Введение к работе
Творчество Максима Горького, писателя с мировым именем, величайшего выразителя идей своего времени, за последние тридцать лет истории литературы (1980-2010-х гг.) прошло через разного рода переоценки и переосмысление. Часто критики и литературоведы используют наследие писателя для негативных характеристик и его самого, и эпохи, в которую он жил, однако само Время свидетельствует, что А.М.Горький равновелик этому Времени и как классик направляет исследовательскую мысль в поле масштабности, дающее возможность по-новому, из другого рубежа веков постигать и частные, и общие вопросы его подлинных художественных открытий.
В 1920-е – 1930-е годы А.М. Горький завершает произведения «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», «Васса Железнова». Одновременно А.М.Горький выступает не только как автор, писательской практикой утверждающий жанр очерка, но и как его теоретик.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения своеобразия жанра очерка и очерковой формы в горьковском наследии в названную эпоху, выявления их специфики в динамике. Очерковое начало в большей или меньшей степени проявляется в разножанровом и многообразном творчестве А.М. Горького. В ранних очерках (цикл «Очерки и наброски» 1895 г., два тома «Очерков и рассказов» 1898 г.) молодой Горький обращается к читателю с прямой оценкой явлений общественной жизни, практически каждый том собраний сочинений писателя включает очерки. При этом в его стиле современники угадали черты, которые получат развитие и упрочатся в очерках 1920-х – 1930-х годов. А.П. Чехову принадлежит такой «литературный портрет-набросок» Горького: «Вы по натуре лирик, тембр у Вашей души мягкий. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. Грубить, шуметь, язвить, неистово обличать – это не свойственно Вашему таланту». Как проявляется этот «талант» в последние два его десятилетия писательской деятельности? В 1920–1930-е годы очерк оказывается доминантным в творческой лаборатории А.М.Горького, поскольку этот жанр более других соответствует быстротечности и динамичности преобразований, происходящих в новой России. С другой стороны, очерки, рассказы, этюды, «зарисовки с натуры» 1920-х гг. формировали подходы писателя к крупномасштабной прозе – эпопее «Жизнь Клима Самгина», к пьесам нового времени. Именно эта «двусоставность» очерка (он и самостоятельный жанр, и форма литературно-художественного отражения многогранной жизни, и «предварительный опыт», определяющий индивидуальный стиль) дает возможность уточнить особенности работы А.М. Горького – мыслителя и художника.
Материалом исследования являются очерки и рассказы с выраженной очерковой составляющей, вошедшие в циклы «По Руси» (1912–1917), «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), «Рассказы 1922–1924 годов», «По Союзу Советов» (1928-1929).
Объект исследования – индивидуальный стиль писателя, имеющий свои характерные черты в названном жанре.
Предметом диссертационного исследования являются приемы, позволяющие указать на характерологические приметы жанра очерка и его форму, а также те средства выразительности, к которым прибегает автор, создавая как отдельные вполне самостоятельные произведения, так и метатекстовые единства, состоящие из текстов, которые сам автор квалифицирует как очерк и рассказ.
Научная новизна работы. В исследованиях, посвященных различным сторонам творчества А.М. Горького, очерк изучается и как самостоятельное явление, и в контексте стилевых исканий писателя, при этом рассмотрение его как полижанрового единства, выявление синтеза жанров и форм, с одной стороны, а с другой, – определение сюжетно-композиционных и описательных особенностей отдельного произведения и смыслов, порождаемых в этом же произведении, когда оно оказывается частью цикла, – предпринимается впервые. Впервые предпринимается исследование очерковых произведений, циклов и книг А.М.Горького 1920-х —1930-х годов в их ретроспекции.
Цель исследования — воссоздать динамику жанра очерка, выявить особенности очерковых форм позднего Горького и их художественно-документальную специфику.
Исходя из понимания цели исследования, сформулированы следующие задачи:
– проследить историю и проанализировать практику обращения А.М.Горького к жанру очерка и изучить приемы и методы, используемые писателем в работе над ним;
– выявить особенности стиля очерков и книг, а также циклов очерков А.М.Горького 1920-х – 1930-х периода его творчества;
– охарактеризовать особенности очерка в произведениях, названных А.М.Горьким рассказами.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили следующие работы:
– по теории и истории цикла и очерка (А.А. Воронцова-Маралина, М.Горький, М.Н. Дарвин, А.Г. Коваленко, Л.Е. Ляпина, С.В. Рудзиевская, И.В. Фоменко, С.А. Червяковский, М.К. Шемякина, А.М. Шумский, А.С.Янушкевич и др.);
– по проблемам жанра (В.Н. Гречнев, Т.М. Колядич, И.В. Резчикова, И.А.Сыров, Б.В.Томашевский, а также исследования Т.А. Беневоленской, В.П. Вомперского, Е.И. Журбиной и других ученых-филологов и журналистов, рассматривающих проблемы очерка);
– по различным аспектам стиля (П.В. Басинский, В.С.Барахов, А.А.Газизова, Ю.И.Минералов, И.Г. Минералова, Б.В. Михайловский, Л.В.Полякова, Л.А. Спиридонова, С.И. Сухих, С.И. Тимина, Л.А. Трубина, др.)
Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использования полученных результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении литературного наследия А.М. Горького и жанра очерка в научных филологических исследованиях и вузовском образовании.
Положения, выносимые на защиту:
-
Жанр очерка и очерковые формы в творчестве Горького в силу своей специфики являются стимулирующими, формирующими и конвергенцию, и синтез на различных уровнях художественно-документального целого.
-
Несколько групп очерков, обладающих характерными особенностями, выделяются традиционно (художественно–публицистические, художественно–документальные и документальные). В зависимости от задач, определенных А.М.Горьким, в его прозе обычно доминируют черты той или иной группы, вступающей в конвергентные отношения с собственно художественными приемами. Выделенная тенденция указывает на полифоничность очеркового наследия писателя.
-
Очерковое начало является определяющим в малой прозе писателя 1920-х-1930-х годов, т.е. в произведениях малых жанров доминируют не сюжетное повествование, а различные формы описания.
-
Внимание писателя к различным вариациям и типам портрета указывает на характер стилевых приемов, которые «изображают», «живописуют» внутренний мир героя, сущность характера выявляется через соположение и взаимоотражение индивидуальных и типических черт.
-
Специфика художественно–документального и документального жанров в творчестве А.М.Горького заключается в том, что нет определенных четких признаков отличия очерка от рассказа и одного типа очерка от другого. Часто у Горького в рассказе доминируют очерковые компоненты, формирующие образ «подлинности», документальности событий и правдоподобия сюжета, а «рассказ», помимо прочего, напоминает о правде «устного свидетельства».
-
В книгах А.М. Горького прослеживается «диалогичность» как изменившийся вид авторского присутствия. В очерках цикла «По Руси», повествование ведется от первого лица, писатель принимает участие в диалогах с персонажами, в цикле «Заметки из дневника. Воспоминания» Горький чаще выступает в роли свидетеля и рассказчика одновременно. Однако в «Рассказах 1922-1924 годов» на повествование ведется от лица героев очерка.
-
В очерках цикла «Заметки из дневника. Воспоминания» отсутствует фабула, хронологическая последовательность при описании событий игнорируется, и развитие центральной коллизии переносится из плана повествования в план описания. Создавая макросюжет о человеческом пути, А.М. Горький стремится постичь и осмыслить суть путей нового, современного ему человека.
-
В отличие от ранних циклов, «Рассказы 1922–1924 годов» демонстрируют динамику в портретных характеристиках персонажей от выразительных метафорических характеристик и сравнений с ярко выраженным зооморфным образом к олицетворениям и персонификации неодушевленных предметов.
-
Документальные очерки, вошедшие в цикл «По Союзу Советов», можно рассматривать как наброски, эскизы книги о новой России, ее новых завоеваниях. Цикл «По Союзу Советов», состоящий из пяти самостоятельных частей, в каждой из которых представлен ряд зарисовок и этюдов, является образцом подлинно очерковой формы и его глубина осознается читателем благодаря устанавливаемому А.М.Горьким диалогу книг «По Руси» и «По Союзу Советов».
Структура диссертации соответствует цели и задачам работы и состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка используемой литературы (всего 180 наименований). Общий объем диссертации 164 страницы.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании аспирантского семинара, на заседании кафедры русской литературы ХХХХI веков и журналистики, изложены в докладах на научных и научно-методических всероссийских конференциях в МПГУ, МИОО, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, а также в шести публикациях, в их числе в трех статьях (в изданиях, рекомендованных ВАК РФ).