Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя, понимаемой как процесс улучшения оценки денотата и намеренного «вуалирования» понятий, вызывающих смущение.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эвфемизации в художественном дискурсе Н.В. Гоголя, язык текстов которого - сокровищница эвфемизмов. Тонкое языковое чутье, способность играть на едва уловимых оттенках значений слов отражают оригинальность слога писателя. Исследование эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя - один из способов разгадки признанной «гоголевской иронии».
В целом необходимость исследования обусловлена, во-первых, возрастанием значимости эвфемизмов во всех сферах речи (см. работы А.В. Бари-новой, Л.Н. Вавиловой, Н.В. Прядильниковой, Ю.С. Басковой, Н.А. Ванюшиной, Э.А. Райчевой и др.), во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы эвфемии в художественном дискурсе. Кроме того, вопрос об эвфемизации в художественной речи является дискуссионным. Согласно одной точке зрения, эвфемизмы не свойственны художественной речи (Б.А. Ларин, В.П. Москвин и др.). С другой точки зрения, сфера бытования эвфемизмов распространяется и на художественную речь (О.С. Ахманова, Л.Н. Вавилова, Э.А. Райчева и др.).
Объектом исследования в диссертации служат «улучшающие» непрямые обозначения отрицательно оцениваемого денотата в творчестве Н.В. Гоголя - эвфемизмы.
Предмет исследования - средства улучшения оценки денотата (эвфемизации) в творчестве Н.В. Гоголя.
Материал исследования образуют эвфемизмы, обнаруженные в творчестве Н.В. Гоголя. Фактический материал составил 478 примеров употребления эвфемизмов, выявленных методом сплошной выборки из полного собрания сочинений Н.В. Гоголя1.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать систему средств эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
изучить проблему эвфемии в русистике;
-
исследовать особенности языка Н.В. Гоголя, определить предпосылки эвфемизации в творчестве писателя;
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. 1-7 ; [АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом)]. -М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1952.
-
выявить «улучшающие» непрямые обозначения отрицательно оцениваемого денотата в творчестве Н.В. Гоголя (эвфемизмы);
-
проанализировать выявленные эвфемизмы с позиции способов их образования;
-
определить тематические группы наименований, составляющих основу эвфемизмов в творчестве Н.В. Гоголя;
-
охарактеризовать особенности стилистических, лексических и грамматических средств эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя.
Гипотеза исследования - художественный дискурс Н.В. Гоголя содержит богатую и разнообразную систему средств эвфемизации; при этом декоративная функция эвфемизмов регламентируется эстетическими задачами художественного слова. Эвфемизмы в творчестве Н.В. Гоголя представлены на разных ярусах языка, различаются частотностью употребления и степенью эвфемизации отрицательно оцениваемого денотата.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: теория эвфемии, разработанная в трудах Б.А. Ларина, A.M. Кацева, Л.П. Кры-сина, В.П. Москвина, Е.П. Иванян (Сеничкиной) и др.; учение о категории неопределенности и семантике умолчания, разработанное Н.Д. Арутюновой, Т.М. Николаевой, Е.В. Падучевой, Е.П. Сеничкиной (Иванян); теория метафоры и метонимии, представленная в работах Н.Д. Арутюновой, В.П. Москвина, Е.В. Падучевой, В.Н. Телия, Н.А. Илюхиной; учение о функционально-семантических категориях Д.И. Фурсенко, А.В. Бондарко, О.Б. Акимовой, СМ. Колесниковой; учение о специфике художественной речи В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, А.Н. Кожина и др.; теория метатекста, заложенная в трудах P.O. Якобсона, А. Вежбицкой и продолженная работами Н.П. Перфильевой, Н.В. Лукиной и др.
Основным методом исследования является метод комплексного структурно-семантического анализа с применением приемов наблюдения, сопоставления, обобщения. В качестве вспомогательных привлекались статистический метод и метод сплошной выборки.
Научная новизна работы заключается в том, что система средств эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя изучается впервые. В процессе анализа эвфемизмов определяются их разновидности с позиции степени улучшения оценки денотата; выявляются частотные способы образования эвфемизмов. Исследование средств эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя позволило выявить функционально-семантическую категорию (ФСК) незначительности конкретизации, имеющую полевую структуру. В текстах русской художественной литературы ФСК незначительности конкретизации представлена: а) собственно средствами выражения незначительности конкретизации (напр., при обозначении реалий описываемой действительности как некоего обобщенного наименования города: город N.
в «Мертвых душах»); б) средствами выражения незначительности конкретизации с компонентом тайноречия (напр., обозначение города передается не с помощью условного знака N., а посредством прописной кириллической буквы с целью намеренной зашифровки: городок Б. в повести «Коляска», ср. с обозначением П*** пехотного полка, в котором служил Иван Федорович Шпонька).
В творчестве Н.В. Гоголя выявлена система средств эвфемизации, -эвфемизмов, представленных на разных ярусах языка, различающихся степенью эвфемизации отрицательно оцениваемого денотата. В этой связи наиболее значимы эвфемизмы, выполняющие в художественном тексте декоративную функцию и, как следствие, обладающие высокой степенью эвфемизации. Исследование эвфемизации позволило выявить средства улучшения оценки денотата на стилистическом (64,2 %), грамматическом (18,2 %) и лексическом (17,6 %) уровнях языка.
Исследование позволило выделить тематические группы наименований, составляющих основу эвфемизмов; выявить способы образования эвфемизмов. На материале художественного творчества Н.В. Гоголя показано, что тематическая группа «любовь», помимо прямых номинаций, содержит индивидуально-авторские эвфемизмы, и, соответственно, представляет собой неотъемлемую сферу для эвфемизации в художественном дискурсе Н.В. Гоголя.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается, во-первых, в определении места и роли эвфемизации в идиолекте Н.В. Гоголя; во-вторых, в выявлении индивидуально-авторских эвфемизмов понятий, которые не характерны для узуальной эвфемии («брак / женитьба», «любовь»); в-третьих, в определении специфики эвфемизации в художественном дискурсе Н.В. Гоголя (применение эвфемистических речений; творческое видоизменение эвфемистических фразеологизмов; создание ситуации неопределенности с целью «вуалирования» номинации с отрицательно оцениваемым денотатом; доминирование способа негации в процессе образования эвфемизмов).
Выявленные особенности образования эвфемизмов могут быть применены для дальнейшей разработки теории семантики, структуры и функционирования языковых единиц в художественном тексте.
Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть применены в преподавании курсов стилистики, лексикологии и спецсеминарах по филологическому анализу художественного текста. Основные положения и выводы диссертации могут послужить эмпирической базой для разработки и пополнения словарей эвфемизмов, толковых словарей, словаря языка Н.В. Гоголя и других видов лексикографической работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Богатая и разнообразная система средств эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя реализуется на разных уровнях языка (стилистическом, грамматическом и лексическом).
-
Эвфемизмы стилистического уровня характеризуются декоративной функцией. Эвфемизмы грамматического уровня выражают низкую степень эвфемизации. Эвфемизация лексического уровня служит средством создания неопределенности, неясности, «вуалирования» сути понятия с отрицательно оцениваемым денотатом.
-
Основным предметом эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя являются наименования следующих тематических групп (представлены по убыванию): «пороки и недостатки» (с преобладанием подгруппы «употребление алкоголя»), «демонимы», «смерть», «отрицательное положение дел», «физическая расправа», «инвективная лексика», «взятки», «бой / битва», «деньги», «половые отношения», «плохое качество продукта / вещи», «соматизмы».
-
В творчестве Н.В. Гоголя выявлена индивидуально-авторская эвфемизация понятий «брак / женитьба», «любовь».
-
Эвфемизация в творчестве Н.В. Гоголя осуществляется на уровне авторского повествования и речи персонажа.
-
В художественном пространстве произведений Н.В. Гоголя частотно соположение эвфемизмов и дисфемизмов.
-
Эвфемизация в творчестве Н.В. Гоголя проявляет себя в совокупности специфических черт: а) преобладании эвфемистических речений над однословными эвфемизмами; б) творческом видоизменении эвфемистических фразеологизмов; в) в нагнетании ситуации неопределенности; г) доминировании способа негации в процессе образования эвфемизмов.
-
Изучение системы средств эвфемизации в творчестве Н.В. Гоголя позволило обнаружить феномен культурного человека как идеальную модель человека первой половины XIX в. Аксиологическими составляющими культурного человека у Н.В. Гоголя являются нравственная чистота, преданность долгу службы, патриотизм.
Апробация работы. Материалы и основные результаты работы были представлены на 12 международных конференциях: VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (чтения имени проф. С.А. Леонова, Москва, 2007); XXXVII Международной филологической конференции (Санкт-Петербург, 2008); Татищевских чтениях (Тольятти, 2008, 2009); V Международной научно-практической конференции «Наука и культура России», поев. Дню славянской письменности и культуры. Памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Самара, 2008); Международной конференции «Русский язык и славистика в наши дни»,
поев. 90-летию со дня рожд. проф. Н.А. Кондрашова (Москва, 2009); XIII Международной научной конференции по актуальным проблемам семантических исследований (Харьков, 2010); Всероссийской научной конференции с международным участием, поев, столетию со дня рожд. проф. А.А. Дементьева (Самара, 2010); Международной научно-практической конференции, поев. 90-летию со дня рожд. проф. Е.М. Кубарева (Самара, 2011); VI, VII Международных научно-практических конференциях «Высшее гуманитарное образование: проблемы и перспективы» (Самара, 2011, 2012); Международной научно-практической конференции, поев. 120-летию со дня рожд. проф. А.Н. Гвоздева (Самара, 2012).
Диссертация, а также материалы исследований обсуждались на итоговых аспирантских конференциях, на заседаниях кафедры общего языкознания, кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания филологического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в 2009-2013 гг. По теме диссертации опубликовано 19 работ, втом числе 3 из них- в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена особенностями изучаемого материала и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, перечня сокращений, списка литературы (214 наименований) и приложений.
Общий объем диссертации - 190 страниц.