Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья Горбунова Людмила Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горбунова Людмила Николаевна. Анализ детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Дон. гос. техн. ун-т.- Ростов-на-Дону, 2004.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-11/3340-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процесс трансформации российского общества в конце XX - начале XXI столетия затронул не только экономическую, социальную и политическую сферы. Радикальные изменения произошли в сфере духовной культуре, науке и идеологии

Переживаемые российским обществом процессы заставляют ученых напряженно размышлять об их истоках и причинах, возможных путях преодоления кризисных явлений По мнению исследователей, затянувшееся состояние перехода от одних общественных структур к другим, неопределенность исходных и конечных координат этого процесса свидетельствуют, что дело не только в объективных факторах, предопределяющих трудности процесса реформирования общества, но и в особенностях его духовной организации. Именно они способствуют длительному сохранению кризисного состояния, являются серьезным препятствием на пути преодоления системного социокультурного кризиса, одним из проявлений которого стал кризис идентичности. Он явился результатом постепенного разрушения представлений, лежащих в основе самоидентификации как отдельной личности, так и общества в целом: представления о собственном целостном, устойчивом «Я», представления о непрерывности своего существования в историческом времени и пространстве, а также разрушения стабильной системы общественных идеалов и ценностных ориентации.

Поиск новой идентичности приобрел на рубеже XX-XXI вв. характер одной из наиболее важных задач, стоящих перед российским обществом. В связи с этим особое внимание исследователей привлекли проблемы теоретико-методологического обоснования общей концепции общества в его статике и исторической динамике, а также обоснования характера

' ЮС НАЦИОНАЛЬНА* ВМММТСКА ,3 «мДЬР_

первичного социального отношения и ею воздействия на другие виды общественных отношений, то есть проблема социального детерминизма.

Актуальность исследования этой проблемы обусловливается не
только тем обстоятельством, что она является одной из наиболее
существенных, которые приходится решать исследователю,

разрабатывающему целостную концепцию общества. Проблема социального детерминизма лежала в основе господствующей долгие годы идеологической конструкции, предопределяя способ восприятия и использования западных научных концепций.

Сегодня отечественная социальная философия активно осваивает концепции западных мыслителей XX столетия, представленных школами структурного функционализма, теории конфликта, постмодерна, теории систем и постмарксизма. Именно эти концепции, опирающиеся на различные методологические основания и предполагающие идейный плюрализм, в 90-е гг. стали приходить на смену не отвечающим запросам времени способам объяснения и познания социальной действительности. Однако их эффективное освоение и использование невозможно без прояснения сущности проблемы социального детерминизма.

В то же время данной проблеме уделяется в настоящее время незначительное внимание, поскольку ее признают существенной только для отживших идеологических схем и доктрин.

Исследование социального детерминизма имеет не только научное, но и практическое значение. В общественном сознании и различных идеологиях в современном российском обществе все еще распространены фрагменты социально-философской концепции, восходящей к вульгарному экономическому детерминизму. На наш взгляд, они значительно снижают духовный потенциал проводимых общественных преобразований. Исследование проблемы детерминации общественных отношений, в конечном итоге, может привести к коррекции

идеологических доктрин, используемых политическими элитами, в направлении более адекватного выражения исторических перспектив развития общества.

Указывая на значение современных западных концепций социальной философии, мы исходим из того, что развитие отечественной социально-философской теории должно интегрировать в себе не только достижения западной социальной науки. Русская социально-философская мысль в XX столетии представлена многими выдающимися именами, чей вклад в развитие гуманитарного знания в полной мере еще не актуализирован. В особенности следует отметить социально-философские концепции русских мыслителей зарубежья, уделявших проблеме детерминации общественных отношений значительное внимание в контексте попыток осмысления событий, происходивших в России в первой половине XX в.

До настоящего времени социально-философские концепции мыслителей русского зарубежья первой половины XX века - это в большой степени еще невостребованное идейное богатство, без обращения к которому современная Россия едва ли может достичь социокультурной идентичности и эффективно решать задачи комплексного социального реформирования.

Обращение к этим концепциям позволяет исследовать проблему детерминации общественных отношений в рамках национальной научной традиции, что, безусловно, увеличивает потенциал развития современного гуманитарного знания в стране.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема детерминации общественных отношений - одна из важнейших теоретико-методологических проблем социально-философской науки.

