Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза С. Н. Сергеева-Ценского 20-х начала 30-х годов : (Мир художника, реальность бытия) Хворова, Людмила Евгеньевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хворова, Людмила Евгеньевна. Проза С. Н. Сергеева-Ценского 20-х начала 30-х годов : (Мир художника, реальность бытия) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гос. ун-т.- Тамбов, 1995.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/569-7

Введение к работе

Актуальность исследования. С.Н.Сергеев-Ценский - один из крупнейших художников XX столетия, обогативший национальную литературу яркими открытиями в области философии и поэтики словесного искусства. Он вместе со своими великими современниками Горьким, Буниным, Л.Андреевым, Шолоховым, Платоновым, Замятиным, Ремизовым и другими писателями стоит у истоков обновляющейся русской прозы, судьбой поставленной под тяжелый общественно-политический пресс истории.

Без четкого знания творчества столь крупного художника, каким был и остается для нас Сергеев-Ценский, невозможно составить подлинное, всестороннее представление об истории русской литературы послереволюционного периода в целом.

Сергееву- Ценскому суждено было стать свидетелем величайших социальных преобразований. Он пережил три революции, две мировых и гражданскую войну. Разумеется, сложность, противоречивость, трагичность судьбы Отечества не могли не отразиться на мировоззрении и творчестве художника.

Ценский - писатель трагической судьбы. Долгие годы исключалась возможность составить четкое представление о творческих взглядах и общественно-политической позиции писателя послереволюционного времени. Одна из причин - чрезмерная политизация истории литературы и литературоведческой науки, и как результат - искажения критических оценок, неизбежные их противоречия. Но, надо сказать, о Сергееве-Ценском и писали сравнительно немного: мало создано монографических литературно-критических исследований, не составлена полная и четкая библиография его произведений, не уточнены детали жизненного и творческого пути, не выверены художественные тексты. Трудность в изучении творчества писателя обусловлена тем обстоятельством, что во время Великой Отечественной войны личный архив Ценского исчез из оккупированной немцами Алушты. По свидетельству работников Алуштинского мемориального дома-музея С.Н.Сергеева-Ценского, следы архива обнаруживаются в Германии, Румынии или США. Не исключен вариант, что документы были просто ликвидированы или сгорели. В связи с этим большой научный интерес представляют сохранившиеся архивные материалы, новые для современного читателя, по понятным причинам не опубликованные ранее и только теперь частично открытые для изучения.

"Темным пятном", а потому интересным и перспективным для изучения остается период творчества Ценского 1917-1934 годов, период,

явившийся своеобразным итогом творческих исканий Сергеева-Ценского предреволюционного времени и в то же время открывший перспективу для создания эпических полотен в последующие десятилетия. Его проза 20-х - начала 30-х годов практически не исследована. Опубликованные с многочисленными купюрами, небрежностями и часто не под авторскими названиями - именно в таком виде произведения писателя известны читателям и критикам. Поэтому очень важен текстологический аспект изучения творчества Сергеева-Ценского.

Целью диссертанта является рассмотрение широкого спектра вопросов творчества, эволюции Сергеева-Ценского, анализ героя, традиций, поэтики его прозы. В прозаический контекст включено богатое эпистолярное наследие писателя.

Творчество Сергеева-Ценского рассматривается в аспекте традиций русской классики и его собственных открытий, отмечаются бесспорные находки, одновременно констатируются субъективные и даже в некотором смысле предвзятые, излишне эмоциональные выводы и высказывания художника.

Методологической и теоретической: основой диссертации являются труды крупнейших русских философов, критиков, литературоведов и филологов, современных теоретиков и историков литературы. Осмыслены работы наиболее ярких представителей РАПП и других литературных группировок 20-х годов. Использованы наблюдения и оценки известных советских ценсковедов. Автор опирается также на опыт кафедры литературы Тамбовского университета в исследовании русской литературы XX века.

Исследовательский метод совмещает изыскательский, структурно-типологический, текстологический, сравнительный подходы к творчеству писателя. Изучение особенностей поэтики дает возможность понять авторский замысел, определить творческий почерк Сергеева-Ценского и выявить общие тенденции художественного письма, которые сложились в 20-е годы и стали определяющими для целой плеяды выдающихся мастеров художественного слова того времени.

Предмет исследования. В 1917-1934 годы Сергеевым-Ценскнм было написано много: роман, повести, рассказы, драматические произведения, стихотворения. Сложность, многожанровость и многонроблем-ность произведений Ценского этих лет, а также строго определенные рамки диссертации не позволили рассмотреть наследие писателя послеоктябрьских лет в полном объеме. Пришлось, к примеру, оставить за рамками диссертации подробный анализ романа "Обреченные на гибель", интересного варианта 1923 года, который в силу определен

ных, неизвестных автору настоящей диссертации причин был включен в уже прижизненное Собрание сочинений Ценского в измененном виде. Вне сомнения, этот роман должен стать предметом самостоятельного изучения и рассматриваться по желанию автора как продолжение романа "Валя". На страницах настоящей работы представлено исследование повестей и рассказов Сергеева-Ценского 1917 - первой половины 30-х годов. Думается, что анализ именно этих произведений дает наиболее полное представление об идейных и формальных исканиях, об общественно-политической позиции и эстетических принципах писателя переломного в истории России периода.

Научная новизна работы определяется прежде всего тем, что к исследованию впервые привлекается и свободно цитируется обширный архивный материал: рукописи неопубликованных и основательно испорченных купюрами произведений Ценского, богатейшее неизученное эпистолярное наследие писателя, документы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, в Институте мировой литературы им. М.Горького, в Отделе рукописей российской государственной библиотеки и Института русской литературы (Пушкинского Дома), в Алуштинском литературно-мемориальном музее С. Н.Сергеева-Ценского'

Уточняются взгляды писателя на эпохальные исторические события в России, на литературный процесс 20-х годов, определяются его творческие принципы, отношение к литературным обществам и группировкам.

На страницы настоящей работы впервые выносятся некоторые неизвестные подробности биографии Ценского, аргументированно корректируется версия о "десятилетнем молчании" Ценского-писателя.

Впервые исследуются всесторонне история создания и публикаций повестей и рассказов послеоктябрьского периода, идейная и философская основа, проблематика, особенности поэтики полных, авторских текстов повестей и рассказов Сергеева-Ценского.

Повести Ценского первой половины 20-х годов, вошедшие в цикл под общим названием "Крымские рассказы", относятся к ряду произведений русской литературной классики (и рассматриваются в этом

1. Автор диссертации выражает признательность работникам Российского государственного архива литературы и искусства, директору Алуштинского литературно-мемориального дома-музея С.Н.Сргеева-Ценского кандидату филологических наук Цыганнику В.П., научному консультанту Зотову АЛ. за помощь, оказанную в работе с архивными материалами.

ряду), выразивших почти моментальную реакцию автора на богатуї противоречиями эпоху. Сергеев-Ценский осмысливал послеоктябрь ский период с позиций гуманистических и культурных ценностей на чала XX века. Философия гуманизма прозы Ценского - одна из ключе вых проблем, решаемых в диссертации. Так проблематика прозы Цен ского этого времени обозначается впервые.

Рассказы и повести Сергеева-Ценского рассматриваемого период на страницах критических работ оценивались, как правило, весьм предвзято. Практически никто не рассматривал эти произведения общем контексте творческой эволюции художника, никто подробно н говорил об их роли в процессе развития творческого мироотношени. Сергеева-Ценского.

На страницах диссертации предлагается новая, отличная от обще принятой и, разумеется, не претендующая на бесспорность концепції: развития творческого мироотношения Ценского.

Результаты исследования позволяют существенно откорректироват уже прочно сложившиеся, во многом неверные представления о твор ческих взглядах и общественно-политической позиции писателя, кото рые отнюдь не прямолинейны, а сложны и противоречивы, а одноврс менно и достаточно цельны и выстраданны. Это позволяет в нескольк< ином, чем принято, ракурсе представить литературный процесс 20-: годов в целом.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертацш могут быть использованы при изучении курса истории русской литера туры XX века в школе и вузе, а также при издании и комментированш произведений Сергеева-Ценского 20-х - начала 30-х годов.

Апробация полученных результатов. Текст диссертации и отдельны* ее материалы обсуждались на кафедре литературы Тамбовского госу дарственного университета, а также в Алуштинском литературно мемориальном музее С.Н.Сергеева-Ценского. По проблематике работь диссертантом прочитаны доклады на межрегиональных и международ ных научных конференциях,научных чтениях, проведенных в Тамбов ском государственном университете (Русский фольклор: проблемы изу чения и преподавания: Тамбов, 1991; Творчество Е.Замятина: нробле мы изучения и преподавания: Тамбов, 1992; Творчество Е.Замятина взгляд из сегодня: Тамбов, 1994), а также на Областной краеведческое конференции, проведенной в Тамбове в 1992 году, на ежегодных внут-ривузовских конференциях, проведенных в Тамбовском университете Частично результаты исследования диссертанта использованы при чтении им лекций по литературному краеведению, на семинарских заня

тиях со студентами по русской литературе XX века. По тематике диссертации опубликовано 8 работ.

Структура диссертации. Поставленные задачи определили структуру исследования. Оно состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Проза С. Н. Сергеева-Ценского 20-х начала 30-х годов : (Мир художника, реальность бытия)