Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовность в контексте социально-философского анализа Бокачев Иван Афанасьевич

Духовность в контексте социально-философского анализа
<
Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа Духовность в контексте социально-философского анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бокачев Иван Афанасьевич. Духовность в контексте социально-философского анализа : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Ставрополь, 2000.- 299 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-9/97-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Духовность как предмет и объект социально-философского анализа...22

1.1. Методологические основы анализа духовности 22

1.2. Идея целостности и единства в системе соотношения понятий духовности 42

1.3. Место и роль духовности в практическом освоении действительности 57

ГЛАВА II. Концептуальная эволюция проблематики духовности в социально- философской мысли 73

2.1. Зарождение представлений о душе и духовности в античной философской традиции. Религиозно-идеалистические взгляды на духовность в эпоху средневековья 73

2.2. Формирование нового взгляда на духовность в философии Возрождения и Нового времени 87

2.3. Современная западная социально-философская мысль о духовности 105

2.4. Становление российской духовной парадигмы 125

ГЛАВА III. Социально-философский анализ духовного обновления личности и общества 143

3.1. Специфика духовного обновления личности в современных условиях 143

3.2. Культура как первооснова духовного обновления личности и общества 159

3.3. Сущность и значение ценностей в духовном обновлении личности и общества 178

ГЛАВА IV. Социально-практические вопросы управления духовными процессами 196

4.1. Современная динамика управления духовными процессами 196

4.2. Духовные аспекты ценностного отношения и ценностных ориентации личности 215

4.3. Практическая реализация духовных ценностей в процессе жизнедеятельности человека 232

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 253

ПРИМЕЧАНИЯ 264

ЛИТЕРАТУРА 282

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Каждая историческая эпоха неизбежно возвращается к рассмотрению проблем, которые обычно называются "вечными". Актуальность их анализа возникает потому, что эти старые проблемы остаются и вечно новыми. За внешней, казалось бы, привычной и традиционной формой они таят в себе новое и неповторимое содержание, рожденное новыми условиями жизни. Особенно остро они встают, когда речь идет не только о социальных процессах, о проблемах развития цивилизации, но и самого человека - одного из "самых сложных, самых радужных, многоцветных из последовательных пластов жизни"1, который вместе с этим, обладает невиданной ранее силой над собственной судьбой и судьбой всей планеты. Это вполне понятно, ибо интерес к данным проблемам всякий раз порождается новыми социальными условиями, в которых живет человек и в которых протекает его деятельность.

С каждым исторически конкретным обществом органически связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки. Современные процессы в стране подтверждают как очевидное: любые реформы могут быть успешными, если в их центре стоит человек с его реальными проблемами; он одновременно является объектом и управляющим субъектом при решении всего комплекса сложных, не терпящих отлагательства задач, а также целью и средством преобразований во всех сферах общества. Кроме того, проблема человека в условиях радикальных социальных преобразований является проблемой его личностного самоопределения, самоосознания и духовного обновления. А это уже вопросы мировоззрения, идеологии, ценностных ориентации, выработки адекватных концепций видения жизни, создания целостной системы воспитания, которая бы отвечала современному этапу общественного развития.

В данном случае, одной из таких проблем, которая на протяжении всей

истории философской мысли не переставала быть в центре внимания философов различных направлений, является проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение. Особенно актуальна она для сегодняшней ситуации, когда нашему обществу предстоит найти свой путь в будущее, преодолеть глубокие духовные травмы, нанесенные предыдущими режимами, нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Повышенный интерес к осмыслению собственно духовности и проблем ее реализации определяется совокупностью объективных и субъективных причин.

Во-первых, в XXI век человечество вступает с пороками, которые накапливались на протяжении многих десятилетий века предшествующего. Эта эпоха, говоря словами С.Л. Франка, была эпохой "...глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности" . Сегодня системным кризисом охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Одной из его фундаментальных причин является вступление человеческого сообщества на опасный путь игнорирования духовной сущности культуры. Это привело к роковому: ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная, в результате между ними было нарушено определенное равновесие, а цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе .

Характер проявления причинно-следственных взаимосвязей и взаимозависимостей в диалектике материального и духовного чрезвычайно многопланов и неоднозначен для объяснения. Но общая ситуация здесь обязывает своевременно обобщать и углублять представления о сути изменений в каждой из сторон, характер их взаимодействия в динамике и статике реальной жизнедеятельности общества и личности и на этой основе обосновывать идеи, направления и "технологии" воспроизводства и развития духовных основ во всех формах бытия человека. В свою очередь, когда в изменяющихся условиях критерии духовности все более властно заявляют о

себе, рассмотрение духовного и проблем его реализации требует переосмысления методологических, прикладных, теоретико-методических вопросов, непосредственно связанных с решением средствами духовного конкретных задач, стоящих перед обществом.

Во-вторых, сложностью процессов и явлений, происходящих в духовной жизни общества. Во многом это происходит под воздействием глобальных изменений в мире, а также процессов, связанных с реформированием страны. Своеобразно можно рассматривать тот факт, что при явно недостаточной разработанности концепции общенациональной идеи и программ проведения реформ, в активное действие вступают рыночные механизмы. Это создает условия для более активного проявления форм духовной свободы личности, выбора ею социальных действий, рода занятий, реализации своих творческих способностей. В то же время "воспроизводится" все больше носителей и слоев различных форм собственности, генерирующих "свою" (нередко имеющую антиобщественную направленность) идеологию и ориентацию.

В результате, наряду с расширением возможностей духовного обогащения и самоопределения личности, лавинообразно нарастают негативные процессы, что проявляется в потерях нравственных ориентиров, росте преступности, пьянстве и наркомании. Можно сказать, что свободный, но социально невоспитанный "дух индивидуализма", эгоизм и бездуховность вырвались на поверхность общественной жизни, сокрушая на пути вековую мудрость поколений, девальвируя такие понятия как честь, совесть, любовь, долг и другие. "Это по словам Л.П. Буевой, порождает опасность антропологического кризиса..."4 и создает отчетливо выраженную угрозу для социальной и духовной безопасности общества. Она проявилась в такой степени, что не будет преувеличением предупреждение: если Россия "не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а значит и как страна" .

В-третьих, особо следует сказать о предпосылках российской

социокультурной ситуации, которая в перспективе имеет тенденцию значительно ухудшаться, так как в силу вступают рыночные законы и возрастает потребность, как это пытаются утверждать некоторые ученые, не во всесторонне развитой, а в "рыночной" личности. Для последней, по их мнению, характерна способность быть таковой, какой от нее требует быть рынок. Характеризуя такую личность Э. Фромм пишет, что рыночные личности должны "удовлетворять одному условию: они должны иметь спрос. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться"6. Подобные взгяды, точки зрения не единичны. Согласно им, практически отвергается необходимость воспитания человека, духовного обновления личности и общества.

В то же время, духовная ситуация в стране со всей очевидностью подтверждает: любые реформы могут быть успешными, если в центре их стоит человек как мера всех вещей, когда учитывается, что в условиях радикальных преобразований одна из главных проблем для него - проблема личного самоопределения и самоутверждения в процессе своей деятельности, где, по сути дела, он реализует свои сущностные силы, ориентируясь на то или иное общественное признание. А это уже вопросы формирования духовного мира личности, ее мировоззренческих и ценностных ориентации, где представляется важным учитывать: человек из предлагаемого обществом "с позиций своих возможностей и их реализации, выбирает не результаты, а средства деятельности, не "вещи", а процессы, не стандарты, а пространство для приложения своих сил"7. Поэтому видение духовного смысла, понимание сути и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется необходимым в поисках выхода из сложившейся ситуации. Сегодня важно понять возможности общества влиять на человека, как-то менять "его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать в нем иную систему приоритетов" .

В-четвертых, в деле управления духовными процессами, в воспитании нынешних поколений встает задача обновления духовного мира человека, наполнения его содержательными (а не формальными) компонентами действительной, а не формальной духовности. Это требует достаточно убедительного понимания сущности духовного, характера функционирования и управления его реализаций. Уже сегодня очевидно, что там, где духовные процессы протекают сами по себе, без управляющего на них воздействия, не может быть и речи об их устойчивости и действенности в жизнедеятельности человека. Общий смысл этой работы состоит в том, чтобы люди точно и ясно осознавали предназначение своей деятельности, видели в ней смысл и смогли бы реализовать собственно человеческое призвание, раскрыть свои сущностные силы.

Данное обстоятельство, обязывает целенаправленно "вырабатывать" достаточно определенное представление о целостности личности, о смысле и ценностной значимости деятельности человека, социальной ответственности его за свой труд и способы его осуществления. Сегодня уже недостаточно ограничиваться, например, обновлением нравственного, эстетического, правового, или любого другого вида воспитания. Время требует поиска целостных оснований в реализации целей формирования, развития и воспитания людей, особенно молодежи. Таковым основанием является духовность, как синтез всего того, что отличает человека от человека и с помощью чего и на основе чего люди "делаются" людьми. От духовности во многом зависит в какой мере человек сможет распорядиться наделенными способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности и согласовать свои действия с реальной действительностью, объективным ходом исторического развития.

Речь, стало быть, идет о создании единой теории о человеке, а соответственно о разработке таких технологий управления духовными процессами, которые бы брали начало от сути человека и выстраивались бы по

характеру осуществления во имя действительного развития человека и его потенциальных возможностей в той или иной сфере деятельности. Без всего этого мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики в широчайших областях социального преобразования - в науке, искусстве, управлении, экономике, демографии и так далее9.

Следовательно, именно сегодня, как никогда ранее, нужны идеи исследования, которые бы концептуально вбирали в себя все сущностное о человеке (кто фактически всегда является объектом и субъектом исследования для социальной философии), а также все то, что окружает человека и творит его. Важнейшей фундаментальной идеей для исследования является идея духовности, которая выполняет роль исходного центрального ядра в методологических функциях изучения человека и общества.

Степень научной разработанности проблемы. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по тематике исследования. Несмотря на идеологическую ангажированность в определенные периоды развития проблемы, а нередко идеологические интерпретации тех или иных представлений о духовности и ее реализации в различных видах деятельности, достижения на данном направлении науки неоспоримы. Наиболее активно проблема духовного осмысливалась в 20-30-е годы. Затем, по известным причинам, она была вытеснена и "отодвинута" официальной идеологией на задний план. Новый интерес духовность вызвала у представителей различных социально-экономических и гуманитарных дисциплин лишь в 60-е годы. Своеобразным ренессансом можно назвать период 80-х-90-х г.г. Это было время поиска и разработки новых подходов к осмыслению вопросов воспитания человека, управления его социальными ориентациями в условиях реформирования всех сфер общественной жизни.

Отличительной особенностью отечественной философии этого периода в

исследовании духовного является акцентирование проблематики в контексте реальной жизнедеятельности человека и общества. Это нашло преломление во "всечеловеческом" духе лучших произведений искусства, расширении гуманитарного содержания политики, идеологии, духовной жизни, систем обучения и воспитания, общества в целом. Появились работы в которых наиболее адекватно, глубоко и всесторонне выражалось национально-особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций духовной жизни страны. Такой взгляд на проблему духовного и его реализацию в современных условиях отличается, например, от западной философской мысли, поставившей общечеловеческие проблемы преимущественно в форме абстрактных размышлений о Любви, Счастье, Смысле Жизни, Смерти. Это во многом предопределило позицию автора, позволило ему в реализации замыслов исследования опереться, в первую очередь, на достижения отечественной науки.

В последние годы в нашей литературе появилось значительное количество работ, авторы которых исследуют те или иные аспекты духовности, рассматривают ее под разными углами зрения. Среди них работы, посвященные изучению сущности духовного и различных сторон его проявления и функционирования в жизнедеятельности личности и общества, а также условий и факторов формирования и развития духовного мира человека. В них, наряду с анализом основного вопроса, рассматриваются отдельные стороны знаний об обществе и человеке. Особого внимания заслуживают проблемы сущности мышления и познания; сущности человека и человечества как субъект-объектных реальностей; деятельности как фундаментального атрибута человека и общества; самоорганизации и саморегуляции живых систем, в том числе человека, системного понимания и познания социальных явлений; воспитания и образования личности; управления социальными процессами, общественными сферами, людьми; целостности и единства как качественной определенности в состоянии объектов и явлений природы и

общества, самого человека.

Вторая группа авторов исследует духовное производство и воспроизводство в противоречивой динамике и статике общественной жизни, сущность и особенности функционирования духовной жизни общества и его культуру. Большинство авторов единодушны в том, что обобщенная философская теория духовной жизни и деятельности в новых исторических условиях разработана недостаточно. Это объясняется прежде всего тем, что слабо изучены общественные массовые духовные процессы. В результате возник определенный дефицит философских идей, который резко диссонирует с возросшим значением субъективного духовного фактора. Речь идет об одном из приоритетных направлений реформирования нашего общества, суть которого состоит в постоянной заботе о духовном богатстве, культуре каждого человека и общества в целом.

Третья группа ученых вносит значительный вклад в исследование духовности при рассмотрении духовных ценностей, вопросов их реализации в обучении и воспитании личности, в процессе тех или иных видов профессиональной деятельности, в формировании социальных ориентации и смысла жизни. Особенно важными представляются методологические положения, высказанные рядом авторов при изучении духовных ценностей и их переоценки в новых социально-экономических и политических условиях, системы ценностных ориентации личности. Отдельными учеными предпринимаются попытки выявить связь переоценок духовных ценностей с крутыми поворотами в исторической жизни, объяснить способ переоценок ценностей как переходных состояний общественного сознания.

Значительная группа исследователей все более осознает и обосновывает существо духовной безопасности общества. В связи с этим ставятся и предпринимаются интеллектуальные усилия для изучения тех или иных аспектов духовного обновления личности, сфер ее жизнедеятельности и общества в целом. В работах данного направления духовное обновление

рассматривается как одно из действенных средств выхода страны из затянувшегося кризиса. Здесь же анализируется содержание, противоречия и тенденции в развитии духовной жизни общества и личности, особенности и специфика формирования духовного мира современной молодежи. Примечательным явлением последних лет стало изучение духовных состояний личности.

Наиболее целенаправленно исследовались различные аспекты сущности духовного, особенности его проявления и функционирования в культуре, духовном производстве, в жизнедеятельности личности и общества. Это нашло отражение в работах Аверинцева С.С., Агамова А.А., Авксентьева А.В., Адибекяна О.А., Асеева Ю.И., Айдемирова Н.Г., Анохина П.К., Анисимова С.Ф., Андрюшиной Н.Е., Артановского С.Н., Барулина B.C., Батенина С.С., Бахтина М.М., Батищева Г.С., Бачинина В.А., Буевой Л.П., Видинеева Н.В., Волкова Г.Н., Выготского Л.С., Выжленцова Г.П., Вяземского Ю.П., Горшкова В.А., Горского Д.П., Грузкова В.Н., Гуревича П.С., Гуревича П.Я., Гусейнова А.А., Гуцаленко Л.А., Давидовича В.Е., Демина М.В., Дробницкого О.Г., Зинченко В.П., Золотухиной-Аболиной Е.В., Золотухина В.Е., Иванова В.Г., Иконникова С.Н., Жданова Ю.А., Журавлева Г.Т., Кагана М.С., Кемерова В.Е., Когана Л.Н., Копнина П.В., Коршунова A.M., Клочко Ю.Н., Коблякова В.П., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Лившиц Р.Л. Лосева А.Ф., Лукина Е.А., Мамардашвили М.К., Медведева Н.П., Межуева В.М., Михайлова Ф.Т., Нахушева В.Ш., Немировского В.Г., Орлова В.Н., Перова Ю.В., Прибыткова Г.И., Райляну А.К., Романова Ю.И., Рубинштейна С.Л., Рябова В.Ф., Сафиулина Л.К., Селиванова В.В., Сержантова А.Ф., Симонова П.В., Смирновой Л.Н., Соколова Э.В., Соколова В.М., Соколова В.П., Солонина Ю.Н., Спиркина А.Г. Степина B.C., Столовича Л.Н., Толстых В.И., Тощенко Ж.Т. Тугаринова В.П., Уледова А.К., Устюговой Е.Н., Федотовой В.Г., Филиппова Г.Г., Фомина А.В., Фролова И.Т., Харчева А.Г., Холостовой Т.В., ЧервяковаЮ.Я., Целиковой О.П., Шаповаловой Е.А., Шкляра Л.Е., Яковлева Е.Г. и других.

Неотъемлемой частью исследований все чаще становятся труды российских мыслителей. В их ряду достойное место занимают работы Антоновича М.А., Бердяева Н.А., Булгакова СИ., Гумилева Л.Н., Данилевского Н.Я., Ильина И.А., Зеньковского В.В., Кропоткина П.А., Леонтьева К.Н., Лосева А.Ф., Лосского Н.О., Лотмана Ю.М., Мережковского Д.А., Розанова В.В., Соловьева B.C., Трубецкого С.Н., Федорова Н.Ф., Франка С.Л., Флоренского П.А., Шестова Л.И., Юркевича Н.Ф. и других. Огромный вклад в обогащение духовности национальной жизни России и ее народа внесли Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, чьи творческие искания обогатили мир пониманием высокого духовного смысла жизни, любви и гуманизма.

Значительное влияние на исследование данной проблематики оказала философская литература зарубежья. Среди ее авторов следует назвать такие имена как: Бергсон А., Гароди Р., Гуссерль Э., Гессе Г., Джемс У., Дюфрен М., Ингарден Р., Жильсон Э., Маритен Ж., Киркегор С, Камю А., Ницше Ф., Сартр Ж.-П., Тейар де Шарден П., Уайтхед А., Фромм Э., Шелер М, Хайдеггер М., Шопенгауэр А., Шпенглер О., Ясперс К. и другие.

Много интересного для прояснения сущности и содержания духовности содержат материалы ряда обсуждений и "круглых столов". Для темы исследования наибольший интерес представляют: "Россия и Запад: взаимодействие культур" - 1992 г.; "Человек в мире экономической реформы" -

1993 г.; "Риск исторического выбора в России" и "Российская ментальность" -

1994 г.; "Россия в условиях стратегической нестабильности" - 1995 г.;
"Духовность, художественное творчество, нравственность" - 1996 г.;
"Культура, культурология и образование" - 1997 г.; "Бытие и время" Мартина
Хайдеггера в философии XX века (материалы обсуждения) - 1998 г.; "Наука и
культура" - 1998 г.; "Философия, культура и образование" - 1999 г.

Идет активный поиск взаимосвязи духовности и религии. Заслуживают внимания в контексте данной проблемы работы и публикации: Балатушкина Е.Г, Бородай Т.Ю., Буевой Л.П., Гараджи В.И., Григорьевой Л.И., Гуревича

П.С, Зубова А.Б., Кантерова И.Я., Марковой П.А., Митрохина Л.Н., Попова Л.А., Рашковской Е.Б., Фаликова Б.З., Фейнберга Е.А. и других. Несмотря на то, что в них порой содержатся противоречивые взгляды, разные подходы и точки зрения, все они имеют определенное значение для понимания как сущностных, так и сакральных основ духовности. Все больше внимания этой проблеме уделяется научными учреждениями. Так, гуманитарная секция Международной академии информатизации совместно с религиоведческим центром Института философии РАН провела обсуждение на тему: "Нетрадиционные религии в посткоммунистической России" - 1996 г. Только сейчас стали встречаться труды выдающихся духовников Войно-Ясинецкого, Яки С. и других.

Своеобразный прорыв из "небытия" сделан, в последние годы, отечественными культурологами. Именно эту сферу знания, среди социально-гуманитарных дисциплин, сегодня по праву можно назвать самой "плодовитой". Наибольшей популярностью пользуются труды Баллера Э.А., Библера B.C., Драча Г.В., Ерасова СП., Завадской Е.В., Кагана М.С, Когана Л.Н., Кнабе Г.С, Кефели И.Ф., Кругловой Л.К., Кондакова И.В., Марковой А.К., Мамонтова СП., Милюкова П.Н., Попова Е.В., Радугина А.А., Рождественского Ю.В., Сапрыкина В.А., Чернокозова А.И. и других. Каждая их новая книга, учебник, монография - это обращение к истокам духа русского народа, его культуре, традициям и обычаям. Это способствует расширению представлений о духовном, углублению понимания особенностей духовного мира россиян.

Таким образом, можно утверждать, что к настоящему времени ученые достигли определенных результатов в изучении фундаментальных основ духовности, разработке ее категориального аппарата с позиций современной отечественной и мировой науки, создании единой концепции духовного, в исследовании его места и роли в системе духовных процессов, происходящих в стране и мире в целом.

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а также огромный объем литературы по проблемам духовного и характеру его проявления и функционирования в жизнедеятельности общества и личности следует заметить, что понимание категории "духовность" сегодня не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. Современную теорию и практику не могут удовлетворять положения о духовном, трактовка которых зависит не от сути вопроса, а от приверженности того или иного автора к тому или иному методу исследования, к той или иной мировоззренческой, идеологической, политической ориентации, отчего получается картина, где "всякий образованный человек признает существование духовности личности, однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать и тем более - управлять ею, - на эти вопросы современная наука о человеке пока не дает ясных ответов" .

В итоге в философской мысли сложилась парадоксальная дилемма между объемом материала о духовности и качеством его реализации. Анализ литературы показывает, что последнее не отвечает требованиям времени, задачам теоретической и практической работы общества в системах образования и воспитания, в подготовке личности к освоению реальной действительности. Автор разделяет мнение, особенно когда речь заходит о практической стороне дела, что за "призывами к духовности все чаще скрывается пренебрежение к конкретной жизни, к природе вещей, тенденция к их замене информацией. Упования на духовность становятся в таком случае ширмой этого процесса..." Речь, стало быть, идет не только о теоретической, но и практической стороне проблемы, о более предметном понимании того, что "надо брать" в духовном и как его реализовать в конкретных видах человеческой деятельности.

