Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Киселева Ольга Владимировна

Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе
<
Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселева Ольга Владимировна. Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе : 10.02.01 Киселева, Ольга Владимировна Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе (на материале журнала "Нева") : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Череповец, 2006 147 с. РГБ ОД, 61:07-10/364

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этическая составляющая художественно-публицистической дискурсивной формации журнала «Нева» 16

1. Из истории учения о дискурсе 16

2. Дискурс и текст: проблема дефиниций и соотношение понятий 22

3. Публицистический дискурс и его отличительные черты 25

3.1. Инвариантные признаки публицистического дискурса 25

3.2. Публицистический дискурс и профессиональная этика СМИ. Понятие «сатисфабельной» журналистики 31

3.3. Языковые признаки «сатисфабельной» журналистики 35

4. Специфика публицистического дискурса журнала «Нева» 39

5. Художественно-публицистическая дискурсивная формация журнала «Нева» 42

5.1. Лингвистические признаки публицистического стиля дискурсивной формации журнала «Нева» 44

5.2. Специфические черты художественного стиля как базовые признаки метатекста издания 47

6. Этический аспект функционирования современного публицистического дискурса 50

6.1. «Этическая составляющая» как понятие, характеризующее публицистический дискурс 51

6.2. «Этическая составляющая» как элемент коммуникативной компетенции. Модельное содержание понятия «этическая составляющая» 53

Выводы по главе 1 60

Глава 2. Фреймовый анализ этических концептов как дискурсивных единиц художественно-публицистической дискурсивной формации журнала «Нева» 62

1. Лингвокультурный концепт как способ репрезентации этического знания 64

1.1. Концепт как проекция мира: ментальная (мыслительная) сущность понятия 64

1.2. Этический концепт как вид лингвокультурного концепта 67

1.3. Этические концепты с базовой семантикой и концепты с контекстуальной этической семантикой 70

2. Фрейм как инвариантный структурный компонент представления знания. Особенности внутренней организации фрейма 74

3. Фреймовая организация этического знания в художественно-публицистической дискурсивной формации журнала «Нева» 78

4. Специфика бытования этических концептов во фреймовой ситуации 83

4.1. Заголовки как первичная область репрезентации фреймовой структуры концепта 83

4.2. Особенности представления фреймовых ситуаций художественно-публицистической дискурсивной формации журнала «Нева» 92

5. Фреймовая структура этического концепта и коммуникативная категория воздействия 107

Выводы по главе 2 1 19

Заключение 120

Список литературы 122

Словари и справочная литература 140

Список источников 141

Приложение 1 146

Приложение 2 147

Введение к работе

Мир современной коммуникации многолик и разнообразен. Разнообразны и разноплановы подходы ученых к исследованию коммуникативных процессов, происходящих в обществе. Особая роль в анализе специфики антропологической парадигмы гуманитарного знания принадлежит лингвистическим функциональным направлениям, прежде всего - когнитивистике. Проблему реализации концептуальных структур при помощи языковых средств в различных дискурсах современные когнитивисты считают одной из базовых.

Способы анализа языковой (речевой) коммуникации столь же многообразны и многоплановы, как и сам объект исследований. На ход изучения языковых процессов оказывает влияние как специфика языковой (речевой) ситуации, в которой происходит коммуникация, специфика жанра, в рамках которого проводится анализ, выбор специфических стратегий изучения объекта.

В последние годы изменения современной коммуникативной парадигмы являются следствием преобразования общественно-политической парадигмы и представляют особый интерес для лингвистов-представителей различных направлений в языкознании.

Данные преобразования в языковой среде интересуют и самих носителей языка. Раскрепощение в социальном поведении людей отражается в виде свободного использования языковых ресурсов во всех сферах человеческой деятельности.

Средства массовой информации являются «органом быстрого реагирования» на любые общественно-политические метаморфозы как внутреннего, так и внешнего характера.

