Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Феномен туризма: проблемы формирования еоциально-философских аспектов исследования
1. Теоретико-методологические основания исследования феномени туризми 18
2. Социокультурные предпосылки становления феномена туризма 51
ГЛАВА 2. Социокультурные трансформации феномена туризма: ог массовизации к глобализации
1. Массовизации феномена туризма: характеристика современных социокультурных процессов 82
2. Пространственные измерения феномена туризма в условиях глобализации 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЯ 121
- Теоретико-методологические основания исследования феномени туризми
- Массовизации феномена туризма: характеристика современных социокультурных процессов
- Пространственные измерения феномена туризма в условиях глобализации
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исключительное воздействие современного туризма на различные сферы социума в глобализирующемся обществе вызывает потребность в философском осмыслении феномена туризма. Первоначально туризм был локальной социальной практикой, применявшейся ограниченной социальной общностью. Однако, начиная со второй половины XX века, туризм, достигший глобальных масштабов и вовлекший в процесс своего производства и потребления глобальные людские ресурсы, затрагивает многие стороны общественной жизни, значительно влияя на ее социальные аспекты. Становлению массового туризма как одного из наиболее динамично развивающихся феноменов современности способствовал целый ряд факторов, таких, как социально-демографические, институциональные, этнокультурные, развитие непроизводственной сферы экономики, рост свободного времени, качественное изменение проведения досуга.
В настоящее время наблюдается отсутствие единого подхода к концептуализации сущности феномена туризма, к четкому определению его предпосылок и значения как социальной практики. Кроме того, масштабность и темп социальных изменений в эпоху глобализации, неузнаваемо изменяющих жизнь человечества, ставит перед научным сообществом потребность создания адекватной теоретической модели данного феномена. Отсутствие четких ориентиров социального развития современной цивилизации, нерешенность глобальных проблем, трансформация самой сущности туризма - все это ставит перед исследователем задачи, требующие своею решения.
Следует сказать, что до настоящего времени феномен туризма практически не изучен как важнейший вид социально-пространственной организации социокультурной среды. Между тем, существует необходимость анализа феномена туризма на социально-философском уровне, поскольку
туризм интегрирует важнейшие процессы трансформации современного общества и культуры на данном этапе. Туризм - одно из приоритетных направлений развития нового типа общества. Феномен туризма вбирает в себя качественные характеристики информационного общества - мобильность, акцентирование потребительских приоритетов, виртуализация, визуализация, информатизация, глобализация. Вместе с тем, туризм как неотъемлемый элемент социальной системы воздействует на бытие отдельного индивида, социальных групп, социума в целом, что позволяет обозначить качественно новые характеристики феномена туризма и осмыслить их в рамках социально-философского анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Терминологически «туризм» был впервые зафиксирован еще в начале 19 века, однако социальный феномен туризма стал предметом научных исследований лишь во второй половине XX века как следствие возросшего влияния туризма практически на все стороны социальной реальности в условиях перехода от индустриального к информационному обществу.
В отличие от отечественной науки проблематика туризма достаточно подробно тематизирована в работах западных исследователей последних десятилетий. С известной долей условности можно выделить такие подходы к изучению феномена туризма и сопряженных с ним явлений, как социологический, психологический, антропологический.
Социологический подход включает многочисленные статьи и отдельные научные исследования представителей социологии туризма и путешествий С. Коэна, Д. Маккенела, Д. Хэррисона, Д. Бурстина, Д. Урри, С. Роджека, У. Ханнерза, Дж. Фроу, Н. Граберна.1 Высокое значение имеют также
1 Cohen II. Л Phcnomenolog) of Tourist experiences// Sociology, 1979. №2. P. 179 - 201; Cohen E A. Nomads from Affluence Notes on the Phenomenon of Drifter Tourism// International Journal of Comparati\e Sociology. 1973. № 14. P. 89-103;MacCannell D. The Tourist. New York: Schocken, 1999.- 386 p.; MacCannell D. Empty Meeting Grounds. New York: Routledge, 1999.-248 p.; MacCannell D. 'Ihe Iourist: A New Theory of the Leisure Class. N.-Y.: Schocken 1988. -184 p.;MacCannell D. Ernptj Meeting Grounds. N.- Y.: Routledge. 1999.-248 p.;MacCannell D. Staged Authenticitj: Arrangements of Social Space in Tourist Setting// American Journal of
социологические концепции Ч. Миллса, X. Ортеги-и-Гассета, Г.Маркузе, П.Сорокина, Д. Белла, З.Баумана, Э. Гидденса , содержащие философский анализ процессов, сопряженных с феноменом путешествий и туризма. В работах вышеуказанных социологов содержатся различные интерпретации влияния феномена туризма в социокультурном пространстве на региональном, национальном и глобальном уровнях.
