются: системный, системно-функциональный, сравнительный, исторический методы, а также элементы диалектического, аксиологического подходов и их методов.
Использование системного подхода позволило рассмотреть становление личности человека и механизмы его формирования как сложную систему элементов общественных отношений, как целостный социокультурный феномен, представляющий совокупность взаимосвязанных элементов, вычленить уровни формирования личности человека, определить границы и критерии их отличий, параметры для системного сравнения и выявления их общих и специфических характеристик. Системный подход привел к использованию факторного анализа для выявления совокупности сложных, многоуровневых и взаимозависимых причинно-следственных связей, влияющих на эволюцию составных частей данного феномена.
Человек есть продукт развития. Без учета принципа историзма нельзя анализировать социальную и природную действительность. Принцип историзма – важнейший принцип диалектики. Использование сравнительно-исторического метода позволило проанализировать динамику эволюции соотношения уровней становления человека и его идентичности, основ мировоззрения, роли социально-статусных маркеров для выстраивания иерархий как на региональном, так и на общегосударственном уровнях.
Оценки теоретической и прикладной функциональности различных научных концепций становления и формирования личности человека, предложенные в диссертации, ориентированы на общепринятые в отечественной науке принципы как логическая завершенность суждений, достоверность фактов, корректность формулировки исходных теоретических позиций, ориентированность на практическое применение концепции. Теоретической основой диссертации послужили концепции, теоретические положения, идеи и гипотезы российских и зарубежных ученых и исследователей, рассматривающих проблему человека в современном мире в контексте процессов глобализации.
Среди наиболее значимых работ, использованных в диссертации и оказавших влияние на ее концепцию, можно отметить труды Г.С. Арефьевой, Х.А. Барлыбаева, В.В. Владимирова, Л. Выготского, Б.С. Галимова, И.А. Гобозова, Л.Д. Гудкова, К.Х. Делокарова, М.Г. Делягина, Л.М. Дробижевой, З.Ф. Жаде, Т.И. Заславской, А.А. Зиновьева, В.П. Иноземцева, С.Г. Кара-Мурзы, В.Е. Кемерова, Ю. Левады, И.В. Митиной, А.С. Панарина, В.С. Степина, А.Д. Урсула, Ф.С. Файзуллина, В.Г. Федотовой, М. Чешкова, А.Н. Чумакова и др.; С. Бенхабиба, А. Бергсона, Б.М. Бернштейна, Ж. Бодрийара, Н. Винера, Л. Драйера, М. Кастельса, А. Кинга, Г. Лебона, К. Леви-Строcса, А. Лиетара, Р. Мертона, Д. Нейсбита, Э. Норбета, К.Р. Поппера, П.А. Сорокина, А. Тойнби, Э. Тоффлера, Д. Форрестера, Э. Фромма, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, В. Холличера, Б. Шнайдера, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.
Источниковедческую базу исследования составили материалы международных и общероссийских научных (научно-практических) конференций, научные статьи, монографии, диссертационные работы, труды и исследования как российских, так и зарубежных авторов по данной проблематике. Были привлечены Интернет-ресурсы.
Научная новизна диссертации заключается в исследовании социально-теоретического ракурса, который использован для анализа опыта современной социокультурной динамики становления личности человека в современном глобализирующемся мире. Она отражена в авторских подходах к оценке научной функциональности различных концепций становления человека, его идентичности и самоидентичности, а также в мировоззренческих генерализациях настоящей работы.
Отметим наиболее существенные стороны проблемы становления личности человека в глобализирующемся мире, раскрытые в диссертации и получившие статус научной новизны:
выявлено, что современная эпоха глобализации – это историческая эпоха, актуализированная в картине мира современного периода. Эпоха и «картина мира» в данном определении являются близкими по своему смысловому, культурному и философскому содержанию. Глобализация же в рамках картины мира имеет сама по себе начальный этап, средний этап и последующую ступень социально-теоретического развития;
доказано, что современная форма глобализационных процессов приводит к единству и однообразию, к унификации. Она игнорирует национальный суверенитет и национальные границы, культуру, в то время как мир, отражающий историю человечества, всегда в одно и то же время был, и есть, как нечто единое во множестве. Мир по большому счету есть нечто единое и неподверженное изменению с точки зрения последнего, или духовного основания;
обнаружено, что, современный глобализационный процесс требует единства мысли и жизни людей. Это единство обусловлено природой человека, призванного к творчеству; при этом данный творческий, созидательный процесс выступает частью самой природы, реальной движущей силой культурного человечества;
обосновано, что обустраивая и познавая мир и природу, человек эпохи глобализации обязан изменять и преобразовывать самого себя, чтобы существовать, не нарушая законов природы, ее естественных императивов. Человек в настоящее время способен сохранить за собой изменяющиеся на каждом историческом витке регулятивные функции, соотнести их с экономическими, социальными, культурными и духовными процессами современности;
доказано, что культура человека в глобализирующемся и интегративном мире приобретает обновленный созидательный и формообразующий характер. Это означает, что говорить о культуре, о ее силе влияния на личность человека, следует применительно ко всей сфере человеческой, культурной деятельности и во все периоды исторической жизни;
выявлено, что формирование личности человека эпохи глобализации определяется нарастающим противоречием между его внутренним, духовным миром и теми внешними реалиями, которые сковывают экзистенцию как проявление ее свободы. В настоящее время возникает потребность в выработке интегрального, синтетического понимания человеческой свободы, идей равенства, братства, содружества, которые не сводились бы к их обоснованию в границах только одной из сфер творческой активности людей;
обнаружено, что смысловая структура личности человека эпохи глобализации выходит за границы простых человеческих дел и поступков, она приобретает характер распространения во всем мировом культурном и духовном пространстве. Жизнь людей сегодня уже не может быть нормативно оценена вне планетарного, космического измерения человечества с позиций этики и гуманного духа;
обосновано, что в эпоху глобализации требуется усиление гуманистического смысла существования и воспроизводства многих социальных институтов (в том числе и институтов права, образования). В данном отношении глобализирующийся мир позволяет преодолевать правовой нигилизм личности человека, который состоит в превышении дозволенного, и который подменяет его духовное бытие сугубо материальным, эмпирическим бытием. Отчуждение правовых норм означает, по сути дела, отрицание духовности, субстанцией которой выступает право, которое в свою очередь представляет собой основу духовной жизни;
обосновано, что специфика культуры человека эпохи глобализации призвана определяться единством социальных, политических, экономических, философских интересов и ценностей. Без универсализации ценностей общество не может избежать мировоззренческого тупика, преодоление которого связано не только с ориентацией человека на альтернативные идеи, но и на другие возможные духовные и культурные инварианты, которые остаются неизменными в различных культурных формах и во всех исторических эпохах. Так, в данном отношении чувство любви и гуманизм означают некое идеальное задание личности, вне которых глобализационные процессы утрачивают смысл и интенсивность своего протекания;
доказано, что мировоззрение человека эпохи глобализации задается синтезом обновленных на современном этапе экономических, социальных, культурных, политических, философских, нравственных оснований, предпосылок его бытия. Мировоззрение, внутренний, нравственный мир человека есть его духовная целостность, развивающаяся за счет порождения своего смыслового содержания в рамках определенной эпохи;
установлено, что жизненные ориентации человека эпохи глобализации могут быть до некоторой степени рассмотрены не только с точки зрения традиционного подхода (включая и марксистский), но и могут быть представлены как некая мозаика жизненных, мировоззренческих ориентаций. Мозаика ориентаций человека предполагает разнонаправленность его жизненных ориентиров и ценностей, которые еще не сложились в одну единую логическую единицу;
установлено, что переход различных социумов к эпохе глобализации, их интеграция к глобализационным процессам не могут быть однообразными. Все это определяется развитостью и многосторонностью человеческих качеств, уровнем культуры общества на данный момент времени. Развитие возможностей современного человека, его творческие нравственные и культурные потенции позволяют вести речь о формировании нынешнего мирового сообщества. Поэтому, как бы люди не относились к процессам глобализации, следует все же признать, что для человеческого рода в целом назрела необходимость создания нового ценностно-правового мировоззрения, культуры, этики поведения, которые оказались бы приемлемыми для всех, и способными вписать тенденцию возрастания чувственно-эмпирического мировосприятия в русло духовного представления мира, когда все процессы и явления предстают с точки зрения предельного культурного и духовного основания.
