Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля Круглова Анна Алексеевна

<
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Круглова Анна Алексеевна. "Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Круглова Анна Алексеевна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Шуя, 2009.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/180

Введение к работе

Творческое наследие И. А. Бунина представляет особый интерес для критиков и литературоведов. Ещё при жизни И. А. Бунина Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький высоко оценили его творчество, считая И. А. Бунина истинно русским, национальным писателем.

С начала XX века отечественные критики и литературоведы неоднократно обращались к доэмиграционной прозе и поэзии писателя. Категорическое неприятие им революции 1917 года и последовавший за этим отъезд И. А. Бунина за границу «открыли» его для зарубежных и эмигрантских исследователей и критиков.

В России произведения И. А. Бунина долгое время не издавались и не исследовались. Собрание сочинений писателя в пяти томах вышло только во времена хрущёвской «оттепели», и это было действительно большим культурным событием в жизни общества.

В 1950 — 1990 годы XX века опубликована серия работ, посвященных творчеству Бунина, однако, несмотря на активное обращение литературоведов к прозе и поэзии писателя, проблемы художественного метода, стиля произведений И. А. Бунина остаются не решёнными. Книги В. В. Афанасьева, О. Н. Михайлова, В. В. Нефёдова, А. А. Волкова, И. П. Вантенкова (1960 - 1970 годы), в большей степени посвящены личности автора и анализу его идейных позиций. Отметим, что в 1980-90 годы XX века эта тенденция продолжает развиваться.

В начале XXI века интерес к «Тёмным аллеям» значительно вырос. Защищен ряд диссертаций, посвященных творчеству И. Бунина. Безусловно, представляют интерес лингвистические диссертации последних пятнадцати лет, затрагивающие проблемы, разрабатываемые в нашей работе (О. А. Мещеряковой, В. А. Ефремова, Е. Л. Груддиной, М. М. Мельник), и литературоведческие диссертации (О. Г. Глининой, И. В. Кирилловой, Е. В. Снежко, Р. В. Акимова, И. В. Щербицкой).

\

Однако наше исследование связано с анализом феноменологии стиля «Тёмных аллей» в контексте всего эмигрантского творчества Бунина. Мы анализируем поэтику жеста и взгляда героев, поэтику времени (именно прием симультанности), поэтику взгляда (цвет, свет, пластику, фактуру описываемого); мы прослеживаем связь творчества Бунина с античным наследием и творчеством романтиков.

Актуальность темы диссертации заключается в том, что в работе изучается эмигрантское творчество Бунина с точки зрения телесно-вещественной эстетики, интерес к которой существенно возрос за последние годы. Мы исследуем эволюцию стилевых доминант от произведений эмигрантского периода до их воплощения в «Тёмных аллеях».

Цель и задачи исследования

Цель исследования - выявление в творчестве Бунина взаимосвязи таких видов искусств, как живопись и литература.

Для достижения цели мы ставим ряд задач:

исследовать жанровую природу лирического и эпического цикла, сборника и произведений, входящих в них;

проследить эволюцию основных тем, мотивов, образов в «Тёмных аллеях» и других произведениях эмигрантского периода в аспекте телесно-вещественной эстетики стиля;

проанализировать поэтику авторского взгляда в творчестве И. Бунина эмигрантского периода, а именно живописную образность, цветовую картину мира, «риторическое слово» в его бунинском понимании;

- проанализировать поэтику жеста и времени в «Тёмных аллеях».
Необходимо подойти к изучению текстов с позиций живописи, фиксируя

культурологический аспект стиля.

Материалом исследования является цикл рассказов «Тёмные аллеи» 1938 - 1949 годов, который многие исследователи называют лучшим произведением Бунина, а также наиболее репрезентативные в мотивном и

образном плане произведения Бунина (роман «Жизнь Арсеньева», повести «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», некоторые рассказы).

Предмег исследования - система мотивов и образов в эмигрантской прозе И. А. Бунина с точки зрения телесно-вещественной эстетики стиля и ее эволюция. Объектом исследования послужила проза писателя эмигрантского периода.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили отдельные положения работ отечественных буниноведов (В. В. Афанасьева, А. К. Бабореко, О. Н. Михайлова, В. В. Нефёдова, А. А. Волкова, И. П. Вантенкова, Ю. Мальцева, О. В. Сливицкой, А. Г. Горелова, И. П. Карпова, С. М. Беляковой), работы, посвященные истории и теории живописи (Ю. М. Кирцера, Н. Н.Волкова, Г. Фрилинга, К. Ауэра, Н. В. Серова, А. Литрис, И. Иттена, В. О. Кандинского), эстетике античности (Г. С. Кнабе , А. Ф. Лосева, В. П. Ракова, А. В. Бармина), а также невербальной семиотике (Ю. М. Лотмана, Г. Е. Крейдлина).

Методология исследования основана на сочетании морфологического подхода, сравнительно-сопоставительного и типологического методов анализа литературных стилей с культурологическим способом осмысления изучаемого материала.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней изучается проблема статуарности образов, внутреннего мира героев, раскрывающегося в системе телесных жестов; анализируется соотношение ареты и ауры в составе стиля как определённых типов повествования; исследуется поэтика времени, а именно проблема симультанности; исследуется слово Бунина - своеобразный сплав риторичности и антириторичности.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Стиль «Тёмных аллей» можно охарактеризовать как синкретический. Лиризм и психологизм воплощены в богатом, поэтически ассоциативном слове писателя. Существенно расширяет возможности художественной выразительности слова Бунина его пластическая природа, цветовые предпочтения автора.

  2. Пластичность описания, а также внимание художника к обнажённой натуре роднят образы Бунина с античной традицией. Древние греки, уравновесив содержание и форму, одухотворили физические инстинкты, придав высший смысл нагому телу. В данном случае в прозе Бунина происходит освоение ведущих эстетических элементов, составляющих культуру античности. Даже слово выступает как телесно-вещественный феномен, в котором, как и в античном искусстве, сосуществуют, отождествляясь, внутреннее и внешнее, как душа и тело, её оболочка.

  3. Для бунинской поэтики взгляда характерно, что повествователь (субъект речи) не локализован в пространстве, хотя в ряде случаев точки зрения повествователя и героя сливаются; также характерен не «далевой», а ближний взгляд на героев. Принцип взаимозеркального отражения человека и вещи - один из важнейших в поэтике «Тёмных аллей». Теоретическая значимость работы заключается в углублении

принципов изучения культурологического аспекта стиля произведения, а также в уточнении стилевых связей творчества И. Бунина с наследием античности, классики и модернизма.

Практическое значение работы. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании в высших и средних специальных учебных заведениях курсов, спецкурсов, спецсеминаров по проблемам теории литературы, истории русской литературы и истории «русского зарубежья».

Апробация. Ключевые положения диссертации отражены в 7 публикациях, в том числе в 1 статье, напечатанной в издании, включенном в Перечень ВАК. Результаты исследования докладывались и обсуждались на

межвузовских конференциях: «Молодая наука в классическом университете», Иваново, 2004, 2005, 2006,2007, 2008; «Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Вопросы теории и истории», Иваново, 2006.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка, включающего 267 наименований.

Похожие диссертации на "Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля