Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого "Петербург" Белов, Вадим Алексеевич

Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого
<
Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белов, Вадим Алексеевич. Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого "Петербург" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Белов Вадим Алексеевич; [Место защиты: Череповецкий государственный университет.- Череповец, 2011.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/679

Введение к работе

В современной лингвистике большое внимание уделяется проблемам текста и текстообразования. Текст как продукт культурной деятельности человека остается одним из загадочных и интересных для изучения объектов. Этот интерес во многом обусловлен тем, что хотя текст исследуется разными гуманитарными науками, но очевидной остается сложность его объективного понимания.

Предлагаемая диссертация вписывается в тот круг работ, где текст оказывается объектом многоаспектного исследования, а избранный подход к анализу текста базируется на идеях лингвистики текста, прагмалингвистики, когнитивной лингвистики и нарратологии. В.Г. Гак, говоря о трех направлениях в исследованиях текста, в качестве таковых выделил: во-первых, лингвистику текста как структурно-семантический аспект анализа («как организован текст»); во-вторых, нарратологию, в пределах которой осуществляется логический анализ текста, «текст расчленяется на смысловые единицы -"пропозиции"» («что сказано в тексте»); в-третьих, семиотику текста, стремящуюся определить, «каков его глубинный смысл» («зачем был создан данный текст») [Гак 1976]. Для нашей работы наиболее актуальными являются два первых аспекта, позволяющие определить сущностные признаки цельности текста и обратиться к компрессивно выраженному глубинному смыслу. Следует отметить, что в последних работах цельность рассматривается «как способ перевода текста из лингвистики в семиотику» [Овчинникова 1998].

Первоначально в рамках логико-семантического направления в лингвистике пропозиция изучалась как элемент предложения (Н.Д. Арутюнова, Л. Теньер, В.Б. Касевич, А.Е. Кибрик, И.М. Кобозева, Е.В. Падучева, Т.М. Ломтев, М. Хэллидей, И.Б. Шатуновский, Т.В. Шмелева). Поскольку структура предложения и структура текста имеют некоторые схожие черты, представляется возможным применить понятие пропозиции для исследования организации текста.

Такой подход предложен в трудах ряда зарубежных и отечественных лингвистов (Т. Баллмер, Е.М. Виноградова, А.-Ж. Греймас, Т. ван Дейк, В. Кинч, Я. Петофи, У. Фикс). При этом пропозициональный анализ во многом базируется на денотативно-ситуативном анализе текста, который развивается в работах В.Г. Гака, Н.Б. Лебедевой, М.С. Небольсиной, СВ. Петрова, О.Е. Фроловой, Е.В. Шпар. Разработка пропозиционального анализа также связана с исследованиями структуры текста (И.Р. Гальперин, О.И. Москальская, З.Я. Тураева).

Пропозициональный подход позволяет рассматривать текст как глобальное событие и как «серию реальных или вымышленных действий» [Glulich, Quasthoff 1985]. При этом событийность и пропозициональная структура являются конститутивными признаками нарратива [Handbook of narratology 2009; Huhn 2010; Martinez, Scheffel 2002], который понимается как «репрезентация возможного мира языковыми и/или визуальными средствами, в центре которых находится один или несколько главных героев, закрепленных в

пространственном и временном плане и осуществляющих действия (действие и структура сюжета)» [Fludernik 2009]. При этом, хотя пропозициональный подход к анализу текста активно использует достижения логико-семантического направления, его суть не сводится к принятию идеи изоморфизма текста и предложения. Исследование пропозициональной организации текста не ограничивается логико-семантическими категориями, а учитывает фактор адресата, субъектно-объектную организацию текста, модус и другие коммуникативные и прагматические аспекты текста.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования определяется, во-первых, обращением к разноаспектному анализу целостного художественного текста, дисконтинуального по своей природе, характеризующегося сложной структурой нарратива; во-вторых, выбором пропозиционального аспекта анализа в качестве основного, а также вниманием к способам и средствам структурирования свернутого смысла - глобальной пропозиции.

Глобальная пропозиция реализуется путем свертывания смысловой информации текста. Под свертыванием принято понимать «сжатие или компрессию текста первичного документа при его переработке в текст вторичного документа» [Богданов 1996, 389]. Глобальная пропозиция, являясь вторичным текстом (т.е. «компрессированным вариантом развернутого текста» [Сахарный 1991]), содержит в сжатом виде информацию о первичном тексте. Но в отличие от других вторичных текстов глобальная пропозиция - это когнитивное образование.

Выстраивание глобальной пропозиции становится необходимым этапом восприятия речи. Верификация механизмов, благодаря которым человек «получает» текст, является в настоящее время одной из основных задач современной лингвистики. Человек эмпирически способен отличить текст и нетекст: «Владение языком предполагает, что говорящий знает различия между текстом и нетекстом - списками слов или любым набором предложений» [Хэллидей 1979]. Однако для лингвистики важно представить научно обоснованную теорию данных явлений.

Объектом исследования является глобальная пропозиция как иерархически организованная смысловая проекция анализируемого художественного текста, предметом - способы и средства формирования пропозиционального содержание текста романа. В качестве единиц анализа выступают заглавия, актанты как элементы пропозиционального содержания, единицы объемно-прагматического членения текста, а также текстовые ситуации как результат исследовательского членения текста.

Исследование проводится на материале романа Андрея Белого «Петербург», который цитируется по академическому изданию [Белый 2004], где использована так называемая «сириновская» редакция романа. Роман «Петербург» относится к неклассическому (модернистскому) типу повествования и отличается сложным нарративным построением, что неоднократно подчеркивалось в исследовательской литературе ([Бройтман 2004], [Вовна 2011], [Долгополов 1988], [Донецкий 1998], [Ильев 1991],

[Карпухина 2004], [Кожевникова 1993], [Миассарова 2006] [Новик 2006], [Пресняков 1997] [Разумова 2006], [Федунина 2003], [Штыгашева 2008]). По мысли М.Я. Дымарского, изучение текстов литературы (пост)модернизма должно привести к выводам об универсальности тех или иных выявленных закономерностей: многие закономерности, сделанные на примере классических текстов, не реализуются в неклассических текстах [Дымарский 2001]. В связи с этим для того, чтобы выявить универсальные механизмы пропозициональной организации текста, в качестве материала был выбран сложный, неклассический текст - роман А. Белого «Петербург». Роман «Петербург» состоит из восьми глав, пролога и эпилога. Озаглавленные главы, в свою очередь, делятся на главки, имеющие названия (общее количество главок -124).

Роман «Петербург», как и творчество А. Белого, достаточно глубоко исследован в литературоведении, но языковедческие аспекты остаются неизученными. В современной лингвистике они представлены в основном работами по стилистике [Миассарова 2006]. Роман не изучался с точки зрения пропозициональной организации.

Цель диссертации - выявить и охарактеризовать механизмы формирования глобальной пропозиции текста в соответствии с его композиционно-содержательной организацией. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1. Охарактеризовать методологическую базу исследования на основе
проанализированной научной литературы.

  1. Определить метаязык исследования.

  2. Уточнить понятие «актант» применительно к тексту, выделить типы и функции актантов.

  3. Разработать методику анализа пропозиционального содержания текста.

  4. Рассмотреть глобальную пропозицию как иерархически организованную структуру:

а) дать пропозициональную характеристику заглавиям и определить их
место в иерархии пропозиционального содержания;

б) выявить роль актантной структуры в формировании микро- и
макропропозиций на основе разработанного алгоритма анализа;

в) представить пропозициональную характеристику текстовых ситуаций.

6. Предложить модели иерархической организации пропозиционального
содержания текста.

Методологической базой исследования служат работы по когнитивной
семантике, изучающие языковую концептуализацию и категоризацию (Т. ван
Дейк, Дж. Лакофф, Р. Лангакер, М. Минский, Ч. Филлмора), исследования
художественного текста (М.М. Бахтин, С.Н. Бройтман, В.В. Виноградов,
М.Я. Дымарский, Н.А. Кожевникова, Б.О. Корман, Е.В. Падучева,

Б.И. Томашевский, В.И. Тюпа, Б.А. Успенский, В. Шмид и др.), лингвистики
текста (И.Р. Гальперин, Т. ван Дейк, В. Кинч, О.И. Москальская, З.Я. Тураева)
В основе стереоскопической модели лежат представления о тексте в
постструктурализме (Ж. Деррида, Б.М. Гаспаров). В качестве

методологической базы выступают также работы логико-семантического направления в лингвистике, в рамках которого пропозиция рассматривается как компонент предложения (Н.Д. Арутюнова, В.Б. Касевич, А.Е. Кибрик И.М. Кобозева, Л. Теньер, Е.В. Падучева, Т.П. Ломтев, Т.В. Шмелева и др.); труды по отечественной психолингвистике, где рассматриваются вопросы смыслового восприятия текста, цельности и проекции текста (А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.В. Рафикова, Л.В. Сахарный, Ю.А. Сорокин).

Цель и задачи работы обусловили применение комплексной методики исследования, включающей: индуктивный метод, предполагающий путь от непосредственного наблюдения над объектом исследования к выведению определенных закономерностей; описательный, конкретизированный в системно-иерархическом анализе стереотипных структур (пропозиций, ситуаций); метод логико-семантического моделирования, а также приемы семантического толкования.

В настоящей работе доказывается следующая гипотеза: глобальная пропозиция, имеющая иерархическую организацию, связана с цельностью как компрессивно выраженным смыслом и может быть представлена в виде двух типов моделей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Глобальная пропозиция текста - это компрессивное (свернутое) содержание текста, представляющее в обобщенном виде основные события текста и имеющее логическую (аргументно-предикативную) структуру. Глобальная пропозиция является базисом для формирования макроструктуры, понимаемой нами как нелинейное семантическое свертывание высказывания, в основе которого лежит образ, объединяющий единицы различной (языковой и неязыковой) природы.