В рамках психологического подхода определенный интерес в свете исследования мотивации и потребности в путешествиях представляют работы Э. Фромма3. Проблемам мотивации туристов, классификации туристов по психографическим типам, ранжирования социальных ролей в процессе путешествия, а также изучению путешествий как форме эскапизма и стрессорезистентности посвящены многочисленные работы зарубежных психологов Л. Адлера, Дж.Адлера, Дж. Кромптона, Р.Крэнделла, Дж. Дэнна, Р. Кэлэнтона и др. А Следует отметить, что указанные вопросы трактуются
Sociology. 1979. № 3. P. 589-603;MacCanncll D. Tourist agency//Tourist studies. 2001. Vol. 1(1). P.23-37; Harrison J Thinking about I'ourism//Inteniational Sociology. 2002. № 2. P.159-172; Boorstin D. J. 'I he Image or What Happened to the American Dream. N.Y.: Atheneum, 1961-.231 p; Urry J. Consuming Places. London: Routlcdge, 1995.- 189 p.;Urry J. Cultural Change and Contemporary Holiday-Making// Theory, Culture and Society. 1988. № 5(1). P. 35-55; Urry J. The Tourist Ga/e.- LondomSage, 1990.- 346 p ;Urry J. Sociology Beyond Societies -Mobilities for the Twenty-rirst Cenlury. London: Routledge, 2000.- 248 p.; Урри Дж. Туристское созерцание и окружающая среда // Вопросы социологии. 1996. №6.С. 75-91; Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация// Критическая масса. 2003. К« 2. С. 124-132; Rojek С, Urry J. Touring Cultures. London: Routlcdge, 1997 -189 p.; Ханнерз У. Космополиты и провинциалы в мировой культуре. // Культу роюгия XX век. Дайджест. Диалог культур и духовное развитие человека.VI(8). М.: 1998 С. 21-22; FrowJ. Tourism and the Semiotics of Nostalgia // October. 1991. Xl> 57. P.139- 152; Graburn H. H., Barthel-Bouchier D. Relocating the TouristZ/International Sociology. 2001. Vol. 16(2). P.147-158
"Мил.іс Ч. Социологическое воображение. M.:Nota bene, 2001,- 264 с; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Избранные труды. М: Весь мир, 1997.- 542 с; Маркузе Г, Одномерный человек. Исследование идеолоіии развитого индустриального общества. М.: Refl-book, 1994. - 368 е.; П. Сорокин. Главные тенденции нашею времени. М.: Наука, 1997. - 351 с; Белл Д. Грядущее постиндустри&тыюе общество. М.: Academia, 1999. - 956 с; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. - 324 с; Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал 1995. № 4. С. 133-154; Гидденс Э. Ускользающий мир. М.: Весь мир, 2004.-і 20 с
Фромм Э, Некрофилы и Адольф Гитлер//Вопросы философии. 1991. 1. С.69-160 4 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003. -352 с; Adler J. Youth on the road: Reflections on the history of tramping //Annals of Tourism Research. 1985. K» 12. P. 335-354; Crompton J. Why People Go on a Pleasure Vacation// Annals of Tourism Research
западным исследователями преимущественно в традициях гуманистической психологии и социальной психологии. Ряд психологов рассматривает проблему туризма в связи с образом жизни, досугом, повседневностью.
Значение туризма как способа познания культур раскрывается в работах западных антропологов Д. Кэмбелла, К. Леви-Стросса, М. Мид, Н.Х.Х. Грэберна, Д. Ноша, Л.Тернера, Дж. Клиффорда5 и др.
Социальным практикам освоения реального и виртуального пространства в рамках информационного общества посвящены работы зарубежных авторов Ж. Бодрийяра, У.Эко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Э.Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна6 и др.
В отечественной науке динамичный рост влияния туризма на различные уровни социальной реальности в последние годы определил всплеск научных исследований и публикаций, посвященных различным аспектам феномена туризма. Несмотря на обилие научных и прикладных работ, периодических изданий, учебно-методических пособий в этой области, в том числе таких авторов, как М. Маринин, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В.
Квартальнов, Г. Папирян, А. Чудновский и др., туризм в их исследованиях не стал
.1979. № 6. рр.408-424; Crandal R. Motivations for Leisure//Journal of Leisure Research. 1980. № 12 pp 45-54; Dann G. Anomie, Ego Enhancement and Tourism// Annals of Tourism Research 1977. №4. pp.184-194; Calanlone R. Psychographic Segmentation of TouristsZ/Journdl of Travel Research. 1978. № 3. pp. 14-20
5 Кэмбелл Д. Тысячеликии герои. М: Рефл-бук, АСИТ, 1997.- 384 с; Леви-Стросс К, Печальные тропики/ Пер с фр - Льнов* Инициатива; М.: «Фирма «Издательство АС Г», 1999. - 576 с; Мид М, Культура и мир детстна М,; Наука, 1988,- 429 е.; Graburn N. Teaching the Anthropology of Tourism//International Social Science Journal (UNESCO, Paris) 1980. №1. pp 56-68; Grabum N. Tourism* The Sacred Journey//Host and Guests: The Anthropology of Tourism. Philadelphia. University of Pennsylvania Press.1989. pp. 17-32; Clifford J. Routes: Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, 1997.-241 p.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зча М . Добросвет, 2000.- 259 с; Бодрийяр Ж. Америка. - СПб.: Владимир Даль, 2000. -206 с , Бодрийяр Ж.Система вещей. М.: Рудомино, 2001.-217 с; Есо U fravels in Hyper Reaht) Essays. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. - 246 p.; Toффлер Э. Футуршок. СПб.: Лань, 1999. - 464 с; Кастельс М. Информационная эиоча. Экономика, общество и культура - М.: Логос, 2000. - 480 с; Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005, - 496 с.
Маринин М М. Руристскне формальности и безопасность в туризме.- М.: Финансы и статистика. 2002,- 144 с; Бирл*аков М. Б Введение в туризм. - СПб: Гсрда, 1999. - 192 с; Биржаков М.Б,, Казаков II П Безопасность в торизме- СПб.: Герда, 2005. -208 с; Гуляев В. Г Организация туристской деятельности / Моск. Акад.экономики и права. М.: Нолидж,
предметом социально-философского осмысления, а рассматривается прежде всего с позиций менеджмента, маркетинга, экономики. В некоторых работах В. Квартальнова, И. Зорина затронуты отдельные аспекты социокультурных проблем туризма. В монографии И.Зорина предпринята попытка комплексного анализа феноменологии путешествий как предмета туристики.
