Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теория и практика феминологической проблематики: особенности традиционного Китая 11
1. Социально-философские основания феминологической науки 11
2. Положение женщины в традиционном китайском обществе 38
Глава II. Ролевые особенности женщин в условиях модернизации китайского общества 65
1. Модернизация китайского общества и реализация принципов гендерного эгалитаризма 65
2. Общественно-политическая деятельность женщин в современном Китае 98
Заключение 124
Библиография
- Социально-философские основания феминологической науки
- Положение женщины в традиционном китайском обществе
- Модернизация китайского общества и реализация принципов гендерного эгалитаризма
- Общественно-политическая деятельность женщин в современном Китае
Введение к работе
Актуальность исследования. Значительное усиление КНР
в качестве глобальной державы превращает ее в один из флагманов мирового развития. Основу возрастающего влияния Китая составляют не только его экономические успехи. Мощное воздействие
на этот процесс оказывают социально-культурные детерминанты китайской цивилизации, частью которых является тенденция расширения практики гендерного эгалитаризма.
Поступательное развитие любого общества зависит от успешности решения вопросов, связанных с нахождением оптимальных режимов легитимной корреляции между номинальными и реальными социальными статусами. В значительной степени это касается положения женщин, нередко подвергающихся дискриминации по половому признаку, особенно в странах с сильным влиянием элементов традиционной культуры.
Кардинальные перемены, происходящие в современном мире, рост политической активности способствуют расширению масштабов социального влияния женщин и ускоряют процессы вовлечения их в различные общественные движения и структуры. Это заставляет по-новому взглянуть на роль женщины как в семье, так и в обществе.
Несмотря на то что полемика о месте и функциях женщины,
ее социальном предназначении существовала во все времена, для каждого этапа развития человечества характерна особая постановка проблемы, ее содержания и решения.
Модернизация, начавшаяся в Китае во второй половине XX века, положила начало процессу масштабных изменений социально значимых условий жизни. Ощутимо они проявились в «женском вопросе»: расширилось участие представительниц слабого пола в экономической и политической жизни страны, повысился их общественный статус. Подобная статусная динамика женщин, закрепленная на законодательном уровне, подразумевает возникновение множества проблем в социальной реальности, разрешение которых во многом определяет социально-политическую устойчивость китайского общества.
Соответственно, изучение и использование опыта нашего близкого геостратегического партнера в решении такой противоречивой проблемы, как социально-правовая легитимация гендерного равноправия, с учетом философских традиций, имеет для российской науки серьезное теоретическое и практическое значение.
Степень изученности темы. В российской синологии вклад
в исследование положения женщины традиционного Китая внесли известные китаеведы Н.Я. Бичурин, Л.С. Васильев, М.Е. Кравцова, М.В. Крюков, В.В. Малявин, Л.С. Переломов, М.В. Софронов,
Н.Н. Чебоксаров др., изучавшие статус женщины в контексте семейно-брачных отношений. В их работах дается описание положения женщины в семье и обществе, отношение к браку, семейной жизни, представления об эстетическом идеале женщины.
Из ученых, занимающихся современным положением китайской женщины, можно выделить Я.М. Бергера, О.В. Почагину, Э.А. Синецкую. Исследования Я.М. Бергера дают возможность понимания демографической ситуации в Китае, особенностей государственной политики планирования семьи, достижений и проблем в сфере рождаемости, репродуктивного здоровья женщин в переходный период. О.В. Почагина в своих трудах рассматривает изменения представлений китайского общества о гендерных ролях и внутрисемейных отношениях, анализирует традиционную и посттрадиционную модели семейной организации. Труды Э.А. Синецкой посвящены вопросам феминизма в Китае. Также проблемы современной семьи, тенденции ее развития освещаются в исследовании Т.А. Еремкиной. О.В. Манухина в своих работах изучает состояние института семьи и брака в период «реформ и открытости», И.А. Косарева затрагивает вопросы семейного права современного Китая, где дается анализ имущественного и правового положения супругов.
