Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Социально-философские основы анализа духовности личности российского спортсмена и его гражданской позиции 15-49
Раздел II. Основные структуры сознания российского спортсмена как потенциальные и реальные состояния его гражданской позиции основания личностного
Раздел III. Мировоззренческие проявления гражданской позиции российского спортсмена . 80-106
Раздел IV. Социальные качества личности российского спортсмена как ведущий фактор объективации ее духовности и гражданской позиции 107-141
Заключение 142-149
Список литературы
- Социально-философские основы анализа духовности личности российского спортсмена и его гражданской позиции
- Основные структуры сознания российского спортсмена как потенциальные и реальные состояния его гражданской позиции основания личностного
- Мировоззренческие проявления гражданской позиции российского спортсмена
- Социальные качества личности российского спортсмена как ведущий фактор объективации ее духовности и гражданской позиции
Введение к работе
Современное общество предъявляет повышенные требования к мировоззренческой подготовке личности и ее социальным качествам. Особое внимание обращается на гуманистическую направленность мировоззрения, содержание внешней активности человека и его способности осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принципами и нормами, принятыми в обществе и государстве. Индивиды, профессионально занимающиеся спортивной деятельностью, являются представителями конкретного общества и гражданами государства и в равной степени пользуются предоставленными им правами человека и гражданина наряду с представителями других категорий людей. Поэтому спортсменам сегодня необходима высокая интеллектуальная и мировоззренческая подготовка, современные качества общей и профессиональной культуры.
Объективное соотношение успехов и неудач в профессиональной спортивной деятельности как закономерность детерминируется воздействиями условий и факторов, тренеров и других лиц до и в процессе спортивных соревнований, а также субъективными состояниями и личностными показателями спортсменов. Настроения и чувства, духовная устойчивость или неуверенность, состояние общесоциальных и профессиональных качеств (способностей) спортсмена, особенности характера, гражданская позиция и многие другие показатели духовности человека, занимающегося спортом, существенно влияют на подготовку спортсмена и его конкретные результаты.
В совокупности духовных состояний личности российского спортсмена интегрирующую роль выполняет его гражданская позиция, в которой получают выражение личностные и общественно-государственные ценностные позиции индивида. Гражданская позиция важна для молодежи, занимающейся спортом и укреплением здоровья, так как способствует осознанию здорового образа жизни, прав и свобод, связанных с деятельностью в гражданском обществе и социальном государстве. Важное значение имеет гражданская позиция и для спортсменов, профессионально занимающихся спортом и представляющих Россию на международной арене.
Подготовка российских спортсменов к Олимпиаде в Сочи 2014 года и чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет также в России, к другим соревнованиям мирового, европейского и регионального уровней тр ебует не только высокой профессиональной готовности, но и психологической устойчивости, проявления воли к победе, духовного оптимистического настроя. В этом плане гражданская позиция спортсмена приобретает значение комплексного показателя и фактора проявления духовности, единства личных и общественно-государственных интересов. Всегда важно, чтобы гражданская позиция спортсмена сочетала осознание государственной российской символики с ценностями его сознания, мировоззрения и социальных качеств.
Актуальность темы исследования определяется следующими основными положениями.
Во-первых, значимостью социально-философского методологического обоснования современных признаков и содержания духовности, а также гражданской позиции российского спортсмена, их взаимозависимого проявления на практике.
Во-вторых, выяснением п отенциальных и факториальных состояний гра ж-данской позиции российского спортсмена в основных структурах его сознания: знаниях, эмоционально-чувственных и волевых состояниях, ценностных ориента-циях.
В-третьих, обоснованием роли идеалов, убеждений, норм и принципов жизни, ценностных знаний, потребностей и интересов, других мировоззренческих оснований в гражданской позиции и духовном мире российского спортсмена.
В-четвертых, характеристикой ведущих и актуальных сегодня социальных качеств и способностей российского спортсмена как практически ориентированных факторов реализации его гражданской позиции в процессе мотивационного функционирования духовного мира, подготовки спортсмена к соревнованиям и на самих соревнованиях как представителя Российской Федерации.
Анализ спортивной деятельности российских спортсменов в последние годы показывает, что чувство и пон имание гражданской ответственности самими спортсменами, а также тренерами и другими представителями спортивных о б-ществ остается весьма разноплановым, во многом корпоративным и замкнутым по видам спорта, реализуемым программам и методикам подготовки спортсменов к крупным соревнованиям. Духовный мир спортсменов иногда ориентируется на достижение высоких результатов любыми средствами, включая использование запрещенных препаратов.
Утрачивается оптимистический дух советского спорта, который характеризовался высокой отве тственностью и единством спортсменов как представителей страны, честностью и самоотверженностью в достижении спортивных побед, сплоченностью в преодолении возникающих препятствий на международных соревнованиях и чемпионатах, в том числе и политического плана. В гражданской позиции российских спортсменов возрастает значимость индивидуализированного осмысления личных побед и поражений (неудач) в соотношении с командными и общественными показателями спортивной деятельности как граждан великой страны.
Степень разработанности темы. Исследование гражданской позиции российского спортсмена имеет сложности теоретического и практического плана. В теоретическом аспекте важно подчеркнуть весьма скудный перечень исследований гражданской позиции российского спортсмена. В практическом аспекте гражданская позиция изучается в основном применительно к деятельности индивидов как представителей Российской Федерации, к реализации их общегражданских прав и свобод, а также в аспекте гражданской ответственности и обязанностей. С овсем мало работ, которые посвящены дифференцированному анализу формирования и проявления гражданской позиции отдельных категорий граждан по их профессиональной занятости, видам деятельности, уровням социальной зрелости, принадлежности к поколениям, показателям духовного мира индивидов.
Знание об уровне социально-философского осмысления обозначенной научной проблемы можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.
В первую группу объединены работы, в которых изучается духовный мир субъектов, его признаки и структуры, закономерности функционирования и развития. Для диссертационного исследования методологическое и теоретическое значение имеют традиционные подходы, авторы которых рассматривают духовность общества и его субъектов идеальным (нематериальным) явлением, проявляющее себя через процессы распредмечивания и опредмечивания, взаимодействия идеального и материального на основе активности индивида1.
Идеи и выводы указанных работ использованы в диссертации для обоснования возможности и реальности объективации признаков духовности субъектов в их поведении, общении и деятельности. Однако в этих трудах гражданская позиция личности (в том числе личности российского спортсмена) как существенный показатель их духовности не изучалась.
Вторая группа работ, которые составили методологическую и теоретическую основу диссертации, посвящена анализу гражданственности как показателю гражданского общества, государственности и гражданской культуры общества и личности2. Для исследования важны идеи и другие характеристики, относящиеся к определению гражданственности и ее связи с государственностью, к способам и формам проявления гражданственности в гражданском обществе, в основных сферах жизни общества и видах деятельности человека. Но и в этих работах от-
1 См.: Барулин В.С. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя: монография.
М.: Алетейя, 2000; Беляев Г.Г., Торгашев Г.А. Духовные корни русского народа. М.: «Былина»,
2002; Катунина Н.С. Природа духовности человека: монография. М.: Прометей, 2005; Козлова
О.Н. Социология духовной жизни. М.: Российский государственный гуманитарный универси
тет, 2004; Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990; Федотова В.Г. Хоро
шее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005; Хомутцов С.В. Введение в философию духовно
сти: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006; Шмелёв Н.П. Россия в многообразии циви
лизаций. М.: Издательство «Весь Мир», 2011; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа.
Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000 и др.
2 См.: Афанасьев А.В. Российская государственность в пространстве проектов глобализации
(социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. Москва, 2005; Воскресен
ская Н.М., Иоффе А.Н. Мы, народ... Российская Конституция. М.: Межрегиональная ассоциа
ция «За гражданское образование», 1998; Голубев С.В . Основания государственности: фило
софский анализ: монография. Мн.: Изд. центр БГУ, 2005; Государственная идея: сборник ста
тей. М.: МГО СП Россия, 2002; Коннов А.Д. Государственность как основа формирования ду
ховных ценностей офицерского корпуса Российских Вооруженных Сил: социально-
философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Москва, 2011; Петрий П.В. Духовные
ценности российского общества и армия: монография. М.: Военный университет, 2001; Погоре
лый А.П. Патриотизм как ценность российского общества (социально-философский анализ):
автореф. дис. … канд. филос. наук. Москва, 2004; Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведе
ния, традиции, ментальность. М.: Флинта, Наука, 2008; Сунгуров А.Ю. Гражданское общество:
основные этапы развития и возможная структура // Гражданское общество в поисках пути.
СПб.: Гуманитарно-политологический центр «Стратегия», 1997. С. 54-66; Чернов В.В. Форми
рование гражданственности и патриотизма российской молодежи // Социология. 2008. № 2. С.
218-221 и др.
сутствует специальный анализ гражданской позиции конкретной личности, в том числе личности российского спортсмена.
Поскольку спортивная жизнь общества и деятельность в ней различных субъектов реализуются как в рамках гражданских отношений, так и в сфере спортивной политики государства, в диссертации использованы результаты исследований и конкретные факты, относящиеся к особенностям проявления гражданственности и гражданской позиции спортсмена в современном российском обществе и видах государственных отношений внутри страны и за ее пределами. Они составили общетеоретическую основу изучения гражданской позиции российского спортсмена в современных условиях.
В третьей группе источников объединены труды, посвященные анализу духовного мира личности, его структур, существенных признаков, показателей индивидуальной культуры. В исследовании использованы в первую очередь социально-философские разработки, посвященные сознанию, мировоззрению и социальным качествам личности как структурным элементам ее духовного мира1. Теоретическую и методологическую основу авторской концепции гражданской позиции российского спортсмена составили также идеи и концептуальные построения, отражающие современное содержание сознания граждан России, особенности идеалов, принципов и норм их жизни, потребности, интересы, убеждения. В диссертации используются также работы, в которых анализируются социальные качества личности, их актуализация в современных условиях.
В четвертую группу источников включены работы, в которых непосредственно отражена проблема гражданской позиции2. Таких работ мало, но они наличествуют.
Анализ источников по теме диссертации показал, что современных работ, специально посвященных духовности российского спортсмена как показателю его
1 См.: Джерелиевская И.К. Личностные основания социального порядка: аксиологический
аспект: монография. М.: Московский государственный открытый ун-т, 2009; Лутцев М.В. Мен
талитет и ментальность как феномены бытия личности, общества и Вооруженных Сил (соци
ально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. Москва, 2005; Манерко И.В.
Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии:
сущность, особенности и направленность развития (социально-философский анализ): автореф.
дис. … канд. филос. наук. Москва, 2011; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и куль
тура: монография. М.: Академический проект, 2007; Якимович B.C. Культура в мире спорта:
монография. М.: Советский спорт, 2006 и др.
2 См., например: Воропаева Т.С. Структурные и типологические особенности гражданской
позиции как системообразующего фактора активности личности: автореф. дис. … канд. психол.
наук. Киев, 1990; Каверин Б.И. Духовность, патриотизм и гражданственность: Великая Отече
ственная война и современная Россия // Безопасность Евразии. 2006. № 4. С. 603-609; Кань-
шин А.Н. Размышления о философии и практике гражданского общества в России // Военно-
философский вестник. 2010. № 4. С. 22-31; Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Нацио
нальная идея или чего ожидает Бог от России. М.: Современные тетради, 2004; Орлова И.В. Со
циально-философский анализ гражданского общества как формы бытия современной демокра
тии: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Москва, 2007; Перепеча Н.Н. Формирование граждан
ской позиции студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва,
2012; Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. М.: Проспект, 2010; Черкашин И.А. Нравственное со
вершенствование молодежи в процессе спортивной деятельности. М.: Academia, 2004; Шевчен
ко Н.И. Возрождение духовностью: монография. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004 и др.
гражданской позиции, пока не существует. Важно добавить, что в качестве и сходного основания изучения духовного мира личности в существующих публикациях рассматривается сознание, его уровни, структура, особенности и закономерности, при этом в тени оставались такие важные элементы духовного мира личности как мировоззрение и социальные качества. В диссертации использованы немногочисленные современные исследования, посвященные мировоззрению и социальным качествам личности. Это позволило более полно изучить духовные основы гражданской позиции российского спортсмена, обосновать многообразие внутренних детерминационных показателей социальной активности по ее практической реализации.
Объект диссертационного исследования – духовный мир российского спортсмена как гражданина России, ориентированный на сохранение и приумножение достижений отечественного спорта, показателей гражданственности в совокупности приоритетов российской культуры.
Предмет исследования – духовные основания сознания, мировоззрения и социальных качеств российского спортсмена, формирующие мотивацию утверждения и проявления гражданской позиции в спортивных соревнованиях и других формах социальной активности.
Цель исследования состоит в обосновании гражданской позиции российского спортсмена на основе изучения ее функционирования в структурах сознания, мировоззрения и социальных качеств.
Авторская концепция исследования духовности личн ости российского спортсмена как показателя его гражданской позиции состоит в реализации социально-философского анализа применительно к основным составляющим духовного мира личности – сознания, мировоззрения и социальных качеств; в выяснении того, как выражена в составляющих духовного мира гражданская позиция российского спортсмена и в чем состоит ее духовная мотивация.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие научные задачи:
– обосновать теоретические и методологические основания социально-философского изучения духовности российского спортсмена в современных условиях и места в ней личностной гражданской позиции;
– дать социально-философское определение гражданской позиции российского спортсмена, раскрыть ее содержание и признаки;
– изучить структуры сознания российского спортсмена как духовного пр о-странства формирования и функционирования элементов его гражданской позиции;
– рассмотреть содержание мировоззрения личности в качестве фактора, д е-терминирующего и мотивирующего проявление гражданской позиции российского спортсмена в его поведении, общении и деятельности;
– проанализировать социальные качества российского спортсмена в аспекте объективации духовных оснований его гражданской позиции.
Научная новизна диссертационного исследования выражена в следующих положениях и выводах:
– обоснована социально-философская методология современного исследования духовного мира (духовности) личности, которая состоит в изучении признаков и структур сознания, мировоззрения и социальных качеств личности, детерминирующих практическую активность индивида в реализации его гражданской позиции;
– определена гражданская позиция российского спортсмена как качественная интегративная характеристика его духовности, ориентированная на ценностное осознание личностного статуса, принадлежности к Российскому государству, отечественному гражданскому обществу и профессиональной спортивной деятельности;
– выявлены исходные структуры и содержание сознания российского спортсмена как потенциальные и реальные состояния его гражданской позиции;
– рассмотрены мировоззренческие базовые основания гражданской позиции российского спортсмена по ценностным знаниям, гражданским и спортивным идеалам, принципам и нормам жизни, интересам и потребностям, убеждениям;
– проведено обоснование социальных качеств российского спортсмена как факторов объективации его духовности и гражданской позиции.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования духовных оснований гражданской позиции российского спортсмена для формирования личности спортсмена-патриота, спортсмена-гражданина и спортсмена-профессионала как достойного представителя отечественного спорта.
Материал исследования имеет значимость и в сфере приобретения квалифицированной информации о содержании и закономерностях функционирования духовного мира личности в современном российском обществе и мировом сообществе. Обучение и воспитание молодого поколения России XXI века должно опираться не только на практические императивы модернизации и совершенствования жизни граждан, но и на более точное и дифференцированное знание духовного мира индивида. Традиция, связанная с развитием сознания человека, должна дополняться углубленным рассмотрением его мировоззрения и социальных к а-честв, соотнесением индивидуальных ценностей, предпочтений и мотиваций активности с состоянием демократии в стране, прав и свобод личности, с задачами и идеалами совершенствования отечественной материальной и духовной культуры, имиджем России в процессе глобализации мировых отношений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования духовных оснований гражданской позиции российского спортсмена для формирования личности спортсмена-патриота, спортсмена-гражданина и спортсмена-профессионала как достойного представителя отечественного спорта.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит и в том, что его содержание и идеи рекомендуется включать в учебники и учебные пособия по темам физической и духовной культуры обучающихся, непосредственно в учебный процесс и процесс подготовки спортсменов к соревнованиям на различных уровнях. Подобные материалы пока достаточно редки и мало известны, что создает трудности в их объективном освоении и применении для анализа практик спортивной и общегражданской деятельности российских спортсменов, тренеров, спортивных клубов и команд.
Методология и методы исследования включают в себя идеи и концепции представителей отечественной философской мысли, которые раскрывают исходные составляющие духовного мира личности, феномены сознания, мировоззрения и социальных качеств российского спортсмена. Д уховный мир российского спортсмена рассмотрен не сам по себе, а в соотнесении с его гражданской позицией, с теми компонентами и аспектами духовного мира личности, которые непосредственно связаны с ценностным осмыслением и реализацией гражданской позиции в поведении и общении, в общегражданской и спортивной деятельности.
Непосредственную методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философского анализа, связанные с изучением ко н-кретных показателей и содержания духовного мира российского спортсмена. Они детерминируют от духовности индивида особенности и направленность проявления гражданской позиции на практике как представителя отечественного спорта и российского государства. В диссертации используются принципы онтологического философского анализа, необходимые для раскрытия объектно-предметной областей исследования: объективности, познаваемости, развития, противоречивости, многомерности истины, другие всеобщие и необходимые требования решения поставленной цели и задач исследования темы диссертации.
Основное внимание обращено на применение принципов социально-философского анализа: социальной активности субъекта, определяющей роли деятельности, единства объективного и субъективного, единства исторического и логического, социально-функционального, структурно-содержательного, ценностного и др. В процессе раскрытия исследовательских задач и обоснования полученных результатов использовались методы сравнения , контент -анализа, а б-страгирования, дифференциации и интеграции информации, метод статистических данных, идеализации, описания и обобщения.
Эмпирическая база исследования включает поиск и использование статистических данных, фактов и событий, подтверждающих теоретические размышления автора и формулируемые выводы. Обобщались информационные практики профессиональной спортивной деятельности российских и зарубежных спортсменов. Использовались эмпирические данные, полученные другими авторами в научных исследованиях и публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-философская методология анализа духовного мира личности
современного российского общества требует более углубленного и широкого по
содержанию его изучения. Она должна включать: а) анализ характера и особенно
стей знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностных ори-
ентаций сознания; б) рассмотрение мировоззренческих знаний, идеалов, принци
пов и норм жизни, интересов и потребностей, убеждений и верований; в) характе
ристику общекультурных и профессиональных качеств (способностей) индивида.
2. Современная гражданская позиция российского спортсмена представляет
собой интегративное свойство, в ыражающее ценностное отношение индивида к
своему социальному статусу, гражданству Российской Федерации, гражданскому
обществу и профессиональной спортивной деятельности. Гражданская позиция
российского спортсмена в его духовном мире многопланово представлена в признаках и структурах сознания, мировоззрения и социальных качеств.
3. В сознании российского спортсмена гражданская позиция формируется и
существует как совокупность обыденно-практических и теоретических знаний о
российском гражданстве, гражданском обществе и сфере спортивной деятельно
сти, своем социальном статусе; как эмоционально-чувственные переживания и
волевые состояния ценностного отношения к личному участию в реализации об
щегражданских и профессиональных задач отечественного спорта.
-
Базовыми духовными основаниями гражданской позиции российского спортсмена выступают мировоззренческие знания, идеалы, принципы и нормы жизни, интересы, потребности и убеждения, в которых показатели гражданской позиции приобретают характер устойчивых состояний и ориентаций духовного мира, м отивируют патриотическую гражданскую и спортивную направленность практической активности спортсмена.
-
Гражданская позиция российского спортсмена на практике проявляется разнопланово в зависимости от складывающихся условий его жизни, успехов в спортивной деятельности, протекающих процессов модернизации и трансформации российских отношений, характера политической власти в стране и ее отношения к спорту, а также от других факторов. Объективация гражданской позиции самого спортсмена детерминируется его социальными качествами.
Степень достоверности и апробация исследования. Достоверность положений и выводов диссертации основана на объективной теоретической проработке значительного массива научных работ отечественных и зарубежных авторов; фактических данных, опубликованных в социально-публицистической литературе и электронных изданиях по проблеме духовности и мировоззрения; соответствующих социально-философскому исследованию принципах, средствах и методах анализа; непротиворечивости логики построения и раскрытия концепции; всесторонней аргументации и доказательности полученных результатов. Автором п о-следовательно реализованы научные процедуры для социального исследования, логика работы носит непротиворечивый характер, научные результаты доказательно аргументированы. Диссертация соответствует специальности 09.00.11 – социальная философия.
Основные идеи и выводы диссертации апробированы в выступлениях на всероссийской и межвузовской конференциях в 2010-2013 гг. (г. Череповец), на кафедрах философии и религиоведения Военного университета, социогуманитар-ных и естественнонаучных дисциплин Санкт-Петербургского государственного экономического университета (филиал в г. Череповец), а также в ходе занятий со студентами университета.
Социально-философские основы анализа духовности личности российского спортсмена и его гражданской позиции
Социокультурная динамика модернизации всех сторон жизнедеятельности российского общества и человека, совершенствования человеческого капитала и восстановления общественного здоровья настоятельно требует от субъектов социального развития обращения к проблеме развития спорта высших достижений. Говоря о ценностно-практической роли спортсмена в развитии социальной действительности, ориентирующей направленности в формировании положительного образа гражданина-патриота своей страны как на внутренней, так и на международной арене, необходимо в его внутренней структуре в первую очередь выделить духовность личности российского спортсмена как интегральный показатель его гражданской позиции. Всестороннее исследование указанного понятия с позиций социально-философского анализа требует уяснения теоретических идей и положений, методологических принципов и подходов, выступающих научными ориентирами в изучении этого сложного человеческого явления.
Общеизвестно, что теоретико-методологическую основу социально-философского анализа составляют онтологические, гносеологические, функциональные, натурфилософские или социологические подходы, требования и методы, соответствующие предмету изучения и позиции исследователя. Социально-философское исследование духовности личности сочетает в себе многие из названных подходов и аспектов. Однако реализуется оно с использованием категорий и средств философии (социальной философии), а также понятийного аппарата, отражающего теоретический уровень изучаемого явления, в данном случае – духовности личности российского спортсмена как показателя его гражданской позиции. Принимая во внимание данный постулат, отметим, что методологической основой предмета исследования выступают прежде всего принципы и спосо бы (методы) научного познания духовности личности спортсмена современной России. Кроме того, важным и необходимым компонентом методологического блока является уточнение и обоснование понятийно-категориального аппарата. В целом, социально-философский анализ предполагает использование определенных принципов методологии целостного исследования общественных яв -лений вообще и духовности личности в особенности, в ряду которых можно выделить следующие: общедиалектические принципы исследования явлений и процессов вообще, общества и его духовной сферы в частности (принципы развития, всеобщей связи, объективности, целостности, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности и т.п.); принцип историзма; принцип преемственности; принцип детерминизма; принцип методологического многообразия; принцип дополнительности1.
Следует также учесть, что изучение и развитие духовности личности спортсмена представляет собой сложный социокультурный процесс, который тесно связан с масштабными явлениями и процессами во всех областях общественной жизни современной России. Поэтому изучение данного феномена предполагает выделение также ряда методологических принципов и подходов собственно социально-философского плана, позволяющих более полно представить сущность и значение духовности личности для развития человеческого капитала российского общества в современных условиях. В числе таких основных принципов можно выделить следующие: а) принцип целостности, который предполагает синтез имеющихся знаний о сущности и содержании духовности личности российского спортсмена, показ их в обобщенном и целостном виде. Базовые методологические положения да нного принципа состоят в следующем: – принцип целостности наиболее адекватно отражает фундаментальное качество человека как такового (быть целостностью), характер изучения проблематики о нем, а, следовательно, и существо вопросов о духовности и особенностях ее проявления в жизнедеятельности общества и личности; – использование принципа целостности позволяет наиболее полно реализо-вывать данные наук о человеке, в должной мере овладевать научной аргументацией против умозрительных суждений о нем, в том числе и о духовном; – принцип целостности предполагает рассмотрение взаимодействия духовного и материального в жизнедеятельности общества и личности как диалектический процесс, где не должно быть заведомого противопоставления одного другому. Задача состоит в изучении каждой из сторон и анализе особенностей и характера, места и роли в обществе и деятельности личности в данный конкретно-исторический момент1. б) принцип антропоцентризма, определяющий включенность человека в со циальное бытие и ответственность за его качественное состояние как основного субъекта духовно-нравственной атмосферы общества. Данный принцип является одним из важнейших для изучения социальных явлений, так как определяет диа лектическое единство личности и общества. Человек по своей сущности рекон струирует и проектирует социальную реальность, которая принимает определен ный вектор направленности, впоследствии могущий стать угрозой для жизни са мого человека (глобальные проблемы современности, мировой экономический кризис, подмена духовных ценностей материальными запросами и др.); в) феноменологический принцип, который тесно связан с пониманием и уяс нением личностью быстро меняющихся социальных процессов и введением но вых социальных проектов и практик. Данный принцип позволяет найти ответы на возникающие сегодня вопросы: каким образом новые понятия, включаемые в со знание россиян, ими осознаются и соответствуют ли реальным социальным изме нениям? Какую направленность принимает трансформация культуры русского человека, его духовности , ценностная ориентация членов современного росси й ского общества? и многие др. Ведь уже давно известно, что «основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик, сразу же определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться»1.
Основные структуры сознания российского спортсмена как потенциальные и реальные состояния его гражданской позиции основания личностного
Гражданскую позицию российского спортсмена как интегративное свойство его духовного мира можно определить совокупностью показателей сознания, мировоззрения и социальных качеств, раскрывающих состояние гражданственности, патриотизма, преданности личности своему народу и стране, степень согласованности личных прав и свобод и интересов государства, готовности своей общесоциальной и профессионально-спортивной деятельностью укреплять имидж России на международной арене как крупной спортивной державы.
Содержание и признаки гражданской позиции российского спортсмена как личности методологически важно изучать в первую очередь применительно к его сознанию. Анализу сознания личности и социальных общностей в философии уделяется основное внимание. Сознание анализируется многопланово, в различных «срезах» и аспектах. Это традиционный для онтологического, гносеологического и социально-философского анализа подход. Для диссертационного исследования важны, прежде всего, публикации социально-философского характера, в которых рассматриваются содержание и структура сознания, уровни его функционирования, особенности проявления в системе общественных отношений и видах деятельности.
