Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы Игонина, Наталия Александровна

Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы
<
Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Игонина, Наталия Александровна. Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Игонина Наталия Александровна; [Место защиты: Лит. ин-т им. А.М. Горького].- Москва, 2011.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/103

Введение к работе

Филологические исследования «взаимоотношений» эпоса и лирики, прозы и поэзии занимают все более значительное место в русском и зарубежном литературоведении, при этом объектом пристального внимания историков литературы указанные явления становятся в связи с проникновением лирического начала в прозу с середины XIX в.

Вопрос о функционировании лирического в прозе становится актуальным в связи с появлением цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» (1847–1852), а также ряда повестей, таких, например, как «Ася» (1858), «Степной король Лир» (1870), «Вешние воды» (1872) и многих других. Уникальное сочетание прозаического способа передачи и лирического начала так или иначе проявляется во всех рассказах «Записок охотника». В.Г. Белинский отмечал, что лиризм составляет существенный элемент «Записок охотника», зная всего несколько рассказов, вошедших впоследствии в книгу: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!». А. А. Фадеев справедливо указывал на то, что рассказами «Касьян с Красивой Мечи» и «Живые мощи» Тургенев «предвосхитил всю народно–крестьянскую тему Л. Толстого», что его мысль в рассказе «Хорь и Калиныч» о свойствах русского человека «изумительна», что «природа у него русская до конца, она кротка и таинственна в своей поэтичности, она точна до осязаемости и лирически одухотворена».

В 1882 году выходят лирико–философские «Стихотворения в прозе» (Senilia), которые порождают волну споров об их жанровой принадлежности, не утихающие до сих пор. В небольших прозаических произведениях с преобладающим лирическим элементом И.С. Тургенев подводит итог своим жизненным размышлениям. Своеобразное поэтическое завещание, оставленное художником, до сих пор завораживает читателей яркостью красок и неповторимым авторским стилем. Важно отметить, что сам термин «стихотворение в прозе» не является оксюмороном, поскольку первое понятие при его узком и прямом осмыслении отражает лирический характер содержания жанра, «проза» же определяет форму.

Нарастающему интересу к проблеме соединения лирического и эпического начала в художественном произведении способствовал и вышедший в 1858 году (отдельным изданием) цикл путевых очерков И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада». Написанные в виде писем к друзьям, они носили вид интимной и задушевной беседы, нередко простые и небрежные, но всегда неподражаемые по совершенству языка. Особое внимание уделяет автор описаниям природы, поистине поэтическим, лирически переживаемым картинам. Н.А. Добролюбов, улавливая особый подход автора к описанию увиденных мест, в краткой рецензии напишет: «… голос поэта, эпического романиста постоянно слышится в рассказе путешественника».

На рубеже ХIХ – ХХ веков внутрилитературный синтез бурно проявляет себя и становится неотъемлемым элементом русской культуры. Лиризация прозы нашла свое воплощение в творчестве В.М. Гаршина, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева и, конечно, А.И. Куприна, априори считающимся мастером сюжетосложения. Вышеназванным авторам в русле избранной темы уделялось достаточно внимания, лишь творчество А.И. Куприна по-прежнему мало изучено в данном аспекте.

Обращаясь к творчеству А.И. Куприна, исследователи анализировали особенности сюжетосложения, способы типизации, черты доминантных конфликтов в его произведениях, меньше обращая внимание на формы проявления лирического начала. Однако этот вопрос заслуживает особого внимания, поскольку во многих произведениях автор прибегает к приемам, создающим лирический подтекст и — шире — лирический план кажущегося априори исключительно эпическим произведения. В настоящее время этот вопрос значительно менее других теоретико-литературных и историко-литературных проблем исследован и в русской прозе вообще, в частности, в прозе А.И. Куприна.

Настоящая работа посвящена изучению такого явления в художественной словесности, как лиризация прозы, явлению, возможности которого феноменально представлены в произведениях А.И. Куприна. Произведения Куприна, в исследовательском отношении позволяющие выявить с большей, чем у многих его предшественников и современников, долей «чистоты» именно лирическое в прозе, выстроены событийно плотно.

