Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 5
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ И ПОЛИМОДАЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1. Особенности репрезентации категории персональности в художественном тексте 10
1.2. Образ автора и лингвистические аспекты его изучения... 17
1.3. Языковые средства субъектной организации (субъекшвации) текста 23
1.4. Авторизация. Авторизованное предложение 30
СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ АВТОРИЗОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРИЗАЦИИ В ПРОЗЕ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА
2.1. Возможные аспекты семантико-грамматического анализа авторизованных предложений 38
2.2. Семантическая типология-авторизованных предложений с точки зрения субъекта авторизации 39
2.2.1. Авторизованные предложения с семантикой восприятия 39
2.2.2. Авторизованные предложения с семантикой оценки 43
2.2.3. Авторизованные предложения с семантикой ментальной деятельности 48
2.2.4. Авторизованные предложения с семантикой речи 50
2.2.5. Авторизованные предложения с синкретичной семантикой 54
2.3. Способы выражения субъекта в авторизующей части авторизованного предложения 56
2.3.1. Авторизующий субъект с семантикой восприятия 57
2.3.2. Авторизующий субъект с семантикой оценки 61
2.3.3. Авторизующий субъект с семантикой ментальной деятельности 65
2.3.4. Авторизующий субъект с семантикой речи 61
2.4. Типология авторизованных предложений по количеству субъектных сфер 68
2.4.1. Авторизованное предложение с двумя субъектными сферами как элементарное авторизованное предложение 68
2.4.2. Авторизованное предложение с тремя субъектными сферами 69
2.4.3. Авторизованное предложение с четырьмя субъектными сферами 76
2.5. Языковые средства оформления авторизации, типичные для прозы С. Довлатова 78
Выводы 88
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОРИЗОВАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПОВЕСТИ С. ДОВЛАТОВА "ЧЕМОДАН" 91
3.1. Описательные фрагменты текста, организованные авторизованными предложениями с семантикой восприятия (пейзаж, интерьер, портрет) 93
3.2. Участие авторизованных предложений в реализации темы идентификации человека и художественного образа человека 102
3.3. Участие авторизованных предложений в создании образа повествователя-персонажа 109
3.4. Фрагменты текста, организованные семантическим радиусом действия авторизованных предложений 118
3.5. Роль авторизованных предложений в создании каузативного комплекса 128
3.6. Роль авторизованных предложений в воплощении парадоксальных и абсурдных мотивов и ситуаций 140
3.7. Роль авторизованных предложений с семантикой оценки в создании "многоголосия" художественного текста 151
Выводы 163
ЗАКЛЮЧЕНВД 167
ЛИТЕРАТУРА 176
Введение к работе
В современном языкознании текст является объектом комплексного изучения для разных лингвистических дисциплин, рассматриваясь с точки зрения грамматики [В.Г. Адмони, А.В. Бондарко, И.Р. Гальперин, С.Г. Ильенко], семиотики [Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др. ученые Тартуской школы], синтаксической семантики [Н.Н. Арват, Н.Д. Арутюнова, ГА. Золотова, СМ. Москальская, ЕВ. Падучева], стилистики [Е.А. Иванчикова, Н.М. Кожевникова, М.Н. Кожина, Н.А. Купина, В.В. Одинцов]. При этом особое внимание уделяется изучению структурно-семантических единиц текста, особенно тех из них, которые образуются и функционируют только в рамках текста, а также универсальным текстовым категориям и характеристикам.
Наибольшие успехи в этой области достигнуты стилистикой художественного текста, что объясняется целым рядом причин, главными из которых, на наш взгляд, являются следующие:
- художественный текст раньше всех других типов текста стал материалом для лингвостилистического анализа в виде как отдельных фрагментов, так и целого системно-структурного образования;
- лингвоствлистами развита мысль о необходимости исследования текста с точки зрения его формальной устроенности и коммуникативной заданно- сти в рамках данного функционального типа и функционального стиля речи;
- именно в лингвостилистике подготовлена почва для исследования текста с позиций семантического синтаксиса, ориентированного на анализ отражения в предложении, в других синтаксических единицах и в тексте в целом структуры события, внеязыковой ситуации;
- предметом исследования этой лингвистической дисциплины является речевая организация художественного произведения в ее отношении к идейно- образному содержанию, то есть художественный текст всегда рассматривается лингвостилистами в единстве формы и содержания.
Внимание лингвистов в XX в. привлекает изучение механизма преобразования структурно-грамматических языковых средств, участвующих в языко- w вом оформлении художественного текста, в его семантико-функциональные ха рактеристики. Значительные достижения в этой области связаны с именами В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, М.М. Бахтина, Г.О. Винокура, учитывавших при комплексном, филологическом анализе художественного текста такие его свойства, как компетентность, совокупность различных текстовых категорий, интегративность. Большое внимание в их работах уделено такому свойству художественного текста, как полисубъектность.
• Мы рассматриваем полисубъектность как проявление в идейно- концептуальной, образно-эстетической и речевой сфере прозведения общеязыковой категории персональности, характеризующей участников речевой ситуации и, следовательно, являющейся универсальной для текстов любой жанрово- стилевой принадлежности. Обладая в рамках художественного текста особым статусом и выполняя роль его композиционно-речевой основы, категория пер • сональности реализуется в нем прежде всего как субъект дискурса и субъект речи. Изучение субъектной организации художественного текста, в первую очередь выявление как эксплицитных, так и имплицитных способов репрезентации того или иного субъектно-речевого плана, связывается в лингвистической литературе, с одной стороны, с анализом текстовой модальности, а с другой стороны - с анализом показателей авторизации речи.
Термин "авторизация" многозначен, и если в широком - семантико- функциональном - смысле он понимается как "маркированность" любого сообщения с точки зрения источника информации, то в узком - семантико- грамматическом - значении рассматривается как особый способ выражения авторства в рамках двусубъектной или полисубъектной синтаксической структуры, как "полисубъектное осложнение конструкции предложения указанием на "автора" оценки, восприятия, речи-мысли (Г.А.Золотова).
Актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего изучения авторизованных предложений (АП) как с точки зрения их струк турно-семантической организации, так и в плане их функционирования в художественной речи. Избранный аспект исследования - изучение субъектной организации текста через анализ субъектной организации предложения - соотносится с такими направлениями в современной лингвистике, как теория референции и языковой номинации в русле логического анализа языка и концепции коммуникативного синтаксиса.
Объект нашего исследования - АП как текстообразующая единица и один из способов создания полисубъекгности и полимодальности художественного эпического текста.
Материалом исследования являются художественные тексты Сергея Довлатова, в которых методом сплошной выборки выявлено около 6000 АП. Выбор в качестве языкового материала творчества именно С. Довлатова объясняется рядом причин. Во-первых, его произведения остаются малоизученными как с литературоведческой, так и с лингвистической точки зрения. Во-вторых, вызывает большой интерес сама личность С. Довлатова: особенности его мировосприятия, судьба как человека и как писателя и т. д.. Наконец, феномен читательского успеха довлатовской прозы побуждает исследователя-лингвиста к поискам секрета данного успеха в особенностях речевой организации его произведений.
Наиболее полно проанализирован текст повести "Чемодан", так как, на наш взгляд, именно он предоставляет уникальный языковой материал для изучения роли АП в организации нарративного дискурса.
Цель работы - выявление универсальной функции АП в композиционно-речевой организации художественного текста как текста особого типа через изучение роли авторизации в создании индивидуально-стилистической манеры Сергея Довлатова.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Выделить типы АП, употребляемых в художественном тексте Сергея 4 Довлатова, и охарактеризовать их с точки зрения семантики и формы выражения субъекта авторизующей части.
2. Раскрыть текстообразующую функцию и текстовую потенцию АП; определить "семантический радиус действия" АП с различной семантикой авторизующей части.
3. Выявить роль АП в создании текстовой (авторской) модальности.
Выяснить закономерности функционирования АП в разных коммуни кативных регистрах речи и разных субьектно-речевых планах.
5. Показать роль АП в воплощении образа повествователя и образа автора в данном художественном тексте (и художественном произведении).
Решение данных задач предполагает использование описательно- аналитического и когнитивно-языкового, или концептуального, анализа, в первую очередь в компонентно-семантическом и целостно-системном аспектах. » Научная новизна данного диссертационного исследования заключа ется в том, что в нем впервые предпринята попытка выявления и анализа языковых средств выражения авторизации, употребленных в конкретном художественном тексте, с точки зрения их грамматяко-семантической типологии, тек-стообразующей функции и участия в воплощении смысловых доминант художественного произведения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что анализ категории авторизации на уровне предложения и текста позволяет обогатить уже известные методы лингвистического исследования художественного текста новым аспектом, сделать теоретические обобщения, существенные для дальнейшего развития теории текстовой (авторской) модальности.
Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности применения разработанной методики лингвостилистического ана лиза текста в практике лингвистического и общефилологического анализа художественного текста. Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов "Семантика языковых единиц", "Стилистика", "Лингвистический анализ художественного текста", в проведении спецкурсов и спецсеминаров , а также при руководстве научно-исследовательской работой студентов.
Апробация работы. Результаты исследования апробированы на региональных научных конференциях (Сыктывкар, октябрь 1993 г.; Арзамас, февраль 1994 г.), на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Нижегородского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры НГПУ. По теме диссертационного исследования проводились спецкурсы и спецсеминары для студентов 4-го и 5-го курсов дневного и заочного отделения филологического факультета НГПУ. За период с 1993 г. по 2000 г. написано и успешно защищено свыше 10 дипломных работ, в которых применялась предложенная автором методика лингвостилистического анализа художественного текста.
Материалы диссертации отражены в шести публикациях.