Определяющую роль в процессе коммуникации продолжает играть

текст, понимаемый лингвистами как динамическая единица высшего

порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и

цельности — в информационном, структурном и коммуникативном плане

(Тулупова, 2005). Публицистический текст как целевой репрезентатор ситуации общения актуализирует особые свойства языка как системы выразительных знаков, функция которых заключается в воздействии и убеждении. Ориентация публицистического текста на коммуникативный процесс позволяет говорить о его прагматике, лежащей в основе теории дискурса (Дейк, 2000). Публицистический дискурс представляется современными исследователя как некий культурологический феномен, как коммуникатор, продуцирующий тексты (Хорольский, 2003).

Дискурсивное ть рассматривается исследователями как способ существования текста в публицистике. «Публицистический дискурс существует в совокупном взаимодействии текста и затекста (контекста, интертекста, подтекста и гипертекста), благодаря чему актуализируется связь в коммуникативной цепочке «адресант - адресат». Таким образом, дискурс реализует динамический аспект публицистического текста» (Тулупова, 2005, 43). Принимая точку зрения о совокупном взаимодействии текста и его «партнеров», представляя публицистический дискурс конкретного журнала, мы используем понятие «метатекста», о чем речь пойдет дальше.

В связи с отмеченным выше следует констатировать, что публицистический дискурс является первостепенной инстанцией, в которой фиксируются даже малейшие языковые преобразования.

В последнее время сформировался новый тип дискурса, который характеризуется рядом отличительных черт (Стернин, 2003). Отметим последовательно эти черты публицистического дискурса.

Публицистический дискурс стал персонифицированным: автор статьи оригинально представляет материал читателю, способствуя повышенному интересу к предмету публикации, поэтому в последнее время индивидуальный стиль журналиста культивируется в СМИ.

Наблюдается расширение проблематики статей: практически исчезли из газетно-журнальной сферы табуироеанные темы. На смену закрытым вопросам появилась открытая критика со стороны журналистов. Как следствие, возросло количество употреблений оценочной лексики,

отражающей ироническое, иногда даже саркастическое, отношение к действительности.

Публицистический дискурс стал более эмоциональным и образным. Содержательное разнообразие материала способствует увеличению количества используемых слов и фразеологических сочетаний различных тематических пластов.

Возросли диалогичность и стилистический динамизм публицистического дискурса, что обусловлено прежде всего переходом от «пропаганды и агитации» к плюрализму и доказательству. Особую роль стали играть публикации, выполненные в аспекте так называемых «аналитических жанров».

Несомненно, особую роль в публицистическом дискурсе приобрели не только языковые средства усиления личностного начала, но и языковые средства, выражающие оценочную позицию публициста. Этическая и этикетная оценка культуры современного общества, которая актуализируется в СМИ, в частности в литературно-художественных журналах, является основополагающей при анализе реалий современного мира.

Результат когнитивных исследований, авторы которых сделали акцент на анализ реалий публицистического дискурса, актуализировал статус устойчивых единиц хранения и репрезентации коллективного опыта, обеспечивающих преемственность и единство общекультурного развития -концептов, социальных, культурных, этических и т.д. Они выражают основополагающие свойства этноса как культурной целостности, закрепляют жизненные установки, свойственные данному сообществу (Новикова, 2003), представляют собой константы в культуре (Степанов, 1997).

Отмеченные выше преобразования в современном публицистическом дискурсе являются естественным процессом, который отражает основные тенденции изменений в языке и общении, обусловленных социальными факторами (Стернин, 2003; 108).

Исходя из преамбулы уже обозначенного, сформулируем актуальность нашего исследования и обоснование выбора проблематики анализа.

Актуальность исследования обусловлена обращением к проблематике:

1) теории дискурса, междисциплинарной области научного анализа,
получившей широкое распространение как в зарубежной, так и в
отечественной лингвистической науке. От понимания дискурса как
«инструмента познания реальности» (Хабермас, 2000), «социального
механизма порождения речи», «интерактивной деятельности участников»
(Баранов, 1997; Богданов, 1990, 1993; Стернин, 2000), «механизма познания
культуры через описание дискурсивных и недискурсивных практик»,
«дискурсивной формации» (Фуко, 1996), «эмпирического объекта»
(Бенвенист, 1995), «коммуникативного события» (Т. ван Дейк, 2000), «поля
коммуникативных практик» (Шейгал, 1999), «социального диалога» (Дука,
1998), «контент-анализа» в теории дискурса (Пеше, 1999) - до определения
дискурса как «функционального стиля», «фрагмента текста, состоящего
более, чем из одного предложения», «речи, погруженной в жизнь»
(Арутюнова, 1990) и т.д. Многоаспектность понятия «дискурс»
обусловливает различные направления изучения данного феномена:
прагмалингвистическое (Баранов, Богданов, 1990, 1993; Стернин, 2000),
психолингвистическое (Залевская, 1999, 2001; Красных, 1998, 2002;
Фрумкина, 2001), социолингвистическое (Белл, 1980; Карасик, 1999а, 19996,
2000а, 20006), лингвокультурное (Слышкин, 2000; Степанов, 1995, 1997) и

др-;

2) публицистического дискурса как одного из видов, внутренние изменения
которого обусловили и его языковые преобразования. Среди последних
особо актуален аспект оценочности описываемых явлений и процессов
социальной действительности, сопряженный с анализом этической стороны;

3) этического аспекта анализа публицистического дискурса, выбор
которого определяется как лингвистическими причинами (применением

этики в модели «адресант - адресат» (Бабаева, 2000), так и

экстралингвистическими причинами: снижением уровня нравственного воспитания современного общества (Апресян, 1995; Макеева, 2000); обязательностью коммуникативной компетенции в журналистике высокого уровня, к числу которых принадлежит журнал «Нева» (Какорина, 2000, Солганик, 2000, Юрков, 2003);

4) когнитивно-прагматического аспекта анализа (Воробьева, 2004;
Залевская, 20016; Карасик, 2000а; Кобозева, 2005; Соколов, 2002)
лингвокультурных концептов как дискурсивных единиц, в частности -
этических концептов (Арутюнова, 2000, Григорьян, 2000; Зализняк, 2000;
Кошелев, 2000; Рябцева, 2000; Циммерлинг, 2000 и др.), репрезентируемых в
публицистическом дискурсе с позиции фреймовой организации ментального
знания. Дискурс как поступок, акт личной активности характеризуется
степенью коммуникативной компетенции - обязательным признаком
«сатисфабельной» журналистики (Липатова, 2002);

5) рассмотрения журнала «Нева» как художественно-публицистической
дискурсивной формации,
анализируемой в аспекте дискурсивных и
недискурсивных практик, корпус текстов которой ограничивается в
исследовательских целях разделом «Публицистика» и представляет собой
некий метатекст журнала. Выбор данного метатекста определяется
интересом к языку авторов статей: М. Богословского, В. Кавторина, А.
Мелихова, А. Столярова, М. Чулаки и др. Необходимость разноаспектного
анализа языковых особенностей «сатисфабельной» журналистики также
определяет актуальность настоящего исследования.

Выбор для исследования прежде всего базовых концептов «Долг», «Совесть», «Обман» обусловлен спецификой наивной картины мира носителей русского языка. Концепты «Долг» и «Совесть» составляют основу этического знания в российском менталитете, на них базируются все моральные кодексы, постулирующие правила поведения человека в обществе. Концепт «Обман» широко распространен в русской языковой картина мира как «смысловой дериват» (синоним) концепта «Ложь», составляющий оппозицию с концептом «Правда». Данные ментальные

единицы этической семантики активно функционируют в публицистическом дискурсе, кроме того, концепты «Долг» и «Совесть» представляют прямое обозначение моральных императивов современного общества, а концепт «Обман» выполняет роль своеобразного пиаровского хода, который служит для представления реальной картины происходящих событий, изложения определенных мнений.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальными факторами, которые представлены не только в практическом виде через призму общественных отношений, но и на уровне абстракции - этики как «науке о духе».

Объектом исследования выступают этические концепты двух видов: концепты с базовой этической семантикой «Совесть», «Долг», «Обман» как ядерные репрезентаторы этической составляющей художественно-публицистической дискурсивной формации журнала «Нева» и концепты с контекстуальной этической семантикой.

