Введение к работе
Актуальность настоящей диссертации также состоит в том, что исследование вводит в научный оборот новые материалы о литературе русской эмиграции, предоставляет другим исследователям, в сферу интересов которых входит не только творчество Синявского, но и русская литература последних десятилетий XX в, ценную информацию для дальнейшей работы
Предметом исследования является творчество Синявского, особенно произведения, созданные в лагере и в эмиграции («Голос из хора», «Прогулки с Пушкиным», «Спокойной ночи»), также привлекаются такие произведения, как «Мысли врасплох», «В тени Гоголя», статья «Что такое социалистический реализм», многочисленные интервью и переписка писателя Отбор художественного и биографического материала, ставшего предметом исследования, обуславливается тем, что мы уделяем пристальное внимание не столько определенному произведению, сколько литературному амплуа Абрама Терца и концепции «чистого искусства», которая играет центральную роль в творчестве писателя
Методологической основой диссертации являются теоретические работы русских и зарубежных исследователей Мы опираемся на предыдущие работы по творчеству Синявского, написанные на русском и других языках
Монографии Михаила Михайлова (1967), Евгения Голлербаха (1993), Георгия Гачева (2000), Маргарэт Далтон (Margaret Dalton) (1973), Ричарда Лоури (Richard Loune) (1975), К Т Непомнящей (Catharine Theimer Nepomnyashchy) (1995), Уолтера Ф Колоноского (Walter F Kolonosky) (2003) составили методологическую базу диссертации Именно они формируют историю исследования творчества Синявского как с историко-биографической, так и с художественной стороны
Диссертация теоретически также опирается на труды Ю М Лотмана, Л Я Гинзбург, М П Эпштейна, О Б Вайнштейн Концепция «литературного амплуа» основывается на ряде исследований Ю М Лотмана, в том числе «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века» При дальнейшем рассмотрении этой концепции были использованы понятие «исторический характер», предложенное Л Я Гинзбург («О литературном герое»), а также исследование типов творческого поведения О Б Вайнштейн «Денди мода, литература, стиль жизни» В связи с исследованием роли «рукописное» и «фрагментарности» в творчестве
Синявского использована концепция «эссеизма» как значимого признака постмодернистского искусства, сформулированная в работах М Н Эпштейна
Научное значение диссертации определяется, прежде всего, детальным исследованием взаимосвязи фактической, творческой биографии и литературного амплуа Синявского, которое трактуется как форма самоопределения художника Обширный архивный материал, ставший фактической основой работы, может быть использован при построении учебных курсов, создании пособий, а также в исследованиях, касающихся творчества Синявского, истории советской и эмигрантской литературы третьей волны
Апробация работы осуществлена в публикациях по теме диссертации и в докладах, сделанных на конференциях молодых филологов в Таллине (февраль 2006) и в Тарту (апрель 2006), а также на Днях науки, Ломоносовских чтениях в МГУ (апрель 2005, апрель 2006), на Второй Международной научной конференции «Русская литература ХХ-ХХІ веков проблемы теории и методологии изучения» в МГУ (ноябрь, 2006) Работа была обсуждена на заседании кафедры истории русской литературы XX века МГУ им М В Ломоносова
Структура работы- диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии