Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Творчество Озерова отно -сится к явлением переходной эпохи. Эстетическая природа пред-романтизма, романтизма, его место в литературе и творчестве русских писателей XIX века - все это актуальные проблемы, которые в последнее время привлекают все большее внимание иссле- . дователей.Как отмечается в коллективной монографии "История романтизма в русской литературе", " сегодня, уже нет надобности в инвективах или дифирамбах по отношению к романтизму. Дело теперь заключается в том, чтобы объективно раскрыть осо-бенности исторического бытия романтизма" . Необходимо изучить творческое наследие писателей-предрочантиков, уяснить существо их творческого метода, видения действительности и
Катенин П.А, Продолжение споров // Сын отечества. - 1820;
- №28. - С.85.
История романтизма в русской литературе. Вып. I. - М.,1979.
- ело.
. z
особеннрсти его художественного воплощения, исследовать ' творческие искания отдельного драматурга в многообразии его связей с творчеством современников, с исторкко-лите -тературным процессом , выявить в нем как индивидуальное, так и типологически значимое, определить его вклад в романтическое искусство. Этим и определяется актуальность темы, которое посвящена диссертация. В пору первых постановок своих трагедий Озеров был властителем дум того времени. В его трагедиях, вместо Неподвижного в своем величии героя сумароковских и княжкинских трагедий является человек,чувствующий, эмоциональный, мечтательный, духовно гораздо болев сложный и богатый, чем герой русской классицистической трагедии. Это усложнение было связано с гуманистическими ' идеями предромантизма, с которым творчество Озерова было тесно связано. Драматург переходного периода, известный поэт,-относится ныне к числу писателей второго ряда, к "не очень четкому понятию литературного фона эпохи" Последующие поколения критиков равнодушно проходили мимо
наследия Озерова, отмечая в его творчестве только традицнг
~~~ - - - '
онность, считали его. эклектиком, в то время как ёгсгтраге-дии представляют собой значительное художественное явление.
Художественный метод Озерова не был пока предметом специального изучения, хотя исследователи нескольких поколений создали необходимые предпосылки для постановки и решения этой научной проблемы.
-1 -Лотман Ю.М. Поэзия І7Ч0-І8І0 годов // Поэты І790-І8І0 годов. - Л.,.1971.'- С.6 - 7.
Общей характеристике творчества'Озерова, анализу его произведениям, его связям о общественно-литературным движением своего времени, с европейской культурой посвящены ста-' тьи А.Архиповсй, А.Бочкарева, Г.Гуковского, Ю.Левиьа, И.Мед--ведезой, Б.Токашевского и др. Многие из этих исследователей касались проблемы творческого метода Озерова и высказали немало обоснованных суждений. Вместе с тем в целом она остается нерешенной. Уже у современников.Озерова возникали споры о влиянии романтических элементов, на поэтику его трагедий. Они продолжились и филологической наукой XX века: одни склонны были считать поэтику трагедий классицистической, другие . видели в ней моменты нарождающегося романтизма.
Выделяя в трагедиях Озерова национальную самобытность, Вяземский отнес его трагедии к "роду романтическому", роман- ' тическими эти трагедии сделали отступления от правил,"исполненные жизни и носящие свой образ". По' мнению Вяземского, дра-. матург выполнил первое, главное требование романтизма: обратился к самобытным, "северным" и национальным источникам вдохновения, создав произведения, содержание-которых ни у кого "не былЬ заимствованным". Критик имел все основания считать трагедии "уже несколько" принадлежащими к романтическо- ; му роду.Это добавление - "уже несколько" - и определило последующие трудности в определении роли и места Озерова в развитии романтизма, ие преодоленные в полной мере по сей день: таким образом, научная новизна работы определяется сосредоточением внимания на малоизученном аспекте проблемы, уста -новкой работы на определение стилевого и жанрового новаторства драматургии Озерова, Нами руководило еїремланйе' про-
. 4' следить эволюцию писателя в области создания трагедии нового типа. Поэтика трагедий Озерова чаще всего не была основным предметом исследования, она обычно находилась на периферии внимания, затрагивалась лишь для того, чтобы придать необходимую полноту анализу трагедий клаосицизма; либо для того, чтобы глубже понять те или иные содержания романтизма в истории русское литературы. К исследованию привлекается ряд материалов, впервые вводимых в научный оборот.
Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе анализа периодической печати XIX века, библиографических и архивных разысканий дать более полную характеристику творчества Озерова в контексте литературного процесса того времени и установить его идейно-худот.ественное своеобразие, определить место и значение драматурга в истории русской литературы и становлении романтизма. Достижение названной цели предполагает решение следующих задач: а/ определить, в чем заключается специфика "озеров-ского направления" в драматургии, своеобразие его романтизма; б/ рассмотреть трагедии Озерова с точки зрения формирования в них поэтики предромантизма; в/ определить новое в структуре творческого метода как некоторое устойчивое единство принципов озеровского художественного освоения действительности.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды современных исследователей, посвященные прот блемам романтизма, истории русской литературы XIX века, методике анализа литературных явлений. В работе используется ист_оричо-генетический и. сравнительно-типологический методы.
J .
. ' 5 "
Основным объектом изучения служат художественные произведения Озерова, которые рассматриваются в соответствующем историко-литературном контексте.
Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что материалы диссертация могут бить использованы при чтении общих курсов истории русской литературы первой половины XIX века, специальных куосов истории критики, театра и др.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Харьковского государственного педагогического института им.Г.С.Сковороды. Основные положения исследования были изложены в выступлениях на Межвузовской конференции по проблемам романтизма /П Гуляевские чтения, Калинин, 1988 г./ и УІ научной межвузовской региональной конференции в Томске "Проблемы метода и жанра в русской и советской литературе" /1988г./, а также на научно-практических конференциях в Харьковском педагогическом институте /1986,1987/. По теме диссертаций имеется 6 публикаций. '
Структура диссертации обусловлена задачами исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 177 названий.