Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена потребностью обращения к анализу социальных и духовных предпосылок самоопределения в формировании экологического сознания и самосознания. Одним из глобальных противоречий современного развития человечества выступает противоречие между техносферой и биосферой. В результате всего этого нарушается естественное равновесие между обществом и природой, что приводит к деструкции биологических возможностей существования человечества и, что самое главное, - к нарушению гармонии человека и крайних границ природы (сознания и подземного мира).
Опасные изменения в системе «человек-общество-природа» вызваны неразумным отношением не только к природе, но и к самому человеку, в системе жизнедеятельности которого космические потенции бытия и небытия достигают состояния крайней экспирации. Человечество, с одной стороны, заинтересовано в удовлетворении растущих материальных потребностей; оно одержимо идеей покорения природы, которая сформировалась на исходе эпохи Ренессанса, а с другой – глубина естественнонаучных и духовных исканий оборачивается заблуждениями относительно возможностей развития сущностных сил человека, которые должны быть приведены в соответствие с силами природы.
В целом неразумность отношений человека и общества к природе выразилась в бесконтрольном использовании природных ресурсов, служением технократическому духу ради получения от природы всякого рода материальных благ, а также в непрекращающемся вмешательстве в сам ход естественных процессов без учета возможных отрицательных последствий, т.е. в практическом игнорировании нормативной оставляющей социального прогноза.
Всеобщий образ духа, культуры, философии и нравственности, затронув основы существования человечества, становится главной предпосылкой, определяющей дальнейшую эволюцию экологической системы. Перед обществом стоит цель формирования нового характера взаимоотношений с природой, и соответственно с культурой, что может быть реализовано лишь посредством значительных изменений в сознании человека. Формирование экологического сознания, всей системы экологической культуры, исходящей из единосущности человека и природы – сложная и комплексная проблема, поскольку сознанию изначально присуща высокая степень инертности, а культура нуждается в длительном осмыслении своих предельных оснований, требует духовной направленности сознания, роста духовной, нравственной обеспокоенности людей.
Проблема создания действенных социальных и духовных механизмов формирования подлинной экологической культуры – одна из актуальных проблем; ведь от ее решения зависит во многом вся дальнейшая судьба Земли в планетарном, космическом масштабе. Поэтому процесс становления экологической культуры необходимо эффективно исследовать, используя синергетический подход, так как синергетика анализирует мир с точки зрения принципов единства и целостности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему системности общественной и духовной жизни исследовали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Отношения человека к природе, обществу и человечеству, к природному космосу – часть общественной жизни. Ведь отношения – это определенная связь, зависимость между объектами, составляющими общество. Отношения – именно тот устойчивый элемент, который сплачивает людей в единую социальную систему.
В немецкой классической философии проблема «очищения» сознания от всех наносных пластов субъективности приобрела особую остроту. Как и И. Кант, И. Г. Фихте полагал, что человеческое тело, а также окружающая его природа, подчинены суровой необходимости. Ей же подчинена и история общества. Однако человек не довольствуется констатацией необходимости, а принимает деятельное участие в культурном процессе. Но Фихте романтизирует деятельность человека. «Человек, - пишет он, - будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него самое тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни».
По мнению автора, необходимо выделить такие элементы всякой человеческой культурной деятельности, как люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоуровневой экологической системе, в которой можно выделить материальную, духовную, регулятивную (трансцендентальную) и социальную области. Эти сферы уже достаточно исследованы в трудах П.В. Алексеева, С.Ф. Анисимова, В.С. Барулина, Ю. Бохеньского, В.А. Кутырева, В.Е. Кемерова, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, Ю.А. Урманцева.
Проблема самоопределения экологической системы рассматривается в трудах Ю. Хабермаса и В. Хесле, а также в работах В. Аршинова, А.Б. Венгерова, Е.А. Горячкина, С.С. Шевелева, А.Д. Урсула, Н.Н. Моисеева.
У истоков синергетической парадигмы, открывшей новую стадию в развитии науки, стояли Г. Хакен, И. Пригожин, А. Самарский. Значительный вклад в разработку синергетической теории внесли И. Стенгерс, Г. Николс. Особое место в развитии синергетической методологии занимают труды Б.С. Галимова, К.Х. Делокарова, С.П. Курдюмова, Е.Н. Князевой, Г.И. Рузавина, Ю.А.Урманцева.
Разработкой проблем связи экологии и духовного становления личности занимаются Б.Г. Акчурин, А.А. Вальков, Е.В. Карев, А.Ф. Кудряшев, Л.Н. Коган, М.С. Кунафин, А.Б. Курлов, Д.А. Нуриев, С.М. Поздяева, Ф.С. Файзуллин, В.Г. Федотова, В.С Хазиев, А.К. Уледов; значительный вклад в постановку и исследование экологических проблем внес Б.М. Миркин.
