Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восток в творческом сознании Ф. М. Достоевского Ашитова, Гульнара Амангельдиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ашитова, Гульнара Амангельдиновна. Восток в творческом сознании Ф. М. Достоевского : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Алматин. гос. ун-т им. Абая.- Москва, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/973-x

Введение к работе

К защита надставляется законченное исследование "Восток в творческом сознании Ф.М.Достоевского.

В работе впервые системно осмысливается весь круг восточных реалий, находящихся в ноле художественного зрения Достоевского: природный мир Востока» история и мифология его народов, материальная культура, религия, быт, нравы, обычаи и т.д. Особое внимание уделяется плодам духовной культуры - как великих древних цивилизаций, так и современных писателю восточных этносов, обитавших в азиатской части Российской империи, а такке восточных народов, проживавших в ее европейской части. Иными словами, нас интересуют практически все оттенки зосточной темы, так или иначе входивши в художественное сознание Достоевского, формировавшей его исключительно слонную творческую мысль, обогатившей писательскую палитру.

Обоснование названия диссертации. Собирая, анализируя а систематизируя изучаемый материал, мн пришли к объективному выводу, что Восток возникает в произведениях Достоевского не спорадически в качестве орнамента, экзотических сцен и т.д., а что он играет существенную роль а его эстетической концепции мира и человека. Восток органично и глубоко вошел в художественное мышление, нашедшее воплощение во всей слюнной системе образов Достоевского, стал частью его художественного космоса. Поэтому вполне закономерно назвать нашу работу во "Достоевский и Восток1* и дзке не "Восток в произведениях Достоевского"» а именно так: "Восток в художественном сознании Достоевского".

Актуальность и научная, новизна,. В огромном потоке научной литературы о Достоевском крайне редко встречаются работы, касающиеся исследуемой проблемы, з обзорных статьях об интересе русских писателей XIX в. к зосточной тематике имя Достоевского только упоминается, главным образом» в связи с его политической позицией относительно событий 1876-1877 г. на Балканах.

Ныне, когда вопросы поэтики, генезиса творческого процесса, структурообразующей роли религиозных элементов, взаимовлияния и взаимообогащенпя культур и литератур стали предметом острого научного интереса, наше комплексное исследование, как хотелось бы надеяться, призвано заполнить некоторые "белые пятна" в науке о Достоевском и поставить ряд новых исследовательских проблем. Мы

предприняли практически первую попытку целостного постиаения "восточного ареала" в творчестве Достоевского и постаралась определить степень и характер его присутствия в миросознании писателя.

Новизна работы заключается такне в том, что мы впервые вводам в научный оборот систематический "каталог" восточных реалий» "прямых" и "косвенных" признаков Востока в текстах Достоевского. Это позволяет не только увидеть развитие творческого сознания Достоевского в контексте современного ему литературного процеоса, но а ответить на некоторые вопросы методологического характера, в первую очередь» касающихся особенностей романного мышления автора "Братьев Карамазовых".

Мы надеемся такае, что составленный нами "восточный" каталог послуаи? подспорьем дан последующих исследований - как в области поэтики, так и в изучении психологии творчества.

Мы пришли к заключению, что Восток в творчестве Достоевского выступает не как некая экзотическая условность, дополнящая самостоятельный европоцентристский мир, но как равноценное,рав-номощное, а в чем-то даже превосходящее Запад культурное явление, обладающее огромным духовным и эстетическим потенциалом.

Постоянное присутствие Востока в творческом сознании Ф.Н.Достоевского позволяет поставить вопрос о еще не выясненных истоках и направлениях его худонественного интереса, даже о целых системах повторяющийся "восточных мотивов", которые играют важную роль в структура романного повествования,

Впервые наш рассматривается вопрос о возмокности непосредственного влияния Достоевского на современную ему политическую низнь в Азии, & именно - в Казахстане. Именно этот аспект сотрудничества Достоевского с Ч.Вазшхановым, ускользнувший от внимания исследователей, заслуживает пристального научного изучения, русский писатель выступает здесь в качестве своего рода политического советника. Последующая оценка "казахского опыта" и отражение его в тзорчестве Достоевского - также является предметом нашего интереса. Сотрудничество с Валихановнм - пример заинтересованного и действенного участия Достоевского в судьбе восточного народа, пример диалога двух культур,

3 работе делается попытка осмыслить отношение Валиханова-Достоевского к исламу как к культурному и религиозному феномену.

-з -Мы приходим к зыводу» что в художественном мировосприятии Достоевского сосуществуют как единое целое христианское православное а мусульманское кораническое воззрения на мир, (Мы говорим здесь именно о художественном пространстве, а не об идеологических представлениях). В порядке обсуждения ставится также вопрос о наличии азиацентрической концепции у позднего Доотоевского.Пред-ставляется бесспорным стремление писателя в максимальной степени учесть значение культурных и литературных достижений Востока, его вклада в мировую цивилизацию.

Степень научной разра.бот^нности пррбяемн. К созалению» приходится конотатирошгь, чтоп проблема "Достоевский и Восток" разработана далеко не достаточно. Ни дореволюционные авторы# ни крупные современные знатоки и исследователи творчества Ф.М.Достоевского? И.МіБахтан, И»Л.Волпш# А«С,Долишш, В.Ц.Захаров, Г.Н»Назироа, Г.С.Померанц» Л.И.Сараскина, В.А«їуншаіюв#Г.М.фрид-лендер, Г.К.Щенников и др. почти не касаются этой теш. Их работы содергат неоценимый опыт интерпретации текстов писателя, его биографий и да»т аакные методологические и концептуальные ориентиры.

В нашей исследовании до постарались также учесть новейшие достижения валихановедения - активно развивавдейся научнол отрасли, К заслугам ученых Казахстана следует отнести кропотливое изучение фактологического материала о пребывании Достоевского в Семипалатинске (единственном "Востоке", который он реально звал), а такке интерпретация ими казахской стволика в произведениях писателя.

В исследованиях зарубезных ученых Т.Позняка (Польша) и М.Футрелла (Канада) впервые был затронут аспект исламско-корани-ческих мотивов творчества Достоевского. При этом М.Футрелл больше внимания уделил взаимоотношениям Достоевского и Валиханова, рассматривая казахского ученого как посредника в освоении Доото-евскш восточной культуры, в том числе ислама. Т.Позняк характэ-ризует составляющие "модели Востока" в творческом сознании писателя в связи с создаваемым игл историософским мифом России и его концепцией совершенного человека.

Исланско-коранические мотивы в творчестве Достоевского активно изучаются в последние годы А.Б.Махмадияровым и В. В,Борисовой. Однако при всей ваяности отдельных наблюдении, этот сюжет не

-4 -"включен" исследователями в целостную картину мира Доатоввского, в той число - в картину худонественно освоенного писателем Востока*

Исследовательская щщцщ. В нашу задау входило:

  1. Исследуя тексты писателя в их полном объеме, обнарушш. и систематизировать все присутствующие там восточные реалии.Вао-смотреть их комплексно, прослеживая их взаимосвязь,

  2. Уточнить и дополнить реальный комментарий к текстам Достоевского в свете выявленной вами восточной тематики.

  3. Провести по страноведческому принципу систематизацию восточных реалий, что дает возмозность уточнить, а в отдельных случаях по-новому охарактеризовать ряд вакнзйаш: соотношений; а) Достоевский а народа Востока (по странам)} б) Достоевский и восточные религии? в) Достоевский и восточные литературы.

  4. Попытаться определить роль Ч.Валиханова в своеобразном познании Достоевским Корана и оценить вытекащае отсвда последствия,

  5. Выяснить радь Востока в обогащении худокествевного созшния Достоевского.

Методологи^ ц метод. Основной методологический аспект диссертации - историко-литературный. Историко-литературный анализ сочетается о теоретико-датературными и текстологическими изысканиями, с изучением фактов творческой биографии писателя, что придает работе комплексный характер.

Использованы нами такке приемы контент-анализа, что позволило охватить огромный текстуальный материал и выделить однородную ннйорацию по изучаемой проблеме.

Методологической основой комплексного метода исследования является принцип конкретного историзма, позволяющий учитывать, если не все, го во всяком случае многие важнейшие факторы творческого процесса.

Характер материала во многом обусловил и композицию исследования.

Источники. Нашим основным источником при анализе "восточных" сторон творческого сознания Достоевского являлись его собственные тексты, опубликованные в Полном еобрании сочинений писателя1.

1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. -Ж,-, І97І-І98І. Ссылки на него даится в тексте с указанием тома и страницы в скобках.

** 5 **

Указанный источник рассматривался нами без деления на "художественные" и "нехудожественные" тексты (ибо такой дафференциро-ваяный подход требует значительно большего места» но, разумеет-» ся» с учетом их специфики).

Нараду о произведениями, принадлвяащиша перу писателя, мы рассматриваем и его устные новеллы, известные из обширного корпуса воспоминаний современников. При работе о подобного рода источниками приходилось учитывать их особенности (наложение стиля воспоыинателя, ошибки памяти и т.д.).

досматривается такко другая мемуарная литература, публицистика и зппстолярия эпоха, художественная литература Востока и о Востоке, - то есть вся суша культурных реалий, входивших в круг соаданвд Дозтоевского.

Особое внимание уделено сочинениям Ч.Ч.іЗалнханова, влияние которого на Достоевского, как думается, недооценивалось в историко-культурной традиции. Текстологический анализ, сличение текстов двух названных авторов дает возможность "прояснить" многие "темные" места и штивы в творчестве русского романиста.

Нами привлекался широкий круг "фоновых* источников по истории культуры, быту стран и народов Востока. В тех случаях, когда интерес Достоевского к восточной тематике носил углубленный, "спевдальшй" характер, выходивший за рамка общекультурного (вопросы восточного религиоведения, история "револвдаи Ыейдзи") в Японии и связанная с нею социально-политическая проблематика и др.) , соответственно расширялся и круг источников.

Апробация результатов исследования а практическая ценность работу. Диссертация обсуздена на кафедре русской и зарубежной литературы Алма-Атинского государственного университета ш.Абая. По материалам диссертации были сделаны доклады на ежегодных конференциях в музее-квартире Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге, Старой Руссе, на конференции 'Проблемы характера в русской литературе" в Челябинске. Вышли статья "Творческий диалог й.И.Досто-евского и Ч.Ч.Валиханова" (в сборнике "Вопросы поэтики словесного искусства.' Алма-Ата, IS90), тезисы доклада "Ч.Валиханов как один из прототипов Веренлова" (в сборнике тезисов докладов научной конференции по "Проблемам характера в литературе". Челябинск, I9S0, часть первая).

3 нашей работе мы пытаемся постазить целый ряд новых лите-

ратуроведческих и историко-литературных проблем. Результаты указанных изысканий могут дать дополнительный материал для углубленного восприятия творчества Достоевского. Они такке могут быть использованы в обзорных курсах по истории литературы, литературоведению, истории России XIX века, истории Казахстана, взаимоотношений культур, а такзе в спецкурсах»

Структура и объец диссертации. Работа состоит из введения:, четырех глав, заключения и библиографического аппарата. Текст изложен на 129 страницах, список использованной литературы включает 194 наименования, источника 45, зарубежная литература - 16.

Похожие диссертации на Восток в творческом сознании Ф. М. Достоевского