  2. Текст романа «Петербург» является сложно организованным композиционно-содержательным целым, пропозициональное содержание которого представлено иерархически. Компрессия пропозиционального содержания осуществляется ступенчато в соответствии с объемно-прагматическим членением и разнообразием заголовочного комплекса текста.

  3. Пропозициональный аспект анализа заглавий позволяет выделить четыре функционально-семантических типа, организующих структуру заголовочного комплекса текста: а) собственно пропозициональный тип, описывающий ситуацию в целом, б) актантный тип, выделяющий актанта-персонажа, в) сирконстантный тип, фиксирующий пространственно-временную локализацию событий в тексте, г) модусный тип, связанный с пропозициональным содержанием ассоциативно и реализующий разнофокусную оценку актанта-персонажа или пропозиционального содержания в целом того или иного феномена текста. Актантный тип заглавий, в свою очередь, делится на несколько подтипов: во-первых, с семантической точки зрения выделяются объектный и субъектный подтипы, во-вторых, с точки зрения функций текстовой номинации (вслед за Н.Д. Арутюновой) рассматриваются интродуктивные, идентифицирующие и неопределенные (атрибутивные) заглавия.

  1. Актантная структура имеет иерархическое строение и является обязательной составляющей пропозиционального содержания текста, в котором, в отличие от предложения, ранг актанта определяется не предикатом. Иерархия актантов-персонажей выстраивается на основе алгоритма, включающего пять факторов: 1. Место в заглавии главы или главки. 2. Семантическую роль актанта. 3. Участие в формировании точки зрения повествования. 4. Активность в развитии сюжета произведения. 5. Количественный (формальный) фактор.

  2. Иерархическая модель глобальной пропозиции текста на поверхностном уровне задается прежде всего объемно-прагматическим строением текста, а также текстовыми ситуациями как единицами исследовательского членения главок. Это модель результирующего типа, представляющая глобальную пропозицию как итог вертикального обобщения пропозиций разного уровня - минипропозиций, микропропозиций, макропропозиций (Схема 1).

  3. Рассмотрение глобальной пропозиции как проекции авторского замысла, компрессивного смысла, как коррелята цельности в ее соотнесенности с субцельностями (Л.В. Сахарный) делает актуальной «стереоскопическую» модель, дающую представление о нелинейном механизме формирования глобальной пропозиции (Схема 2).

7. Пропозициональный анализ текста романа «Петербург» со сложной
природой нарратива строится с учетом авторской интенции, что обусловливает
выявление роли модуса в формировании свернутого смысла.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней а) впервые проведен пропозициональный анализ текста романа А. Белого «Петербург»; б) предложены две модели глобальной пропозиции текста как результат его разноаспектного анализа; в) разработана пропозициональная типология заглавий в анализируемом тексте; г) предложен алгоритм определения ранга текстовых актантов, который задается не предикатом.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и расширении представлений о возможностях использования методики пропозиционального анализа текста, в создании алгоритма такого анализа; в выявлении роли актантов в формировании компрессивного смысла художественного текста; в определении функций заглавий в формировании пропозиционального содержания текста; в выявлении роли модуса в формировании свернутого содержания текста; в уточнении содержания и углубленной разработке некоторых методологически значимых понятий в их соотношении (глобальная пропозиция - макроструктура; глобальная связность - цельность).

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно позволяет разработать ряд практических рекомендаций по анализу художественного текста в аспекте таких категорий, как связность и цельность, которые могут быть использованы в курсах «Лингвистика текста», «Филологический анализ текста», а также в спецкурсах и спецсеминарах. Предложенная в исследовании методика может быть использована при

реферировании и аннотировании как художественных, так и нехудожественных текстов.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования представлялись автором на международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в Московском государственном университете (Москва, 2008, 2009 гг.), на седьмой выездной школе-семинаре «Порождение и восприятие речи» (Череповец, 2008 г.), Всероссийской научной конференции «Слово. Словарь. Словесность: Текст словаря и контекст лексикографии» (Санкт-Петербург, 2009 г.), в ходе научно-исследовательской стажировки на Славянском семинаре Тюбингенского университета (Тюбинген, Германия, 2008-2009 гг.), в процессе реализации НИР на тему «Связность и цельность текста: пропозициональный и прагматический аспекты» (2009-2010 гг.) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». Содержание работы отражено в семи публикациях, в том числе трех статьях в журналах, рецензируемых ВАК.

Структуру работы определяют поставленные в ней задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (193 источника), списка словарей, источников, Приложения. Основной текст диссертации составляет 176 страниц.

Похожие диссертации на Пропозициональная организация текста : на материале романа А. Белого "Петербург"