Предметом диссертационного исследования являются языковые средства репрезентагщи концептов с базовой этической семантикой и концептов с контекстуальной этической семантикой.

Основная цель исследования - определить особенности бытования этических концептов как дискурсивных единиц, характеризующих специфику художественно-публицистической дискурсивной формации журнала «Нева».

Данная цель обусловливает последовательное решение следующих конкретных задач:

- проанализировать различные аспекты представления в научной
парадигме гуманитарного знания сложного междисциплинарного понятия
«дискурс»;

- описать и классифицировать базовые признаки публицистического
дискурса
как одного из видов дискурса;

обосновать определение метатекста раздела «Публицистика» журнала «Нева» как художественно-публицистической дискурсивной формации;

определить смысловой объем понятия «этическая составляющая»

художественно-публицистической дискурсивной формации как значимого в прагмалингвистическом анализе метатекста;

- сформулировать модельное содержание понятия этической
составляющей как доминирующего фактора смысловой организации
метатекста журнала;

выявить способы языкового выражения этической составляющей и охарактеризовать понятие этического концепта как дискурсивной единицы метатекста, эксплицировав характеризующие признаки;

предложить типологию основных дискурсивных единиц в этическом поле данной формации - концептов с базовой этической семантикой и концептов с контекстуальной этической семантикой;

- провести фреймовый анализ данных дискурсивных единиц и
оценить степень регулярности использования их в прагматическом аспекте.

Методологической основой нашего исследования являются, во-первых, разработка концепции дискурса в аспекте когнитивно-ориентированной традиции дискурсивного анализа Т. ван Дейка и его последователей (Дейк, 2000); во-вторых, теория дискурса М.Фуко, предложившего в «Археологии знания» понятия «дискурсивной формации» и «дискурсивных практик» (Фуко, 1996); в-третьих, подход к анализу лингвокультурных концептов, в том числе и этических, как к единицам ментального пространства, исследование данных дискурсивных единиц с фреймовых позиций (Болдырев, 2001; Дейк, 2000; Минский, 1979; Шей гал, Арчакова, 2002); в-четвертых, разработанные и апробированные алгоритмы анализа языковых средств, репрезентирующих лингвокультурные концепты (Воркачев, 1997, 1998, 2001а; Карасик, 1991, 1996; Слышкин, 1999, 2000); в-пятых, рассмотрение специфики «сатисфабельной» журналистики (Липатова, 2002; Прохоров, 1998; Ким, 2001) и ее составной части - «сатисфабельной» публицистики.

К)

Специфика применяемых в работе методов определяется объектом и целью исследования. Сбор материала (эксплицированных концептов) производится методом сплошной выборки из метатекста раздела «Публицистика» журнала «Нева» объемом 100 статей.

При обобщении, систематизации и интерпретации результатов анализа над функционирующими этическими концептами в составе метатекста применялось эмпирическое наблюдение, описательный метод. Использовались отдельные элементы компонентного, дифференциального, контекстуального и количественного анализа языковых единиц. Дефиниционно-компонентный анализ применялся для синхронного описания ядерных элементов концептуального поля концептов с базовой этической семантикой. Контекстуальный анализ позволил выявить специфику функционирования концептов с контекстуальной этической семантикой. Использовался метод моделирования объекта при выявлении ментальных понятий: «художественно-публицистическая дискурсивная формация», «этическая составляющая», «этический концепт». Лингвокогнитивный аспект обусловил выбор дискурсивного анализа этических концептов.

Все, сказанное выше, позволяет сформулировать основные научные положения нашей работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дискурс как конкретное коммуникативное событие

репрезентируется в определенном социокультурном пространстве и представляет собой совокупность высказываний, принадлежащих конкретной дискурсивной формации. Метатекст раздела «Публицистика» журнала «Нева», прагматика воздействия которого на читателя (адресата) осуществляется в аспекте «сатисфабельной» журналистики, представляет собой художественно-публицистическую дискурсивную формацию.

2. Художественно-публицистическая дискурсивная формация,
включающая базовые признаки публицистического дискурса,

характеризуется когнитивной основой представления и организации знания и

выражается с помощью дискурсивных единиц - концептов, структурную основу которых составляет конструкт концепта - фрейм.

3. Аксиология журнала «Нева», представителя «сатисфабельной»
журналистики, базируется на этической составляющей художественно-
публицистической дискурсивной формации как значимой в ценностно-
прагматическом смысле компоненте человеческого знания. Этическая
составляющая как доминирующий фактор организации метатекста раздела
«Публицистика» представляет собой ментальную знаковую модель, в
которой сфокусированы этико-прагматические стороны публицистики,
направленной на адресата, факторы, ее формирующие, способы ее
выражения.

4. Конституирующие признаки этической составляющей обусловлены
рядом лингвистических и экстралингвистических факторов и могут быть
определены с помощью плана содержания и плана выражения данного
понятия. План содержания составляет этическое наполнение понятия,
определяющее этическое поле художественно-публицистической
дискурсивной формации. План выражения - дискурсивные единицы,
основными из которых являются этические концепты.

5. Этические концепты как основные дискурсивные единицы
представления этического знания есть смысловые единицы, которые, с одной
стороны, отражают культурное наследие общества и обладают высоким
уровнем актуализации ценностного элемента, а с другой - содержат социо-
оценочный компонент и имеют прагматическую направленность. Этические
концепты характеризуются сложной структурной организацией, основа
которой - фрейм как конструкт, рамка смыслового объема концепта.

6. Фреймовый анализ структуры концептов позволяет выделить два
подвида этических концептов, бытующих в художественно-дискурсивной
публицистической формации журнала «Нева», - концепты с базовой
этической семантикой и концепты с контекстуальной этической семантикой.

Данные концепты как репрезентаторы этической составляющей формируют этическое поле художественно-дискурсивной публицистической формации. Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

- впервые проводится анализ художественно-публицистической
дискурсивной формации метатекста журнала «Нева» в аспекте языковой
представленности этических проблем современной «сатисфабельной»
публицистики (публицистика рассматривается как компонент
«сатисфабельной» журналистики);

впервые в качестве материала исследования выступает метатекст раздела «Публицистика» литературно-художественного и общественно-политического журнала «Нева», на базе которого проводится анализ фреймовой организации этического знания;

впервые предлагается модель понятия этической составляющей художественно-публицистической дискурсивной формации, применяемой в интерпретации этических концептов как дискурсивных единиц метатекста. В процессе анализа исследования показана фреймовая структура этического концепта, рассмотренная в аспекте коммуникативной категории воздействия на адресата.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в анализе этических концептов как дискурсивных единиц художественно-публицистической дискурсивной формации, рассматриваемых как с прагматической стороны их бытования в широком экстралингвистическом контексте, так и с когнитивной стороны их представления с помощью фреймовых моделей, содержащих информацию социокультурного характера.

Практическая значимость выполненного исследования связана с возможностью использования его результатов и материалов в курсах по «Лексикологии», «Когнитивной лингвистике», «Теории коммуникации», «Теории текста», «Лингвокультурологии». Материалы работы могут быть использованы в спецкурсах и спецсеминарах, а также - по дисциплинам

специальности «Журналистика».

Материалом исследования послужили опубликованные в журнале «Нева» статьи из раздела «Публицистика» за 2000-2005 годы (100 наименований), определенные нами как мвтатекст раздела «Публицистика» журнала, авторами которых являются известные широкому кругу читателей публицисты (Николай Голь, Кира Сапгир, Владимир Кавторин, Александр Мелихов) и начинающие журналисты (Игорь Шнуренко, Виктор Никитин, Андрей Лещинский, Юрий Зверев, Игорь Лебединский, Валерий Сердюченко и др.). Данный раздел журнала особо востребован нами в связи с тенденцией к «универсализации» публицистического дискурса в языковом пространстве общества.

Апробация работы. Основные положение и результаты исследования излагались в виде докладов на:

всероссийской научной конференции «Традиции в контексте русской культуры», г. Череповец, Череповецкий государственный университет, 2003-2005 гг.;

всероссийская научно-техническая конференция «Вузовская наука -региону», г. Вологда, Вологодский государственный технический университет, 21 февраля 2006 г.;

международной научной конференции «Пушкинские чтения», г. Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 6 июня 2005 г.;

аспирантских семинарах и заседаниях кафедры русского языка и общего языкознания ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет».

Диссертационное исследование состоит из Введения, Двух глав, Заключения, Списка литературы, Списка словарей и справочной литературы, Списка источников и Трех Приложений, включающих в себя: «Справку о наиболее «активных» публицистах», «Частотность употребления этических концептов в публицистическом дискурсе журнала «Нева», «Тексты статей раздела «Публицистика» журнала «Нева».

Порядок расположения глав соответствует логике исследования. 1 глава посвящена теории дискурса (его история изучения, существующие направления анализа, различные определения понятия, характеристика видов дискурса, среди которых выделяется публицистический), соотношению понятий «дискурс» и «текст», «дискурс» и «дискурсивная формация», рассмотрению понятия «этическая составляющая» и его модельного содержания. Во 2 главе затрагивается теоретический аспект концептологии (различные подходы к пониманию термина «концепт», типология концептов), соотношение понятий «концепт» - «лингвокультурный концепт» - «этический концепт»; выявляется структурная организация и смысловое наполнение этического концепта как актуального репрезентатора этической составляющей; дается определение фрейма с позиции организации знания; предлагается фреймовый анализ этических концептов «Совесть», «Долг», «Обман» и концептов с контекстуальной этической семантикой.

Приложение 1 содержит краткую биографическую характеристику авторов статей, которые постоянно издаются в журнале «Нева». В Приложении 2 отражена частотность употребления этических концептов «Совесть», «Стыд», «Долг», «Обман», «Ложь», «Неправда» для статистического подтверждения результатов исследовательского анализа.

Из истории учения о дискурсе

В 21 веке, в веке интеграции различных наук и междисциплинарного подхода, для многостороннего и системного изучения журналистского текста рождаются новые дисциплины, новые научные парадигмы и подходы. Влияние газетных журналистских текстов на экономику, политику, культурные, национальные, морально-нравственные традиции заставляет исследователей изучать журналистику и язык (лингвистику) в единении с внешней средой - обществом, во взаимовлиянии и взаимодействии целого ряда факторов, что требует нового интегрированного подхода, и раскрывает новые границы понимания проблемы исследования языка. Данное обстоятельство поставило перед учеными-гуманитариями и лингвистами, в частности, на повестку дня главный вопрос - необходимость интегрированного, «триадного» - лингвистического, социологического и культурологического - изучения журналистского текста. В этой связи особый интерес вызывает комплексное изучение журналистских текстов, что позволяет выявить универсальное и специфическое, типологическое и уникальное в организации текстов, а также сформировать многоуровневую стратегию лингвосоциокультурного моделирования журналистских текстов и предложить обобщенную методологию их анализа.

В процессе развития лингвистических исследований язык приобретает все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры. В некотором смысле система культурных стереотипов всякой цивилизации упорядочивается с помощью языка, выражающего данную цивилизацию. Язык существенно влияет на наше представление о социальных процессах и проблемах. Как отмечает Э. Сепир, «люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе» (Сепир, 1993; 347). В связи с вышесказанным необходимо обратиться к вопросу о дискурсе.

Известно, что четкого и общепризнанного определения дискурса, охватывающего все случаи его употребления, не существует. Можно выделить три основных направления, в русле которых употребляется термин «дискурс»:

1) собственно лингвистическое (Арутюнова, 1990; Бенвенист, 1995; Гак, 1998; Дейк, 2000; Карасик, 2004; Серио, 1999; Чернявская, 2001);

2) социологическое, восходящее к структуралистам и постструктуралистам (Греймас, Деррида, Кристева, Фуко, 1996);

3) рационалистическое или метаязыковое (Хабермас, 2000).

Все три направления взаимодействуют друг с другом. Е. И. Петрова отмечает, что во всем многообразии определений выделяются общие черты:

- семиотическая природа;

- организованность (свойственная любой знаковой системе);

- привязанность к действию или практике (Петрова, 2004).

Так, одним из фундаментальных подходов к понятию дискурса является трактовка исследователя Т. ван Дейка, в которой сопряжены как лингвистические, так и внеязыковые признаки: это «речевой поток, язык в его постоянном движении, вбирающий в себя все многообразие исторической эпохи, индивидуальных и социальных особенностей как коммуниканта, так и коммуникативной ситуации, в которой происходит общение. В дискурсе отражается менталитет и культура как национальная, всеобщая, так и индивидуальная, частная»; «дискурс как коммуникативное событие основывается на составляющих, которые включают место действия, функции действующих лиц (актантов), их свойства, отношения между ними, взаимную позицию актантов» (Дейк, 2000; 122). Несмотря на исчерпывающее определение Т. ван Дейка, существует большое количество других, конкретизированных в соответствии с современной проблематикой, трактовок данного теоретического понятия.

Н. Н. Миронова в своей статье «Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа» (Миронова, 1997) представляет краткий экскурс в историю значений понятия «дискурс», наиболее «старым» из которых является французское толкование, означающее диалогическую речь. Уже в 19 веке данный термин имеет несколько трактовок: в «Словаре немецкого языка» Якоба и Вильгельма Гримма указаны следующие семантические параметры дискурса: 1) диалог, беседа; 2) речь, лекция (Миронова, 1997; 52).

Концепт как проекция мира: ментальная (мыслительная) сущность понятия

Язык и культура в равной степени привлекают внимание исследователей с точки зрения взаимодействия языка и мира человека. Возникновение различных отраслей функциональной лингвистики -прагмалингвистика, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, культурологическая лингвистика - объясняет повышенный интерес языковедов (Воркачев, 20016; Залевская, 2001а; Карасик, 2004; Постовалова, 1988; Слышкин, 2000) к антропоцентрическому аспекту языка. Данная область гуманитарного знания оперирует рядом терминов: картина мира, языковая личность, дискурс, концепт, - которые отражают ключевые вопросы антропоцентрической лингвистики.

Когнитивные способности человеческого разума, по мнению А. П. Воркачева (Воркачев, 1998; 32), позволяют осваивать реальность мира во всех его проявлениях: от материальных субстанций, воспринимаемых органами чувств, до абстрактных сущностей. Ментальные единицы образуют единую картину мира. Данный термин имеет множество трактовок, большинство из которых включают память и опыт носителей языка:

1) совокупность образов действительности в коллективном сознании (Постовалова, 1988; 11);

2) единую систему способов миропонимания и ценностных представлений (Гачев, 1988; Караулов, 1976; Колшанский, 1984);

3) специфическая «окраска», обусловленная национально-культурными особенностями жизни народа и содержащая в себе оценку окружающих предметов, явлений, признаков (Моспанова, 2005; 6). Носители языка обладают наивной картиной мира, т. е. мироощущение строится на основе чувственного восприятия. С точки зрения С. А. Сергеева (Сергеев, 2005; 6), как целостная картина мира, так и ее фрагмент состоят из универсальных и специфических национально-культурных смыслов.

Картина мира предстает как система взаимосвязанных концептов, которые в процессе ментальной деятельности актуализируют различные уровни: понятийный (смыслы), когнитивный (базовые знания, факты), культурный (национальное наследие, память).

Следует отметить, что лингвокогнитивный и когнитивно-прагматический характер данного исследования обусловливает соотношение следующих понятий: «концепт» - «лингвокультурный концепт» - «этический концепт».

Термин «концепт» в лингвистике существует давно, но долгое время он воспринимался как эквивалент «понятия» (Никитина, 1978; 295). В последние годы наблюдается размежевание в трактовке этих терминов. А. Вежбицкая является одним из первых лингвистов, определивших иную природу абстрактного имени: по мнению исследователя, концепт - «объект из мира «Идеальное», имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире «Действительность» (Вежбицка, 1986; 347).

Л. О. Чернейко отмечает, что содержание концепта состоит из наивного понятия и множества прагматических компонентов абстрактного имени, проявляющихся в его сочетаемости, при этом последняя отражает как рациональные связи его денотата с другими, так и эмоционально-оценочное восприятие окружающей действительности человеком (Чернейко, 1997; 287-288). Таким образом, концепт является структурной единицей наивной картины мира, выраженной в языке эксплицитно и имплицитно.

Фрейм как инвариантный структурный компонент представления знания. Особенности внутренней организации фрейма

Понятие «когниция» является основополагающим в когнитивной лингвистике - лингвистическом направлении, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации (Краткий словарь когнитивных терминов, 1996; 53). Термин «когниция» относится к тем процессам, в ходе которых сенсорные данные, поступающие из внешней среды, трансформируются в ментальные репрезентации различного типа (образы, пропозиции, фреймы, скрипты, сценарии и т. п.) и удерживаются в памяти человека для того, чтобы при необходимости их можно было извлечь и пустить в работу.

Понятие «фрейм», о котором мы уже упоминали выше, является одним из ключевых в терминологическом аппарате когнитивной лингвистики и трактуется следующим образом: 1) один из видов ментальной репрезентации информации; 2) структурный компонент представления знания. В связи с первым положением фрейм представляет собой один из видов концептов в типологии репрезентаций знания, разработанной по принятым в когнитивной науке признакам:

1) мыслительные картинки - конкретные зрительные образы;

2) схемы - менее детальные образы;

3) гиперонимы - обобщенные образы; 4) фреймы - совокупность хранимых в памяти ассоциаций;

5) инсайты - знания о функциональной предназначенности предмета;

6) сценарии - знания о сюжетном развитии событий;

7) калейдоскопические концепты - совокупность сценариев и фреймов, связанных с переживаниями и чувствами (Бабушкин, 1996).

Следует отметить, что А. П. Бабушкин в качестве примера последнего типа концептов приводит концепт «Совесть», рассматриваемый в данном исследовании в числе базовых ментальных единиц этического содержания.

Согласно современным представлениям лингвистов (Болдырев, 2001, Жаботинская, 2003), фоновые знания человека о мире - это совокупность фреймов - объемных многокомпонентных ментальных единиц, представляющих собой «пакет» информации, знания о стереотипной ситуации, содержащий двухуровневую структуру, состоящую из вершинных узлов, которые содержат постоянные данные для определенной ситуации, и терминальных узлов (слотов), заполняющихся данными из конкретной ситуации.

М. Минский считает, что понятие «фрейм» соотносится с такими структурами данных, которые служат для представления как знаний языкового, так и внеязыкового характера (Минский, 1979). В последнее время наблюдается расширенное функционирование данного понятия: фреймы применяются в отношении к концептуальной системе человека, где они представляют собой более или менее обобщенные концепты. По мнению Т. А. ван Дейка (Дейк, 2000), фреймы - это не самопроизвольно выделяемые «куски» знания: они представляют собой организованные вокруг некоего концепта единицы, при этом характеризующиеся набором основной, типической и потенциально возможной информации, которая «ассоциирована с тем или иным концептом» (Дейк, 2000; 16-17).

Познание окружающей действительности носителями языка представляется в виде разнообразных ментальных репрезентаций. В данном случае концепт выступает в роли проекции внешнего мира в сознании человека, которая содержит определенную внутреннюю структуру. Составными элементами могут быть различные смысловые конструкты: фреймы, схемы, сценарии, скрипты31, - в зависимости от представляемой информации. В данном исследовании особый интерес представляет понятие фрейма как конструкта репрезентации этического знания.

Фрейм - обобщенная структура данных представления стереотипных ситуаций, обладающая спирсшевидным характером, что проявляется при вспоминании человека о чем-либо, когда в исходный образ вовлекается весь ассоциативный жизненный опыт, разворачивающийся постепенно, по спирали.

В данном исследовании наиболее востребованным оказывается понятие фрейма как структурного компонента репрезентации знания, который способствует декодированию внутренней организации концепта, в нашем случае этического, и выявлению особенностей бытования данной ментальной единицы в ПД журнала «Нева».

Похожие диссертации на Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе