Введение к работе
Актуальность исследования
Житие Зосимы и Савватия Соловецких-одно из популярных произведений древнерусской агиографии. Однако, многие вопросы, связанные с историей его текста, особенностями стиля до сих пор остаются не выясненными. В научной литературе существует большое количество разногласий,-связанных с вопросами о первоначальных редакциях Жития и их создателях. В течение длительного времени общепринятым оставалось мнение В.О. Ключевского о существовании одной, так называемой "Спиридоньевской", редакции памятника . Эту точку зрения разделял также и И.К. Яхонтов . Большой вклад в изучение Жития внесла в настоящее время Р.П. Дмитриева, высказав важное предположение о существовании нескольких редакций текста . Но полного представления об истории развития текста памятника, характере его последовательного изменения к причинах возникновения новых переработок и редакций нет. Необходимость разобраться в этих проблемах обусловлена также и тем, что кроме собственного литературного и источниковедческого интереса Житие Соловецких подвижников имеет для исследователя древнерусской книжности особое значение, поскольку оно является одним из первых севернорусских житий, составивших особую традицию в древнерусской агиографии. Этим определяется актуальность избранной для диссертации темы и практическая значимость ее научной разработки.
-
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, С.198-203
-
Яхонтов И.К. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С.13-32,
-
Дмитриева Р.П. Слово о сотворении Жития начальник Соловецких Зосимы и Савватия. - Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С.123-126 ;
Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как культурно-исторического источника. - Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986. С.215-228 ;
"итие Зосимы и Савватия Соловецких - статья в Словаре книжников и книжности Древней Руси. Т.2, Ч.І. С.264-267
ибъект исследования
В процессе работы в древлехранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска было выявлено 22<± списка Жития Соловецких святых УУІ - ХУП веков. Представленные в диссертации выводы получены в результате пословного сопоставительного анализа 50-ти списков произведения из Троицкого, Волоколамского, Вологодского-, собраний Большакова, Пискарева, Ундольского, Тихонравова ГБЛ, фондов мГА МИД . Московской Синодальной Типографии и собрания $.Ф„" мазурина ЦГаДА, Научной библиотеки МГУ имени A.M. Горького, Государственного Архива Архангельской области. Избранные для анализа списки отражают разные этапы жизни текста в рамках рассматриваемого хронологического периоды.: 23 списка относятся к ХУІ веку, 27 списков датируются ХУІІ веком. Б сопоставлении с указанными списками анализировался также текст Жития в составе Великих Четьих Миней митрополита Макария /по изданию Археографической Комиссии, Спб., І9І2/, соответствующие тексты Пролога /по изданию московского Печатного Двора 1696 гола/, текст из "Житий святых" Димитрия Ростовского /по I изданию Киево-Печерской Лавры, Г7и0/, а также тексты Похвальных Слов на память Соловецких святых, приписываемые Льву Филологу /по изданию "Православного собеседника" за 1859 год, Ч.ІІ; III/ и "Похвального Олова на память преп. отца нашего Оавватия, Соловецкаго чюдотворца" /по ркп. из собр. Ундольского ГБЛ, ф.ЗІи, PI29b, перв. полов. ХУІІ века/.
Цель диссертации
на основании археографического, пословного сравнительно-сопоставительного, источниковедческого и историко-литературного анализа избранных списков Жития проследить историю его текста на протяжении ХУІ - Хуіі веков, поставить вопрос о первоначальной редакции памятника, уточнить количество дошедших до нас редакций и проследить характер их взаимоотношений и историю развития стиля Жития, объясняющую во многом причины возникновения его новых переработок, а также рассмотреть процесс последовательного дополнения, текста новыми статьями о посмертных чудесах Соловецких святых, их жанровое и стилистическое своеобразие.
Структура и объем работы