Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-социологический анализ социально-классового и идеологического развития Бангладеш Бадрул Алам Хан

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадрул Алам Хан. Философско-социологический анализ социально-классового и идеологического развития Бангладеш : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.09.- Москва, 1982.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исслздования. Борьба освободившихся народов., рост в/ -ЯІМЯ мирового социализма и углубление общего кризиса капитализма породили качественные сдвиги, в развитии независимых афро-азиатских государств. В отчетной докладе ЦК КПСС ПУ съезду КПСС указывалось на такие важные процессы в развивающихся стра-пах, как "перенесение центра тяжести в развитии промышленности на государственный сектор, ликвидация феодального землевладения, национализация иностранных предприятий". ' Зти изменения способствовали значительному расииренип экономической и. социальной базы государственной власти, болеэ четко вырисовываются перспективи национально-демократической революции, ускоряются, процессы государственного и национально-культурного строительства.

Характерной особенность*) развития освободившихся стран, как отмечалось на ХХУІ охегде КПСС, является, то, что "одни из них после освобовдения поили по революционно-демократическому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них проводят подлинно независимую политику, другие идут сегодня в. фарватере политики империализма. Словом, картина'довольно пестрая","' Данное обстоятельство получило должное внимание на Щ съезде Коммунистической чартш: Бангладеш, где. отмечалось, что' "основное противоречие современной эпохи, противоречие между социализмом и капитализмом объективно углубляет ооциаяьно-клаооо-Вуп и идеологичеслув дифференциация развивающихся стран, различия в путях их национального самоопределения". ^

В этих уеловиях особое значений приобретает социологическое, исследование ооциально-класоовой основы раэвивавдихоя ограц, специфики общественного сознания и процесса его трансформации. От того, насколько глубоко исследуется данный круг вопросов, во многом зависит, точность прогнозов тенденций размежевания классовых сил этих стран и "определения перспектив их дальнейшего развития,,

  1. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.,,1976, с.И-12.

  2. Материалы. ХШ съезда КПСС. М.» .1981» с.П..

3-) Докумеыы И съезда Коммунистической партии Бангладеш. Дакка, 1980, с. 2* (на бенг. языке).

Диссертация посвящена одной из наименее развитых отран в зоне национального освобождения Азии -> Бангладеш» Предметов исследования является процесс социально-классовой дифференциации, и. трансформации различных форі-з общественного сознания в Бангладеш на протянениг. 10 лет ее существования з качестве независимого государства.

Данный круг проблем, изораи в качестве основного предмета исследования неслучайно; В динамике социально-классовых сдвигов, а также в тенденциях и характере оволюции общественного сознания наиболее полно и точно отражаются, взаимоотношения двух диалектически связанных сфер общественной аизни: базиса, о одной стороны 8 и надстройки., с другой. Следует также учитывать и то, что классы являются элементами не только социальной структуры,- но и политико-идеологичзскси системы. Таким образом, различные общес*'-ЗБНше классы ариобретают специфические политико-идеологические характеристики, которые выражают их функционирование в сфере духовной жизни, и то активное обратное"влияние, которое политическая идеология, религия, философия и другие формы общественного сознания оказывает на экономическую и социальнув кизнь страны»

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы опираясь на марксистско-ленинское учени& о классах и классовой сорьбе, а такке активной роли общественного , сознания., особенно научной идеологии з преобразовании ^циальных отношенийі установить основные закономерности и специфику развития Народной Республики Бангладеш, показать историческую бесперспективность капиталистической ориентации развития, раскрыть содержание и социально-исторический смысл структуры общественного ' сознания и его обратное влияние на базио бангладешокого общества. В соответе-твии с поставленной целью в работе решаются задачи, связанные о исследованием:

социадьно-эконоцичес^их последствий колониального господства для классовой структуры Бангладеш!

классовое дифференциации в деревне, в течение последних 10 леї (периода политической незазиоииосгк страны);

тенденция развития кашгадизца в городе а его влияние на про-дао с формирований saaocoaj

рааяичнах. течений в подигичао^св идеологии Боигдадаи;

2.

места ислама в духовной жизни отраны;

социальных функций философии в Бангладеи.

Источники и научная новизна работы. Методологической и теоретической основой исследования служили .труды классиков мар'ко-оизма-ленинизма, в частности, их положение о диалектической взаимосвязи базиса и надстройки, материалы съездов K1ICC и кошу-ниотической партии Бангладеш, Больиуо помощь при написании работы оказали труды советских ученых, исследующих различные ао-пекты специфики н закономерности общеотвенно-иедологачеокого развития развивающихся стран, особенно следует отметить ноногра* фии и статьи Л.Б.Алаева, И.Л.Андреева, Б.Г.Гафурова, С.Н.Григэ-ряка, .В.Константинова, А.А.Куценкова, В.Ф.Іи, М.Б.Митиьа, Б.Н. Пономарева, Е.к.Примакова, Т.С.^аидбаева', А.И.Соболева, М.Т.Степаьянц, Р.А. Ульяновского, П.Н.ёедосеева, Е.М.Яблояова, ооветских бэнгаловедов О.С:Бараноза, О.В.Ганковского, Н.И.Ермош-кина, В.Н.Моокалэкко, В.Пучков, С.И.Танзыкбаева и других. При написаний диссертации большую помощь оказали монографии и статьи зарубежных ученых, в частнооти, Г.А.Хиггера, Ї.У. Калвеэа, И. Ватта. В исследовании использовались труды баргладеиских ученых Ч.Анваруллах, Б.К.Джахангира, Н.Карима, А.Матина и других. Выполняя свое исследование, автор опирался на материалы науч.чых конференций и семинаров по проодемам социального и идеологического развития Бангладеш, стауиетические данные, опубликованные правительстдешшми органами Бангладеш.

Новизна данного исолздозания соотоит в том, что впервые в советской филооофего-социологической литературе предпринимается пепытка комплексного рассмотрения.динамики социально-классовой и идеологической структуры Бангладеи. К числу выводов и предложений, возникшіх в процессе критического анализа классовой базы" иТсяоцкфаки общественного сознания, отнооитоя положение о той, что стихийное развитие-капитализма в древне Бангладеш ооздало талую ситуацию, когда проиэходит Засоренный процесс классовой [дифференциации в деревне и образование противоборствующих социальных групл: во главе перкой к-хедится'оельско-хозяйственшй пролетариат, во глава второй зажиточное крестьянство, причем традиционные уклады в деревне ае поглощаются совремнными сектерами, а продолжают оуічеотвоаагь рядом о ними в виде быстро раотущвй бедности, незанятости, пауперизма, люмпенства. Поэтому, чтобы

'-''' ' 3

соединить средства производства с огромным числом "лишних" рабочих,рук, надо нарушить принцип частной собственности. Что касается городов, то противоречивая сущность мирового капиталистического хозяйства и тенденции развития капитализма суживают возможность создания зрелого национального капитализма в современных условиях 7 указывают на необходимость социалистической ориентации развития Бангладеш. Один из новых выводов данного исследования состоит также в выявлении того, чтссфера общественного сознания не претерпела в годы независимого существования ' значительных прогрессивных изменений из-за глубокого традиционализма л религиозного консерватизма.

В работе используются источники и материалы, публикации .
бангладешских ученых и исследователей, как правило, неизвестные
советскому читатели. :

... Практическая ценность работы. Фактический материал и теоре-тическио выводы диссертации могут быгь использованы при разработке стратегии и тактики национально-демократической революции в Бангладеш. Результаты раооти могут быть использованы при чтении курсов лекций по теме "Социально-классовая структура и специфика общественного сознания развивающихся стран". Работа может представить ценность для тех, кто занимается общественно-политическими проблемами Южной Азии.

Апробация работы. Основные результаты исследования были апробированы автором, на Всесоюзной научной конференции "ХХУ съезд КПСС и проблемы общественного развития освободившихся стран3 (11-13 февраля 1980 года), а также в публикациях. Диссертация оосувдалась на заседании кафедры философии Университета друкбы народов имени П.Лумумбы 2ч- апреля 1981 года, а такке на заседании кафедры социологических исследований философского факультета МГУ 5 марта 1982 года.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, отражающей иоточниковедческуя базу в исследовании и использованную при аго выполнении литературу.

Похожие диссертации на Философско-социологический анализ социально-классового и идеологического развития Бангладеш