Контуры проблематики и перспективы ее изучения наиболее верно отражены в размышлениях М.С. Кагана. По его мнению ситуация подобного

"многознания" ведет к тому, что за разноцветной оболочкой размышлений о духовном исчезает целостность человека. Тогда как категория "духовное", как понятие, имеет самостоятельное значение и предназначена для "охвата" всех сторон проявления и функционирования целостной человеческой (в отличие от животного) активности в ее социально-культурной детерминированности и содержательности11. Данный подход в наибольшей мере отвечает требованиям современной ситуации, когда потребность в духовном обновлении и развитии человека и общества стала не только действительным фактом жизни, но и одним из основополагающих условий продвижения социума в направлении прогресса. Следование ему открывает более широкие возможности изучения духовности как самостоятельного общественного феномена, а значит с должной определенностью позволяет выявить предметное видение его сущности.

Объект и предмет диссертационного исследования. В качестве объекта исследования в диссертации выступает сознание личности и современного российского общества на переходном этапе его развития, рассматриваемое с позиции социально-философского анализа.

Предметом исследования является феномен духовности и проблемы ее теоретико-практической реализации в жизнедеятельности личности и общества в современных условиях. Особый аспект предмета исследования составляют вопросы методологии анализа социальных явлений, новые направления и тенденции в философско-мировоззренческой парадигме на данном этапе.

Цель и задачи исследования. Актуальность проблемы духовности, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы диссертационного исследования. Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы духовности, ее роль и значение в жизнедеятельности личности и общества, в их культуре.

Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:

- провести концептуальный анализ эволюции взглядов на проблему
духовности в истории социально-философской мысли;

раскрыть сущность и содержание духовности, определить ее место и роль в практическом освоении объективной реальности;

выявить и показать значение идеи целостности и единства в системе взаимоотношений смыслосодержащих понятий духовности;

- исследовать механизмы функционирования духовных процессов и
рассмотреть проблемы управления ими;

обосновать необходимость духовного обновления личности и общества, разработать основные направления и теоретико-практические средства его реального осуществления;

изучить вопросы взаимоотношений духовности и культуры, определить место последней в духовном обновлении личности и общества;

- выяснить место, показать роль и значение ценностей в духовном
обновлении личности и общества в современных условиях.

Как можно видеть, все названные аспекты проблемы содержат значительный слой неразработанных или малоразработанных вопросов и в совокупности своей вполне могут рассматриваться как контуры теории духовности.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания духовности и особенностей ее проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества. Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Речь идет о социальной диалектике, включающей системный подход к изучению социальной

действительности. Диссертант также руководствовался положениями классической диалектики и, прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего, а также диалектики абстрактного и конкретного, исторического и логического. Вместе с этим, учитывая, что в процессе исследования осуществляется анализ проблем различного познавательного характера и содержания, автор считает оправданным, в зависимости от этапа и задач работы, обращаться к тем методологическим принципам и основаниям предпринятого анализа, которые наиболее адекватно отвечают задачам изучения той или иной проблемы.

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы анализа духовности. Важным документом, определяющим направленность и содержание диссертации, ее соответствие требованиям современной науки являются материалы II Российского философского конгресса "XXI век: будущее России в философском измерении". В исследовании анализируется большой круг самых различных источников монографического и диссертационного плана, в которых нашли отражение конструктивные обобщения и подходы к изучению общества и человека, духовных основ их взаимодействия в процессе жизнедеятельности и самоутверждения личности. Широкое применение в диссертации нашли материалы международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научных конференций, "круглых столов", семинаров по актуальным проблемам изучения духовного, публикации в изданиях СМИ, отражающих эмпирические наблюдения, факты, анализ различных сторон и аспектов проявления духовного состояния населения, тенденции в изменениях и развитии духовно-нравственной атмосферы в обществе.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

- разработано концептуальное обоснование сущности духовности как

общественного феномена, определено ее место и роль в жизнедеятельности современного общества и личности;

- представлен один из вариантов подхода к изучению идеи целостности и
единства в системе взаимоотношений смыслосодержащих понятий духовности;

впервые в обобщенном виде исследована эволюция взглядов на духовность в истории мировой и отечественной социально-философской мысли от античности до наших дней;

на основе социально-философского анализа осуществлен поиск механизмов функционирования духовных процессов и представлены основные положения управления ими;

выработано авторское понимание содержания и направленности современных проблем духовного обновления личности и общества;

- на основе обращения к феноменам традиций и новаций определено
место и показаны роль и значение ценностей в духовном обновлении личности
и общества;

- опираясь на общефилософский анализ феномена духовности,
диссертант исследует социологические аспекты проблемы. В работе
выясняются основные факторы духовно-нравственного состояния общества,
раскрывается их влияние на характер общественных отношений, на
современный стиль мышления.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Исследование понятия "духовность" при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как "духовного мира личности".

  2. Характеристика основных механизмов (элементов) духовного мира человека, которые включаются в нем, чтобы духовность выполняла свою "историческую миссию" в интересах целостного существования личности и общества.

  3. Идея целостности и единства в системе взаимоотношений понятий духовности.

4. Обоснование и представление основных типов духовности с учетом
достижений современной социально-философской мысли на данном
направлении науки.

5. Феномен духовности как форма интериоризации в освоении
социального опыта, как детерминационно-императивный компонент
человеческого бытия, как импульс, аналог и содержание творческой миссии
человека, как положенность его свободы и определенного духовного
менталитета.

6. Анализ эволюции взглядов на проблему духовности в истории
социально-философской мысли от зарождения представлений о душе и
духовности в античной философской традиции до становления российской
духовной парадигмы.

  1. Исследование основных сторон, групп процессов духовной деятельности человека, через которые проявляется и эллиминируется духовность.

  2. Специфика выявления характера функционирования духовных процессов через взаимодействие с духовными сферами личности на уровне всеобщего (планетарного), общего, особенного и единичного.

  3. Социально-философский анализ взаимоотношений духовности и культуры как первоосновы духовного обновления личности и общества.

  4. Авторское понимание парадигмы духовного обновления личности и общества в современных условиях, как процесса диалектического развития сфер духовного мира человека и механизмов их функционирования в соответствии с динамикой и статикой субъект-объектного взаимодействия, изменениями в реальном мире.

  5. Духовные аспекты ценностного отношения и ценностных ориентации личности в современных условиях.

12. Изученное диссертантом местоположение и роль ценностей в
духовном обновлении личности, а также некоторые аспекты их реализации в

процессе жизни и деятельности человека.

Научно-практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы в управлении общественными процессами при разработке различных аспектов социальной политики. Знание сущности, содержания, механизмов функционирования духовности позволит более правильно оценивать духовно-нравственную обстановку в стране, своевременно ставить и качественнее решать задачи прогнозирования в духовной сфере, предотвращать нежелательные тенденции и варианты развития. Определенное значение для каждого человека имеет верное понимание и оценка духовно-нравственного состояния общества и личности, возникающих новаций, умение строить собственное поведение, производить соответствующий выбор. Ряд положений и выводов диссертации могут быть использованы в процессе формирования духовной культуры общества.

Материалы исследования и его выводы могут использоваться в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, могут стать предметом изучения в рамках вузовских курсов философии, социальной философии, социологии, культурологии, психологии, истории. Отдельные положения работы рекомендуется использовать при изучении цикла социально-политических и гуманитарных дисциплин в системе средних и средне-специальных учебных заведений.

Кроме того, методологическая основа, положения и выводы диссертации могут найти самый широкий контекст применения при формировании теоретической и философско-методологической базы исследований в области фундаментального изучения духовности как социального феномена, условий и особенностей ее реализации в деятельности человека. Материалы работы могут быть также использованы при разработке концепции национальной идеи (идеологии) и национальной доктрины обучения и воспитания граждан, в системах различных видов профессиональной подготовки, при решении

сложных и противоречивых вопросов взаимодействия в межконфессиональных и межэтнических конфликтах.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в монографии, двенадцати учебных пособиях и брошюрах по социальной философии, культурологии и семнадцати научных статьях по теме исследования. Общий объемом публикаций - 70,8 п.л.

По разным аспектам темы исследования автор выступал на межвузовских и внутривузовских конференциях. Отдельные положения диссертации включены в учебные планы по культурологии и философии для студентов СевКавГТУ и других вузов г. Ставрополя. По материалам исследования разработана и внедрена концепция воспитательной системы студентов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих тринадцать параграфов, заключения, примечания и списка литературы, включающего 300 источников, в том числе 20 на иностранных языках. Общий объем работы - 299 страниц.

Методологические основы анализа духовности

Понятие "духовность" наряду с такими как "дух", "душа", "духовное", "душевное" в последнее время стало играть все более заметную роль. Без них мы практически не можем обойтись в своей повседневной жизни. Нас окружают люди душевные и равнодушные, мы ценим богатый духовный мир личности и обеспокоены бездуховностью некоторых людей, мы восхищаемся великодушием и с болью реагируем на малодушие, проявленное в сложной жизненной ситуации.

В современной литературе многократно упоминается о духовном факторе созидания, духовной жизни, духовном развитии, духовном богатстве, духовной культуре, духовном росте, духовном освоении реального мира и так далее и тому подобное. Среди многообразных видов человеческой деятельности выделяется материальная (производственная), социально-политическая и духовная. К. С. Станиславский в воплощении "жизни человеческого духа" видел главную задачу художественного творчества. Немецкий философ А. Шопенгауэр много лет назад остроумно заметил, что отрицание души есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя. С.Л. Франк полагал, что "первичной" является - при сопоставлении материальной реальности и реальности духовной - духовная реальность.

Так чем же все-таки является духовность? В чем ее смысл и содержание? Одно очевидно: сложные общественные феномены проявляются столь многообразно, что отдельные их стороны могут быть предметом самостоятельного исследования. К тому же у разных авторов может складываться свое видение проблемы, свой аспект ее рассмотрения. Но от этого проблема разработки понимания духовности не снимается. Более того, интересы реальной практики, положение дел в сфере духовного требуют дальнейшего развития и расширения данного направления в науке.

Анализ современной отечественной социально-философской литературы показывает, что взглядов, точек зрения на духовность столько, сколько авторов. Так, В.Н. Шердаков считает, что "сегодняшний лексикон приближает духовность к образованности, духовная личность - это человек мыслящий, знающий, интеллектуал... Под духовностью понимается знание научное, философское, и что, кроме того, есть еще художественное творчество и нравственность"1. Несколько иная точка зрения у В.Г. Федотовой, которая рассматривает духовность как качественную характеристику сознания (как и поступка, дела жизни) или точнее, характеристика ее разнокачественности. "Характеристика эта отражает господствующий тип ценностей"2. Подобный взгляд на проблему высказывает Т.В. Холостова. Она пишет, что духовность -это "качество личности, точнее, ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри мотивированное включение в общественную жизнь"3. Более широкое толкование духовности дает А.П. Серов, хотя и осуществляется это в пределах мнений двух предыдущих авторов. "Духовность, по его мнению, это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. Она - проявление этического начала, стержень личности. Именно через духовность осуществляется глобальное опосредование производственной деятельности, ее гуманизация, ориентация на общечеловеческие ценности"4. Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров определяют духовность как "способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и интересы"5. Имеются свои взгляды на проблему и у других авторов. Одни из них рассматривают духовность как способ жизнедеятельности человека , другие, - как "фактор социализации личности" , третьи, - как высшую "способность понимания во взаимодействии между людьми и природой" . Наличие литературы по данному направлению науки позволяет и далее анализировать понимание духовности в современной социально-философской мысли. Однако уже этого достаточно, чтобы утверждать, что подобных точек зрения не счесть числа. Бывает это там, где говорят об одном, подразумевают второе, а указывают на третье. Для чисто научных, полемических баталией это может быть средством поиска истины и развития логических аргументаций. Однако, складывается впечатление, что проблема духовности может выйти из под контроля исследователя и таким образом останется лишь благим намерением. Происходит это тогда, когда встречаешься не только с противоположными точками зрения, но и даже взаимоисключающими друг друга.

В затруднительное положение ставят диссертанта высказывания некоторых участников "круглого стола" "Духовность, художественное творчество, нравственность"9. Так В.П. Зинченко пишет: "Я не буду говорить о Духе. Дух в этой стране - нечто удивительное... У меня нет никаких иллюзий относительно того, что церковь поможет этому огромному народу в деле духовности в ближайшее время. Надо разговоры о духе спустить на октаву ниже и просто понять духи, как его понимали приличные люди, как его понимал Мишель Фуко..."10 И.Н. Экономцев замечает, что терминологически духовность "...происходит от Святого Духа. Речь идет не просто о Духе - ибо духи бывают добрыми и злыми: а именно о Святом Духе. Вряд ли мы нуждаемся в духовности, носителями которой являлись бы злые духи, да и духовности такой быть не может" . Е.Г. Яковлев утверждает, что "идеальное, духовное - это некий абсолют, который реализуется в различных структурах нашей жизни, в разных культурах, в разных этносах, цивилизациях, в разных религиях: православной, католической, буддистской.

Зарождение представлений о душе и духовности в античной философской традиции. Религиозно-идеалистические взгляды на духовность в эпоху средневековья

На протяжении всей истории науки и философии в человеке развивался дух творчества и свободного поиска истины, стремление познать не только окружающий мир, законы развития природы, общества, но и самого себя, свой внутренний мир. Эволюция человеческих представлений о духовности находила свое наиболее яркое выражение в философских системах и социально-этических концепциях и воззрениях мыслителей древности и средневековья, философов эпохи Ренессанса и Нового времени, а также современных исследователей, рассматривающих духовность как специфический природный и социальный феномен.

Поэтому для рассмотрения специфики духовности, выявления ее онтологической, социальной и индивидуально-личностной значимости необходимо в первую очередь проследить весь непрерывный и целостный процесс эволюции духовности в учениях наиболее выдающихся представителей социально-философской мысли с древности до наших дней, вычленить наиболее самобытные и оригинальные трактовки данного понятия, исследовать объективные закономерности сходства и различия в понимании духовности в различные исторические эпохи, у разных мыслителей, проследить взаимопроникновение и противоборство различных концепций, рассматривающих данный феномен, а также выявить внутренние противоречия и несоответствия в самих этих учениях, что даст нам возможность провести более глубокий анализ самых разносторонних учений в их отношении к исследуемой проблеме. Тематика, цель и задачи исследования предполагают обращение к эволюционной проблематике духовности, прежде всего, в истории социально-философской мысли. И это не случайно. Дело в том, что в отечественной философии до сих пор нет ни одной работы, которые были бы непосредственно посвящены изучению данного вопроса, что являлось существенным препятствием на пути глубокого и всестороннего исследования сущностных основ духовности, объективной оценки ее роли и значения в жизнедеятельности человека в современных условиях. Хотя это вовсе не говорит о забвении нашими философами этой важной и актуальной проблемы. Отдельные ее аспекты нашли отражение в трудах Андрюшиной Н.Е., Бурбулиса Г.Э., Грузкова В.Н., Дугина И.М., Лившиц Р.Л., Осиповой А.В., Сафиулина Л.К., Смирновой Л.Н. и других.

Зарождение духовной философской традиции во многом связано с Древним Востоком, оно происходило в рамках мифологического и религиозного мышления в общем русле развития всей древневосточной культуры. Мышление человека этой эпохи по преимуществу было созерцательным, пассивным, проникнутым идеей фатальной предопределенности событий и невозможностью активного вмешательства в общий поток жизни, которым правят по одним представлениям - боги, по другим - неумолимая судьба. Подтверждением такому пессимизму может служить исходный принцип философского осмысления реальности в культурах народов Древней Индии. Его смысл: - универсальный космический порядок-«рта», который властвует над всем и которому подчинены как природа, так и человеческая деятельность. Этот безличный всеобщий принцип, царящей в природе необходимости, наиболее четко выражен в учении джайнизма. Это учение провозглашает дуализм мира и человека и связывает всю человеческую деятельность с особой духовной сущностью - «кармой», которая изначально определяет цель жизни человека и направленность его деятельности. Согласно джайнизму, сущность человеческой личности, также двояка: она имеет материальную и духовную стороны. «Карма» в данном случае выступает особым связующим звеном между этими сторонами, которая связывает душу с более грубыми видами материи: с неорганическим, неживым веществом. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, который в своем развитии проходит бесконечную цепь перерождений.

Отсюда джайнисты приходят к выводу, что человек при помощи своей духовной сущности может объективно познавать и определенным образом контролировать материальный мир и даже управлять рядом природных явлений в той мере, в какой это не противоречит изначальному космическому порядку. Исходя из этого, только сам человек решает, что есть добро и что есть зло, и к чему следует отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог джайнистов - это всего лишь душа, которая когда-то жила в обычном материальном теле, но затем смогла освободиться от уз кармы и цепи бесконечных перерождений. Этот бог нигде не рассматривается как творец Вселенной и никогда не вмешивается в человеческие дела. Таким образом, бог джайнистов - это просто определенный моральный принцип, этический абсолют, нравственный идеал, которого человек вполне может достигнуть путем личностного самоусовершенствования.

Толчок к развитию религиозно-философского мышления в Древней Индии, наряду с джайнизмом, дал брахманизм. Идеи брахманизма были четко сформулированы в Упанишадах. По словам Д.Неру, в Упанишадах душа индивида понимается как искра, «выброшенная и вновь поглощенная ярко горящим пламенем абсолютной души» . В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей - это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни.

Специфика духовного обновления личности в современных условиях

Каждая новая эпоха начинается с переоценки прошлого, его духовных ценностей, духовного обновления. Потребность в возвышении духовности и духовного обновления сегодня остро ощущается на всех уровнях социальной структуры общества. Это определяется тем, что, будучи зависимым от преобразований в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни, духовное обновление выступает важнейшей предпосылкой качественных изменений жизнедеятельности людей. В концептуальном плане смысл общей идеи духовного обновления состоит в поиске и обновлении мировоззрения и образов будущего, которые были бы способны объединить людей, а также общих ценностей и основанного на них нового мировоззрения . В результате все большее количество исследователей концентрируют свое внимание на этом важнейшем направлении в социальной философии2.

Однако соль вопроса проявляется не столько в признании данной проблемы как таковой, сколько в чрезвычайных трудностях разработки ее основных направлений и теоретико-практических средств реального осуществления. Это объясняется не только разночтением в понимании духовности, характера ее проявления и функционирования в жизнедеятельности людей, но и неоднозначной трактовкой категории «обновление». Под ней чаще понимается технологическая процедура, сходная по характеру ее осуществления с процессом обновления производства. Обновление представляется в форме "замены или пополнения физических и морально устаревших элементов производства новыми, более прогрессивными" . В таких случаях духовное обновление чаще представляется в виде замены «старой» морали на более «новую»; выработки и внедрения новой идеологии (при этом само понятие "идеология" может выражать различное содержание); освоение религии как средства духовности; овладение новым политическим мышлением; преодоление отчуждения масс от политической власти, гражданского общества от государства и другое.

В целом, среди основных направлений духовного обновления личности и общества чаще всего называются: формирование нового мышления; гуманизация жизнедеятельности общества и человека; преобразование всей системы общественных отношений; обновление идеологии; возрождение утраченных духовных ценностей и формирование новых; изменение (преодоление стереотипов) состояния и тенденций массового сознания от консервативных норм и привычек к способности ориентироваться в условиях демократических процессов; демократизация духовной сферы общества. При этом каждое направление здесь может быть предметом самостоятельных исследований в работах философов, социологов, психологов, педагогов.

Не оспариваем правомерность названных подходов, тем более в каждом из них есть свои достоинства: они позволяют исследовать специфику и характер реализации того или иного элемента духовного мира человека в решении разнообразных задач его деятельности. Но считаем при этом, что эти подходы нуждаются в существенной корректировке и развитии, в понимании, что процесс духовного обновления в отношении человека как целостного существа нуждается в соответствующих целостных основаниях. Когда в качестве «главного» берется то или иное звено духовного мира, то оно должно быть таковым не потому ,что так считает тот или иной автор, а в силу его «местоположения и роли» в духовном мире личности - оно должно быть способным влиять на другие сферы духовного мира человека , его миропонимании и ориентации. Если же это обстоятельство не будет учитываться, то и в дальнейшем будут затрачиваться огромные усилия на разработку, например , концепции воспитания , где духовное обновление уже сегодня рассматривается преимущественно через призму морали, или все чаще стали писать о духовном обновлении как процессе формирования религиозного сознания. В этом, как говорится, есть своя истина, но она отражает лишь отдельные стороны духовного обновления и не дает целостного представления о проблеме.

В связи с этим считаем необходимым внести некоторые коррективы в понимание процесса духовного обновления личности и общества. Опираясь на труды известных ученых Выготского Л.С, Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Узнадзе Д.Н., Уледова А.К. и их последователей, следует заметить, что процесс интериоризации протекает не однонаправлено: от внешнего к внутреннему, через прямое воздействие. Это реально может осуществляться только через сознательную психологическую деятельность личности, и только в этом случае можно говорить о тех или иных результатах, например, духовного обновления.

На наш взгляд, если основной «источник» направленности в духовном обновлении (как это происходит в выше рассмотренных позициях ) видеть в обществе как таковом и «от общества» и тем самым ограничиваться сферой объективного, то при этом вольно или не вольно теряется роль и значение самого человека как целостности в названном процессе. Тогда как вне человека, характера его развития и участия говорить о действительно сущем и целесообразном в любых изменениях не приходится. В тоже время неправомерно рассматривать процесс духовного обновления исходя только «от субъективного».

Похожие диссертации на Духовность в контексте социально-философского анализа