Из китайских исследователей можно отметить А Фэна, Бу Вэя, Ван Цзиньли, Ван Чуньмэй, Вэй Гоина, Лю Ни, Лю Цимина, Сю Вэйсиня, Сюн Юдэна, Сюэ Нинлань, Тан Цань, Тань Линь, Хуан Юфу, Цзян Сюхуа, Цуй Фэнъюаня, Чжан Гуйхуа, Чжу Ли, Чжэнь Яня, Ша Цзицая, Янь Цзяньли и др., охватывающих в своих трудах круг вопросов о статусе женщин в семье, экономике, образовании, политике и т.д.. Так, А Фэн рассматривает положение женщины
в семье и ее права во времена династий Мин и Цин, анализирует
с исторической стороны процесс изменения взглядов на положение женщины. Бу Вэй исследует участие женщин в информационном пространстве – сети Интернет. В статьях Тань Линь, Цзян Сюхуа
и других речь идет о деятельности женских общественных организаций, значении женского движения. Работы Чжан Гуйхуа посвящены роли женщины в историческом развитии общества, проблемам улучшения положения современных китайских женщин. Ян Цзяньли изучает современное положение женщины с различных позиций: семейного и материального положения, включенности
в рынок труда, жизненных ценностей, социально-структурных изменений, дискриминации и насилия. Исследования с позиций гендерного подхода представлены в работах таких авторов, как Ван Чуньмэй, Вэй Гоин, Ду Цзе, Сюэ Нинлань, Тань Линь, Тан Цань. Некоторые аспекты социального статуса женщины и ее роли в современном китайском обществе нашли свое отражение в работах Чжу Ли, Чжэнь Янь.
Из англоязычных исследователей, в той или иной мере затронувших женскую тематику, можно выделить Тани Барлоу, Кэтрин Бернхард, Марджери Вульф, Элизабет Кролл, Энн Элизабет Макларен, Элен Уидмер. Работы Тани Барлоу посвящены вопросам феминизма и гендерной политике в современном Китае. Кэтрин Бернхард сравнивает женщин периода Цин и республиканского Китая
с точки зрения их имущественных прав, прав наследования и др. Марджери Вульф изучает развитие женщин в китайском обществе. В работах Элизабет Кролл рассмотрен целый спектр вопросов, касающихся положения женщин в Китае: женщины и феминизм, сельские женщины, семья в современном Китае, политика одного ребенка, дискриминация и насилие, гендер и права женщин. Проблемы китайской женщины на рынке труда отражены в работах Энн Элизабет Макларен. Элен Уидмер затронула женскую проблематику с точки зрения искусства.
Вопросам модернизации китайского общества посвящено достаточное количество научных исследований, результаты которых нашли отражение в целом перечне статей и монографий. Следует отметить, что в нашей стране специальные социально-философские исследования, непосредственно посвященные проблеме положения женщин в Китае, практически отсутствуют.
Объектом исследования являются социально-ролевые особенности женщин в условиях традиционного и современного обществ Китая.
Предмет исследования – историческая и социокультурная динамика социальной роли женщин в КНР.
Цель – выявление социальной роли женщины в Китае с точки зрения ее изменения в условиях модернизации.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) охарактеризовать основные этапы эволюции гендерных и феминологических исследований;
2) определить статусные, ролевые, матримониальные характеристики женщины в условиях традиционного китайского общества;
3) выделить основные тенденции изменения положения женщин в традиционном и современном Китае;
-
изучить особенности социальной когеренции между гендерными отношениями и темпами модернизационных процессов;
-
выявить эталонные социальные и духовные ориентиры современных китайских женщин;
-
раскрыть характер участия современных китайских женщин в общественном производстве и политической жизни страны.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Изменения китайского общества инициировали позитивную (финансовую, гендерную, политическую и т.п.) коррекцию положения женщины, а его модернизация способствовала значительному ускорению данной динамики.
-
Значительное влияние на морфологию статусного позиционирования китайских женщин оказали модернизационные процессы, связанные с ускорением экономического роста, изменением гендерных установок, включением КНР в систему глобальной интеграции, распространением идеологии феминизма и элиминацией половой сегрегации как социально-неприемлемой формы общежития.
-
Динамика изменений светских, сакральных и научных архетипов восприятия статусной и функциональной роли китайской женщины обусловила существенную трансформацию их социальных амбиций.
-
Положение современных китайских женщин отличается увеличением политического и экономического веса, учетом гендерных характеристик в системе общественного разделения труда при существующем легальном доступе к системе распределения материальных благ.
-
Современное руководство КНР рассматривает усиление тенденций гендерного эгалитаризма как перспективный вектор эволюции китайского общества.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных философов, социологов, историков по проблемам определения роли и статуса женщин в семье, обществе. Автором использованы философские труды восточных, западных и отечественных мыслителей с античного периода до современности, посвященные проблеме гендерных отношений. Особое внимание было обращено на канонизированные трактаты «Лунь юй», «Даодэцзин» и др. Большое значение для диссертации сыграли оригинальные тексты (не имевшие ранее перевода на русский язык) на китайском языке. Наряду с монографическими изданиями современных китайских ученых Чжан Гуйхуа, Чжу Ли, Ян Цзяньли и др. также были использованы материалы периодической печати, сборники научных трудов, государственной статистики и материалы из сети Интернет.
В работе была применена синтетическая методология, включающая диалектический, системно-структурный, социокультурный, гендерный, герменевтический подходы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-
определены основные этапы развития гендерных и феминологических исследований в западной и восточной традициях;
-
выделены и описаны ключевые статусные параметры женщин в традиционном и современном Китае;
-
выявлены изменения гендерных, репродуктивных, матримониальных установок в китайской семье в условиях общественно-экономической модернизации;
-
обнаружено наличие социальной когеренции между гендерными отношениями и темпами модернизационных процессов
в КНР; -
указаны основные духовные и социальные ориентиры женщины в традиционном и современном обществах Китая;
-
выявлена степень участия китайских женщин в общественно-политической жизни страны и влияния модернизации китайского общества на социальный статус женщины.
В данной диссертации вводятся в научный оборот новые материалы, которые ранее не привлекались в российской синологической науке, в частности, результаты исследований современных китайских ученых.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов и материалов философами, социологами, историками в подготовке учебных пособий и курсов лекций по соответствующей тематике.
Теоретические положения работы могут послужить базой для расширения методологического поля дальнейших исследований по проблемам динамики и повышения социального статуса женщины. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть учтены при создании институциональных механизмов, долгосрочных программ, ориентированных на улучшение положения женщин и повышение их роли в обществе как российского, так и международного уровней.
Апробация результатов диссертационного исследования и их практическая реализация. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета. Результаты диссертационного исследования изложены в 8 публикациях, 4 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Основные положения диссертационной работы отражены в выступлениях на научной международной конференции «Россия – Азия: Механизмы сохранения
и модернизации идентичности», 18-21 июня 2008 г., Улан-Удэ;
на третьей Байкальской международной конференции «Образование и глобализация», 1-4 июля 2009 г., Улан-Удэ; на ежегодных научных конференциях преподавателей и сотрудников Бурятского государственного университета, 2008, 2009, 2010, 2011 гг.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Социально-философские основания феминологической науки
В последние годы в мировой науке резко возрос интерес к частной и повседневной жизни человека, женской тематике, положению женщины в различных социальных группах и в разные исторические периоды. Женщины и женская тематика стали предметом изучения отдельных наук -гендерологии и феминологии, которые изучают комплекс социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических для женщин интересов обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни.
Феминология (от латин. Femina - женщина и греч. logos - слово, учение) - это наука о положении и роли женщин в обществе, отражающая объективные закономерности их существования и служащая основой гуманной деятельности, цель которой — проведение в жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед, собой „ задачу научного изучения взаимоотношения полов и анализа причин существующих противоречий между ними. Данные научные исследования призваны помочь объективно оценить характер этих взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология изучает всю совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей, условий преобразования общества на основе эгалитарной системы — полного равенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многих сферах.
Задача феминологии заключается в создании целостной концепции, отражающей, во-первых, социальную, экономическую, политическую и духовную роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.
В 1968 г. Р. Столер впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер»8. Гендерология стала преемницей феминологии и феминизма. Словарь тендерных терминов определяет слово «гендер» как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола»9.
В 80-90-е гг. XX в. тендерные исследования стали достаточно популярными. Если женскими вопросами занимались в основном женщины, то тендерными стали заниматься как женщины, так и мужчины.
Необходимо признать, что в современном мире главным субъектом и носителем социальных изменений, ломающих привычный тендерный порядок, являются не мужчины, а женщины, социальное положение, , деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и , радикальнее, чем у мужчин. Женщины шаг за шагом овладевают новымидля Ь 1 себя занятиями и видами деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменениями их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с противоположным полом. Происходящие в мире изменения и тенденции являются глобальными, всеобщими и более или менее закономерными, этот процесс по природе своей очень сложен, неравномерен и противоречив. В сфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющееся разрушение традиционной
системы тендерного разделения труда. Динамичной, ведущей силой данного процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, становятся равными с мужчинами по уровню образования.
В политической сфере хотя и медленно, но заметно меняются тендерные отношения власти. Развиваются семейно-брачные отношения. В современном браке больше равенства, справедливого разделения домашних обязанностей как одного из важнейших показателей семейного благополучия. Социокультурные перемены оказали влияние и на социальные представления о «телесности» и критерии красоты.
Предметом тендерных исследований становятся также социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы, касающиеся как мужчин, так и женщин.
Гендерология и феминология, являясь междисциплинарными науками, развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия и социология. В своем арсенале гендерология и феминология используют также следующие основные методы исследования: социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия; аксиологический, доказывающий равную самоценность личности мужчины и женщины; функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и обществом; институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, вляющих на жизнедеятельность женщин и мужчин.
Положение женщины в традиционном китайском обществе
В китайской традиции политические и социальные ценности непосредственно связаны с существованием на протяжении тысячелетий авторитарного, иерархически структурированного государства, с одной стороны, и семейно-клановой структурой общества - с другой. В то время государство представлялось продолжением семьи, а семья - базовой ячейкой общества. Семья обеспечивала социальный престиж всем своим членам, так как являлась основной собственнической и хозяйственной единицей. Персональные различия членов семьи признавались, но, как правило, личные интересы были подчинены семейным. Семья рассматривалась как основа стабильности и процветания. По Конфуцию, семья и государство являются основными взаимосвязанными и взаимозависимыми несущими опорами общества.
Конфуций (551 - 479 до н.э.) родился и жил в эпоху, когда страну разрывали войны и конфликты. Тогда Китай находился в состоянии тяжелого - їй внутреннего кризиса. Крушение устоев семейно-кланового быта, г; междоусобные распри, страдания и бедствия простого народа, продажность t? чиновников - вся эта обстановка подталкивала защитников старины,- неравнодушных к судьбе страны, выступать с новыми идеями. Конфуций нашел такой пример в полулегендарных примерах глубокой древности. Выступая с критикой своего времени и высоко ставя века минувшие, он создает свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы, выступавший в качестве примера для подражания, должен был обладать определенными достоинствами: гуманность («жэнь»), чувство справедливости («и»), мудрость и благоразумие («чжи»), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов («ли»), искренность и доброе намерение (синь). Следование этим принципам было обязанностью благородного «цзюнь-цзы», который в «Луныое», основополагающем трактате
конфуцианства, определяется как человек честный и искренний, бесстрашный и прямодушный, внимательный в речах, осторожный в делах. Истинный «цзюнь-цзы» безразличен к богатству, материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам и поиску истины49. Таким образом, «благородный человек» явился неким социальным идеалом, назидательным комплексом добродетелей. С течением времени, ростом авторитета самого Конфуция, этот идеал становился обязательным эталоном для подражания, в особенности для ученых-чиновников, администраторов, которые впоследствии и стали управлять империей. Конфуций стремился создать идеального человека, который боролся бы за высокую мораль. Но с превращением его учения в официальную догму на первый план выступает не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в нарочитой скромности и добродетели, демонстрации преданности старине. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в чиновничьей иерархии.
Существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения на любой момент жизни, на любой случай. В эпоху Хань был составлен подробнейший свод этих правил - трактат «Лицзи». Данный трактат делал акцент на семейные отношения, сформировав, таким образом, основы всего общества сверху донизу. Задача «Лицзи» - из уже известных древним китайцам основ, принципов создать всеохватывающую и понятную каждому систему. Этика и ритуал, этическая норма - основа основ заповедей трактата. В трактате «Лицзи» собрано огромное количество четко фиксированных правил, стереотипов поведения. В частности, подробно расписана церемония приема гостя — кто, где сидит, когда и как следует вести беседу, кто и кому кланяется. Примечательно то, что все эти предписания касаются исключительно мужчин. Между мужчинами и женщинами контактов, включая поклоны, вообще быть не должно (если речь не идет об отношениях в семье). Мужчины и женщины должны всегда ходить по правой стороне улицы, а женщины - по левой50. Семья и дом в Китае, по крайней мере, среди социальных верхов, всегда были построены на основе сформулированных в «Лицзи» правил. И основополагающим правилом был принцип сыновней почтительности - «сяо», который понимался как эталон отношений в семье, и как основа отношений между государем и подданными. По Конфуцию, одной из основ социального порядка было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь, -это беспрекословный авторитет для младшего и подчиненного. Смысл «сяо», как толкует «Лицзи», - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам «ли» и приносить им жертвы по правилам «ли». По этим правилам, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах.51 Идеи Конфуция относительно гармонизации общественных отношений.путем упорядочения отношений между близкими людьми, выраженные посредством «сяо», способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья являлась базовой ячейкой общества, и ее интересы намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в ее аспекте.
Модернизация китайского общества и реализация принципов гендерного эгалитаризма
Для описания динамичного развития мира необходимо наличие своего терминологического инструментария. Наиболее общие понятия, из которых следует исходить при описании взаимодействия современности и традиции, глобального и национального, можно выразить в терминах универсализма, идентичности и типа развития. Удачное определение понятия «универсализм» предложил С.Хантингтон. Под «универсализмом» он понимает «культурное объединение человечества и все возрастающее принятие людьми всего мира общих ценностей, верований, порядков, традиций и институтов» Ш4 . Необходимо также взять во внимание и национальную идентичность как «комплекс качеств социально-исторического субъекта, обусловливающий его способность к самостоятельному и оригинальному поиску пути развития». Далее «тип развития» в общих чертах можно определить как интегративную характеристику изменений общественных структур, обусловленную как господствующими в культурном сознании и общественных навыках моделями взаимодействия индивидов внутри социума, а также социума с окружающей средой, так и социальными и политическими стратегиями, которые сознательно избирает руководство общества105.
Конфуцианские этические нормы являлись инструментом решения проблем социума, предполагавших сосуществование. Основополагающие принципы мировоззрения китайского культурного мира нацелены на гармонизацию межличностных отношений и социоцентричную направленность личности.
Историческое развитие в Китае отличалось постоянством, которое обусловливало неприспособленность китайской цивилизации к революционным изменениям. Социальные потрясения и войны сменялись восстановлением существовавшего мира и порядка. Общественный прогресс имел измерение, в котором был приоритет моральных норм, а непрерывность культурной традиции определила идеализацию прошлого, интровертность культуры. На протяжении веков Китай пытался отгородиться от любой значительной модернизации или вестернизации. Политика отторжения обусловливалась восприятием себя как Срединного государства и твердой уверенности в превосходстве китайской культуры над культурами других народов.
Западная же цивилизация мощью своих технических достижений создала глобальную социально-экономическую матрицу, в которой вынуждены были искать свое место другие страны и народы106.
Тем не менее, на практике вестернизация являлась лишь тенденцией, неизбежной, но не всемогущей и необратимой. В XX веке институты западного общества не были воспроизведены нигде на Востоке в полном объеме. Изменения в общественной и экономической жизни были значительными, но по мере решения задачи выживания и самосохранения традиционная культура всегда находила средства и возможности для собственного воспроизводства. Главной чертой новой модели развития, которая начала складываться в XX веке, стало движение в направлении, заданном развитыми странами, определяющими мировой уровень и ставшими всеобщим эквивалентом общественного развития. В начале 60-х гг. возникла теория модернизации, согласно которой в результате распространения передовой техники и технологии, либеральной экономики, воспроизводства индустриальной социальной структуры и соответствующей социально-политической ориентации национальных элит развитие всего мира пойдет по западному пути107.
В современном идейно-теоретическом контексте модернизация определяется как характеристика не только трансформирующегося пространства, но и социально-исторического времени. При этом есть основания рассматривать модернизацию как прообраз нового типа развития. Его отличительной чертой является отсутствие смены четко выраженных периодов революционного и стабильного развития, т.е. свойственной европейской истории дискретности, являющейся следствием целенаправленных усилий. Соответственно, и результат изменений в ходе модернизации будет представлять собой сложный синтез национальных традиций и западного универсализма, создающий новую идентичность.
Модернизация традиционного общества — сложный процесс, охватывающий все стороны s общественной жизнедеятельности - от материально-технической до семейно-бытовой, понятийной, нравственной. Сегодня в модернизации участвуют многие страны. Успехи Китая в этом процессе в области социальной сферы впечатляют, в особенности качественное изменение содержания и условий жизнедеятельности людей.
Общественно-политическая деятельность женщин в современном Китае
Проблема юридического статуса женщин в Китае в последнее время стала одной из важнейших, имеющих как теоретическое, так ,и практическое значение. В практическом плане женщины, проявляя явное недовольство тем положением, которое они занимают в обществе, все больше и больше «обнаруживают» свою непредставленность в различных сферах общественной и политической жизни. В то же время нельзя не отметить, что Китай предпринимал и предпринимает меры, направленные на совершенствование правового положения женщин. Эти меры нашли свое отражение, как в Конституции страны, так и в ряде других правовых актов. Научных работ, непосредственно касающихся вопросов юридического статуса женщин в Китае, сравнительно мало. Обычно все они присутствуют в контексте исследований по социальному статусу женщин. А в юридической науке проблема правового положения женщин в основном рассматривается в рамках отдельных отраслей права: трудового, аграрного, семейного, конституционного. Причем, в большей мере, эта проблема ставится лишь в плане практического ее разрешения. Теория правового положения женщин, как единая категория юридической науки, пока еще недостаточно разработана.
Определение юридического статуса женщин представляет собой задачу выявления особенностей законодательных норм, касающихся отношений женщин и общества, а также основных условий, которые общество обеспечивает для развития женщин. Юридический статус женщин является основным показателем социального статуса и гарантий его получения. Он включает две важные стороны: первая - это законодательство, которое описывает законные права женщин, вторая -это механизм осуществления этих законных прав.
В Конституции КНР, законе о труде, законе о наследовании, гражданском праве, уголовном праве в равной степени четко установлены права и интересы женщин. К тому же, в настоящее время в каждой провинции, городе, автономном районе учреждены и приняты местные законы по охране прав и интересов женщин.
Китай в 1992 году провозгласил «Закон КНР о гарантиях прав женщин», в 1994 году - «Закон КНР об охране здоровья матери и ребенка», которые защищают права женщин, стимулируют равноправие между мужчиной и женщиной . Китайское правительство кроме того приняло ряд других законов относительно данного вопроса. Также в Китае были учреждены организации, охраняющие права женщин: Всекитайская федерация женщин, Комитет женской молодежи, Специальная организация по работе с женщинами и детьми. В 1996 году министерство юстиции, министерство внутренних дел, комсомольский центр, Всекитайская федерация женщин, организация инвалидов совместно известили о намерении оказывать особым социальным группам законную поддержку, включая, в том числе и помощь представительницам слабого пола. Таким образом, очевиден тот факт, что китайское правительство пытается разрешить проблему правового положения женщин.
По результатам исследований Всекитайской федерации женщин, население дает высокую оценку юридическому статусу женщины151.
Но, по мнению ученых, взгляды людей, отраженные в законодательстве, и фактическое воплощение их в жизни еще далеки друг от друга152. Указанное исследование показало, что в таких вопросах, как «наследование имущества семьи замужними дочерьми», «имущественное положение вдов» и «выбор фамилии детьми» у населения противоречивые мнения. Юридический статус женщины подтвержден и согласован законодательством, но некоторые пункты несогласованы . Необходима дальнейшая работа в этом направлении.
Отечественная синология мало уделяет внимания изучению юридического статуса китайских женщин. К примеру, практически нет исследований данного аспекта в контексте семейного права, в работах идет речь только о семье в целом. Так О. Манухина рассматривает процессы изменения семейного права в Китае в период с 1911 по 2001 годы, где дает анализ формы и содержания семейного права, условия создания новой системы семейно-брачных отношений, основанной на соблюдении равноправия и взаимных интересов всех членов семьи с учетом изменений и поправок в Законе о браке .
В 50-х годах XX века первым документом после образования Нового Китая стал «Закон КНР о браке», который закрепил равноправное положение женщины в семье. В первой главе закона закрепляется то, что «уничтожается феодальная система брака, осуществлявшая деспотизм и насилие, основывавшаяся на господстве мужчины над женщиной и игнорировании интересов детей. Вводится в действие новая демократическая система брака, основанная на свободном выборе вступающих в брак, единобрачии, равных правах мужчин и женщин и охране законных интересов женщин и детей». Согласно закону, любой брак должен был основываться на свободном волеизъявлении мужчины и женщины и единобрачии. Запрещалось двоеженство, взятие наложниц, принятие в семью девочек в качестве невест для сыновей, брак «купля-продажа»154. Важной и социально востребованной