Однако экологическая культура связана, прежде всего, с улучшением, облагораживанием телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно автором выделяется культура тела, культура души и духовная культура. Духовная культура нуждается не только в защите, но и в постоянном воспроизводстве. В самом широком смысле слова понятие «культура» - это совокупность множественных проявлений жизнедеятельности в материальной и духовной областях. При этом экологическая культура связана с процессом стремления человека к истине, добру и красоте.
Экологическая культура связана главным образом с формированием социальных механизмов, обеспечивающих полноценную жизнь человека в социуме. Выявление данных механизмов способствует построению природоохранных прогнозов, а выявление механизмов (или путей), самоопределения экологических систем направлено, в конечном счете, на воплощение того своеобразного, нового процесса на земле, отдельные продукты которого выступают только человеческими творениями и непосредственно не порождены природой.
Однако при всей значительной общей разработанности содержания понятия экологической культуры до сих пор отсутствует интегративное, целостное осмысление социальных и духовных оснований процесса самоопределения экологической культуры, а, в конечном счете, локализации нравственной воли, как фактора самоформирования экологического сознания личности.
Объект исследования - экологическая культура как самоопреляющийся социальный процесс.
Предметом исследования являются духовные предпосылки самоопределения экологической культуры человека.
Целью диссертации является выяснение механизмов самоопределения в формировании экологической культуры человека и общества, обусловленной необходимостью трансформации общественного и природного «тела» в состояние устойчивого развития и самоопределения.
Для реализации данной цели потребовалось решение следующих задач:
провести на базе реконструкции «наукоучений» И. Г. Фихте анализ экологической культуры как социального и духовного явления, что предполагает исследование ее основных модусов, а также предпосылок становления и характера самоопределения;
исследовать контуры экологической культуры в контексте социальных аспектов ее определения и самоопределения;
выявить соотношение между процессом самоопределения и устойчивостью экологической культуры в сознании субъекта;
изучить структуру новой культуры мышления как компонента биосферного и ноосферного процессов;
исследовать возможности экологизации чувственной, мыслительной и практической деятельности современного человека.
Методологическая основа исследования использован синергетический подход, согласно которому природный и социальный мир предстают как самоопределяющиеся системы. Диссертант исходит из того теоретического положения, что в настоящее время предстоит огромная интеллектуальная и культурная работа по «очищению» мыслительной и практической деятельности людей от тех наносных пластов, которые образуются в ходе неосознанных отождествлений образов, схем с логикой самих природных процессов.
Человечество исследуется в тесном контексте действия общих синергетических закономерностей. Автор не игнорирует и традиционные подходы к исследованию связи природы и человека, и философию марксизма, особенно те её разделы, которые связаны с разработкой категорий духовного производства, потребления и распределения ценностей.
В диссертации использован социокультурный подход, принципы историзма и системности, методы анализа и синтеза, сравнения, аналогии, экстраполяции.
Научная новизна диссертации состоит в исследовании социальных и духовных механизмов самоопределения в формировании экологической культуры. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:
обосновано, что анализ фихтевских «наукоучений» приводит к тому основоположению, что экологическая культура связана с «самостью» человека, с развитием универсального (трансцендентального) субъекта, ориентированного на продуктивное творчество, а, следовательно, на выход за пределы эмпирического рассудка людей;
обнаружено, что в качестве духовного механизма самоопределения в формировании экологической культуры выступает духовное и нравственное усилие человека, которое в потенции предшествует творческому акту, а в действии и в последействии реализует его. Этот тезис можно истолковать в том плане, что человеку необходимо вдохновение, которое самоопределяет сам процесс устремления к истине, добру и красоте;
выявлено, что социальные механизмы самоопределения экологической культуры связаны с защитой людей от естественных опасностей, а также с достижением гармонии внутри общества посредством установления социальной справедливости и с защитой духовной самоценности человека;
обосновано, что механизм самоопределения в формировании экологической культуры оказывается действенным, если государство и власть оказываются ориентированными на диалоговый мыслительно-позиционный тип коммуникации.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение полученных результатов состоит в более глубоком осознании культуры как компонента биосферного и ноосферного процесса, в раскрытии комплексного значения самоопределяющегося образования.
Практическое значение диссертации. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов философии, культурологи и социологии в вузах, средних специальных учебных заведениях, в работе экологических организаций и движений и т.д.
Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования докладывались автором на Республиканской научной конференции «Философия как методология науки» (Уфа, апрель, 2003 г.), на ХI Всероссийском конгрессе «Экология и здоровье человека» (Самара, декабрь 2006 г.), на республиканской конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность» (Уфа, 2006 г.), на Международной конференции «Философская мысль и общество» (Уфа, 2008 г.), а также в 11 публикациях автора общим объемом 9, 7 п.л. .
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 200 наименований.