Введение к работе
Актуальность исследования видится в стремлении охарактеризовать творческую личность Ф.М.Достоевского как целостное и в некотором смысле обособленное явление, обогатившее духовный потенциал мировой культуры своей уникальностью. Притом концепция личности писателя основана не столько на социологических аспектах, чему было посвящено большое количество работ, сколько на анализе художественных проявлений его личности, соотнесенных преимущественно с общечеловеческими христианскими ценностями, необычайно значимыми для мироощущения Достоевского. В работе учтен научный опыт изучения творчества Достоевского таких современных ученых, как Б.Н.Белопольский, Н.Ф.Буданова, Б.И. Бурсов, Л.П.Гроссман, А.С.Долинин, Ю.Карякин, В.Я.Кирпотин, Ю.Г.Кудрявцев, Г.М. Фридлендер и др.
Научную новизну работы составляет концепция единой - биографической и творческой - личности Достоевского. С различных сторон осмысляется образ Христа в понимании Достоевского как в его мировоззренческом, тео ретическом плане, так и со стороны художественного преломления образа /через проблематику, типологию героев, сюжеты/. Анализу личности художника предшествует общетеоретическая концепция творческой личности, на основе которой вырабатывается литературоведческая методика подхода к личности писателя.
Методологическую основу диссертации составляет типологический метод исследования.
Научная обоснованность и достоверность выводов диссертации подтверждается тщательным исследованием историко-литературного и критического материала, концептуальным анализом художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского.
Научно-практическая значимость работы связана с возможностью использовать полученные результаты в лекционных и практических курсах по русской литературе XIX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русского реалистического романа.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры русской, литературы Московского государственного педагогического университета имени В.И.Ленина. По теме диссертации автором опубликованы две статьи.
Структура диссертации. Диссертация содержит: "Введение", в котором формулируются концепция художественной личности и