Введение к работе
Данное диссертационное исследование посвящено изучению динамики и эволюции основных мотивов в прозе И А Бунина. Несмотря на многогранность таланта, признание и говестность Иван Алексеевич Бунин приобрел, прежде всего, как прозаик Обращение писателя к вечным темам любви, страсти, смерти, памяти делают его блгоким широкому кругу читателей Для исследователей русской литературы интересно изучение бушшского сюжета, особенностей характеров его героев, детали, пейзажа, языка Именно проза писателя, представляющая собой синтез с поэзией, на наш взгляд, вызывает особый интерес с точки зрения научного исследования
Литературоведению известны труды, посвященные изучению художественного метода писателя, поэтике прозы И А Бунина. Научный интерес к его творчеству с позиции мотивной организации текста проявляли как отечественные ученые (О А Астащенко, НА Трубицина, ЕА Новикова, МС Штерн, НВ Пращерук), так и зарубежные исследователи (Д. Ричардсон, С Крыжицкий, Т Винер, Д Вудворд)
Актуальность нашего исследования определяется тем, что изучение мотивов произведений Бунина пока носит выборочный характер - это отдельные наблюдеши или небольшие статьи, посвященные частным мотивам или анализу конкретных произведений Поскольку изучение мотивной организации прошведений Бунина только начинается, нет пока выработанной методологии анализа мотивов, отдельные статьи не могут, конечно, решить все возникающие вопросы, но интерес исследователей доказывает, что, хотя, эта проблема сложная, она в то же время актуальная и перспективная
Анализ литературного наследства И А Бунина и мотивов его прозы показал, что исследователями рассматривалась поэтика мотива, его классификация и структура, но динамика соотношения и эволюция мотивных рядов в прозе писателя в достаточной мере, на наш взгляд, не исследованы Поэтому изучение динамики и эволюции мотивов Бунина - еще один шаг на пути к осознанию художественной формы писателя как динамической
Проблема исследования заключается в необходимости соединения опыта мотивного анализа как современного и интенсивно развивающегося метода изучения повествовательных текстов с анализом специфики мотивов прозы И А Бунина
Объектом диссертационного исследования является проза И А Бунина (1887-1952 г г)
Предмет - динамика соотношения мотивов прозы И А Бунина и их эволюция
Целью работы является анализ и осмысление динамики и эволюции основных мотивов прозы И А Бунина
Цель исследования определила следующие задачи диссертационного исследования
систематизировать совокупность концепций, раскрывающих основные проблемы теории мотива в отечественном литературоведении,
исследовать художественные возможности категории мотива,
выявить особенности мотивной структуры в прозе И Бунина,
- проанализировать развитие и формирование структуры и семантики
ориенталистских мотивов в свете мировоззрения И А Бунина,
- определить своеобразие развития христианских мотивов в прозе писателя
Методологическую основу предлагаемого исследования составили исследования по теории и истории литературы, исследования, посвященные проблемам теории мотива (А Н Веселовского, В Я Проппа, Л Я Гинзбург, И В Силантьева, В И Тюпы и др.), философские исследования (В С Соловьева, Н А Бердяева и др), исследования по психологии, исследования по творчеству И А Бунина (А Бабореко, Г Ю Карпенко, Н В Пращерук, М С Штерн)
Методы исследования В работе используется комплексный подход к анализу художественного текста, включающий в себя структурно-типологический и сравнительный методы литературоведения
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней предпринят системный обзор концепций теории мотива в современном литературоведении относительно поэтики Бунина и проанализированы сферы функционирования категории мотива, выявлена и проанализирована специфика соотношения мотивов в прозе Бунина, прослеживаются особенности динамики и эволюции мотивов в прозе И А Бунина в свете современной теории мотива
Основные положения, выносимые на защиту:
Поскольку современная теория мотива неспособна в полной мере выявить специфику мотива Бунина, необходима ее корректировка применительно к особенностям изучаемого объекта Будучи в основе своей повествовательным, мотив в поэтике Бунина осложняется выраженным лирическим компонентом Такой мотив не является преимущественно лирическим, поскольку в лирике осуществляется непосредственный скачок от мотифемы к алломотиву, минуя сам мотив, понимаемый, по Проппу, как определенная функция действующего лица, необходимая для дальнейшего развития действия Вместе с тем, мотив Бунина наследует важное свойство лирического мотива - его парадигматичность, ибо всякий «лирический мотив преимущественно парадигматичен, повествовательный - синтагматичен Лирический мотив требует описания в терминах философии имени, описание повествовательного возможно в терминах философии предиката» '
Статус мотива в бунинском повествовании существенно отличен от использования лирического мотива у его старших современников - А П Чехова и Д С Мережковского Если у первого лирический мотив дается чаще всего в виде замкнутого фрагмента, а у второго соединяется с авторским отступлением, то у Бунина он непосредственно организует лирическую ситуацию, достигая такого сплава и «взаимного усиления» (по выражению Н Я Берковского) эпической и лирической природы Вместе с тем, в ряде случаев Бунин сознательно вводит в повествование чеховские мотивы, играю-
'Шатин Ю В Художественная целостность ижанрообразовательные процессы - Новосибирск,-1999 -С 60
щие роль интертекстуального диалога двух писателей (рассказ Бунина «Чаша жизни» и повесть Чехова «Невеста»)
Особая ассоциативная природа бунинского мотива и регулярные лейтмотивные повторы позволили Бунину выйти на философскую тематику Так, постановка уже в раннем творчестве общефилософских вопросов бытия, мира и человека, волнующих писателя своей неразрешенностью, привела Бунина к своеобразной трактовке буддийских канонов, отразившейся во многих произведениях, и, в конечном итоге, способствовала введению восточных мотивов и их пересечению с мотивами, восходящими к иным мировым религиям
Определенная динамика мотивов в прозе Бунина отразила изменения в авторской модели мира Начав в дореволюционных рассказах с констатации разрыва, существующего между судьбой частного человека и человечества, писатель в 1930 - 40-е гг приходит к идее единения человека и человечества Переломный момент эволюции, вероятнее всего, связан с обращением Бунина к крупной повествовательной форме в «Жизни Арсеньева», где писателю оказался необходим художественный опыт Л Н Толстого В большой мере эту динамику отразил очерк Бунина «Освобождение Толстого», подробно исследовавший проблему освобождения от смерти путем такого единения Недаром свой очерк писатель начал словами « совершенный, монахи, не живет в довольстве Совершенный, о монахи, есть святой Высочайший Будда Отверзните уши ваши освобождение от смерти найдено»
Выделенные нами в качестве основных мотивы памяти, веры, жизни и смерти динаминизируют компоненты бунинской художественной структуры, прежде всего композицию и стиль
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выводы, сделанные на конкретном материале, вносят вклад в рассмотрение проблем динамики и эволюции мотивов прозы И Бунина, специфики бунинского мотива в его лирико-повествовательной природе, динамизации структуры текста за счет сложного переплетения мотивных рядов
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее основных положений и выводов в вузовском преподавании истории русской литературы начала XX века, при чтении спецкурсов по теории и истории литературы, в частности, по творчеству И А Бунина, на практикумах по анализу и интерпретации художественного текста на занятиях литературой в общеобразовательных школах
Апробация диссертационной работы Результаты исследования обсуждались на кафедре истории русской литературы и теории литературы ГОУ ВПО «НГПУ», на кафедре русской филологии ГОУ ВПО «Кузбасский областной педагогический институт имени Н М Голянской» Основные положения работы излагались на аспирантских семинарах, докладывались на научно-практических конференциях международной научной конференции «Диалог культур - 5», г Ростов - на - Дону, 2007г, Всероссийской научно-практической конференции, г Тобольск, 2007г, Всероссийской научно-практической конференции, г Кемерово, 2007г, региональной научной кон-
ференции, г Прокопьевск, 2008 г, региональной научно-практической конференции, г Ленинск-Кузнецкий, 2007г, 2008 г Содержание работы отражено в 8 публикациях
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 231 наименование Общий объем работы-221 страница