Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Мукосеева Елена Александровна

Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века
<
Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мукосеева Елена Александровна. Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Мукосеева Елена Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2009. - 18 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Песни, которые можно определить как «синтетический жанр, объединяющий в себе музыку и поэзию» [Сохор 1959], являются свидетелями эпохи, ее символами, отражают традиции страны, политические события, идеологию времени, архетипы массового сознания [Корев 1956; Зак 1957; Сохор 1959, 1962, 1968; Попова 1966; Тяжельникова 2002; Vernillat 1971; Bonnieux 1983; Cordreix 1983; Saka 1994].

Лексема Родина рассматривается учеными в разных аспектах: исследуются

в той или иной мере концепт Родина [Телия 1997, 1999; Степанов 1997;

Саидормирская 2000; Воркачев 2004]; лексемы Родина, Отечество, Отчизна,

государство, отдельные лексические значения лексемы Родина,

фразеологическая лексика, функционирование лексемы Родина в поэзии и художественной прозе, в текстах отдельных авторов [Юрков 1986; Колесникова 1999; Бенкендорф 1999; Хан-Пира 2000; Вяткина 2004; Габдуллина 2004; Андронкина 2006; Игнатова 2008].

Если для российской науки в большей мере характерно лингвистическое исследование лексемы Родина, то во французской научной литературе лексема patrie рассматривается с историко-политической точки зрения, а также в соотношении с понятиями патриотизм-национализм [Peloille 1983; Remi-Giraud 1996; Bacot 1996; Dupont 1996; Chevallier 1998; Berstein 1999].

Лексемы Родина и patrie, на первый взгляд, кажутся эквивалентными, однако понимаются по-разному и оказываются наполненными разными смыслами и коннотациями. Восприятие Родины изменялось на протяжении XX века не только в России, но и во Франции. Эти изменения были вызваны как различным культурным фоном, так и разными историческими и политическими факторами [Саидормирская 2000; Agulhon 1993; Raviot 2007].

Актуальность работы определяется тем, что

- лексемы Родина и patrie, связанные с традициями, историей и идеологией времени, занимают одно из центральных мест в песенном творчестве России и Франции первой половины XX века;

- комплексный анализ лексем Родина и patrie в песенном творчестве не проводился;

- лексемы Родина и patrie в диахроническом аспекте и сопоставительном плане не исследовались, хотя смена временных периодов оказывала существенное влияние на качественный состав компонентов, входящих в объем словесно-художественного комплекса Родина, на ассоциативные связи лексем Родина и patrie, их совпадения и различия.

Цель работы: исследование и описание словесно-художественного комплекса Родина и patrie в русских и французских песнях в диахроническом аспекте.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

- описать основные проблемы, связанные с исследованием лексем Родина и patrie в русской и французской традиции;

- отобрать корпус русских и французских песен, в которых эксплицитно и имплицитно представлены лексемы Родина и patrie;

- выделить компоненты лексических значений лексем Родина и patrie и проследить их эволюцию в диахроническом аспекте;

- сопоставить представление лексем Родина и patrie в русских и французских песнях в свете культурно-политических традиций;

- представить словесно-художественный комплекс Родина как фрагмент языковой картины мира.

Объектом исследования является словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX столетия.

Предмет исследования: эволюция компонентов лексических значений лексем Родина и patrie, входящих в словесно-художественный комплекс Родина, функционирующих в русских и французских песнях первой половины XX века.

Гипотеза: сопоставительное изучение функционирования лексем Родина и patrie, представленных в русских и французских песнях первой половины XX века и образующих словесно-художественный комплекс в русской и французской традиции, позволяет воссоздать ретроспективные фрагменты языковой картины мира.

Методы исследования: описательный метод, метод сплошной и направленной выборки анализируемого материала, методы лексико-семантического и компонентного анализа, сопоставительно-сравнительный метод; приемы стилистической и частотно-статистической характеристики.

Материалом для исследования послужили тексты русских и французских песен различных жанров и направлений первой половины XX века, лингвистические и энциклопедические словари, а также документы исследуемых исторических периодов.

Новизна исследования определяется выбором лексем Родина и patrie, которые на сегодняшний день в песенном творчестве первой половины XX века в объеме словесно-художественного комплекса и в аспекте эволюции лексических значений специально не исследовались. Новым является сопоставительный анализ исследуемых лексем в русской и французской культурно-политической традиции и описание словесно-художественного комплекса, который понимается как многослойная структура (композит), которая включает в себя лексему, объединенную общей семой, стоящий за ней образ действительности, вызываемые им коннотации и ассоциации, связанные с экстралингвистическими факторами.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и сопоставлении объема компонентов лексических значений лексем Родина и patrie в определенном историческом срезе, выявлении их сходства и различий с социокультурной, культурно-исторической, политико-идеологической и лингвистической точек зрения; выявление дифференциальных особенностей словесно-художественного комплекса Родина; реконструкция фрагментов языковой картины мира в песенном творчестве исследуемых периодов.

Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы на семинарах и в спецкурсах по страноведению, лингвострановедению, лингвокультурологии, лексикологии, истории, социологии; в курсах, посвященных песенному творчеству, а также в практике преподавания РКИ. Результаты могут представлять интерес для специалистов в области политической и межкультурной коммуникации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Песенный жанр представляет собой особую функцию языковой системы, способную создавать звуковые композиты, отражающие в синхронии значимые компоненты национального восприятия.

2. Ядром словесно-художественного комплекса национального мировосприятия выступает лексема Родина, представленная в песенных жанрах России и Франции первой половины XX века.

3. Объем и упорядоченность ассоциативного ряда лексем Родина и patrie эксплицирует национально-культурное состояние социума определенного периода.

4. Сопоставительный анализ ключевых ассоциативных связей лексем Родина и patrie, входящих в словесно-художественный комплекс, отражает духовное состояние русского и французского общества в первой половине XX века.

Апробация результатов исследования: Основные положения и результаты исследования отражены в 4 научных публикациях и обсуждались на аспирантских семинарах в Санкт-Петербургском государственном университете и в Высшей нормальной школе филологических и гуманитарных наук города Лиона (Франция), а также на международных конференциях: «Национально-культурный компонент в тексте и языке» (2005), «Лингвистический и методический аспекты оптимизации обучения русскому языку в вузе» (2005), «Новые направления в изучении русского языка и методике его преподавания» (2006).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Библиографии и Приложения. 

Похожие диссертации на Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века