В социальной философии общество рассматривается как процесс взаимодействия индивидов. В этом взаимодействии индивиды

обмениваются результатами своей деятельности. Определяя первичный социальный факт как социальное взаимодействие, философ, следуя логике исследования (предполагающей вычленение в предмете исследования сущности и явления), должен определить характер человеческой деятельности, лежащей в основе этого взаимодействия и являющейся определяющей для других видов деятельности.

Следует отметить, что хотя изучаемая теоретико-методологическая установка существенно влияет на характер социально-философских концепций, она становится предметом специального анализа только в отдельных системах социальной философии. Это, прежде всего, марксизм и зависимые от него школы (например, франкфуртская), а также критически настроенные по отношению к нему системы (М. Вебера, В. Зомбарта, мыслителей русского зарубежья)

В современном значении она оформилась в середине XIX столетия в концепциях О. Конта и К. Маркса. Они заложили основания двух подходов к проблеме социального детерминизма, существующих до настоящего времени.

Для О. Конта взаимодействие между индивидами в конечном итоге сводится к обмену продуктами умственного развития человека, мнениями и идеями. Другими словами, общество для него есть коллективная форма взаимодействия индивидов, содержание которого состоит в обмене результатами познавательной деятельности, знаниями. Взаимодействие людей в других сферах только в определенной мере воспроизводит их взаимодействие в процессе создания и трансляции знаний. Эту теоретико-методологическую установку в дальнейшем мы называем принципом духовно-практической детерминации, указывая в этом понятии на тот вид деятельности человека, который в качестве основного принимается исследователем при анализе социальной системы Под духовным мы понимаем деятельность сознания, существенной характеристикой которой

являйся производство и трансляция знания в его различных аспектах (гносеологическом, аксиологическом, нормативном). В той или иной степени эту установку развивали такие корифеи мировой социально-философской мысли, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс.

Значительный вклад в ее развитие внесли В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Карсавин, С Франк Они исходили из представления о том, что человек как целостное существо проявляется, прежде всего, в своей духовной деятельности, выражающей целостность всей действительности (концепция всеединства), и эта деятельность является определяющей для всех других видов деятельности.

Противоположная теоретико-методологическая установка

предложена К. Марксом. Он исходил из представления о
детерминирующем значении в жизни общества материального
производства. Первичная форма деятельности человека и взаимодействия
индивидов для Маркса - это материально-практическая деятельность,
направленная на преобразование природного мира и общества. Другие
виды взаимодействия только трансформируют это первичное
взаимодействие. Эту теоретико-методологическую установку мы в
дальнейшем будет обозначать понятием материально-практического
детерминизма. Различные модификации этой установки получили
наименования экономического материализма, экономического

детерминизма, материалистического понимания общества. Именно этот принцип лежал в основе отечественной социальной философии в послеоктябрьский период.

В советской гуманитарной науке этот принцип выступает в качестве методологического постулата, который самоочевиден и не требует доказательств. В 20-е годы выполняется ряд исследований, в которых делались попытки реализовать этот постулат при исследовании эстетики (В.М. Фриче) и истории философии (И.А. Боричевский).

В работах советского периода (A.M. Васканян, Г.М. Гак, Ф.Л. Горохов, Г.Е. Глезерман, М.С. Даниэлян, МЛ.Ковальзон, Ф.В.Константинов, А.О. Маковельский, B.C. Молодцов, Э.Х. Степанян, В.П. Тугаринов, П.Н. Федосеев и др.) принцип экономической детерминации конкретизируется в рамках марксистской традиции. Исключение составляют работы М. Мамардашвили, который пытался найти опосредствующие связи между материально-производственной деятельностью и зависимыми от него формами сознания.

В настоящее время этот методологический принцип в рамках марксисткой парадигмы последовательно разрабатывает, систематизируя и формализуя его, один из ведущих отечественных социальных философов В. Барулин. Для уточнения содержания этого принципа он вводит понятия и категории способа производства и феномена общественного бытия. Позже он разрабатывает конструкты причинной и функциональной зависимости материально-практической и духовной сферы общества.

Однако в отечественном обществознании по существу отсутствуют работы, которые подвергли бы всестороннему анализу достоинства и недостатки этого методологического принципа в его соотношении с принципом духовно-практической детерминации. Лишь в 90-е гг. появились публикации, авторы которых начали разрабатывать эту проблему (Н. Шмелев, Ю. Афанасьев и др.) Именно они впервые обратились к идейному наследию ряда философов русского зарубежья, прежде всего к работам Н. Бердяева.

Использование для этой цели трудов зарубежных русских мыслителей позволяет, на наш взгляд, позволяет уточнить эвристические возможности различных методологических подходов, а также подготовить условия для теоретического синтеза этих подходов (материально-практического и духовно-практического детерминизма) в будущем.

Принцип материально-практического детерминизма вызывал критическое отношение со стороны западноевропейских социальных мыслителей (М Вебер, В Зомбарт), а также русских мыслителей начала XX столетия, перешедших с позиций легального марксизма к различным формам мировоззрения, ориентирующимся на духовную детерминацию общественных явлений (С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, С. Франк, П. Струве). Оказавшись в эмиграции, они продолжили изучение базисных социально-философских проблем, решая задачу создания идеологических основ демократического и гуманистического общественного устройства России.

Эмиграция как историческое и духовное явление до настоящего времени не получила комплексного и всестороннего освещения в философской литературе. Отношение к ней исследователей, работающих в рамках марксисткой идеологической парадигмы, было, в основном, отрицательным. Лишь в последние десять - пятнадцать лет появились работы, посвященные различным проблемам русской эмиграции, авторы которых попытались рассмотреть их более глубоко и взвешенно. В трудах Волкогоновой О.Д., Варшавского B.C., Гальцевой Р.А., Гайденко ПП., Маслина М А., Назарова М.В, Полякова Ю.А, Раева М., Сендерова В.А., Селунской В.М., Стернина Г.Ю.Тарле Г.Я., Финько М.В., Челышева Е.П. исследуются проблемы истории этого явления, его культурно-историческое значение, взгляды отдельных мыслителей, особенно на миссию России в мире.

Вместе с тем, несмотря на особую актуальность предпринятого философами русского зарубежья анализа процессов социокультурной трансформации российского общества вообще, и социального детерминизма в частности, следует отметить, что в отечественной гуманитарной науке социально-философские работы таких мыслителей как С. Булгаков, А.Бердяев, Л Карсавин, С.Франк, посвященные

указанным проблемам, все еще не стали предметом специального

изучения.

Объект и предмет исследования. Объект - принцип социального

детерминизма как теоретико-методологическая установка исследования

структуры общества и его динамики.

Предмет - социально-философские концепции зарубежных русских

мыслителей, анализирующие проблему детерминации общественных

отношений.

Цели и задачи исследования.

Основная цель исследования - изучить содержание научного анализа

проблемы детерминации общественных отношений русскими

мыслителями зарубежья первой половины XX столетия, которые

специально занимались этой проблемой.

Данная цель предполагает решение следующих задач::

определение содержания принципа материально-практической и духовно-практической детерминации с помощью категорий причина, следствие, взаимодействие;

изучение особенностей различных видов детерминации общественных отношений с помощью понятий материальной и духовной деятельности;

исследование качественных характеристик материальной и духовной деятельности человека посредством бинарного рассмотрения общества: в плане соотношения различных видов деятельности в структуре общественного разделения труда и в плане соотношения коллектив (сообщество) - личность;

выявление социокультурных предпосылок анализа проблемы детерминации общественных отношений в философской мысли русского зарубежья;

анализ принципа материально-практической детерминации в социально-философских концепциях русских мыслителей зарубежья первой половины XX века;

исследование аргументации мыслителей русского зарубежья, направленной на обоснование методологического принципа духовно-практической детерминации.

Теоретико-методологические основания исследования

Методологической основой исследования является рассмотрение общества как органической системы, элементы которой находятся в структурно-функциональных связях и отношениях. С помощью метода бинарных оппозиций определены конституирующие общественную систему элементы, материально-практическая и духовная деятельность, коллектив и личность.

Рассмотрение общества как динамической системы позволяет вскрыть характер взаимодействия его конституирующих элементов, их единство и нарастающее стремление к оппозиционности, преодоление которой совершается во внутреннем мире личности в процессе духовной деятельности, а затем распространяется на коллектив и трансформирует материально-практическую деятельность.

Изучение общества в динамическом аспекте определило необходимость комплексного использования двух основных методологических подходов к обществу, используемых в современной социальной философии понимание общества на основе социального действия (общество как институализированное действие, а его структура как устойчивые образцы поведения) и понимание общества как социальной системы (общество как надындивидуальная реальность в виде совокупности правил, организующих поведение людей и детерминирующих элементы общества). Эти подходы представлены в нашей работе в рамках соотношения духовно-практической и

материально-практической деятельности, которые в различных концепциях социального детерминизма противопоставляются друг другу. Кроме этого, в работе использован принцип историзма, взаимосвязь исторического и логического, компаративный и текстологический анализ

Научная новизна диссертации выражается в следующих положениях:

проанализировано содержание понятия «детерминация общественных отношений» в различных социально-философских концепциях; рассмотрены социокультурные предпосылки анализа проблемы детерминации общественных отношений в философской мысли русского зарубежья;

показано, что идеологической основой изучения проблемы детерминации явились попытки разработать целостную философскую концепцию, определяющую место России в мировом сообществе; проблема детерминации общественных отношений рассмотрена в аспекте соотношения видов человеческой деятельности в общественном разделении труда и в аспекте соотношения коллектив-личность;

исследована система аргументации принципа духовно-практической и материально-практической детерминации, что позволяет определить границы их эвристических возможностей.

Анализ указанных проблем привел диссертанта к следующим выводам, сформулированным в тезисах, выносимых им на защиту:

1. Проблема социальной детерминации выступает в качестве самостоятельного предмета анализа только с середины девятнадцатого столетия. Исторически проблема детерминации общественных отношений предстает как определение социальным мыслителем того вида деятельности человека, который принимается в качестве основного во

взаимодействии между индивидами. В силу наличия двух основных видов человеческой деятельности - материально-практической и духовно-практической - можно говорить о материально-практической и духовно-практической детерминации.

  1. Поскольку общество является органической системой, в которой причина взаимодействия индивидов одновременно есть следствие, а следствие - причина, использование одного вида детерминации в качестве основного, как причины, а другого в качестве производного, как следствия, не позволяет всесторонне исследовать процессы общественного развития, креативную и спонтанную природу человеческой личности, а также взаимодействие в системе общество - личность. Но различные стороны человеческой деятельности могут противопоставляться друг другу, закрепляться в этом противопоставлении взаимодействующими социальными группами и, как следствие, порождать социальные конфликты.

  1. Особенности исторического развития России в начале XX в., в частности, вовлечение в политическую деятельность широких слоев населения, глубокий разрыв между ними и значительной частью дореволюционной культурной элиты, обусловили распространение концепции материально-практического детерминизма; разработка иных концепций детерминизма осуществлялась в послереволюционные годы преимущественно в философской мысли русского зарубежья. Актуализация проблемы детерминации общественных отношений в философии русского зарубежья обусловлена необходимостью разработки целостной концепции, определяющей место России в мировом сообществе, поисками национальной идентичности в условиях системной социокультурной трансформации российского общества на рубеже XX-XXI вв.

  1. Принцип материально-практической детерминации имеет ограниченные эвристические возможности, поскольку в рамках данного подхода для анализа процессов общественного развития используется преимущественно категория причина-следствие (Л. Карсавин), а сам анализ сосредоточен на материально-практической деятельности, хотя она лишь создает условия для подлинного бытия человека и не обеспечивает его целостное самовыражение (С. Булгаков, Н. Бердяев).

  2. Система аргументации духовно-практической детерминации базируется на следующих положениях: а) общество - целостная система и его целостность определяется именно в духовном производстве, создающим и транслирующим общенациональные ценности (С.Франк); б) реализация человека как целостного существа происходит, прежде всего, в духовном производстве (Н.Бердяев); в) общество как динамическая система реализует свой потенциал через отдельных лиц, формирующихся за рамками алгоритмов, характерных в основном для материально-практической деятельности (Н.Бердяев).

Практическая значимость исследования. В диссертации предпринята попытка комплексного исследования проблемы детерминации явлений общественной жизни в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья первой половины XX столетия. Результаты этого исследования могут бьпь использованы при дальнейшей разработке проблемы национальной идентичности России, при составлении общих и специальных курсов учебных дисциплин по философии, социологии, культурологии, политологии. Материал диссертационного исследования является определенной теоретической базой для осмысления идеологических парадигм, используемых современными политическими движениями, с целью уточнения и корректировки их исходных методологических предпосылок.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации
были изложены в выступлениях на научно-практической конференции
аспирантов и преподавателей Ростовского государственного университета
(Ростов-на-Дону, 1999), Всероссийской межвузовской научно-

практической конференции «Российский вуз. в центре внимания -личность» (Ростов-на-Дону, 1999), Всероссийской научной конференции «Культура и интеллигенция России XX века как исследовательская проблема, итоги и перспективы изучения» (Екатеринбург, 2003)

Содержание, основные выводы и результаты исследования нашли отражение в пяти научных публикациях общим объемом более 2 и л.

Структура диссертационного исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, имеющего 203 источника. Общий объем текста составляет 152 страницы

Похожие диссертации на Анализ детерминации общественных отношений в социально-философских концепциях мыслителей русского зарубежья