Следует отметить работы, в которых раскрывается содержание и структура сознания с точки зрения его типовых элементов и связей между ними1. В содержании сознания субъектов авторы выделяют четыре типовых элемента: – знания как селективная, упорядоченная, определенным способом полученная в соответствии с какими-либо критериями или нормами информация, ос о-знанная и усвоенная субъектом; – осознаваемые эмоционально-чувственные признаки, свойства, состояния и процессы психики, характеризующие непосредственное и пристрастное отнош е-ние (переживание) индивида к явлениям окружающего мира и проявляющиеся в знаках и модальности темперамента и активности; – воля как феномен саморегуляции субъектом поведения, общения и де я-тельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную цель и концентрацию усилий; – ценностные ориентации, указывающие на социальное и культурное значение материальных и духовных объектов, необходимых и важных для духовного мира и жизнедеятельности субъекта. Рассматривая гражданскую позицию российского спортсмена как элемент содержания сознания и опираясь на теоретические исследования сознания, естественным будет отметить, что она включает: а) знания (усвоенная информация) спортсмена о том, что собой представляет гражданская позиция индивида, индивида как спортсмена; б ) эмоциональные и чувственные переживания личной гражданской позиции, осознаваемых психологических способов и форм ее реализации на практике; в) волевые напряжения и усилия, связанные с формированием должной гражданской позиции, ее воплощением в общесоциальной и спортивно-профессиональной активности; г ) ценностное осмысление гражданской позиции на основе личных и государственных интересов, индивидуальных прав и свобод, обязанностей и ответственности, предпочтений, условий и характера жизнедеятельности. Для исследования потенциальных и реальных духовных основ гражданской позиции российского спортсмена, формирующихся и существующих в его сознании, существенное значение имеют также работы, в которых рассматриваются уровни сознания и формы закрепления на данных уровнях информации. К таким источникам относятся работы М.К. Горшкова, Б.А. Грушина, П.А. Рачкова, А.К. Уледова, А.И. Яковлева и Н.П. Кириллова и др.1 В них структура сознания представлена в двух основных аспектах. Во-первых, в сознании выделяются обыденно-практический и теоретический уровни. Для обозначения данных уровней используются и другие термины – житейский и рациональный, повседневный и логический и т.п. Но убедительно обосновано, что такие уровни в сознании существуют. Знания на обыденно-практическом уровне фиксируются в сознании в форме ощущений, восприятий и представлений, а также в форме народных верований и суеверий, фантазий и выдумок, воображения и т.п.
Формы и содержание знаний на обыденно-практическом уровне сопровождаются эмоционально-чувственными переживаниями и волевыми процессами. Эмоционально-чувственная и волевая характеристика имманентно присуща и функционированию знаний на теоретическом, абстрактно-логическом уровне. Но на обыденно-практическом уровне в сознании формируются первичные индивидуально-личностные и повседневно-общественные ориентации на содержание и смысл жизни, на свое место и роль в обществе, спорте, среди других людей. Под воздействием условий жизни, вида деятельности, складывающегося авторитета (признания «другими»), а также накопленных знаний и опыта у человека возникает и гражданская позиция. Она поверхностна, глубоко и в существенных признаках не отражает статус личности, принадлежность к стране и культуре общества. Но основана на традициях, той повседневности, которая прочно или не очень прочно связана с осознанием гражданственности и личного отношения к ней.
Мировоззренческие проявления гражданской позиции российского спортсмена
Гражданская позиция личности, как было отмечено выше, характеризует совпадение социокультурных показателей индивида с поддержанием имиджа страны, гражданином которой является индивид. Исследование процесса объективации гражданской позиции человека, которого представляет и спортсмен, требует более подробного анализа внутренней мотивации, чем это было связано с изучением сознания, а также реально складывающейся внешней обстановки, той социальной среды, реально воздействующей на человека. В духовном мире индивида с его государственной принадлежностью должны быть согласованы соответствующие элементы сознания и мировоззрения, а также социальные качества. То, что именно должно гармонировать с гражданственностью в сознании р оссийского спортсмена и какие проблемы сегодня с у-ществуют с чувственным и рациональным осмыслением спортсменом своей гражданской позиции, было рассмотрено во втором разделе. К сказанному важно добавить мировоззренческую характеристику гражданской позиции российского спортсмена. При всей многозначности термина «позиция»1, для раскрытия гражданской позиции личности как гражданина страны и одновременно представителя гра ж-данского общества необходимо выявление конкретных показателей граждан- ственности и отношения (позиции) личности к ней. В современных публикациях рассматриваются такие признаки гражданской позиции: государственность; патриотизм, принципиальность; ответственность за принадлежность к государству и малой Родине; конкретная ценностная точка зрения для предстоящего поступка или действия индивида как представителя страны; убежденность поступать именно так, а не иначе на основе согласования своих ценностных ориентаций с принадлежностью к государству1. Актуальны также характеристики гражданской позиции в контексте обсуждения кризисных процессов в российском обществе и путей их преодоления2. Признаки и другие характеристики гражданской позиции российского спортсмена отражены в элементах его сознания и закреплены в цен-ностно-мотивационных показателях мировоззрения. В данном контексте он не только носитель и выразитель личностных прав и свобод, знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний , идеалов и убеждений относительно своей принадлежности к государству, но полномочный представитель государства внутри страны, а особенно – за ее пределами.
Конкретные индивиды с различной степенью глубины и важности для себя осознают гражданскую позицию. Можно сказать, что каждый взрослый человек обладает гражданской позицией. Но достичь гармонии своих интересов, идеалов, убеждений и других элементов духовного мира с государственной принадлежностью, с гражданственностью индивиду не всегда удается. А если нет гармонии в духовном мире, то и на практике гражданская позиция индивида проявляется неустойчиво, часто останется показным или формальным признаком. Казалось бы, проста и понятна классическая идея о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Идею можно распространить и на государство как страну. Но знать и чувствовать данную идею – одно, а воплотить ее на практике в формах индивидуальной активности – совсем другое. Возникает необходимость в мировоззренческой оценке. Можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство российских спортсменов осознают свои зависимости от общества и государства, но не все могут воплотить гражданскую позицию на практике. Осознание гражданской ответственности как показателя личной позиции связано с обученностью и воспитанностью индивида. Иначе говоря, с образованностью. Большинство российских спортсменов имеют современное образование, т.е. они обучены и воспитаны в духе современных императивов, отражающих права и свободы гражданина, а также его обязанности и ответственность перед собой, другими людьми, обществом и государством. В совокупности осознание совр е-менных и мперативов к статусу личности в обществе и государстве конкретизируются в показателях сознания. Применительно к гражданской позиции, каждый спортсмен в своем сознании обладает знаниями, чувствами, волевыми состояниями и ценностными ориентациями о принадлежности к стране, своих статусных полномочиях и обязанностях. Но сформировать на этой основе положительную мотивацию для практической активности в сфере гражданской позиции требует от спортсмена дополнительных усилий. Сознание индивида российского спортсмена в основном отражает, декларирует в его духовном мире гражданскую позицию как данность, как усвоенную информацию. Гражданская позиция узнается, осознается, фиксируется и приобретает в сознании первичную ценностную ориентацию. Закрепление информации сознания российского спортсмена о гражданской позиции как доминирующей мотивации для практической активности происходит в мировоззрении. Проблема места и роли мировоззрения в духовном мире личности и его практической активности занимает ведущие позиции в современных исследованиях1. При всей условности и сложности разграничения сознания и мировоззрения в духовном мире личности, существуют принципиальные их различия. Можно специально выделить некоторые из них, имеющие значение для исследования гражданской позиции российского спортсмена. Во-первых, в сознании первично усваивается информация о гражданской позиции на уровне обыденных и теоретических знаний, формируются объективно- субъективные ее образы. Они сопровождаются всевозможными эмоционально-чувственными и волевыми осознаваемыми состояниями, рациональным и интуитивным осмыслением. В мировоззрении осознанная информация о гражданской позиции приобретает переосмысленное субъектом и постоянно удерживаемое в его духовном мире ценностно-мотивационное знание.
Во-вторых, гражданская позиция в сознании и мировоззрении личности (российского спортсмена) различается структурной фиксацией. В сознании, как отмечалось во втором разделе, гражданская позиция отражается в знаниях, эмоционально-чувственных и волевых состояниях , а также в первичных ценностных ориентациях. В мировоззрении гражданская позиция представлена более многообразно, основательно и значимо для личности. Она получает выражение в мировоззренческих знаниях, идеалах, социальных потребностях и интересах, убеждениях и верованиях, вторичных ценностных ориентациях.
Таким образом, мировоззрение выступает ведущим внутренним мотивацион-ным элементом духовного мира субъекта по соотношению с сознанием и социальными его качествами. Именно мировоззренческая характеристика гражданской позиции российского спортсмена формирует у него внутреннюю мотивацию на тот или иной вариант проявления своего отношения к спорту, общественным и государственным оценкам результатов его спортивной деятельности. Поэтому мировоззрение и представляет собой совокупность ценностных и значимых для субъекта духовных образов и состояний, которая определяет заинтересованное позитивное, нейтральное или негативное его отношение к окружающей природной и социальной действительности и к самому себе. Мировоззренческая позиция помогает человеку осознать свое место в мире, сформировать линию практической активности в поведении, общении и деятельности. Мировоззренческие знания о гражданской позиции российского спортсмена закрепляются в идеалах, нормах и принципах жизни, потребностях и интересах, убеждениях и верованиях. Идеалы российского спортсмена – это совокупность особо значимых для него образцов жизни, целей и задач. Внутренняя мотивация варианта гражданской позиции российского спортсмена необходимо коррелируется с другими его социальными и физическими качествами, а также с внешней средой и складывающимися ситуациями. Например, такие качества спортсмена, как общий уровень и качество его физической подготовки, спортивное мастерство, физическая выносливость, воля, отношения с тренерами и другими спортсменами, с представителями средств массовой коммуникации, с родными и близкими непосредственно не связаны с гражданской позицией, но могут повлиять на особенности ее проявления. При этом мировоззренческая детерминация гражданской активности спортсмена остается доминирующей.
Социальные качества личности российского спортсмена как ведущий фактор объективации ее духовности и гражданской позиции
Спорт относится к тем видам социокультурной деятельности, где личностные качества спортсмена во многом определяют успешность, эффективность и ценность успеха высших достижений на профессиональном поприще. Формирование спортивной и околоспортивной субкультуры, уровень состязательности, развитие технологий и средств подготовки спортсмена, усложнение правил ведения спортивной борьбы на современном этапе предъявляют к спортсмену определенные требования. Он должен обладать определенными качествами и подготовкой, чтобы в современных условиях спортивной борьбы эффективно достигать и решать поставленные перед ним цели и задачи. Поэтому в процессе спортивной деятельности человека происходит не только профессиональное становление, но и воспитание его как личности, развитие его социальных качеств, которые атлет должен проявлять при выполнении своих обязанностей как гражданина и патриота своего Отечества.
Всестороннее исследование профессионально важных для личности российского спортсмена социальных качеств как фактора объективации его духовности и гражданской позиции предполагает уяснение некоторых теоретических идей, положений и подходов, выступающих научными ориентирами в изучении этого сложного духовного явления. Решению данной исследовательской задачи будет способствовать обращение к социокультурному статусу спорта как среды, в которой чаще всего личность спортсмена проявляет свои социальные и иные качества.
За более чем столетнюю историю современного олимпийского движения произошел стремительный взлет не только спортивных достижений, но и пр е-стижа самого спорта. Спорт стал неотъемлемым элементом культуры человека, важной частью образа и стиля жизни миллионов людей во всем мире. Поэтому функционирование и динамика спорта как социокультурного явления представляет значительный интерес для специалистов различных сфер и прежде всего социально-гуманитарного знания, о чем свидетельствуют их многочисленные идеи и наработки. В современной науке не сложилось единого подхода к определению понятия «спорт». Так, по мнению А.Г. Егорова и М.А. Захарова, «спорт – это социальная деятельность, направленная на совершенствование и сопоставление психофизических и интеллектуальных способностей индивидов, ограниченная рамками установленных правил»1. А.А. Воронин отмечает, что «спорт – это институционализированная форма деятельности, направленная на выявление пределов человеческих возможностей в каком-либо высокоспециализированном виде движения»2. Г.П. Соломенцева дает следующее определение: «спорт (англ. – sport, первоначально disport – игра, развлечение) – составная часть физической культуры общества, средство и метод физического воспитания людей, система организации соревнований по различным видам физических упражнений»3. Несмотря на существенную разницу в понимании сущности спорта, практически все исследователи выделяют социокультурные характеристики данного явления, важнейшими из которых являются: а) спорт – продукт природы; б) спорт – фактор развития культуры общества и человека; в) спорт – воплощение ценности новации; г) спорт – сфера самореализации личности; д) спорт – сфера реализации эстетических ценностей; е) спорт – идеал справедливости; ж) спорт – квинтэссенция цивилизации, культуры и общества. Эти и другие социокультурные черты современного спорта в конечном итоге характеризуют, по мнению основателя олимпийского движения Пьера Кубертена, данное явление как средство, с помощью которого можно вызвать как самые благородные, так и самые низменные страсти, и которое в одинаковой мере может служить и укреплению мира, и подготовке к войне. Диалектика, борьба и взаимопроникновение положительного и отрицательного в спорте, разрыв между идеалом и его воплощением – вот зримые реалии не только спорта как социокультурного явления, но и каждой конкретной личности, включенной в спортивную деятельность. В спорте происходит процесс социализации личности спортсмена, при этом социальные качества выступают интегральной характеристикой его деятельности, поведения и общения. Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал о гармоническом человеке во все периоды исторического развития не терял своего высокого смысла и имел только позитивную направленность. Личность – понятие, выработанное в социальной философии для отобр а-жения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Для социальной философии специфику понятия «личность» задает социальность человека, который выступает прежде всего как воплощение, выражение и продуцирование социально значимых черт, связей и отношений конкретного общества, образующих его общностей, групп и институтов. Избегая зачастую самого термина «человек», социальная философия концентрируют внимание на основной своей абстракции – понятии (концепте) «личность», которое специально конструируется для «фиксации» социальных аспектов человеческого бытия. Социальность человека означает, что он не может поддерживать свою жизнедеятельность и удовлетворять свои интересы и потребности иначе, чем в определенной общественной среде, адаптироваться к среде иначе, чем создавая и изменяя эту структуру, находить свое место в жизни и реализовывать себя иначе, чем в общении с себе подобными в интерсубъективном пространстве сложившихся и регулируемых социальными институтами социальных связей и отношений. Понимание личности как раз и выражает целостность устойчивых качеств и свойств индивида, которые возникают: а) из системы связей и отношений социальных групп, общностей и институтов, в которые он был включен; б) из его воспитания и социализированности в определенную культуру; в) из его пребывания и активности в определенных макро- и микросоциокультурных средах и ситуациях. В конечном итоге, мера социальности человека и ее трансформации напрямую зависит от наличия и развитости социальных структур личности (в том числе, от социальных качеств). Говоря о структурах личности, имеется в виду выделение целостных «внутренних» комплексов, мотивирующих и побуждающих изменения как в самом индивиде, так и в формах его предметной и коммуникативной активности, и находящихся под воздействием «внешней» социокультурной среды, надиндивидуальных факторов человеческого бытия. Так, например, д у-ховность личности как структурный элемент социальности представляет собой целостную систему, включающую в себя такие духовные ценности, как патриотизм, гражданственность, достоинство, нравственность, религиозность, любовь, милосердие, образованность и т.д.
В контексте социально-философского исследования внутренняя структура личности представляет интерес в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения личности в различных социокультурных условиях и ситуациях, выстраивать взаимоотношения и поведение в рамках социальных групп, общностей и институтов. С этой точки зрения целесообразно провести краткий анализ такого понятия , как «социальные качества личности спортсмена». В связи с этим обратимся к философской рефлексии составных частей данного понятия, что позволит выявить и обосновать современное понимание сущности, содержания и специфики функционирования указанного феномена как ведущего фактора объективации духовности и гражданской позиции личности российского спортсмена.