Теоретическое и практическое значение диссертации определяется ее направленностью на изучение человека эпохи глобализации, на познание его внутреннего мира и выявление факторов и закономерностей, проявляющихся в процессе становления личности человека и его вхождения в жизнь современного социума. Положения и выводы работы ориентированы на дальнейшее развитие представлений о личности человека в глобализирующемся мире. Результаты исследования позволяют уточнить теоретические представления о природе формирования и развития личности человека в эпоху глобализационных перемен и ее значении в современном социальном процессе России, а также обосновать ряд практических предложений по решению этого вопроса.
Теоретическое значение работы направлено также на развитие этики ответственности. Опыт показывает, чем всестороннее рассматривается процесс глобальной эволюции, тем чаще возникает тема этики. Поскольку этика есть наука не о том, что есть, а о том, что должно быть, то, следовательно, человек оказывается призванным не только отразить эпоху, но и поднять нравственное, историческое сознание эпохи, выйти за ее пределы, нравственно облагораживать ее.
Результаты диссертации могут найти свое применение в процессе дальнейших исследований особенностей эпохи глобализации, что позволит глубже проникнуть в суть многих общественных явлений, выявить законы тенденции, свойственные современному социуму. Выводы и положения диссертации составят теоретическую и практическую базу дальнейшей разработки философии человека, природы, политики и права.
Результаты диссертации могут быть использованы также в преподавании как общего курса философии, так и различных спецкурсов. Например, это спецкурсы: «Конфликтология», «История и теория мировой культуры», «Философия мифологии», «Философия политики», «Типы мировоззрения», «Человек в меняющемся мире», «Специфика модернизационных процессов», «Философия культуры», «Картина мира», «Философия предпринимательства», «Гендерные аспекты социального развития», «Философские проблемы глобалистики», «Философия геополитики», «Толерантность в социальном развитии», «Социальная философия евразийства».
Основные результаты и идеи диссертации, ее концептуальный замысел изложены автором в двух монографиях, в целом ряде работ (более 30), опубликованных в философских сборниках научных трудов, а также журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.
Общий объем опубликованных работ по теме диссертационного исследования составляет более 50 печатных листов.
Апробация диссертации осуществлена в докладах на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Т. 3, М., 2005); на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Т. 3, Новосибирск, 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2005); на Республиканском семинаре ученых «Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций» (Уфа, 2006); на Всероссийской научно-практической конференции «Национальная политика и культура в современных условиях» (Ч. 2, Уфа, 2006); на Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2007); на Международной научной конференции «Философия гуманитарного знания: социокультурные измерения» (Украина, г. Черновцы, 2007); на Республиканской научно-практической конференции «Россия и Башкортостан: социально-политическая история и современность (к 450-летию вхождения Башкортостана в состав России)» (Уфа, 2007); на Международной научно-практической конференции «III Садыковские чтения» (Уфа, 2006); на Всероссийской научной конференции «Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие» (Уфа, 2007); на Международной научной конференции «Философия в XXI веке. Онтология, творчество и гуманизм» (Т. 2, Уфа, 2006); на Международной научно-практической конференции «Этнокультурные и этнополитические процессы ХХI века» (Уфа, 2007); на Международной научно-практической конференции «Свобода личности: правовые, исторические, философские аспекты» (СПб, 2008); на IV Международной научной конференции «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008); на Международной научно-практической конференции «Этносоциальные процессы во Внутренней Евразии» (Новосибирск – Семей (Казахстан), 2008); на Международных научно-практических конференциях научной сессии «Х Невские чтения» «Актуальные проблемы культурологии и педагогики» (СПб, 2008); на Международной научной конференции «Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов» (Москва, МГУ, 2008); на Международной научной конференции «Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А. Гусейнова» (Москва, МГУ, 2009) и др.
Структура диссертации соответствует поставленным задачам и отражает особенности методологии исследования. Работа состоит из «Введения», трех глав, включающих 12 параграфов, «Заключения» и списка использованной литературы, включающего 353 наименования. Общий объем диссертации составляет 373 страницы.