Введение к работе
Актуальность проблематики диссертационного исследования определяется 1) его междисциплинарным характером; 2) соответствием диссертации приоритетному направлению современного литературоведения, связанному с изучением национальной специфики искусства, этнокультурного облика народов, духовных и эстетических ценностей русской литературы и фольклора; 3) обращённостью к такому феномену национальной культуры, как литература Русского Зарубежья, ярким представителем которой является Е.И. Замятин; 4) высокой степенью востребованности литературно-краеведческого компонента истории отечественной литературы.
Материалом исследования является прозаическое наследие Е.И. Замятина с привлечением мемуарных и эпистолярных источников, публицистики писателя, прозы его современников и произведений русской классической литературы, а также бытовые реалии русской провинции рубежа XIX-XX веков.
Объект анализа – быто-бытийная проблематика прозы Е.И. Замятина.
Предметом изучения стали особенности художественного отражения материально-бытовой культуры в прозе Е.И. Замятина с её философскими, мифопоэтическими, архетипическими доминантами, создающими эстетическую систему представлений писателя о национальном мироустройстве.
Цель диссертационного исследования заключается в анализе художественного своеобразия прозы Е.И. Замятина, отразившей особенности развития русской бытовой культуры и представлений русского народа о мироустройстве; системном анализе замятинской поэтики в контексте философско-эстетических исканий автора; исследовании эстетической системы писателя, выстроенной им на основе глубинного освоения уклада повседневной жизни, совокупности нравов, обычаев, традиций русского народа.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи:
- выявить и проанализировать эстетические, философские и художественные источники формирования художнической позиции Е.И. Замятина; исследовать художественный мир писателя как уникальное философско-эстетическое единство, высветить корневую связь замятинской эстетики с национальными архетипами и традициями;
- определить ключевые образы и мотивы, в наибольшей степени выразившие философско-эстетические искания Замятина, описать образные формы раскрытия эстетической программы писателя;
- охарактеризовать онтологические ориентиры художника, способствующие обращению писателя к сюжетике родной земли; проанализировать образ земли как доминантный в замятинской эстетической системе; осмыслить единство национального и общечеловеческого в этом образе;
- выявить функции сюжета земли в представлениях писателя о быте и бытии России, судьбе русской провинции, проследить эволюцию художественного социума города и деревни в эстетической системе Замятина;
- определить роль национальных архетипов дома и семьи в замятинской эстетике русского бытия, проанализировать художественные функции образов женщины и матери;
- выявить эстетический потенциал имён замятинских персонажей, выражающих бытийную сущность и моделирующих художественный мир произведений;
- раскрыть национальную природу таких художественных образов, как сад, храм, поле; определить художественную функцию метафор ночи и сна.
Теоретико-методологическая база диссертации формировалась с опорой на историко-культурные и историко-литературные подходы Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Б.М. Томашевского, В.Е. Хализева; трактовку художественного образа В.В. Виноградовым, учение Н.А. Бердяева о русской идее и национальном характере; философские концепции имени П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева; понятие интегрального образа и теорию синтетизма Е.И. Замятина; труды о типологии культур и семиотике Ю.М. Лотмана. Методология диссертации базируется на основе известных концепций русского крестьянского быта П.А. Сорокина, бытия и времени М. Хайдеггера, онтологических учений Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского.
Изучены работы и учтены научные оценки современных отечественных и зарубежных замятиноведов: А.И. Ванюкова, Л. Геллера, А. Гилднер, Р. Гольдта, Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеева, Н.Ю. Желтовой, С.Н. Капустиной, Н.Н. Комлик, О.Н. Михайлова, Л.В. Поляковой, И.М. Поповой, А.С. Сваровской, О.Е. Чернышовой, И.О. Шайтанова и других.
В работе используются историко-культурный, историко-литературный, структурно-поэтический, мифопоэтический, социологический, биографический, интерпретационный методы и подходы.
Учтён опыт работы кафедры истории русской литературы и Международного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в исследовании замятинской проблематики художественного творчества в контексте русских национальных культурных традиций.
Новизна диссертации заключается в избрании этнокультурологического ракурса исследования самобытной прозы Е.И. Замятина; в целенаправленном анализе художественного мира писателя как эстетического феномена, аккумулировавшего лучшие традиции русской культуры; в изучении поэтики писателя в контексте историко-философских, социально-этических и нравственно-эстетических представлений русского народа о мироустройстве.
Новый подход на страницах диссертационного исследования к прозаическому наследию Е.И. Замятина обусловил новые прочтения многих известных произведений художника.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существенное влияние на формирование мировоззрения и эстетической системы прозы Замятина, выразившей знания писателя о национальной истории, философии и культуре, оказала русская провинция как уникальный национальный культурный феномен.
2. Образ земли – базисный компонент художественного мира Евгения Замятина. Эта универсальная метафора стала воплощением социальной трагедии народа: люди оказались оторванными от своих корней, заброшенными «на кулички» бытия. Земля приобрела художественный смысл символа национальной жизни и одновременно утраты исторической перспективы России.
3. Русский город на страницах прозы Замятина с его художественным антуражем является частью национального космоса, смыслообразующим компонентом модели народного бытия, выражающим нравственно-эстетические идеалы художника. В замятинской поэтике город замещает особое культурно-семиотическое пространство, отразившее представления писателя о способах организации художественного мира и о судьбе патриархальной России.
4. Национальный образ дома в эстетической системе Замятина занял место ключевого символа русского быта и знака трагической эпохи утраты национальных истоков. В нём соединилось материальное и духовное, бытовое и бытийное, отразилась глубинная связь семейных и национальных основ жизни («Уездное», «Мамай», «Пещера», «Рассказ о самом главном», «Икс»). Дом воплотил особенности материальной и духовной культуры русского крестьянства и стал динамичной моделью трагического бытия России начала XX века. С этим художественным обобщением в замятинской поэтике сопряжены образ женщины-матери и тема семьи.
5. Образ матери, с которым художник связывал свои прогнозы на сохранение, спасение духовной красоты русского человека, – фундаментальная составляющая панорамных картин национального бытия в художественной прозе Замятина. Для его творчества характерна эволюция образа, его динамика («На куличках», «Чрево», «Полуденница», «Мы», «Рассказ о самом главном», «Мученики науки»).
Е.И. Замятин напряжённо размышлял о нравственной и физической красоте русского человека, о сферах его телесного и духовного бытия. Внимание писателя обращено к онтологическим проблемам, постигаемым через оппозиции живое-мёртвое, духовное-плотское, святое-грешное.
6. Огромным эстетическим потенциалом в прозе Е.И. Замятина обладает выбор имён героев. Имя формирует художественно-эстетическое единство произведения, выражает онтологическую, бытийную сущность героя и вместе с тем служит особым средством создания художественной реальности, создаёт ландшафт художественного произведения («Уездное», «На куличках», «Непутёвый», «Колумб», «Мы»).
7. Углублению авторского взгляда на национальное бытие служат метафоры ночи и сна. Замятинский ночной пейзаж отражает сложность организации бытия, задаёт определённую модель восприятия окружающего мира. Богатая система образов-символов (неба, земли, солнца, ночи, луны и других) придаёт явлениям природы сакральное значение, значительно расширяя границы бытия.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что изучение творчества Замятина позволяет шире и одновременно конкретнее представить эстетическую парадигму русской литературы XX века, её взаимодействие с историко-культурными, миромоделирующими, общефилологическими явлениями и процессами. Предлагаемая концепция способствует дальнейшей разработке и более глубокому анализу путей влияния эстетики национальной культуры на художественный мир русской прозы XX века.
Практическое значение работы. Материал диссертации имеет фундаментальное значение для науки о литературе и может быть использован в создании и уточнении общей концепции истории русской литературы XX века, литературы Русского Зарубежья; в практике преподавания истории русской литературы в школе и вузе, а также при разработке методических рекомендаций по проблемам изучения этнопоэтики, связанным с вопросами национального своеобразия русского культурного наследия.
Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры истории русской литературы, занятиях кафедрального аспирантского объединения, научного семинара «Исследование русской литературы: взгляд из сегодня» при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Они представлены в научных докладах на 3-х зарубежных международных (Польша, Краков, 2005, 2010; Кипр, Пафос, 2010), 11-ти международных российских (Тамбов, 2004, 2009, 2010; Елец, 2006; Воронеж, 2007; Мичуринск, 2007; Саратов, 2008; Пермь, 2009; Москва, 2009; Пятигорск, 2010; Ростов-на-Дону, 2011), 14-ти всероссийских (Тюмень, 2005; Тамбов, 2004-2011; Бийск, 2006; Барнаул, 2010) и 10-ти региональных (Тамбов, 2005-2011) конференциях.
По проблематике исследования опубликовано 35 работ, из них 1 – в зарубежном издании, 3 – в изданиях из списка ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура диссертации включает Введение, две главы («Поэтика национального бытия в прозе Е.И. Замятина», «Национальные архетипы дома и семьи в творчестве Е. И Замятина: к эволюции эстетики быта и бытия») и Заключение. Содержание глав изложено в девяти параграфах. Приложен Список использованной литературы.