Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль словообразования в гармонической организации поэтического текста : на материале романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" Горбунова, Светлана Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горбунова, Светлана Владимировна. Роль словообразования в гармонической организации поэтического текста : на материале романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Горбунова Светлана Владимировна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2013.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/629

Введение к работе

В современной языковедческой литературе чрезвычайно мало внимания уделено исследованию лингвистических особенностей произведений А.С.Пушкина. До сих пор не создана исчерпывающая картина описания языка произведений великого поэта. Совершенно неизученным оказался такой аспект, как экспрессивные свойства словообразовательных элементов и процессы семантической трансформации в творчестве А.С.Пушкина. Сказанное определило актуальность данной работы.

Объект исследования - роман в стихах «Евгений Онегин», в котором оказались объединенными все приемы поэтического мастерства автора, предмет - участие морфологического и семантического словообразования в организации художественного текста.

Цель работы - изучение экспрессивности словообразовательных средств и специфики семантико-стилистических преобразований в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

внести уточнение в понятие экспрессивности художественного текста в применении к системе словообразовательных средств;

исследовать изобразительные возможности словообразующих служебных (префиксы, конфиксы, суффиксы и др.) и «корневых» (основы) морфем в романе;

показать наиболее яркие словообразовательные приемы, используемые автором для создания художественного образа;

изучить субстантивные, адъективные и глагольные семантические дериваты в аспекте построения гармонического текста;

выявить наиболее продуктивные словообразовательные модели и типы в рамках исследования семантических новообразований;

подтвердить словообразовательный статус семантической деривации;

определить морфологические особенности производных;

рассмотреть специфику сочетаемости новообразований со словами, принадлежащими к различным частям речи;

выявить случаи несовпадения авторского комментирования лексем и словарной семантики;

определить стилистические новации (появление оценочности, коннотативных акцентов, эмотивности, их фиксация в Словаре языка Пушкина и т.п.).

Материалом исследования, помимо текста романа «Евгений Онегин», послужили наиболее авторитетные словари: «Словарь языка Пушкина» (под ред. В.В.Виноградова), «Словарь русского языка XVIII века» (под ред. Ю.С.Сорокина), «Словарь Академии Российской» (1789-1794), «Словарь русского языка XI-XVII веков» (под ред. Д.Н.Шмелева), «Этимологический

словарь М.Фасмера», «Малый академический словарь русского языка» (под ред. А.П.Евгеньевой) и др.

Теоретическую базу работы составили труды таких ведущих ученых, как В.В.Виноградов, В.Н.Виноградова, Г.О.Винокур, В.П.Григорьев, Е.А.Земская, Л.В.Зубова, С.П.Лопушанская, Ю.М.Лотман, В.М.Марков, Г.А.Николаев, Л.А.Новиков, Д.Н.Шмелев, Л.Я.Щерба, Р.Якобсон и др.

Основным методом исследования является комплексное изучение поэтического текста, включающее в себя исторический, синхронный, когнитивный, функционально-коммуникативный и описательный подходы.

Научная новизна исследования: впервые в результате изучения специфики морфологического и семантического словообразования в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с привлечением историко-культурологических данных получили освещение следующие вопросы:

предложена классификация авторских художественных приемов, базирующихся на использовании той или иной словообразовательной морфемы;

расширено понятие гармонического текста: в работе оно обозначает произведение, художественная ценность которого подтверждается связанностью и взаимообусловленностью разноуровневых языковых элементов (единиц фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, словообразования), создающих текстовое единство;

установлена экспрессивная значимость элементов словообразования в организации гармонического текста;

сделан вклад в разработку теоретических основ семантического словопроизводства, показаны его системность, регулярность;

описаны основные семантико-деривационные модели новообразований на базе лексем, принадлежащих к различным частям речи;

определен характер взаимодействия закономерностей семантической деривации в узусе и в авторском тексте;

с опорой на диахронический аспект описаны случаи расхождения авторской семантики и словарной и процессы дальнейшего развития лексем в языке последующих эпох.

Теоретическое значение работы заключается во всестороннем исследовании роли средств морфологического и семантического словообразования в организации гармонического единства пушкинского романа в стихах. Проведенный анализ позволяет восполнить недостающие звенья в исследовании пушкинского слова, проникнуть в тайны творческой мастерской, вскрыть причины возникновения художественной уникальности текста. Таким образом, заполнена лакуна, образовавшаяся в последнее время в текстовом изучении языка поэзии А.С.Пушкина: показана экспрессивная значимость морфем в романе; поэтические дериваты, принадлежащие к различным частям речи, рассмотрены как продукты семантического словообразования.

Результаты работы вносят вклад в решение дискуссионных проблем, касающихся функционального назначения морфем, их экспрессивных возможностей, а также семантико-стилистической деривации. Полученные данные расширяют теоретическую базу стилистики и раскрывают потенциальные возможности лингвистической интерпретации текста. Параллелизм и взаимодействие способов словообразования создают возможности для углубленного понимания таких номинаций, как нулевая аффиксация, этимологическая регенерация, поэтическая этимология, экспрессивная значимость морфем, системность семантических трансформаций. Проведенное исследование вскрывает связь стилистических, словообразовательных, грамматических значений, демонстрирует роль синонимических отношений и значимость семантических преобразований в истории языка, обогащает теоретические основы стилистической лексикологии и словообразования.

Практическое значение работы состоит в возможности ее использования в качестве источниковедческой базы при составлении учебных программ и пособий, чтении вузовских лекций и спецкурсов, посвященных специфике морфологической и семантической деривации в творческом наследии А.С.Пушкина. Разработанные материалы могут быть применены как при дальнейшем изучении лингвистических особенностей произведений поэта, так и при общетеоретическом исследовании процессов словопроизводства в русском языке XIX-XXI вв.

На защиту выносятся следующие положения:

Морфологическое и семантическое словообразование играет важную роль в создании художественного образа и является одним из ключевых компонентов экспрессивной составляющей гармонического текста.

Каждая словообразующая морфема, как «корневая», так и служебная, обладает в романе А.С.Пушкина собственным спектром изобразительных средств, которые реализуются в ряде приемов выразительности поэтической речи.

Семантический способ словообразования, наряду с морфологическим, является источником активного пополнения словарного состава пушкинского текста.

Системный характер появления семантических глагольных, субстантивных и адъективных новообразований, наличие продуктивных моделей, по которым осуществляется трансформация, свидетельствует о принадлежности данных явлений к процессам словообразования.

Морфологические и семантические словообразовательные процессы существуют в пушкинском тексте не изолированно, между ними происходит постоянное взаимодействие, в результате которого рождаются неповторимые особенности пушкинского стиля.

Использование традиционных для языка XIX века словообразовательных средств включается в принципиально новый авторский контекст, что способствует появлению стилистических новаций, многие из которых впоследствии становятся достоянием узуса.

Появление новообразований у А.С.Пушкина сопровождается изменениями на разных уровнях языка - морфологическом, синтаксическом, семантическом, стимулирует процессы, связанные с этимологической структурой слова, что также вносит вклад в создание экспрессивности лексем и гармонического текста.

Исследование языковых фактов определенной эпохи требует широкого привлечения историко-культурологических данных, которые объясняют экстралингвистические бытовые и поведенческие реалии, формирующие авторскую позицию и обусловливающие выбор тех или иных средств языка для ее выражения.

Исследование прошло апробацию в ряде научно-практических конференций, в числе которых Итоговая научная конференция КФУ (Казань, 2011), Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии» (Казань, июнь 2012), Международная научная конференция «Информационные технологии и письменное наследие» (Петрозаводск, 3-8 сентября 2012), Международная конференция «Европейская русистика и современность» (Познань, сентябрь 2012) и др.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух разделов, каждый из которых представлен несколькими главами, заключения и библиографии. Общий объем диссертационного исследования составляет 186 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на Роль словообразования в гармонической организации поэтического текста : на материале романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"