Введение к работе
В современной западной науке исследование автобиографических произведений в последнее время вошло в традицию и стало одним из приоритетных направлений. На Западе исследовательский интерес к автодокументальным жанрам возник в начале XX в. (работы Г. Миша и А. Барр). Во второй половине 1950-х гг. началось серьезное изучение автобиографических произведений, которое велось в двух направлениях. С одной стороны, названные жанры рассматривались как важные исторические источники и использовались для составления психологического портрета эпохи. С другой стороны, во второй половине 1950-х — 1970-е гг. появляются работы, связанные с осмыслением жанровых особенностей автодокументалистики (труды Ж. Гюсдорфа, Р. Паскаля, Э. Брюс, Ж. Старобински, Ф. Лежена).
В России вопросы о жанровых особенностях и разновидностях мемуаристики затрагивались уже в 1830—1840-е гг. в критических работах П. А. Вяземского, М. П. Погодина, В. Г. Белинского. Но вплоть до середины XX в. достоверность описываемого в автодокументальных текстах оценивалась как абсолютная истина, что и позволяло исследователям изучать и использовать их преимущественно как исторический источник. Серьезные исследования, посвященные автобиографическим произведениям, в русском литературоведении стали появляться сравнительно недавно. И до сих пор автодокументальные тексты изучены еще недостаточно, а основополагающими здесь остаются работы М. М. Бахтина об отношениях автора и героя в автодокументальных жанрах и исследования Л. Я. Гинзбург о мемуарно-биографических произведениях русских писателей.
В ряде новейших филологических исследований возник теоретический интерес к проблеме автобиографии как жанра. Его причиной, по всей видимости, является нынешнее положение литературоведения и его методов. Как замечает М. Медарич, «вопрос о сути литературного текста, решаемый различным образом в зависимости от выбранного метода, вновь подвергается испытаниям применительно к автобиографии, одному из законных художественных жанров».
Метод биографического прочтения эпических произведений в современной науке мало популярен. Считается, что он противоречит пониманию художественного текста как эстетического феномена. Однако обращение к данному методу позволяет остановить внимание на эпизодах, содержащих прямой автобиографический подтекст и являющихся точками непосредственного соприкосновения сфер биографии и творчества, их зафиксированной взаимосвязи. Несомненно, что специфика и разновидности художественного автобиографизма требуют специального теоретического и исторического исследования. И прозаическое творчество А. А. Фета дает для него богатейший и разнообразнейший художественный материал.
Выбор прозы Фета в качестве объекта исследования объясняется тем, что в современном культурном сознании Фет предстает только как поэт, хотя прозаическое наследие его огромно: это и художественная проза, и публицистика, и воспоминания. Но до сих пор не существует работ, посвященных изучению всего прозаического творчества Фета как целостного единства. Так в начале XX в. существовала только работа Б. А. Садовского «Ледоход: Статьи и заметки» (1916), в которой рассматривалось поэтическое и прозаическое наследие Фета. С середины 1980-х гг. Курский государственный (пединститут) университет издает сборники статей, посвященные творчеству Фета. Но до середины 1990-х гг. они посвящены поэзии Фета, и только курские сборники 1995—2008 гг. включают в себя работы о его прозе, что свидетельствует об актуальности изучения этой части творческого наследия Фета.
Цель диссертационного исследования — раскрыть характерные особенности мемуаров Фета и выявить мемуарную природу его сюжетной и очерково-публицистической прозы.
Поэтому в диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи:
— проследить становление автобиографического метода Фета в сюжетной прозе;
— выявить особенности взаимосвязи сюжетной прозы и мемуаров Фета;
— раскрыть механизмы создания мемуаров Фета;
— охарактеризовать черты автоцензуры Фета при воспроизведении в мемуарах писем И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого;
— проследить связь очерково-публицистической прозы и мемуаров Фета;
— выявить художественную природу мемуаров Фета;
— подготовить материалы для комментирования мемуаров Фета.
Актуальность диссертационной работы связана с обострившимся в современной науке теоретическим интересом к проблеме соотношения художественной и документальной литературы и вследствие этого — интересом к автобиографии как литературному жанру и к методологии анализа художественного автобиографизма. В диссертационном исследовании биографический метод, широко применяемый до начала XX века для изучения художественных произведений и не очень популярный в современном литературоведении, модифицируется нами для того, чтобы попытаться создать целостный анализ фетовской прозы через призму ее автобиографичности. Актуальность исследования подтверждается и повышенным вниманием современных фетоведов к прозаическому наследию писателя.
Научная новизна работы заключается в попытке рассмотрения всей прозы как целостной и самодостаточной части творческого наследия А.А. Фета.
На защиту выносятся следующие положения:
обращение Фета к автобиографическому материалу при создании сюжетной прозы является осознанным авторским приемом;
в сюжетной прозе Фет стремился найти оптимальное соотношение между реальными и вымышленными элементами в пределах одного художественного произведения;
мемуары Фета создавались по разработанным в предшествующей сюжетной прозе принципам, организующим художественное произведение;
письма И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, включенные в текст мемуаров Фета, нацеливают читателей и исследователей на восприятие этого произведения как «неизменного снимка с действительности» (Фет), но являются художественно и идеологически преобразованной реальностью;
корректировка писем Тургенева и Л. Толстого необходима для создания их художественных образов в воспоминаниях Фета;
все последующие публицистические тексты Фета вбирают в себя материалы предыдущих и выполняют по отношению к ним роль обобщающего текста;
обширный трактат «Наши корни» и очерк «Из деревни» (1871), с одной стороны, многогранно отражают реалии жизни Фета, а, с другой стороны, обобщают все его разнообразные размышления в предыдущей публицистики и становятся, таким образом, подобием «мемуарного» текста об одном из эпохальных периодов в жизни Фета;
в очерково-публицистической прозе и мемуарах Фет воспроизводит одни и те же события, которые, тем не менее, различаются множеством фактических несовпадений, хотя отражают целостность мировоззрения Фета;
в воспоминаниях Фет не воссоздает свою жизнь, а художественно и идеологически преобразует ее согласно своему замыслу, который он хотел представить читателям.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является биографический метод, разработанный в литературоведческих трудах XX века (Н. А. Котляровский, М. А. Кузьмин, С. К. Маковский, Ю. И. Айхенвальд, Д. М. Магомедова) и частично воплощенный в исследованиях творчества Фета (В. С. Федина, Б. А. Садовский, Б. Я. Бухштаб, Н. П. Генералова, М. В. Строганов, В. А. Кошелев), а также в статьях Фетовских сборников научных трудов, издаваемые в Курске (1985—2008). Вместе с тем мы учитываем труды о мемуарно-биографическом жанре исследователей разных научных направлений: Ф. Лежена, М. М. Бахтина, Л. Я. Гинзбург, А. Г. Тартаковского.
Материалом диссертационного исследования служат все прозаические произведения Фета (за исключением его критических статей) и письма И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого к Фету.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и результатов в эдиционной практике — при комментировании сочинений Фета, а также в учебном процессе — в учебных курсах по истории русской литературы XIX в. и в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Фета.
Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации были представлены в докладах на международных и общероссийских конференциях: «Лев Толстой: Литературные диалоги. XIII Ищуковские чтения, посвященные 175-летию со дня рождения Л. Н. Толстого» (Тверь, 28 ноября 2003 г.), «Международная научная конференция “XIV Ищуковские чтения”, посвященная 80-летию профессора Г. Н. Ищука» (Тверь, 24—26 ноября 2004 г.), «Научные чтения, посвященные 100-летию В. А. Никольского» (Тверь, 14 марта 2008 г.), «Международная научная конференция “Степь широкая: пространственные образы русской культуры”» (Курск, 27—29 июня 2008 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 203 наименования. Объем диссертации 200 страниц.