Специфика туризма как социального феномена, имеющего определенные характеристики и функциями, раскрывается в работах российских социологов И.А. Гобозова, В.А. Тураева, Т.И. Черняевой, С.Е.Щеглова, ЕЛІ. Покровского, Г.Г. Дилигенского, В.И. Рогачевой9 и др. Отличительной особенностью работ указанных исследователей является рассмотрение туризма сквозь призму процессов глобализации.
1996-312 с , Квартальной В, А. Стратеїический менеджмент в туризме: современный опыт управіения / Рос. между нар акал. туризма - М.; Финансы и статистика, 2000. - 489 с; Панирян Г. А Международные экономические отношения: Маркетинг в торизме. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 156 с; Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М: Финансы и статистика, 2000. - 207 с; Туризм и і остшшчнос хозяйство/Под ред ЧудновскогоА.Д - М.: Тандем; ЭКМОС,2000.- 100с.
Квартальної! В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т.- Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма история и современность- М.: Финансы и статистика, 1998. -192 е.; Зорин И,В, Аксиозогическое пространство как предметная область педаюіики туризма// Теория и практика физической культуры. 2000, № 8, С.15-2І. 9Гобозов И.А. Глобализация, стандартизация и шоу .//Философия и общество. 2000. №3. С 116-132; 'Іураев В.А.Глобальные проблемы современности. - М.: Лоюс,-2001- 192 с, Черняева Т.И.Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия//Пробле.мы и перспективі,! сохранения Использования и развития туристских ресурсов саратовской обіасти. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 1999. С.152-162.;Черняева Т И. Глобализация, туризм и профессиональное образование//Социальная политика и образование. 2004 №2.С.47-54; Черняева Г.И. Конструирование ландшафта в туризме. Размышления об имидже/Лита hsc ш; Черняева Т.И. Потребительские ландшафты туризма. Модернизации экономим! и выращивание институтов: в 2-х кн. /Отв. ред. Е.Г. Ясин - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005, - 2 кн. С. 356-363, Щеглов Е.С. Динамика и тенденции развития туризма в России//Социалшая политика и социология.2004. №2. С. 175-187; Покровский П.Е. Российское общество в контексте американизации// Социологические исследования. 2000. № 6. С. 3-Ю, Дилшенский Г.Г. Глобализация в человеческом измерении.// Мировая экономика и международные отношения, 2002. №7. С.7-15; Роїачсва В.И. Туризм как феномен кросскультурной коммуникации Дисс... канд. соц. наук: 22.00,06: М., 2003. 163 с.
Некоторые аспекты изучения туризма как социокультурного явления в контексте массовой культуры представлены отечественными культурологами Л. Я. Флиером, Б.Ерасовым, Э.Л.Орловой, П. Вайлем, А. Генисом и др.
Путешествие как важнейший способ межкультурной коммуникации в ретроспективе истории туризма рассматривается в отдельных работах И.И. Сандомирской, Л.П. Воронковой, М. Белкина, В.Шестакова, Г. Усыскина, Г. Шаповала11 и др.
В работах исследователя молодежной субкультуры Т. Щепанской12 туризм наряду с организацией досуга, развлечениями интерпретируется как стратегия потребления в глобализирующемся пространстве молодежной субкультуры, граничащая с символикой и ритуалами.
Исследуемая тема предполагает обращение к работам, посвященным антропогенным пространствам различных уровней. Анализ путешествия как динамичного полифункционального процесса в контексте многоуровнего пространства представлен в ряде работ культуролога В. Каганского и
Флиер А. Я, Культурология для культуролоюв. - М: Акад. Проект: Нкатсринбург: Деловая киша, 2002. - 450 с; Флиер А.Я. Массовая культура и се социальные функции//ОНС. 1998 № 6, С. 138-148; Ерасов Б. С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. - М: Иаука,2002. - 524 с; Вайль П. В ту сторону рая. // Иностранная литература, 1997, Кч 9. С 238-250, Генис А. Билет в Китай. - СПб.: Амфора, 2001,- 333 с; Орлова Э.А Морфология культуры, структура и динамика,- М.: Наука, 1994-415 с.
'Сандомирская И.И, Новая жизнь на марше, Ст&динский туризм как «практика пути» // 011С 1996. № 4. С, 163-172; Воронкова Л.П. История туризма. М.,: Московский психолою-социалышй институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 304 с; Белкин М. Зачем и за чем? 11}тешсствснник и турист в исторической перспективе // Интеллектуальный фор>м. 2000. № 1. if.russru; В.Шестаков. Английский национальный характер и его восприятие в России//Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: Сб. ст/Рос. Ин-т культурологии.- М., 2000.-236 с. С.85-117; Усыскин Г.С.Очерки истории российского т>ризма М., - СПб.: Герда, 2000. -
2 Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма //Молодежные движения и с)бк.>льт>ры Санкт-Петербуріа (социологический и антропологический анализ). СПб.: "Норма", 1999. - С.262-302; Щепанская Т.Б Молодежные сообщества//Совремснный юродской фольклор. М.: РГТУ, 2003.- С.34 - 85.
13 Каганский В.Л.Культ)рпый ландшафт и советское обитаемое пространство: Сборник статей. - М.: НЛО, серия "Библиотека ж)риала "Неприкосновенный запас", 2001. -576 с; Каїаискии BJI. Путешествие в ландшафте культуры // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. НИИ Информк)льт)ра. М.: 2001, Вып.2, с.3-18.; Каганский В.
геокультуролога Д.Замятина14. Исследователи подчеркивают значение теоретического и практического географического подхода как способа освоения и формирования культурного пространства (В.Каганский) и пространственных образов мира (Д.Замятин) в процессе путешествий. Следует отметить также работы Г.Гачева15, посвященные анализу природного пространства как фактора, влияющего на признаки, по которым происходит самоидентификация культур.
Что касается отечественной философской науки, то в последнее десятилетие в ней прослеживается нарастающий интерес к теме туризма и и сопряженных с ним явлений, что подтверждает ряд публикаций, намечающих перспективы исследования данного феномена современности как характерного выражения процессов глобализации. Необходимо отметить вклад саратовской философской школы в концептуализацию понятий социального пространства, жизненного пространства личности, культурного пространства, важных для раскрытия значения социальных практик современного туризма. В работах саратовской философской школы В. Б. Устьянцева, Т.П. Фокиной, О.Ф. Филимоновой, И.М. Гуткиной, Е.В Листвиной, Г.Н. Петровой, О.В. Ломако, О.В. Гуткина,16 и др. проведен
Л. Ландшафт и культура // Обществ, науки и современность. - 1997.-№2. - С. 160-169
Замятин Д Н. Образ страны: стр>ктура и динамика // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 107-104; Замятин Дії. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение. 2000. № 6(46). С.255-275; Замятин Д Н. Образы пугешеепши: социальное освоение пространства Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социологические исследования. 2002. № 2. С. J 2-22; Замятин Д.П, Географические образіл путешествии//Культурное пространство путешествий. СПб., 2003, Центр изучения культуры .2003 і,-350 с, С. 10-13 15ГачевГД. Национальные образы мира М.: Академия, 1998.-432 с.
Устьянцев В.Б. Жизненное пространство человека: ценностные и институциональные начала // Современная парадигма человека. Саратов; Изд-во СГУ, 2000. С, 110-114; Устьянцев В.Б. пространство личности: опыт философеко-социолої ическої о исследования// Личность в пространстве России. Саратов: Приволжское книжное издательство. 2000.-198 с. С.5-17; Фокина Т. П., Гурин СП. Туризм как развитие человека через встречу с Другие/Развитие туризма: этнические связи Саратовской области и Германии. Материалы научно-практич, конференции. Саратов, 2001. С.93-97; Фокина Г.П. Метафизика Саратовл//Полис. 1998. № 1. С. 157-174; Филимонова О.Ф. Ценностно-смысловые границы личностного пространства. //Современная парадигма человека.
обстоятельный научный анализ пространственных структур на уровне личности, группы, социума. В работах СП. Турина предпринят анализ антропологических аспектов туризма.17
Важную роль для осмысления феномена туризма сыграли исследования петербургской философской школы последних лет. Архетипические концепты путешествий и туризма анализируются в работах К.С Пигрова18. Путешествие как феномен философской антропологии исследовано Б.В. Марковым19. Природа мифотворчества путешествий раскрыта в работах Е.Э. Суровой . В работах А.К. Секацкого, К. Богданова, А.В. Венковой, А.В. Шкурко21 туризм и путешествия интерпретированы как современная форма номадизма.
Саратов, 2000. С. 35-38; Филимоном О.Ф. Жизненное пространство города в глобальной матрице\\ ; Гуткина И.М. Культурное пространство личности. //Личность в пространстве России. Саратов: Приволжское книжное издательство. 2000. - 198 с. С.158-167, Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития Саратов: Изд-во Сарат, Ун-та, 2001. - 164 с; Листнина Е.В. Путешествие как конструирование реальности: социокультурный и психологический аспекты// Культурное пространство путешествии.8-Ю апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб.: Центр изучения культуры. 2003 С.260-262; Гуткип О.В., Листвина Е.В,, Петрова Г.Н, Семешицева О.Л. Феномен культурного пространства Саратов: Научная книга, 2005.- 138 с; Ломако О.В. Геиеалої ия воспитания. СІ ІБ.: Изд-во СІ І6ГУ, 2003.- 264 с. 17 Гурии СП. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 1999.- 182с.;ГуринС П. Путешествие, паломничество, туризм.//Хаос. 1997. №3. С. 173-182; Турин СП Проблема маріииальности в философской и религиозной антропоюіии. Дне... д-ра философ, наук: 09.00.ІЗ.Саратов, 2003.-366 с.
" Пигров К.С. Человек осциллирующий: к исследованию контрапункта социального развития. Социальная аналитика ритма. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.144-157
19 Марков Б.В, Путешествие как признание Другого// Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, релиіии, культуры Востока Серия "Symposium". Выпуск 30, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.186-196
;) Сурова Е.Э. Модификация позиции присутствия: путь к себе // Культурное пространство путешествии.8-10 апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб.: Центр изучения культуры. 2003, С. 10-13; Сурова Е.Э. Аналитика индивидуальной истории// Мысль: Социальная аналитика кризиса: Сб. статей. - СПб . Изд-во СПбГУ, 2004.- 326 с. С.86-102
Секацкий А.К. Три шага в сторону. СПб: Амфора, 2000.-278 с. Богданов К А. Каннибализм: История одного табу // Пограничное сознание (Альманах "Канун". Вып. 5). СПб.: 1999.- с. 198-233, Венкова А.В, Современный номадизм: метафора и стиль жизни// Культурное пространство путешествий.8-Ю апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб.: Центр изучения культуры. 2003. - С.334-336; Шкурко А.В. Номадические практики эпохи постмодернаЖультурное пространство путешествии.8-Ю апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб : Центр изучения культуры. 2003, -С.331-333
Разрабатываемая в трудах И. Т. Касавина"" не классическая теория познания позволяет вводить и философскую практику метафоры путешествия для изучения с позиций гетерогенной онтологии.
Универсальный характер феномена туризма предполагает
использование различных областей научного знания. Комплексный подход к рассмотрению феномена туризма требует социально-философского анализа. Вместе с тем, часть отмеченных работ имеют порой лишь обзорный, ознакомительный характер и в них не дается комплексного анализа феномена туризма. Как свидетельствует обзор литературы, к феномену туризма как качественной характеристике современной глобализирующейся цивилизации практически не применялись методы социальной философии.
Объектом исследовании является туризм как многомерный феномен современного общества.
Предметом исследовании - место и роль туризма в социально-культурном пространстве общества и его возможности как способа конструирования социальной реальности.
Цель исследовании - социально-философский анализ феномена туризма в пространстве современной социальной реальности.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
провести анализ теоретических подходов к изучению феномена путешествия и туризма;
раскрыть социокультурные предпосылки становления туризма как феномена социального бытия;
определить специфику функционирования феномена туризма как характерного явления глобализирующегося общества;
" Касании И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познония. СПб.: РГХИ. 1999. - 408 с; Касавин И. Т. Познание как иносказание. Человек после кр>шсния вавилонской башнн//13 опросы философии. 2001. №11.С. 51-63; Касавин И.Т. «Человек мигрнр)ющии»: онтология п>ти и местности// Вопросы философии. 1997. №7. С. 74-84
проанализировать закономерности процессов массовизации и глобализации феномена туризма;
выявить тенденции взаимодействия жизненного, социального, культурного, пространств с феноменом туризма эпохи глобализации.
Теоретико-методологическая основа исследован и и. Данное исследование использует подходы различных областей знаний гуманитарной науки: философии, культурологии, социологии, психологии и др. с ориентацией на постклассическую и неклассическую философию. Междисциплинарный характер поставленной проблемы предполагает применение элементов антропологического, историко-типологического описания, компаративистики и системности.
Новизна диссертационного исследования:
Осуществлено социально-философское исследование феномена туризма, что позволило выявить антропологический, семиотический, коммуникативный, деятельностный, пространственный подходы к изучению феномена туризма.
Выявлены различия концептов «путешествие» и «туризм» как форм познания и взаимодействия с социокультурным пространством, а также их историческая трансформация во взаимосвязи с социокультурной реальностью.
Дано авторское определение феномена туризма как совокупности явлений, процессов, изменений в сфере жизненного мира человека, культуры, социума, сопряженных с глобальными социальными туристскими практиками.
Выявлена характеристика феномена туризма как качественного явления трансформационных процессов социокультурной реальности глобализирующегося общества.
Определены перспективы и тенденции развития феномена туризма как массовизации и глобализации в процессе конструирования социокультурного пространства современного социума.
Положения, выносимые на защиту:
1 .Социально-философский подход позволяет реконструировать концепт «путешествие» в понятийном выражении «путешествие - массовый туризм - туризм эпохи глобализации». Их содержание определяется трансформацией и смещением акцентов в познавательной сфере, в масштабах перемещений, в ценностных приоритетах. В рамках социальной философии туризм исследуется как целостный социальный феномен, отражающий трансформационные процессы современной социокультурной реальности. Комплексный подход к исследованию феномена туризма позволяет выделить такие аспекты его изучения, как коммуникативный, семиотический, антропологический, которые дополняются пространственным аспектом.
2.Изучение туризма с позиций жизненного, культурного, социального пространств обнаруживает в ходе исследования ряд сущностных характеристик феномена туризма. В результате детализации пространственных измерений феномена туризма выделяются уровни пространства туристских практик: географический уровень (физическое перемещение субъекта непосредственно в пространственных координатах), уровень жизненного пространства личности (освоенная и поддерживаемая ей реальность), уровень культурного пространства, (с доминированием семиотико-языковых структур), уровень социального пространства (особая организация социального бытия).
3. Важнейшая социокультурная характеристика феномена туризма
состоит в том, что он есть социальная практика, изменяющая человека и
позиционирующая его в социальном пространстве, что реализуется в
социализирующей, коммуникативной, когнитивной, рекреационной,
медиативной, рекламной функциях, в функции формирования и
удовлетворения туристских потребностей. Механизм функционирования феномена туризма определяет воздействие туристской деятельности на уровне внутреннего мира человека, межличностных отношений, социума, фокусируя наиболее значительные трансформации современной
социокультурной ситуации, в результате чего туристский опыт становится социально значимым.
4. Ценностные императивы потребительского, глобального общества способствовали формированию глобальных потребительских поведенческих моделей. Туристское потребление влечет создание туристских достопримечательностей, комплекса образов мест с наделением их значением туристской дестинации, тем самым туристская достопримечательность становится структурной единицей туризма. Глобальный размах современных туристских практик привел к производству и структурированию пространства, изменению его текстуры, что в совокупности с потребительской стратегией туризма оказывает воздействие на культурное пространство, подчиняя его бытие собственным целям и задачам. Тем самым, глобальная экспансия туризма ведет к поляризации туристских культурных объектов и аутентичного культурного ландшафта.
5.Феномен туризма, будучи индикатором социокультурных
трансформаций, отображает такие тенденции развития современного
общества, как мобильность, визуалыюсть, виртуальность, информатизация,
потребление, глобальность. В данном аспекте важным представляется то, что
феномен туризма становится сигнификативным явлением,
трансформирующим человека, систему индивидуального восприятия
окружающего мира. Уплотнение пространства, «гибель дистанции»,
ощущение сжатия времени вследствие глобальных мобильных туристских
потоков приводит к иному восприятию человеком пространственно-
временного континуума. Дихотомия феномена туризма заключается в том,
что, с одной стороны, современный туризм предполагает свободу
передвижения, свободу выбирать из всего многообразия социокультурной реальности и приобщаться к ней, а с другой стороны, феномен туризма формирует особую среду туристского пространства, базирующегося на принципах стереотипизации его элементов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования. Результаты диссертационного исследования представляют
научный интерес для специалистов в области социальной философии,
философской антропологии, культурологии, социологии, туристики,
сервисной деятельности. Основные выводы и положения данного
исследования могут быть использованы при подготовке курсов по
теоретическим и прикладным дисциплинам, затрагивающих проблемы
социальной философии, различные аспекты современной культуры, туризма и
глобализации. Также некоторые выводы диссертации полезны для
грамотного планирования и прогнозирования развития туристских
комплексов и могут быть рекомендованы вниманию специалистов в области теоретических проблем туристской деятельности. Идеи диссертации способствуют формированию познавательного потенциала, экологического мировоззрения и ментальности путешествующего субъекта.
Структура работы отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.
Апробация диссертационного исследования.
Основные выводы и положения были изложены в докладах и выступлениях на международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира» (Москва, октябрь 2004), I Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, август 2006), всероссийской научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Экономика» (Ярославль, май 2004), «Образование и тайна. Прометей и Гермес: две стратегии" (Санкт-Петербург, ноябрь 2004), республиканской конференции «Общество риска и человек в XXI Веке: альтернативы и сценарии развития» (март 2006, Саратов), региональных научно-практических конференциях «Человек в глобальном мире» (Саратов, декабрь 2003), «Гуманистическая парадигма непрерывного образования» (Саратов, май 2004), «Современное образовательное пространство: единство,
реги опал ьн ость, непрерывность» (Саратов, июнь 2005), «Малый бизнес региона: проблемы и перспективы» (Саратов, октябрь 2005), «Народы Саратовского Поволжья. История. Современность» (Саратов, декабрь 2005), региональной научно-методической конференции «Модернизация форм и методов реализации образовательных программ (Саратов, декабрь 2004).
Материалы диссертационного исследования нашли отражение в следующих работах автора:
Путешествие как способ социализации личности //Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. / Под общей ред. Кирикова О.Н. - Воронеж: Изд-во Воронеж, педагогич. унта, 2003. Вып.22. С.223-226.
Мир культуры современного путешественника // Гуманистическая парадигма гуманитарного образования. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. С.99-105.
Современный туризм: проблема Пути и Путешествия// Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Выи.2. С.90-94. ( в соавторстве)
Феномен туризма в пространстве массовой культуры// Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып.2.С. 122-128.
Путешествие как опыт познания мира//Молодежь. Образование. Экономика. Сборник научных статей. Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2004.4.5. С.56-60.
Личность и туристское пространство в контексте глобализации// Человек в глобальном мире. Сборник статей молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.С.83-87.
Образовательная ценность туризма// Современное образовательное пространство: единство, региональность, непрерывность. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во «І Іаучная книга», 2005. С.54-57.
Социокультурные практики туризма: риск как неизбежность //Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития. Москна-Саратов; Издательский центр «Наука», 2006. С.249-253.
Путешествие и туризм: социально-философский анализ. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006. - 52 с. ( в соавторстве).
Культурная динамика туризма и путешествий в эпоху глобализацииШервый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов - СПб.: Эйдос, 2006.- 432 с. С. 364-365.
И. Феномен туризма: методология исследования/ЛЗестник Саратовского государственного технического университета. 2006. № 2. С. 147-150.
Теоретико-методологические основания исследования феномени туризми
Целью данного параграфа является выявление особенностей феномена туризма как предмета социально-философского анализа. Эта цель осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
- рассмотрение основных подходов к анализу феномена туризма;
- выделение методологических преимуществ социально-философского исследования феномена туризма;
- обоснование пространственного подхода как приоритетного метода исследования феномена туризма в социальной философии.
Термин «туризм» был введен в литературный обиход примерно в 1800 г., когда в опубликованный во Франции словарь французского языка было включено определение туриста, как путешествующего из любопытства или с целью «убить время». Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского tornus (движение но кругу, вертеть, вращать)23, во французском языке "tour" переводится как прогулка, поездка, что наиболее близко современному толкованию этимологии слова «туризм». Несмотря на четкие этимологические корни концепта «туризм», социальная динамика феномена туризма первоначально в условиях развитого индустриального общества, а затем и в эпоху глобализации предопределила его многоплановость как социально-экономического, социокультурного явления. Исключительное воздействие современного туризма на сферы социума стимулировало повышенный
интерес к теории и практике туризма со стороны представителей различных наук.
Сегодня существует множество толкований и интерпретаций самого определения «туризм» как за рубежом, так и в России, что свидетельствует, на наш взгляд, с одной стороны, об открытом характере проблемы, и, с другой стороны, об осознании научной общественностью многогранности и сложности туризма как социального феномена. Так, справочное издание «Энциклопедия туризма» дает тринадцать определений туризма, наиболее общепринятых в зарубежной и отечественной науке.21 Зачастую противоречивые дефиниции туризма очерчивают круг проблем, связанных с поиском подходов к осмыслению туризма, и в очередной раз подтверждают тот факт, что туризм как явление развивается динамичнее, нежели темпы его актуализации.
Представители различных научных подходов по-разному раскрывают природу феномена туризма. Многоаспектность и неоднозначность воздействия социально-экономических туристских практик, эндогенных и экзогенных факторов развития туризма, культурных аспектов туризма, а также глубокая смысловая наполненность концепта «путешествие» обусловили становление теоретико методологической базы исследования туризма в рамках экономического, социологического, психологического, культурологического, антропологического, социально-философского и других подходов.
Социологический подход к изучению туризма как социокультурного феномена раскрывает его сущностные характеристики в терминах поиска аутентичного опыта, повсеместно манифестируемого современным обществом. Отношение к аутентичному опыту становится важной составляющей институализации социального пространства. Рассматривая
Zипичные объекты туристского потребления, социологи реконструируют смысл общественных составляющих, которым они противопоставлены.
Первые попытки теоретического осмысления туризма в предметном поле относятся к 60-м гг. XX века. Д. Дж. Бурстин в 60-е гг. утверждал, что турист очарован всем ненастоящим и поверхностным те «псевдособытием» . Анализ Д. Бурстина массового туризма как «псевдособытия» связан с его утверждением, что современные американцы не могут испытывать реальность, поскольку вырастают на «псевдособытиях», главным примером чему и является туризм. Концепция туризма как «псевдособытия» Д. Бурстина частично опережает концепцию симулякра Ж, Бодрийяра. По мнению Д. Бурстина, механизм туризма заключается в следующем. Изолированный от окружающей среды и местных жителей, массовый турист путешествует в управляемых группах и находит удовольствие в недостоверных искусственных аттракционах, доверчиво наслаждаясь «псевдособытиями» и игнорируя «реальный» мир. Реклама и средства массовой информации, образы, отвечающие туристским потребностям продюсируют замкнутую бесконечную систему иллюзий, служащую основанием для туриста для отбора и оценки потенциальных туристских дестинаций . Такие посещения происходят, говорит Бурстин, внутри «инвайронментального мыльного пузыря» знакомой гостиницы в американском стиле, которая изолирует туриста от странностей окружающей среды,"
На Западе к 1970-м годам туризм стал объектом антропологических исследований. В рамках данного подхода большой интерес представляют работы американского социолога Д. Маккенела, осуществившего общенаучный анализ туристских потоков с семиотической, антропологической, социальной точек зрения. Д. Маккснел рассматривал туризм как новую теорию досугового класса, одним из первых применил семиотический подход к туризму и расширил хронологические рамки своего исследования - от глубокой древности до современности: «то, что начиналось как деятельность, которая пристала герою (Александр Македонский), постепенно становится целью социально организованной группы (крестоносцы), признаком статуса целого общественного класса (гранд-туры английских джентльменов) и, наконец, перерастает в универсальный опыт (туристы)", - писал он. Кроме того, Д. Маккенсл подверг анализу генезис туристского опыта и определил факторы, влияющие на его формирование. По его мнению, неаутентичность и поверхность современной жизни воздействуют на характер сенсорных впечатлений жителя мегаполиса: быстрая смена образов, острая неоднородность в том, что схватывается взглядом, и неожиданность полученных впечатлений являются симптомами туристского опыта.
Тематизируя проблему аутентичности туристского опыта, Д. Маккенсл утверждал, что туристы-созерцатели побуждаются желанием увидеть жизнь такой, какой она реально проживается, даже прожить се вместе с коренными жителями, и в то же время они никогда не смогут достичь этих целей. Все туристы для Маккенела воплощают поиски аутентичности, и эти поиски - современная версия всечеловеческого стремления к священному.29
Массовизации феномена туризма: характеристика современных социокультурных процессов
Обращение к проблеме массовизации феномена туризма предполагает раскрытие сущности массового туризма как исторически эволюционировавшей формы путешествий, обозначение социокультурных особенностей массовизации туризма, определение основных ценностных императивов массового туризма.
Появление в середине XX века нового типа общества - массового общества, общества потребления, коренным образом повлияло на суть, смысл, саму природу путешествия. К. Леви-Стросс весьма прозорливо и метафорично озаглавил первую часть научного этнографического исследования «Печальные тропики» «Конец путешествиям». Видимо, неслучайно создание работы К. Леви-Стросса хронологически совпало с появлением и повсеместным распространением в странах Европы и США массового туризма.
Передвижение, лежащее в основе туристского опыта, - один из способов выживания человека как биологического существа, затем оно стало осмысленным видом человеческой деятельности, превратилось в странствие. Мы полагаем, классическое путешествие - это физическое передвижение в культурно-природном ландшафте в совокупности с процессом его познания и переживания при единстве пространственно-временного и семантического уровней ландшафта. Основой пребывания и познания социокультурного пространства становится экспертная деятельность, причем эксперт включен в ландшафт когнитивно, сенсорно и ценностно. Путешественник, пребывая в состоянии странствия, сравнивает социокультурные системы, проводя тем самым компаративный анализ мозаики образов неизвестных культур. Ценность совершения путешествия, безусловно, важна как экзистенциальный опыт познания и сравнения культурного пространства различных культур и понимания на основе данного анализа своей собственной. Можно согласиться с М. Мид, утверждавшей, что: «Путешественник, единожды вышедший из дома, мудрее человека, никогда не переступавшего собственного порога, так и знание об иной культуре должно обострить нашу способность исследовать с большей настойчивостью, оценивать с большей симпатией нашу собственную».122 Бытие путешествия, таким образом, предполагает открытость и готовность к опыту освоения культурного пространства и являет собой способ осмысления культурного пространства. Кроме того, М. Мид акцентирует проблему путешествия как формы бытия в реальности культурного пространства.
К. Леви-Стросс писал еще в 50- е гг. XX века, свидетельствуя тем самым о процессах трансформации концепта «путешествие», что перемещение становится профессией, причем суть этой профессии состоит не в том, что, как можно было бы предположить, «после долгих лет обучения открывать до сих пор не известные факты, а лишь в том, чтобы преодолевать бесчисленные километры и накапливать бесконечное множество фотоснимков и кинокадров, разумеется, лучше всего цветных»123.
Действительно, ранее путешествие воспринималось как нечто, связанное с самопознанием, поиском самого себя, либо как форма эскапизма, бегства. Романтизация путешествия прежних эпох способствовала формированию культурного мифа о путешествии как об экзистенциальном опыте. По мнению С. Турома, сегодня под критикой туризма часто скрывается ностальгия по эпохе "настоящих" путешествий, которые стало невозможно осуществлять вследствие расцвета индустрии туризма .
Массовый туризм может быть описан как исторически эволюционировавшая форма путешествий, однако отличий между ними больше, чем сходства. Как писал Ж. Бодрийяр, «нет ничего более чуждого чистому путешествию, чем туризм и досуг»1" . Хотя в основе путешествий и туризма лежит одно и то же психологическое стремление к новому, любопытство, путешественник полагается на себя, турист - на своего гида. Путешественник идет и едет, туриста - ведут и везут. Путешественник, даже если он путешествует не один, - индивидуален, турист, даже если его тур индивидуальный, - все равно клиент, один из потребителей массового товара, который топонимически может быть приурочен к одним и тем же странам, городам, музеям, соборам, однако воспринимается иначе в ситуации туристического потребления. Путешествие отныне облечено в форму массового туризма, лейтмотивом которого становится извлечение прибыли профессиональными организаторами туризма из глубинного стремления человека путешествовать.
Ключевое слово, которое помогает выявить туриста (в терминологии З.Баумана), это свобода: свобода выбора, свобода передвижения, свобода принадлежать или не принадлежать к касте туристов и быть частью культуры абсолютного настоящего126. Для "туриста" весь мир представляет собой череду мест, непохожих и до боли узнаваемых одновременно, поскольку все в мире устроено по международным стандартам с еле заметным налетом местного колорита. Турист всегда находится в среде себе подобных, что позволяет ему жить в частично придуманном мире, в котором все озабочены теми же проблемами, что и он.
Массовизации феномена туризма: характеристика современных социокультурных процессов
Концептуализация феномена туризма предполагает обращение к пространственным измерениям туризма, раскрывающих специфику его взаимодействия и процессов глобализации. Современное состояние туризма позволяет говорить о концентрации географического, жизненного, социального, культурного пространств в локусе феномена туризма. Перемещение в пространственных координатах являлось обязательным условием свершения путешествия вплоть до конца XX века, когда наступление «галактики пост-Гутенберга» реализовало идею виртуального туризма. И все же основной формой осуществления туристских практик на сегодняшний день остается перемещение в географическом пространстве, достигшее космического масштаба, предполагающее пересечение границ. Глобальные туристские потоки конца ХХ-начала XXI вв. преодолели барьер географических границ. Анализ пространственных измерений туризма предполагает обращение к динамичным сферам пространственной организации человека
Как справедливо отмечает В.Б. Устьянцев, в отличие от социального пространства и его функциональных характеристик, жизненное пространство человека более динамично и связано с ритмами жизнедеятельности различных человеческих общностей. В свою очередь практически и духовно освоенное людьми природное и социальное пространство становятся жизненным пространством общества1-54.
В этой связи туристское пространство предстает как одно из измерений жизненною пространства общества, специфика которого обусловлена особенностями социокультурной практики людей, а туристские практики выступают в качестве стратегии освоения и организации человеком своего жизненного пространства.
С точки зрения пространственного измерения, феномен туризма может быть представлен как качественный элемент процесса организации опыта и структурирования жизненного пространства человека и общества. Динамичность жизненного пространства человека и общества во многом обусловлена макросоциальными преобразованиями. Структурные сдвиги в пространстве транзитивных, рискогенных современных обществ преломляются в жизненном пространстве, деформируют социальные и духовные основания жизненного мира личности. Деформация устойчивого жизненного пространства обусловлена тем, что транзитивное общество усиливает разрыв между внешним пространством социальных действий, детерминированным неустойчивой социальной средой, и пространством жизненного мира личности, обусловленного внутренней культурой и внутренним миром. Разобщенность внутреннего и внешнего пространства находит свое выражение в кризисе самоидентификации, поиске новых жизненных смыслов, выражающееся, в том числе, в глобальных туристских практиках. Смысловые ценностные структуры в пространстве личности взаимодействуют с мультикультурными кодами и оказывают влияние на социальную конфигурацию культурного пространства в транзитивном обществе.145
Жизненное пространство личности не является автономным. Принцип родовой консолидации порождает антропогенное пространство. Меняется характер деятельности - осуществляется переход в иную форму пространства человеческой организации. В этом случае можно говорить о переходе из центра - ойкумены жизненного пространства личности, на периферию - неосвоенные в деятелыюстном отношении пространственные ареалы, обладающие ценностной притягательностью, которыми и являются туризм, паломничество, освоение новой информации в процессе реального или виртуального путешествия. Любое пространство оставляет следы воспоминания, которые сознательно или бессознательно влияют на актуальное жизненное пространство личности.146 Туристское пространстио соответствует границам человеческой жизни в сфере разума, социума, природы. Аксиологическая парадигма постиндустриального общества позволяет рассматривать феномен туризма как пространственную структуру самореализации личности в современную эпоху. Думается, аксиологическое значение современного туризма реализуется как форма освоения пространства.
История туризма и принципы его функционирования свидетельствуют о том, что произошла выработка критериев самого туристского образа и структурирование пространства на его основе. Типология пространств, разработанная Д.І I.Замятиным, представляет интерес для изучения механизма конструирования символической среды пространства туризма. В рамках этой типологии по характеру динамики пространств автор выделяет два типа. Первый - пространства динамичные, экстенсивные, расширяющиеся. Для них характерны открытость, агрессивность, экспансивность, постоянно меняющиеся границы. Такие пространства - череда, смена образов. Эти пространства случайны, изотропны и готовы к любому событию. Второй тип - нединамичные, статичные, равновесные пространства, пространства освоенные, со стабильными образами, содержание их колеблется вокруг точки образного равновесия. В таких пространствах любое событие поддается быстрому опространствлению.