Введение к работе
В отношении прозаического наследия Н.А. Некрасова, выдающегося русского лирика, в отечественном литературоведении складывается ситуация, которая уже не позволяет рассматривать рассказы, повести, романы и фельетоны этого писателя только как произведения вторичные и второстепенные, не имевшие никакого влияния на поэзию художника.
Некрасов много и напряженно работал над своей прозой, о его романах и повестях отзывались Ап. Григорьев, С.А. Венгеров, A.M. Скабичевский, А.Н. Пыпин, писали такие видные исследователи XX в., как В.Е. Евгеньев-Максимов, Г.А. Гуковский, К.И. Чуковский. Однако творчество Некрасова до сих пор изучено однобоко, не представлено как целостная художественная система со сложными межродовыми отношениями.
Некрасов пробовал свои силы в различных жанрах и родах литературы, относился к художникам, которые «нетерпеливо переходят» (Б.М. Эйхенбаум) от одних форм к другим. Получить целостное представление о творческих достижениях писателя можно только тогда, когда будет исследовано взаимодействие всех этих форм.
Настоящая работа является опытом филологического анализа некрасовской прозы и ее связей с лирикой писателя. Рассматриваются также драматические интенции в романах Некрасова.
Актуальность обращения к прозе Некрасова как социокультурному явлению обусловлена тем, что эта часть наследия писателя изучена недостаточно. Неравноценная в художественном отношении, некрасовская проза все еще нуждается в аналитическом рассмотрении, т.к. ее частные и общие (эволюционные) аспекты не получили всестороннего освещения.
Работы Б.Л. Бессонова, Н.Л. Вершининой, И.И. Глуховской, А.Н. Зиминой, О.В. Карамысловой, А.Н. Лурье, Б.В. Мелыунова, Н.Н. Мостовской, Н.Н. Пайкова, Ю.М. Прозорова, безусловно, существенно обогатили некрасоведе-ние, т.к. названные ученые разрабатывали и разрабатывают те глобальные идеи, которые были заложены в трудах В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума, изучавших все разделы оценочной «вертикали» литературы. Однако прозаическое наследие выдающегося русского писателя до сих пор не получило в литературоведении объективной оценки.
Современное некрасоведение пришло к такому этапу своего развития, когда стало необходимым рассмотрение прозы писателя как явления и самоценного, и спроецированного на современную ему беллетристику и классику, а также повлиявшего на процесс формирования Некрасова-лирика.
Научная новизна настоящей работы во многом обусловлена самим подходом к материалу, предполагающим комплексный анализ некрасовской прозы в ее собственно поэтологических, типологических, генетических аспектах, предусматривающим изучение межродовых связей в творчестве писателя.
Впервые «малая» ранняя проза Некрасова, изученная в основном в стилистическом ракурсе и в связях с литературой первой половины XIX века, была
рассмотрена в ином ключе. Предметом исследования на этот раз стала эволюция жанровых структур в творчестве молодого писателя.
Никогда ранее не были столь полно рассмотрены крупные эпические произведения Некрасова в их соотношении с поэтикой классицизма, сентиментализма, романтизма, «натуральной школы», реализма, преломившейся в сознании героев и автора. Изучение жанрово-стилевых отношений через призму литературных традиций позволило автору диссертации сделать выводы как о достижениях Некрасова-романиста, так и о причинах незавершенности его самых значительных произведений.
Изучение романов-фельетонов писателя (созданных в соавторстве с А.Я. Панаевой) автором диссертации было осуществлено как в сопоставлении с произведениями «второго ряда», так и в соотнесении с классической литературой. Такой подход позволил выявить новые грани беллетристического типа творчества: особую функцию тропов, графических средств (курсив, кавычки), приемы имитации жанровых структур.
В работе была рассмотрена некрасовская эстетическая антропология, что дало возможность полнее изучить природу философского тяготения и некоторые законы психологии творчества писателя.
Анализ межродовых отношений позволил наметить перспективные направления в изучении взаимодействия прозы, драмы и поэзии этого универсального художника.
Объектом исследования в диссертации является прозаическое наследие Некрасова. Оно анализируется в соотношении с современным писателю литературным контекстом, как беллетристическим, так и классическим.
В качестве предмета исследования избраны межродовые отношения в наследии Некрасова, жанровый и стилистический аспекты прозы писателя, направлявшего свой поиск в сферы классицистского, романтического и реалистического художественных методов.
Методология исследования. Данная работа основывается на комплексном подходе, соединяющем структурно-типологический и историко-генети-ческий методы в их диахронически-синхроническом единстве.
Структурно-типологический метод позволяет выявить типологию жанровых форм и стилистическую специфику прозы Некрасова.
Историко-генетический метод используется при рассмотрении связей некрасовской прозы с исходными для нее позициями: литературой «второго ряда» и классикой.
Методологической базой диссертации также стали труды таких выдающихся ученых, как А.Н. Веселовский, В.В. Виноградов, Г.А. Гуковский, Ю.Н. Тынянов, которые изучали действие «тайных пружин» (А.Н. Веселовский) эволюции искусства, призывали к поиску истинных истоков новых форм в «готовых литературных запасах»1.
Изучение жанровых и стилистических аспектов прозы Некрасова, законов субъектной организации произведений базируется на методах, предложенных
1 Эйхенбаум Б.М О литературе. М., 1987. С. 190.
такими крупнейшими исследователями, как М.М. Бахтин, Б.О. Корман, Ю.В. Манн.
Труды таких некрасоведов, как Б.Я. Бухштаб, Н.Л. Вершинина, A.M. Гар-кави, М.М. Гин, И.А. Едошина, Г.В. Краснов, Ю.В. Лебедев, Б.В. Мельгунов, Н.Н. Мостовская, Н.Н. Пайков, Н.Н. Скатов, Н.Л. Степанов, Т.С. Царькова, помогли автору данной диссертации выбрать необходимый ракурс исследования некрасовского наследия.
Основная цель исследования определена заданной точкой зрения: автор диссертации стремился выявить законы родовой, жанровой, стилистической динамики некрасовской прозы. Исходя из указанной цели, мы обозначили задачи работы:
показать, как стилистическая «мозаичность» некрасовских произведений отразила эволюцию художника, освобождающегося от диктата «старой риторики» и создающего новую литературу;
рассмотреть формирование в творчестве Некрасова новых жанровых структур, вступающих в сложные отношения с каноническими моделями;
исследовать законы творческого авторского поведения, обусловившие появление определенных сюжетных моделей в некрасовских произведениях;
определить общие принципы субъектной организации прозаических произведений Некрасова;
выявить системообразующие факторы некрасовского романного сознания;
проследить истоки и развитие художественных образов, которые являются «сквозными» в творчестве Некрасова, изучить характер межродовых связей в наследии писателя.