Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основания развития социального капитала (философский анализ) Паршина Наталья Валентиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Паршина Наталья Валентиновна. Основания развития социального капитала (философский анализ): автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Паршина Наталья Валентиновна;[Место защиты: Московский государственный институт делового администрирования].- Зеленоград, 2013

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Человечество переживает переломный момент в своей истории. Современное общество, благодаря интенсификации интегративных процессов, все более становиться динамично развивающейся глобальной системой, обладающей внутренним единством и целостностью. Происходит глобализация социальных, экономических, финансовых отношений, становление новых политических, ценностно-мировоззренческих установок. Вызовы времени в конце ХХ века обусловили постановку проблемы гармонизации социально-экономического и экологического развития. Это нашло отражение в концепции устойчивого развития, принятой конференцией ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро, и объявленной повесткой «Дня на ХХI столетие».

Трансформации в обществе всегда сопровождались формированием новых связей и отношений, социальных сетей. В этом плане социальный капитал определяет меру консолидации людей, характер социальных взаимодействий, их ценностно-мировоззренческую ориентацию, эффективную реализацию потенциальных возможностей общества в различных областях. Философское осмысление сущности социального капитала, выявление его смысла и значения чрезвычайно важно для раскрытия цивилизационных и региональных особенностей нравственного развития общества, понимания истоков социальных процессов, эффективного управления различными сферами социальной практики.

В современной науке на современном этапе развития общества социальный капитал воспринимается как взаимные ожидания и обязательства между людьми, которые накапливаются в определенный период времени, которые могут приносить прибыль. Социальный капитал оказывает влияние на развитие экономики, повышение конкурентоспособности, что повышает интерес к его развитию в современном обществе. Повышение качества социального взаимодействия в обществе, развитие и накопление социального капитала способствует формированию постиндустриального общества. Расширение коммуникаций в мировом сообществе стимулирует повышение доверия среди различных слоев населения, стран, способствует решению общественных и социальных проблем. Потребность в изучении социального капитала определяется появлением новых ролей для государства и бизнеса, которые оказывают особое внимание правам и обязанностям граждан, разрабатывают партнерские позиции социального капитала.

Тенденция глобализации мирового сообщества требует развития общественных отношений на новом, более высоком уровне, который характеризуется общностью целей и интересов, норм и ценностей в масштабах мировой цивилизации, основанных на доверии. Актуальность темы также обусловлена кризисом доверия в современном мире. Экономические кризисы лихорадят Европу, Азию, страны Карибского бассейна. Подрываются экономические основы общественных отношений и как следствие, рушатся системы доверия, созданные тысячелетней историей человечества. Недоверие к властям приводит к массовым забастовкам и беспорядкам, предотвращение которых становится мировой проблемой. Отсутствием механизмов формирования социального капитала можно объяснить неудачи в экономических и социальных реформах стран третьего мира. Таким образом, задача формирования социального капитала, человеческого капитала, как его составляющей является одним из условий успешного развития человеческого сообщества в целом.

Степень научной разработанности темы. Термин «социальный капитал» появился в конце 1980-х годов, с тех пор стали использовать его для характеристики общественных отношений современной цивилизации. Проблема состоит в том, что каждый автор использует свое определение социального капитала, общепринятого определения этого понятия не существует. В последние годы наблюдается значительный и постоянно растущий интерес к теории социального капитала, о чем свидетельствует его применение в различных дисциплинах и многочисленных предметных областях. Существующие исследования показали, что социальный капитал имеет значительные преимущества по совершенствованию ряда философских, экономических и социологических результатов. Интерес к изучению понятия социального капитала нашел свое отражение в исследованиях российских и зарубежных авторов. Основоположниками теории социального капитала являются Пьер Бурдье, Джеймс Коулман и Роберт Патнэм.

Первые теоретические исследования, которые предположили начало концепции социального капитала, были в трудах М. Вебера и Э. Дюркгейма. В своих работах они предположили, что доверие, из категории личностной характеристики, может перерасти в характеристику отдельной группы людей или общества в целом. Как независимый феномен, понятие социальный капитал, получило свое развитие с появлением таких концепций, как теория социального обмена (М. Мосс, Д. Хоманс, Р. Эмерсон), экономическая теория капитала (К. Маркс). Одним из известных исследователей социального капитала был Алексис де Токвиль. Он очень ясно понимал его важность и значение для общества, но ни разу не употребил это понятие в своих работах. В своем труде «Демократия в Америке, он сделал упор на то, что американская демократия работала именно потому, что американцы успешно образовывали ассоциации для достижения различных целей.

Л.Дж. Ханифан в 1916 году, описывая школьные центры сельских общин впервые использовал термин «социальный капитал». Автор делал упор на важность различных социальных связей при осуществлении образовательной деятельности.

В 60-е годы урбанист Дж. Джекобе использовала данный термин в своей работе «Жизнь и смерть великих американских городов», где было рассмотрено влияние социального капитала на социальную стратификацию, по средствам членства в социальных клубах. Термин «социальный капитал» был использован в начале в 70-х годов для анализа проблемы экономического развития, которое происходит внутри городов. Такой подход использовал экономист Г.Лоури и социолог А.Лайт. Понятие социального капитала у Лоури имеет вспомогательное значение, наряду с материальным и финансовым благополучием. Социальный капитал в его работах представлен как компонент воспроизводства социального неравенства.

Широкое распространение понятие «человеческий капитал» получило после публикации Г. Беккера «Человеческий капитал». Первым ученым, кто произвел систематический анализ понятия «социальный капитал» был П.Бурдье. В своих работах он характеризует социальный капитала, как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью (durable networks) более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания». Бурдье определяет социальный капитал как: «совокупность фактических или потенциальных ресурсов, которые связаны с созданием прочных сетей, на основе более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания. Другими словами, это членство в группе, которое обеспечивает каждому из его членов, при поддержке коллектива - собственный капитал» .

Дж. Клоуман рассматривает социальный капитал, как средство достижения личных целей индивида, за счет доверия и отношений, созданных в обществе. Социальный капитал определяется его функцией. Это не единое целое, но и не целый ряд различных субъектов, имеющих несколько общих характеристик: все они состоят из некоторых аспектов социальной структуры, и они способствуют определенные действия личности или корпоративных субъектов в структуре.

Коулман также добавил, что как и другие формы капитала, социальный капитал является продуктивным, что делает возможным достижение определенных целей, которые не будут получены в его отсутствие. В отличие от Бурдье, Коулман принял активное участие в эмпирических исследованиях и разработке показателей социального капитала.

Р.Патнэм в своих работах рассматривал социальный капитал с трех сторон: социальные сети, нормы взаимности и доверие. Главным индикатором измерения социального капитала по Патнэму является индивидуальный индикатор. Патнэм дал следующее определение: «Социальный капитал относится к функциям социальной организации, таким как доверие, нормы и сети, которые могут улучшить эффективность общества путем содействия согласованным действиям».

По мнению Ф.Фукуямы основой социального капитала является доверие, только на нем могут строиться общественные отношения. Также к вопросам понимания и доверия обращались такие ученые, как Аврелий Августин, И. Кант, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, М. Бубер, П. Тиллих. Также необходимо обратить внимание на исследования А. Портеса, в ходе которых были сформулированы основания, способствующие формированию социального капитала.

Рассмотрение вопроса социального капитала в России начинается с середины 90-х годов прошлого столетия. К вопросу концепции социального капитала в своих работах обращались Е.М. Аврамова, Т. Е. Ворожейкина, Г.В. Градосельская, С. И. Долуцкий, П.Н. Шихирев. Отдельные аспекты вопроса социального капитала затрагиваются в работах Н.Е.Тихоновой (неравномерность распределения социального капитала), И.Е.Дискина (влияние социального капитала на общественно-экономическую жизнь общества), Т.П. Скрипкиной (феномен доверия в социальном капитале).

Объект исследования социальные связи и отношения, определяющие сущность социального капитала.

Предмет исследования – основания развития социального капитала.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - философский анализ оснований развития социального капитала в современном мире.

Для реализации указанной цели диссертационного исследования поставлены и решены следующие задачи:

- определить сущность понятия социальный капитал, его роль в общественном развитии;

- выявить взаимосвязь человеческого и социального капитала на современном этапе развития общества;

- определить методологические функции понятия «социальный капитал» в современной науке;

- выявить статус парадигмы культуры в развитии социального капитала;

- определить роль права при формировании социального капитала;

Теоретические основы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили концептуальные положения отечественной и зарубежной социальной философии, выработанные при решении проблем исследования развития и функционирования социального капитала в современном обществе.

Теоретико-методологической основой исследования стали основные постулаты теории социального капитала, наибольший вклад в разработку которой был внесён рядом американских учёных ( Г.Лоури, Дж.Коулменом, Р.Патнэмом и др.), а также концепции доверия Ф.Фукуямы и культурного капитала П. Бурдье. Кроме того, при работе над данной темой были использованы труды таких зарубежных социологов Э. Гидденса, Р.Роуза, М Грановеттера, П. Штомпки, Н. Лумана и отечественных ученых Т. Шанина, В. Радаева, О. Шкаратана, А.Леденевой, О.Фадеевой, В. Пацироковского, Н. Тихоновой, А. Трапковой), теория социального поля П.Бурдье.

Методологическую основу диссертации составляют принципы единства и развития, диалектический метод познания, системный подход, а так же другие общенаучные методы познания, предполагающие всесторонний анализ феномена социального капитала, изучение оснований его развития.

В работе используются методы системного, структурно-функционального и факторного анализа, социально-философской типологии и компаративистики.

Работа опирается на общенаучные принципы познания общественных явлений: системный конкретно-исторический, функциональный. Были использованы междисциплинарный и компаративистский подходы.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется необходимостью философского осмысления оснований развития социального капитала в современном мире.

  1. Раскрыт феномен социального капитала, охарактеризованы социальные условия и предпосылки его становления и развития.

  2. Раскрыто взаимоотношение человеческого и социального капитала, как стержня развития социального капитала, показана их корреляция в условиях глобализации и перехода современного общества к устойчивому развитию.

  3. Определены методологические функции понятия «социальный капитал», показано, каким образом социальные связи, сети, отношения могут влиять на эффективность взаимодействия индивидов, выступать в качестве катализатора достижения тех или иных результатов в обществе.

  4. Выявлен статус парадигм культуры в определении динамики и ценностно-мировоззренческой ориентации социального капитала.

  5. Обоснована необходимость соответствующего правового поля, регулирующего формирование социального капитала. Показана основополагающая роль государства в формировании и развитии социального капитала.

Исходя из актуальности, степени разработанности и научной новизны диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие основные положения:

1. На современном этапе развития общества социальный капитал воспринимается как взаимные ожидания и обязательства между людьми, которые накапливаются в определенный период времени, которые могут приносить прибыль. Социальный капитал оказывает влияние на развитие экономики, повышение конкурентоспособности, что повышает интерес к его развитию в современном обществе.

2. Социальный и человеческий капитал тесно взаимосвязаны между собой, так как отражают важную роль человека в современной общественной системе. Человеческий капитал это уровень знаний, навыков, умений каждого отдельного человека. Инвестициями в человеческий капитал служат образование, профессиональные навыки, изучение иностранных языков. Социальный капитал характеризует межличностные связи, находящиеся в обществе. Для индивида, обладание социальным и человеческим капиталом, представляет внутреннюю ценности и способствует повышению производственной деятельности.

3. Методологическая функция социального капитала заключается в способности повышать социальную интеракцию субъектов. При определении методологической функции социального капитала следует исходить из определения социального капитала, представляющего собой совокупность структурных, когнитивных аспектов, которые характеризуют отношения членов общества друг с другом.

4. Во все времена культура рассматривалась как важнейшая способность человека к саморазвитию. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Культура формирует систему ценностей в обществе. Определяющие сущность социального капитала понятия – доверие, понимание, гуманизм, толерантность, партнерство, характеризуют важнейшие особенности культуры. Социальный капитал, раскрывая их взаимосвязь и взаимоотношение, внеся в их интерпретацию количественные и качественные показатели, позволяет раскрыть специфику конкретной культуры. Развитие социального капитала зависит от культурных особенностей конкретной страны.

5. Социальный капитал является необходимым условием для развития гражданского общества, поскольку он способствует интенсификации социальных связей, расширению доступа к различным информационным. Государство призвано выполнить важную координирующую роль, в формировании социальных сетей, их правовом обрамлении. Недостаточное влияние права на социальный капитал может повлиять на рост безответственности в обществе, привести к негибкости всей политической системы.

Теоретическую базу исследования составляют теория социального капитала и основания его развития, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие специфику социального капитала.

Практическая база исследования. Материалы диссертации могут послужить основой для подготовки аналитических сообщений, учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах.

Апробация результатов исследования. Методологические и теоретические положения диссертации, ее выводы и практические рекомендации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней. Автор принял участие в работе следующих научных конференций: Международная научно-практическая конференция «Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика» памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского (г. Москва, Московский городской педагогический университет, 2011 г.), V Международная научная конференция «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (г. Москва, Международные исследовательский институт, 20011 г.), Международная научно-практическая конференция «Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен» (г. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 2012 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Социальный капитал как фактор развития экономики России» (г. Москва, ЗелАО, 2012), Международная конференция «Развитие социального капитала и гуманизация образования как условие повышения качества жизни» (г. Москва, ЗелАО, 2013).

Основные идеи и положения диссертации изложены в 5 публикациях, общим объемом 2,0 п.л., в том числе в изданиях, включенных в перечень рецензируемых изданий ВАК объеме 1,1 п.л. Докладывались на кафедре философии, педагогики и общественно-правовых дисциплин государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московская государственная академия делового администрирования» (ГБОУ ВПО МГАДА), а так же в Московском городском педагогическом университете, Институте государственного управления права и инновационных технологий.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Основания развития социального капитала (философский анализ)