Введение к работе
В настоящей диссертации представлена малая проза писателей-священнослужителей 1990-2000-х годов, исследуется специфика образного воплощения религиозных мотивов, нравственных идеалов, особенности их раскрытия.
Многие русские писатели немало думали над вопросами о вере и атеизме, указаниях Божиего Промысла, путях духовного возрастания. Эти проблемы освещали в своих произведениях художники слова разных эпох. В начале ХХ века произошло обновление духовной составляющей литературного процесса. Имена С. Соловьева, В. Свенцицкого, С. Дурылина, иеромонаха Тихона были широко известны. По-новому зазвучали онтологические темы у представителей Русского зарубежья: И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, И.А. Бунина и других. Религиозные тайны притягивали художников слова и в советскую эпоху, несмотря на официальный запрет познания метафизических сущностей.
В конце ХХ – начале ХХI века возродился повышенный интерес к духовным аспектам в творчестве как секуляризованных, так и воцерковленных писателей. Религиозно-философские мотивы, сакральные темы становятся доминантными в многочисленных произведениях этой поры. Их авторы сформировали особый разряд прозы, который критики обозначили термином «православная беллетристика». К ней относят художественные тексты, имеющие выраженный адаптированный, несколько упрощенный характер. В них можно встретить элементы катехизации, т.е. разъяснения канонических основ православия. В произведениях, как отмечает Е.В. Пепеляева, «активно используется древний традиционный жанр видения, схематизируется персонажная система», образ священника, как правило, оказывается клишированным – «это мужчина преклонных лет, <…> с седой бородой, ясными голубыми глазами, “по-детски чистым взглядом”, прямой фигурой». Такой герой, как правило, лишается психологической достоверности.
На этом фоне выделяется проза писателей, имеющих священный сан, так называемая «иерейская проза». Истоки данного направления сформировались в ХIХ веке, когда в потоке светской литературы выделилось духовное направление, подробно разработанное в современном литературоведении А.В. Моториным. «<…>Русские писатели и читатели видели в художественной, “изящной” словесности не столько развлечение, сколько учение о смысле жизни, выражение и действие определенного миропонимания<…>» – пишет исследователь. Современные прозаики-священники понимают духовную суть слова и тот факт, что «<…>с помощью слов отрицать существование духа и души нелепо<…>». Такое обоснование приводит к осмыслению понятий «творческого “направления” и “слога”». «Оставаясь в традиции религиозно-духовного наставничества», художники подводят к главной цели – пониманию «духовного водительства в мире». Отступление от этого призвания «равнозначно отступлению от судьбы и веры», – отмечает в своей работе о деревенской прозе Н.В. Ковтун, размышляя о В.Г. Распутине. Русский писатель видит будущее нации в «обретении потерянного духа», «религиозном единении». С особенной остротой это понимают писатели, имеющие священный сан.
Творчество протоиереев Саввы Михалевича, Николая Агафонова, Андрея Ткачева, Александра Коротаева, Владимира Чугунова, архимандрита Тихона (Шевкунова), священников Ярослава Шипова, Александра Дьяченко заслуживает пристального внимания. Служителей алтаря интересуют пути утверждения в вере, порабощенность греху и борьба с ним, пагубное влияние на людей псевдокультуры, судьбы, искалеченные эпохой безверия, будущее страны.
Скудные материалы о жизненном и творческом пути названных прозаиков можно найти на сайтах интернета. Их произведения выходят в разных издательствах: «Сретенский монастырь», «Сибирская Благозвонница», «Благо», «Родное пепелище», «Никея», «Артос-Медиа», – в основном по благословению архиереев или Издательского совета Русской православной Церкви.
Во многих периодических изданиях публикуются рассказы священнослужителей: в журнале «Родная Ладога» иерея Ярослава Шипова, в журнале «София. Премудрость Божия» протоиерея Николая Агафонова, в журналах «Москва», «Наш современник», «Вертикаль», «Слово», «Роман-газета», «Дальний восток», альманах «Родное пепелище»; в газетах «День литературы», «Литературная газета» – произведения о. Владимира Чугунова. В журнале «Фома» до издания книги печатались выборочно очерки архимандрита Тихона (Шевкунова). Здесь же публиковались воспоминания мирян, знавших выведенных на страницах текста персонажей, имевших с ними непосредственное общение.
Интерес к прозаикам-священнослужителям постоянно растет не только в узком кругу специалистов, но в первую очередь среди рядовых читателей. Особой популярностью пользуется книга архимандрита Тихона (Шевкунов) «”Несвятые святые” и другие рассказы» (2011). Существуют переводы этого текста на английский, сербский, греческий, французский языки. Книга неоднократно была поводом для побед в различных конкурсах. К примеру, в 2012 году она вошла в список финалистов литературной премии «Большая книга» и победила в читательском голосовании, на III Славянском литературном форуме «Золотой витязь» за нее присужден автору «Золотой диплом» (1-ое место). Обладателем «Серебряного диплома» стал протоиерей Владимир Чугунов за книгу «Плач Адама».
Многие писатели-священники являются членами Союза писателей России. На страницах прозы они анализируют жизненные события, опираясь на православное вероучение, помогая читателю обрести истину, укрепиться на нелегком жизненном пути. Л. Толстой писал, что «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и отношений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Прозаики ориентируют читателей в сложных религиозных вопросах, отводя наиболее важным духовным проблемам главное место в художественном пространстве.
Не случайно среди разновидностей малой прозы выделяются праздничные рассказы. Следуя специфике жанра, писатели организуют повествование таким образом, чтобы «пробуждать в читателе религиозные чувства и тем самым подготавливать его к восприятию сверхъестественного, к неожиданным поворотам событий и к метаморфозам в поведении персонажей».
При описании малых жанров, как заметила Е.В. Капинос, повышенный интерес к деталям дает возможность говорить не только о сконцентрированности в них смысла, но и о способности «метонимически представлять всю вещь», сжатость формы позволяет резко ощутить «все ее прогрессивно и регрессивно соотнесенные между собой составляющие», выраженные в новеллистической пуантировке, подчеркивающей концовку.
На данный момент обобщающих работ по творчеству писателей-священников (или одного из них) немного. Монография И.С. Леонова и
В.А. Корепановой «Поэтика православной прозы ХХI века» (изд-во «Ремдер», 2011), посвящена крупным жанровым формам, главным образом романам, священников Николая Агафонова, Алексия Макиевского, Александра Торика, Александра Шантаева, маленький раздел (6 страниц) посвящен рассказам
о. Ярослава Шипова. Круг имен расширен за счет светских авторов: Валерия Лялина, Бориса Спорова, Татьяны Шипошиной. Особо важно, что литературоведы предлагают общее теоретическое обоснование данного русла прозы как литературного направления.
В упомянутой статье Е.В. Пепеляевой, статьях Н.В. Пращарук предпринят анализ отдельных произведений наиболее известных духовных лиц. Уделяют внимание творчеству священников молодые исследователи, в основном студенты-старшекурсники, аспиранты. Большой популярностью пользуется творчество протоиерея Николая Агафонова.
Мнения исследователей при интерпретации мировидения рассматриваемых писателей, при анализе индивидуальных стилей весьма далеки от совпадения. Думается, что существующие на сегодняшний день работы об «иерейской прозе» являются лишь подступами к серьезному научному изучению. Многие аспекты только заявлены, нуждаются в более подробной разработке. Исследователи сосредоточены на беглых, внешних характеристиках, избегают анализа всего спектра художественных решений. Это существенно ограничивает масштаб анализируемых проблем. Осмысление своеобразия авторских стилей, их особенностей находится на уровне разрозненных наблюдений. Практически не исследовались связи творчества священнослужителей с классиками ХIХ века, Серебряного века, Русского зарубежья, советской литературы, не обобщались параллели их произведений с другими ответвлениями и направлениями современного литературного процесса.
Актуальность избранной темы определяется малой степенью изученности творчества писателей-священнослужителей, возрастающим в научной и читательской среде интересом к такого рода прозе. Целостная культура современной жизни не может существовать без осмысления идей и образов, созданных авторами, которые активно участвуют в литературном процессе, являясь яркими и оригинальными творческими личностями, талантливыми мастерами слова.
Научная новизна работы заключается в выборе объекта изучения –проза каждого из писателей-священнослужителей как целостный художественный мир. Проводится комплексный анализ образно-эстетической системы в малой прозе протоиереев Саввы Михалевича, Владимира Чугунова, священников Ярослава Шипова, Александра Дьяченко, архимандрита Тихона (Шевкунова) в литературном, философском и общественном контексте последней трети ХХ – начала ХХI века, особое внимание уделяется религиозно-философскому аспекту их творчества. Предпринята попытка определить аксиологическую и познавательную значимость произведений, охарактеризовать их самобытные черты.
Объектом изучения в данной работе является современная проза малых жанров: очерки, рассказы и новеллы архимандрита Тихона [Шевкунова] («Вредный отец Нафанаил», «Схиигумен Мелхиседек», «Предсказание отца Николая о монашестве», «Об одной праведной кончине», «Преосвяшеннейший послушник»), протоиереев Саввы Михалевича («Рождество. Рассказ эмигрантки», «Тропою натуралиста», «С миром отшедший. Рассказ псаломщицы»), Владимира Чугунова («Луна над погостом», «Старец»), священников Ярослава Шипова («Пеликан», «Соборование», «Уездный чудотворец», «иеромонах Севастиан», «Три рыбы от святителя Николая», «В пустыне, на берегу озера», «Первые послевоенные», «Туда и обратно», «Бизон и Фуфунчик», «Дрова», «Старшой», «Медаль», «Совсем немного геополитики»), Александра Дьяченко («Плоть едина»).
Цель диссертационного исследования – изучить образно-эстетическую систему малых жанров иерейской прозы конца ХХ – начала ХХI в., уделив особое внимание изображению церковного быта и уклада, состоянию воцерковленности современного общества.
Цель определяет конкретные задачи исследования:
– провести целостный анализ образно-эстетической системы избранных писателей-священнослужителей;
– изучить центральные идейно-тематические пласты, образно-содержательные лейтмотивы в избранной для исследования прозе малых жанров, выявить характер их взаимодействия;
– раскрыть индивидуальные черты творческого облика каждого из авторов;
– выявить специфику религиозно-философского, нравственного звучания произведений;
– определить отличительные особенности поэтики художественных текстов, значение и место иерейской прозы в литературном процессе;
– выделить и детально изучить характеры духовных лиц, авторское осмысление их поступков и поведения;
– прояснить роль образов детей в раскрытии духовного облика современной России;
Методологической основой настоящей работы является комплексное использование разработанных в литературоведении подходов: аксиологического, структурно-аналитического, биографического, сравнительно-типологического, герменевтического.
Теоретико-методологическая база данного исследования обусловлена целью работы и ее задачами. В качестве теоретической опоры для осмысления поставленных проблем привлечены труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А.П. Скафтымова, М.М. Дунаева, С.Т. Ваймана, А.В. Моторина.
Основные положения, выносимые на защиту:
– образно-эстетическая система иерейской прозы основывается на религиозном мировоззрении, православной традиции и вместе с тем отличается собственно художественными достоинствами;
– писателям-священнослужителям свойственно представление о творчестве как о высокой миссии, которая требует противостояния идеологии, направленной на удовлетворение только земных потребностей;
– проза духовных лиц связана с основными тенденциями современного литературного процесса, включена в него и, тем не менее, может быть выделена в самостоятельное направление;
– произведения священнослужителей аксиологически ориентированы на религиозные ценности православного вероучения, осмысление Священного Писания, живое, образное толкование церковных догматов;
– запечатленные в рассказах духовные состояния героев многообразны и сложны: наряду со стремлением к высшему Идеалу переданы и чувства отчаяния в моменты горьких испытаний;
– особое мастерство иерейской малой прозы состоит в художественном воссоздании богообщения, суровом описании пороков современного мира, его пагубного влияния, богооставленности, а также суггестивном изображения спасительности аскетического пути, приобщения к таинствам Церкви.
Научно-практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов для дальнейшего изучения прозы писателей-священников. Результаты исследования дают возможность применить положения, методологические подходы в дальнейшем изучении истории русской литературы. Впервые собранная и систематизированная библиография, основные положения исследования, выводы могут быть применены в практике вузовского преподавания, на лекциях и практических занятиях по курсу «Современная русская литература», в спецкурсах и спецсеминарах для студентов-филологов и культурологов, на факультативных занятиях, в школьной практике преподавания литературы и проведения внеклассных мероприятий.
Апробация диссертационного исследования. Работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы ХХ века МГОУ, а также на аспирантском семинаре. По теме опубликовано три статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Вестник МГОУ, серия «Филология»: 2012, № 5; 2013, № 1; 2013,
№ 4). Основные положения исследования изложены в докладах на конференциях: «Духовные начала русского искусства и просвещения: Х, ХI, ХII, ХIII международные Никитские чтения» (Великий Новгород, 2010, 2011, 2012, 2013), «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья: Международная научная конференция» (Москва, 2011, 2013), «Поэзия русской жизни в творчестве И.С. Шмелева» (Шмелевские чтения, 2009, 2011).
Писатели-священнослужители занимают неоспоримое место в довольно коротком списке хранителей исконных традиций отечественной литературы, защитников чистоты и совершенства русского языка. Их творчество обогатило прозу конца ХХ – начала ХХI века. Это своего рода культурный феномен, свидетелями и современниками которого мы являемся. Данная работа – один из первых шагов на пути его изучения.
Имена архимандрита Тихона (Шевкунова), протоиереев Саввы Михалевича, Владимира Чугунова, священников Ярослава Шипова, Александра Дьяченко не упоминаются в литературно-критических обзорах развития современной литературы. Исследование ныне существующих прозаиков, творческие пути которых далеки от завершения, имеет свои сложности с методологической точки зрения, но вместе с тем и свои преимущества. Такие произведения помогают встать на путь христианских добродетелей, преодолевая сопротивление собственного эгоистического я и окружающей действительности – с ее культом денег. Творчество священников актуализирует действенное постижение «высшего смысла человеческого существования, онтологического статуса личности», мобилизует читателя на духовные искания, что было характерно для русской классической литературы.
Жанр христианских рассказов, без сомнения, имеет нравственную и художественную ценность. Этот пласт литературы помогает ориентироваться в современном обществе, с его «новой культурой», апофеозом плотских желаний, направляет на путь к жизни, основанной на евангельских идеалах.
Структура работы мотивирована ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.