Материалом исследования послужили проза и поэзия А.И. Куприна, дневники и письма писателя, воспоминания современников, а также повести И.С. Тургенева «Поездка в Полесье» (1857) и «Песнь торжествующей любви» (1881), рассказы В.М. Гаршина «Attalea princes» (1880) и «Сказка о жабе и розе» (1884), А.П. Чехова «Рассказ старшего садовника» (1892), Б.К. Зайцева «Волки» (1901), И.А. Бунина «Баллада» (1938).

Предмет исследования: внутрилитературный синтез, по–разному проявляющий себя в прозе и поэзии, а также в малой прозе и крупных прозаических формах.

Объект исследования: особенности динамики взаимодействия лирического и эпического начал в прозе А.И. Куприна, выявить которые позволяют его произведения 1894 – 1927 годов, представленные в контексте русской классической прозы (И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, Б.К. Зайцев), функционирование лирического пафоса (Г.Н. Поспелов) в прозе писателя. В подавляющем большинстве рассказов, повестях и романах Куприн использует специфические формы проявления лирического в эпическом произведении. Но показательны отчетливостью названного феномена те произведения художника, которые детально исследуются в нашей работе: «Куст сирени» (1894), «Столетник» (1895), «Чудесный доктор» (1897), «Сильнее смерти» (1897), «Олеся» (1898), «Серебряный волк», (1901), «Легенда» (1906), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Святая ложь» (1914), «Звезда Соломона» (1920), «Синяя звезда» (1927).

Актуальность диссертационной работы обусловлена, с одной стороны, особой ролью лирического начала в произведениях А.И. Куприна, а с другой стороны, непроясненностью способов реализации этого явления в творчестве писателя. Наличие лирических элементов в произведениях автора не вызывает сомнений (об этом говорят работы многих авторов XX века, например, В.Н. Афанасьева, Л.В. Крутиковой, Ф.И. Кулешова, и современных ученых – филологов, таких как И.Г. Минералова, С. Ташлыков, Н.Н. Старыгина, А.А. Хван и др.), но до сих пор нет системного осмысления роли лирического начала в произведениях А.И. Куприна и способов его актуализации в купринской прозе.

В истории литературы уже сложилась исследовательская практика рассмотрения взаимодействия поэзии и прозы, приводящего к смещению границ лирических и эпических форм, нередко порождающих новый вид произведения, уникальный по своей родовой природе. Вместе с тем, следует уточнить, что лиризм может выступать в произведении не только как жанрообразующий принцип, но и как вид пафоса.

Методологическую основу составляют работы по теории и истории литературы (Ф.И. Буслаев, А.Ф. Лосев, Ю.И. Минералов, А.А. Потебня, Л.И. Тимофеев, В.Б. Шкловский, и др.), по теории лирики и ее взаимодействию с другими родами литературы (А.Н. Веселовский, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, В.В. Кожинов, В.Д. Сквозников, В.Е. Хализев, Б.М. Эйхенбаум и др.), по теории жанров (М.М. Бахтин, Б.М. Томашевский, Ю.Н. Тынянов и др.).

Методы исследования включают принципы сравнительно-исторического, типологического, содержательно–структурного методов, позволяющие эффективно решать поставленные литературоведческие задачи. Материал излагается в хронологической последовательности.

Научная новизна работы обусловлена тем, что вопрос о функционировании лирическое начала в прозе А.И. Куприна и даже доминантном участии его в организации и функционировании прозаического произведения впервые рассматривается под избранным углом зрения и в подобном объеме. В отличие от других современников писателя, например, И.А. Бунина, в произведениях которого филологи объясняли аналогичные явления, творчество Куприна системно с названной точки зрения прежде не рассматривалось. В диссертационном исследовании анализируются произведения А.И. Куприна, для которых характерно взаимопроникновение «родовых идей» (родовой синтез) без преобладания какого – либо начала (лирического или эпического). Впервые предпринимается изучение его рассказов и повестей, написанных в разное время, позволяющее установить, что стиль А.И. Куприна не претерпевает существенных изменений на протяжении творческой жизни писателя, что позволяет определить способы лиризации и показать их функционирование в художественных произведениях. До сих пор этот аспект купринского творчества отмечен лишь в нескольких статьях и попутных замечаниях отдельных ученых-филологов.

Таким образом, при рассмотрении проблем проявления лирического начала в прозе, в диссертационной работе с опорой на новейшие теоретические разработки в области исследования литературы нами ставятся конкретные задачи, позволяющие по–новому рассмотреть особенности литературного мастерства выдающегося русского писателя А.И. Куприна.

Цель исследования — выявить, структурировать и описать способы лиризации в русской малой прозе, в частности, путем сопоставления творчества А.И. Куприна с творчеством таких предшественников и современников, как И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, Б.К. Зайцев.

Задачи исследования:

– рассмотреть современное состояние проблемы взаимодействия содержания и формы различных родовых стихий (лирики и эпоса) на материале мастера прозы А.И. Куприна;

– определить содержание терминов «лирическое начало», «лиризация», «лиризм»;

– разграничить понятия «лирическое», «поэтическое», «психологическое» в прозе А.И. Куприна и его предшественников и современников;

– проследить, как осуществляется в творчестве А.И. Куприна процесс взаимопроникновения эпического и лирического в соответствии с общей тенденцией развития русской литературы от неоромантизма к неореализму;

– выделить в стиле А.И. Куприна системно преобладающие способы формирования лирического плана содержания в прозе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характерной особенностью произведений А.И. Куприна является синтез элементов эпического и лирического начал, наследуемый им у классической русской литературы. Анализ рассматриваемых рассказов и повестей, написанных в разное время, позволил выделить основные элементы стиля прозаика и структурировать способы лиризации.

2. Рассматривая развитие прозы рубежной эпохи, обнаруживая новые тенденции, столь важные для нее, мы убеждаемся в том, что наличие специфических форм проявления лирического содержания в рассказах и повестях А.И. Куприна стало индивидуальной приметой писателя. Сопоставительный анализ произведений А.И. Куприна и различных представителей Серебряного века, таких, например, как А.П. Чехов, В.М. Гаршин, Б.Зайцев, И.А. Бунин, проведенный в работе, как нельзя лучше показывает особенности проявления лирического начала в купринском творчестве в отличие от его маститых предшественников и современников.

3. Обращение автора к возможностям художественного синтеза способствует лиризации прозы у А.И. Куприна. Это позволяет писателю формировать широкий эмоционально–ассоциативный план художественного целого, как это происходит в его сказках и легендах, где характерные черты жанра формируют почти мистический флер в повествовании.

4. Важное значение для формирования образа, сообщения ему лирических черт играет преломление фольклорного материала в художественном произведении. Куприн использует мифы, легенды, различные сказания и предания, притчи, библейские мотивы. Песенные вкрапления, стилизация особого ритмико–музыкальных интонаций восточных легенд выступают как особый способ лиризации прозаического текста.

5. Особую роль в создании лирического плана содержания в рассказах играет именование персонажей, а также описательные портретные характеристики, усиливающие доминантно–существенные черты характеров и способствующее выстраиванию ярких и глубоких духовно–нравственных и внутриличностных конфликтов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Эмпирический материал и результаты теоретической работы могут быть использованы в преподавании вузовских систематических курсов истории русской литературы, курсов по выбору, касающихся проблем теории и истории литературы, стиля прозы в частности; проблем теории русской литературы XIX–ХХ веков, специализаций, посвященных проблемам поэтики литературы рубежных эпох.

Апробация результатов: результаты исследования апробированы в докладах на Всероссийском форуме молодых ученых–филологов «Родная речь – Отечеству основа» (Москва, 2006, 2007), в выступлениях на научной конференции Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» (Москва, 2007), научно–методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» (Москва, 2006, 2007 и 2010), международной научно–практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы» (Липецк, 2007), научно–практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре (Москва, 2007, 2009, 2010). Основные положения диссертационного исследования были изложены в девяти публикациях, в их числе три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, список которых приведен в конце автореферата.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, насчитывающей 319 наименований. Общий объем диссертации составляет 176 страниц.

Похожие диссертации на Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы