Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте Сабодина Евгения Петровна

Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте
<
Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сабодина Евгения Петровна. Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Сабодина Евгения Петровна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2009.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/492

Введение к работе

. Актуальность исследования

Характерной чертой текущего этапа общественного развития является
интенсификация социальных процессов, а также процессов взаимодействия общества
и природы. Эта интенсификация выражается, с одной стороны, в усилении
интеграционных тенденций, в том числе и на глобальном уровне, а с другой - в
активизации процессов дифференциации различных социальных и социоприродных
явлений. Из этого следует актуальность социальных движений, направленных в той
или иной мере на взаимодействие человека и природы. Определение социального
движения возможно по правовым, философским, социологическим и иным
основаниям. Так. согласно ст. 3 Федерального закона об общественных объединениях
граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без
предварительного разрешения органов государственной власти и орі-анов местного
самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на
условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического липа либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. (Федеральный закон в редакции 17.05.97 N 78-ФЗ).

D связи с интенсификацией социальных процессов и процессов взаимодействия общества н природы актуализируется целый ряд серьезных противоречий. К их числу следует отнести несоответствие между стремлением общества, к продолжению своей прогрессивной эволюции и ограниченными возможностями естественной среды для поддержания данной эволюции без глубоких и необратимых деіралоционнмх изменений природы. Не менее очевидно усиление противоречия между обществом и личностью, что проявляется, в нервую очередь, в проблеме прав человека. Следует обратить особое внимание и на серьезные разногласия между традиционными социальными институтами, обеспечивающими нормальное функционирование сложившегося общества и новыми, нетрадиционными социальными учениями и движениями, появляющимися часто, как попытка разрешить противоречие между личностью, отдельными группами и обществом в целом. Появление и широкое распространение новых движений является своеобразным индикатором остроты противоречий современного мира. Поэтому социально-философский анализ этих движений и их учений призван содействовать более глубокому уяснению причин и сущности указанных противоречий, поиску наиболее адекватных путей их разрешения. Дадим краткую трактовку основных используемых понятий.

Среди множества философских формулировок понятия движения мы предпочитаем придерживаться диалектической трактовки, сформулированной Гегелем и др., высказавшим взгляды на движение не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Нас интересует трактовка движения, предполагающая качественную трансформацию движущегося объекта. При этом под объектом мы понимаем сам планетарный социум, а под движением его изменение, посредством деятельности социальных движений, правовой смысл которых указан в самом начале данной работы. То есті, посредством деятельности различных социальных движений происходит собственно движение в философском смысле слова, как качественное изменение планетарного социума и одновременно с ним качественное изменение биосферно - ноосферной целостности. Такое движение может иметь двоякую направленность: накопление нсгэнтропнйного потенциала и повышение уровня

сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс) с одной стороны, и упрощение внешней структуры объекта (регресс) с другой. Нас интересуют закономерности этого процесса и способы ноосферного регулирования прогрессивной направленности биосферно - ноосферной целостности.

Традиция — универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко — генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым традиция включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача. Традиция обеспечивает воспроизводство в системах настоящей («живой», «непосредственной») деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой («овеществленной») деятельности, т. е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающем как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание традиции делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта. Традиция, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны существование определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно -временной устойчивости, известной инерции, а с другой определенный сдвиг значений в передаваемых в содержаниях, т. с. явное или неявное изменение традиций. То, что уже было, в прошлом, оно не существует, при его передаче через настоящее, в будущее происходит процесс изменения, инновации, и только так традиция выживает, существует, а значит, существует и сам социум. Нетрадиционность, инновация в известном смысле есть частный случай традиционности, форма, способ ее существования в ином временном промежутке.

В процессе существования традиции общество качественно трансформируется, что и является формой его бытия, стратегией его существования. Различные социальные движения, несущие в себе традицию и инновацию в одно и то же время, реализуют тактическую сторону существования стратегического (стихийного или разумно упорядоченного) развития планетарного социума. Исходя из вышеизложенного следует понимать относительность противопоставления традиционных и нетрадиционных социальных движений, которые отличаются друг от друга не по существу, а по степени присутствия иниовационности в рамках сложившийся традиции.

Понятие духовный определяется в Большом толковом словаре русского языка исходя из философского понимания духовного начала, где дух рассматривается с позиций материалистической и идеалистической философии в качестве сознания, мышления, 'психической способности человека и бессмертного нематериального начала, лежащего в основе всех вещей и явлений. Помимо философского значения понятия духовный мы учитывает так же духовность как определенные свойства человека, а именно внутреннюю силу и моральное состояние человека и коллектива, смелость, решимость, мужество. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, выработать духовные ценпости, «которые по своей сути универсально глобальны, ибо принадлежат и служат всему человеческому роду»'.

1 Барулин В. С. Основы социально — философской аіпрополоі-ии. М. 2002 С. 364

Понятие экологический в этом же словаре в соответствии с контекстом нашей работы определяется, прежде всего, в

связи с плохим, опасным для жизни на Земле состоянием природы и среды обитания (нарушением естественных процессов, загрязнением окружающей среды и т. п.).

Соответственно духовно — экологический определяется отношением и взаимосвязью сознания с опасным для жизни на Земле состоянием природы, способностью сознания познать закономерности существования системы природа— человек — общество, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные, этические и предметно — практические отношения с природой, определять ценностные ориентиры свого бытия в природе и творчески преобразовывать условия своего существования.

В философском смысле словосочетание духовно — экологическое движение предполагает качественную трансформацию взаимоотношений человека и природы, их развитие, совершенствование и гармонизацию. Воплощением данных взаимоотношений на эмпирическом уровне, в рамках конкретной социальной действительности становиться деятельность любых социальных групп, движений, и представляющих их индивидов оказывающих влияние на взаимоотношение между человеком и природой в целом.

Несомненный интерес представляет изучение взаимодействия традиционных и нетрадиционных учений в контексте пересечения цивилизационной и экологической проблематики, приобретающее исключительную актуальность и касающееся России как наиболее крупной и богатой ресурсами страны, переживающей сложнейший этап своей жизни.

Особое значение в решении указанных проблем в данной работе придается также этической составляющей с выходом на экологию личности, как необходимое условие выживания планетарного социума, возможного только при объединении усилий миллиардов людей. «Забота о сохранении биосферы дает реальный шанс объединить интересы всех землян на общей основе вокруг дела, в котором одинаково заинтересованы все страны и люди всех конфессий)).

Не умаляя уникальности многообразных социальных движений, в данной работе предусматривается рассмотрение теории и практики их бытия прежде всего в области духовно - экологической. Данный подход позволяет, абстрагируясь от религиозных, научных, социальных и иных составляющих посмотреть на движения в их единстве относительно человеческого духа и его взаимодействия с природой в свете эколого - цивилизационной проблематики.

При этом под духовностью понимается отнюдь не только религиозность, а в первую очередь ряд таких человеческих качеств и проявлений, как стремление к истине, красоте, правде, справедливости, состраданию, совершенству, чести, достоинству и т. д. Также и понятие экологии в данной работе используется в самом широком смысле, включая разумное и бережное отношение не только к природе, но и к самому человеку, понимаемому как духовное существо.

При этом следует учесть, что осознание человека духовным существом свойственно далеко не только религиям, как это и было в традиционных социальных движениях. Оно характерно также для целого спектра современных светских социальных движений культурного, научного, оздоровительного и иных направлений.

При рассмотрении феномена традиционных движений в качестве объекта исследования использованы следующие природоохранные движения: Всероссийское общество охраны природы, Докучаевское общество почвоведов России, Комиссия по красным книгам особо ценных, редких и исчезающих почв (председатель Е. Д.

1 Гмрусов Э. В. Что век грядущий нам готожт. // Философское осмысление судеб цивилизации. М. 2002. с. 13.

Никитин, секретарь Е. П. Сабодина) при Научном Совете РАН по изучению и охране культурного и природного наследия (сопредседатели - академики Г. В. Добровольский и Е. П. Челышев).

При рассмотрении феномена нетрадиционных движений в качестве объекта исследования из всего спектра современных социальных движений избраны те их них, которые, во-первых, имеют ярко выраженный синтетический характер, сочетающий в себе достижения как западной так и восточной цивилизации; во-вторых, обладают выраженной экологической составляющей в своей деятельности. Это философские и психологические направления, такие как образовавшиеся общества и организации во многих странах мира, основывающие свою деятельность на культурном и философском наследии Рерихов, философско - психологическая школа Г. И. Гурджиева «Четвертый путь», творческая деятельность П. Д Успенского и его единомышленников, теософское общество Е. П. Блаватской, интегральная йога Шрн Ауробиндо Гхош, «Рейки: система естественного исцеления», методика оздоровления Нарбекова и Хваиа, деятельность Порфирия Иванова и его последователей, московский читательский центр «ИЦ Анастасии»; а также экологические направления, такие как биополитическая международная организация, основанная в 1985 году греческим биологом и философом Агни Влавианос-Арванитис, Римский Клуб, People -Centered Development Forum (PCD Forum) под руководством Дж. Кортена, «Совет Земли» под руководством Мориса Стронга, научно - общественный клуб «Дом Земля», возникший в Санкт - Петербурге в 1999 году и др. Перечисленные, а также многие другие, сходные с ними социальные движения, при всей их противоречивости объединяет духовно - экологическая проблематика с ярко выраженным цивилизационнным аспектом, в котором наиболее концентрированно аккумулируются проблемы взаимодействия культуры России с культурами восточного и западного генезисов в их синтезе. В настоящее время она актуализирована в связи с тем, что именно в выше обозначенных движениях часто акцентируется внимание, как на общих экологических проблемах, так и на проблеме экологии личности. Важным считается и сам выбор данного объекта т. к. эти движения, активизированные в России, охватывают в первую очередь, наиболее образованные слои общества, часто создавая дополнительные проблемы для социума.

В суммарном виде актуальность настоящего диссертационного исследования определяется следующими положениями:

  1. Необходимостью разрешения противоречивой ситуации, сложившейся в современной пауке и философии. Смысл этой ситуации заключается в том, что старое научное знание или старая парадигма мышления, определявшая научное мировоззрение уходящей эпохи уже не вполне соответствует сложившейся реальности, а новое постнеклассическое знание еще не выработало новой общепринятой парадигмы.

  2. Необходимостью раскрытия генезиса, целей и смыслов нетрадиционных социальных экологических движений, существенно влияющих на жизнь социума.

3. Необходимостью обнаружения и объяснения причин возникновения и
широкого распространения современных духовно - экологических социальных
движений в России, выяснение соотношения между теорий и практикой данных
движений в условиях российской традиции,

4. Важностью определения первоочередных проблем постиндустриального
общества и выяснением возможного вклада традиционных и нетрадиционных
социальных движений в решение этих проблем, включая задачи сохранения и
развития России, как великой высокотехнологичной духовно - экологической
цивилизации.

  1. Выявлением ценностного философско-научного содержания новых духовно -экологических социальных движений и возможности его интеграции в рамках российской научной и философской мысли в контексте эколого - цивилизационной проблематики.

  2. Необходимостью выявления ценностного содержания и роли традиционных социальных движений в решении актуальных проблем современности различного уровня.

  3. Необходимостью объективного исследования взаимодействия традиционных и нетрадиционных социальных экологических движений, выявления особенностей их взаимодействия в эколого - цивилизационном контексте, анализа специфических функций каждого из них и базовых оснований эффективности жизни созидательных систем.

Формулировка проблемы заключается в следующем: имеет место глубокое социально - экологическое противоречие, выражающееся в том, что назревшая необходимость объединения человеческих усилий в сохранении окружающей среды наталкивается на бесчисленное множество точек зрения и разнонаправлешгость социальных усилий, распыляющих социальную энергию. Важнейшим условием разрешения данного противоречия является целенаправленная адекватная интеграция традиционных и нетрадиционных экодвижений в направлении выживания и развития планетарной цивилизации с сохранением природы, национальных культур и этнического многообразия, что требует специального философского исследования происхождения, развития и взаимодействия традиционных и нетрадиционных социальных учений и движений в эколого - цивилизационном контексте.

Степень разработанности проблемы.

Взаимодействие современных нетрадиционных и традиционных социальных движений в контексте эколого - цивилизациоиной проблематики еще не было объектом специального социально - философского анализа и в данной работе анализируется впервые в рамках вышеуказанного направления. Однако отдельные стороны данного взаимодействия вызывали и вызывают к себе достаточно глубокий интерес, нашедший свое отражение в различных трудах. В первую очередь необходимо указать серьезные исследования эколого - философско-антропологического и эколого - цившшзационного характера: работы Степина В. С, разработавшего перспективную концепцию структуры и генезиса научной теории, в частности смены парадигм научного поиска, концепцию типов цивилизационпого развития; работы Гирусова Э. В., сформулировавшего закон необходимости оптимального соответствия характера общественного развития и состояния природной среды, исследовавшего сущность экологической культуры как способа биосферосовместимого развития общества; работы по социальной философии В. С. Барулина, проанализировавшего проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества; публикации Никитина Е. Д., разработавшего систему анализа эффективности жизни созидательных систем, А. Н. Кочергина, С. А. Лебедева, В. М. Федорова, В. В. Ильина,

B. Г. Борзенкова, В. С. Лямияа, а также труды многих других философов и ученых.

Обращаясь к анализу нетрадиционных духовно - экологических социальных движений необходимо отметить, что данный феномен изучался в основном в работах культурологов и религиоведов. ( В частности это работы Сиверцева М. А., Соболева

C. С, Филатова С. Б., Майкла Бурдо, Лоуренеа Юэзелла, Е. А. Торчинов, Самохина Н.
Е., Ключников С. Ю. и др.). В силу этого нередко за рамками философского
рассмотрения оставалась методологическая, научная, мировоззренческая, социальная
и эколого - цивилизационная значимость данного феномена, его генетическая

взаимосвязь с историко-философскими, социологическими и психологическими направлениями, в контексте развития которых он может послужить предметом именно философского анализа и выступить своеобразной аксиологической моделью бытия личности в мире. Это, в свою очередь, может расширить эмпирический базис и содержание философских категорий, а, следовательно, и их эвристические возможности в качестве принципов анализа социо - культурных явлений, Кроме того, результаты подобного исследования в значительной мере позволят уточнить представления о сути социо - культурных процессов, происходящих в современном обществе.

Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности определили цель и задачи диссертации.

Целью диссертации является философский анализ взаимодействия и развития современных нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого - цивилизационном аспекте.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) Выявить роль нетрадиционных и традиционных духовно -экологических социальных учений в формирующейся современной научной парадигме, их аксиологическое и футурологическое содержание;

2)Выявить онтологический, эпистемологический, философско антропологический статус нетрадиционных духовно - экологических социальных учений, особенности их генезиса и культурно-исторических форм;

3) Раскрыть социально - этические особенности традиционных и новых
духовно - экологических социальных движений, выявив особенности их
взаимодействия в России;

  1. Определить вклад традиционных социальных движений в решении эколого -цивилизационных проблем на примере Всероссийского общества охраны природы, Общества почвоведов и Комиссии по Красным книгам особо ценных, редких и исчезающих почв РАН.

  2. Определить особенности взаимодействия новых духовно - экологических движений в контексте глобальных проблем современности, выявить специфические функции, дать социально-философскую оценку экологическим движениям и причинам неадекватности их деятельности опасности глобального кризиса.

Методологическая основа, теоретические источники и эмпирическая база исследования.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, диалектики, системности, социальной обусловленности познавательных и ценностных феноменов. Фундаментальное значение в методологии данного исследования придается историко-эволюционистскому подходу, идее о социокультурной обусловленности научного познания, понятию парадигмы и научной революции, в значительной мере способствовавших преодолению неопозитивистской традиции. Подобный интегративный подход в исследовании феномена современных социальных движений в эколого - цивилизационном контексте позволил преодолеть как абстрактность философского анализа, так и ограниченность конкретно - научного подхода, рассмотреть объект диссертационного исследования в различных аспектах и выйти к горизонту новых теоретических обобщений.

Теоретической базой н источниками диссертационного исследования является целый комплекс философских понятий, разработок и подходов.

Центральное понятие платоновской концепции - эйдос, материальным
воплощением, опредмечиванием которого определяется самость вещи. Философские
труды и достижения отечественной научной и философской мысли: положения научно
- философского космизма (В. Вернадский, Чижевский, Циолковский, Умов и др.) и
религиозно - философского космизма ( Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский»
др.); тезис Чаадаева о присущей России миссии вселенского масштаба и
почвеннические идеи славянофилов; этическая, эсхатологическая, персоналистическая
проблематика Н. Бердяева; исследование феномена сознания в рамках гносеологии,
социальной философии, методологии психологии, на материале психоанализа и
искусства, проведенное мыслителем советского периода Мерабом

Мамардашвили; обобщающие труды по социальной философии ряда авторов.

Исследования в области психоанализа, показавшие роль и место неосознаваемых психических процессов и явлений, конфликтности человеческой природы 3. Фрейда и его последователей и учеников: Э. Фромма, А. Адлера и К. Юнга. Фундаментальные исследования Томаса Куна и Ильи Пригожина по парадигмальной и синергийной проблематике.

Работы данных авторов во многом определили в значительной мере теоретическую позицию и мировоззренческое основание, методологию, характер и направление диссертационного исследования.

Эмпирической базой данного исследования являются положения, раскрывающие социальное бытие человека в рамках его взаимодействия с природой в широком смысле и конкретные современные социальные движения, освященные в публикациях В. С. Барулина, Э. В. Гирусова, А. Н. Кочергина, Н. Н. Моисеева, А. Л. Яншина и др.

Объект и предмет исследования:

Объектом данного исследования является отраженная в историческом развитии в различных источниках философская рефлексия социума на его взаимоотношения с природой в самом широком смысле, начиная с первых мифов и легенд о сотворении мира и заканчивая современными научными, философскими и иными исследованиями.

Предметом данного диссертационного исследования являются интегральные философские и научные работы отечественных и зарубежных мыслителей и ученых в области анализа социальных движений в контексте эколого - цивилизационной проблематики.

Положения и новизна результатов, выносимые на защиту.

1) При определении сущности процесса формирования современной научной парадигмы слабо учитывалось влияние на него социально - экологических учений. Соискателем установлено значительное стимулирующее воздействие на данный процесс как традиционных так и нетрадиционных учений и определен их парадигмальный вклад. Выявлена стимулирующая роль в формировании современной научной парадигмы нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого - цивнлизационном контексте, заключающаяся в том, что нетрадиционные духовно - экологические социальные учения во многом являются катализатором противоречивой интеграции прикладного, естественнонаучного и гуманитарного знания, включающего как понимание человека и природы рамках ньютонокартезканской парадигмы, так и нового парадигмального подхода. Определена философская составляющая этих движений в рамках основного вопроса философии, выявлено позитивное и значение нетрадиционного знания в современной

онтологии, эпистемологии, философской антропологии и аксиологии, заключающееся в том, что новое знание создает предпосылки для активного пересмотра тех традиционных взглядов, которые не обеспечивают поступательное развитие социума.

Научная новизна результатов заключается в том, что проведенное исследование а) выявило ряд актуальных аспектов нетрадиционных знаний существенно влияющих на формирование новой парадигмы, б) преодолены ограничения, присущие имевшим место ранее подходам изучения нетрадиционных духовно - экологических учений, г) подтверждена необходимость скорейшего полного устранения долгое время существовавшего перекоса научных исследований в сторону изучения неживой природы.

2) Нетрадиционные духовно - экологические учения до сих пор не подвергались
полнокомплексному социально-философскому анализу. Диссертантом впервые
осуществлен такой анализ, благодаря чему выявлен онтологический,

эпистемологический, философско - антропологический статус новых духопно -экологических социальных учений, генезис и функции. Онтологическая концепция данного феномена обозначена в виде субъективного идеального бытия, представляющего собой идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии.

Интегрированы научные исследования в рамках психоаналитического подхода, выявлены психоаналитические основания в генезисе новых духовно - экологических социальных учений, общее и различное некоторых аспектов религиозно философского и психоаналитического подхода.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что изыскания соискателя в области генезиса современных нетрадиционных духовно -экологических учений позволили выявить особенности появления новой информации в совместном духовном, научном и философском пространстве формирующейся современной парадигмы мышления, выявить ее онтологическую, эпистемологическую, философско-антропологичсскую и аксиологическую значимость.

3). Неразработанность этических оснований современных традиционных и нетрадиционных социальных движений явилась одной из важных причин того, что они далеки от совершенства. Предложена корректировка данных оснований с учетом экологической проблематики современной цивилизацни, легитимизации права на жизнь каждого живого вида существа в рамках всеобщей системы планетарной жизни.

Раскрыты этические особенности нетрадиционных и традиционных социально -экологических движений, заключающиеся в приоритете гармоничного выживания существующих форм жизни и преодолении социумом антропоцентрического миропонимания и эгоистического образа жизни. Выявлены основные направления этических норм: гармонизация отношений человека с самим собой, с социумом, с природой и др. Определены особенности российской ментальности и ее соотношение с базовыми этическими ценностями экодвижений; прослежены системообразующие принципы российской цивилизации в контексте решения эколого - цивилизадионных проблем. Выявлены особенности развития и взаимодействия современных социально - экологических движений в нашей стране. Доказано, что специфика России заключается в ее глубинной ментальной взаимосвязи с византийскими истоками и переданной через них русской культуре античной традиции, в способности российской цивилизации к системной модернизации, приобретенной в ходе петровских и последующих преобразований при соответствующей государственной политике, что определяет ее потенциальные возможности в преодолении экокризиса.

Научная новизна полученного результата заключается: а) в определении активного воздействия нетрадиционных и традиционных социально - экологических движений на нормы формирующихся этических оснований будущего социально -экологического бытия; б) в выявлении специфики существования экодвижений в условиях российской традиции, заключающейся в соединении неординарности нового знания с высоким уровнем образования и культуры представителей интеллектуальной российской элиты; в) в определении особенностей развития и взаимодействия социально экологических движений, детерминирующих потенциал России в решении экопроблем.

4. За последнее время не получила должной оценки роль государства в решении экопроблем в России. В работе на основе анализа деятельности традиционных социальных движений обоснована ведущая роль государства в решении экологических проблем потому что решение указанных проблем не по силам менее могущественным социальным образованиям. Структурирован вклад традиционных социальных движений в эколого - цнвшшзационную проблематику в масштабе юсударства.

Систематизирован исторический опыт традиционного природоохранного движения в России на примере Всероссийского общества охраны природы, Общества почвоведов и Комиссии по Красным книгам особо ценных, редких и исчезающих почв РАН, исторически определено место и роль государства в охране природы.

Научная новизна полученных результатов заключается в определении роли государства в эффективной организации гармонизирующего развития социальных движений, направленных на решение эколого - цивилизацнонных проблем.

5. Существующие на настоящий момент формы социального действия не позволяют справиться с экологическими проблемами, поэтому на основании анализа роли традиционных и нетрадиционных экодвижений обоснованы оптимальные формы взаимодействия современных социальных движений и сформулированы основные принципы адекватности социального действия эколого - цивнлизационному вызову. Выявлено значение традиционных социальных движений природоохранной направленности в их взаимодействии с нетрадиционными социальными движениями, определены специфические функции и причины неадекватности каждого из них и намечены пути ее преодоления. Составлена матрица неадекватности экологических социальных движений и путей ее преодоления.

Исходя из необходимости новых подходов в осуществлении социальпо-философского анализа современных духовно - экологических социальных движений предложена концептуальная аналитическая модель, основанная на диалектике триадного подхода, в которой показаны позитивные, негативные и проблематичные составляющие.

Дана комплексная оценка нетрадиционных духовно - экологических социальных движении в контексте актуальных проблем современности, систематизирована в виде матрицы структура их социально - философского анализа, усовершенствована методика анализа социальных феноменов.

Научная новизна полученного результата: а)определены и сформулированы в схему наиболее адекватные формы взаимодействия традиционных и нетрадиционных социальных движений в соответствии с эколого - цивилизационным вызовом современности; б) разработана матрица позитивных, негативных и проблематичных составляющих нетрадиционных социальных движений, существенно усовершенствована методика анализа социальных феноменов путем использования общих закономерностей жизни сложных эволюционирующих систем в рамках синергнйного подхода.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут способствовать усилению взаимодействия гуманитарных и естественных наук и философии в условиях острой необходимости решения цивилизационных, экологических, этических, психологических и социальных задач настоящего времени. Результаты диссертации могут быть применены в общих и специальных курсах преподавания социальной философии, а также при разработке и обосновании природоохранных программ.

Апробация полученпых результатов.

Основные выводы и отдельные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на совещаниях и конференциях: 1. Отец Павел Флоренский. Международная конференция. М, 1996.

2. «Духовные ценности и молодое поколение».Научно - практической конференции
молодых ученых. М., 1998.

3. «Российская государственность: тысячелетний опыт», Научная конференция,
проводившаяся в ИГУиСИ МГУ в апреле 1999.

4. Российская научно - практическая конференция «Вузовский музей на пороге XXI
века». Иркутск.2001.

5. «Философское осмысление судеб цивилизации» XV-я Ежегодная научно-
практическая конференция (кафедра философии РАН) М., 2002.

6. «Социально - философский анализ современных фшюсофско - религиозных
учений» - обсуждение доклада на заседании кафедры философии ФГУ МГУ им. М. В.
Ломоносова. Декабрь 2001 года.

7. Представление и обсуждение на Ученом Совете МЗ МГУ им. Ломоносова
монографии «Философский анализ современных социальных движений в эколого -
цивилизационном контексте» на предмет направления ее па депонирование в
ВИНИТИ 14 февраля 2002 года.

8. «Ломоносовские чтения» (секция музееведения) 2002 (Москва МГУ 2002).

  1. «Философское осмысление судеб цивилизации» XVI-я Ежегодная научпо-практическая конференция (кафедра философии РАН) М., 2003.

  2. Четвертый российский Философский конгресс. М 2005.

  1. Межвузовская научная конференция «Философские вопросы гуманитарных, технических и естественных наук» Магнитогорск 2006

  2. Научно-практическая конференция. «Философия и методология истории». Коломна 2007

13. Всероссийская научно - теоретическая конференция «Ценности
интеллигибельного мира» Магнитогорск 2008

  1. II Всероссийская научно-теоретическая конференция «ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ» Магнитогорск 2008

  2. II международная научно практическая конференция «Украина в системе современных цивилизаций: трансформация государства и гражданского общества. Одесса 2008.

Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из более 300 наименований, включая работы на иностранных языках.

Похожие диссертации на Философский анализ нетрадиционных и традиционных социальных движений в эколого-цивилизационном аспекте