Введение к работе
Несмотря на чрезмерную популярность и востребованность исследований о Петербургском тексте русской литературы, ставших базой для создания разнообразных концепций иных городских текстов, перспективы и возможности изучения целых пластов, связанных с традицией Петербургского текста, так и не исчерпаны.
Исследование Петербургского текста в прозе известных русских писателей XX века В. Каверина, К. Вагинова, является актуальным и продуктивным для уточнения, выявления доминантных черт Петербургского текста русской литературы и для рассмотрения поэтики творчества В. Каверина, К. Вагинова под новым углом зрения.
Таким образом, объектом исследования в данной диссертации избраны романы 20-30-х годов XX века К. Вагинова «Козлиная песнь», «Труды и дни Свистонова» и В. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», повести «Большая игра».
Предметом исследования является Петербургский текст в русской прозе 20-30-х годов XX века, мифы и субстраты, его составляющие, особенности поэтики и своеобразие «вещного мира», как важные доминанты Петербургского текста.
Целью работы является уточнение уже ставших классическими
характеристик Петербургского текста, особенностей мифологии города в
наблюдениях над прозой 20-30-е годов XX века, расширение
хронологических рамок Петербургского текста, включение в него произведений новой эпохи. Анализ произведений таких авторов, как К. Вагинова и В. Каверин, позволяет внести новые черты, характеризующие этот феномен русской литературы, которые не становились объектом исследования в рамках литературы, формирующей Петербургский текст.
В соответствии с указанной целью в работе ставятся следующие задачи:
выявить и проанализировать основные категории и принципы построения вещного мира, как одной из наиболее важных доминант в структуре Петербургского текста русской прозы 20-30-х годов XX века;
ввести в контекст Петербургского текста мифологемы, использованные в романах К. Вагинова «Козлиная песнь», «Труды и дни Свистонова» и произведениях В. Каверина «Скандалист, или вечера на Васильевском острове», «Большая игра»;
охарактеризовать специфику художественных средств, с помощью которой раскрывается образ Петербурга в указанных произведениях;
обнаружить интертекстуальные связи анализируемых романов с классическими произведениями Петербургского текста XIX -начала XX века.
Методологическая основа работы определяется спецификой заявленной темы диссертации и включает в себя принципы историко-литературного и структурного анализа. В исследовании реализуется комплекс подходов, которые изучались в трудах Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, М.В. Безродного, А.А. Данилевского, Р. Д. Тименчика, В.Н. Топорова.
Научная новизна работы связана с задачей через выявление в творчестве К. Вагинова и В. Каверина черт Петербургского текста дать представление о специфике Петербургского текста в русской литературе 20-30-х годов XX века
На защиту выносятся следующие положения:
Петербургский текст русской литературы является открытой системой, которая, претерпевая трансформации, не утрачивает своей концептуальной специфики и эстетической ценности;
Петербургский текст 20-30-х годов XX века сохраняет принципиальные особенности Петербургского текста XIX века: присутствие мира природной, материально-культурной, духовной сфер, особое внимание к слову, поэтике текста;
Центральными смысловыми доминантами в романах К. Вагинова и В. Каверина являются «маска», «кукла-марионетка», «зеркало». Факт включенности вещных доминант в цепочку мотивообразующих повторов, с помощью которых данные авторы вводят в текст произведений принципиально важные для них тематические линии, говорит об их концептуальной значимости в художественном мире писателя. С помощью этих доминант авторы воплощают образ Петербурга как театрального, механического, «мертвого» пространства;
Основные мотивы Петербургского текста, нашедшие свое воплощение в произведениях К. Вагинова и В. Каверина - это эсхатологические мотивы (наводнения, метели, вьюги, туманы, двойники, карточная игра и т.д.), делающие установку на восприятие Петербурга как инфернального города, ирреального, миражного;
Институциональные для Петербургского текста приемы: двойничество, интертекстуальность, игра, театрализация бытия -передают драму переживающего сознания творческого человека 20-30-х годов XX века;
Художественные средства изображения, которые используют авторы для создания особого петербургского пространства, традиционны - это метафора, олицетворение, ирония. Ироническое остранение рождает чувство не только сквозной видимости прошлого, но и ценности его присутствия в настоящем, ведет к осознанию реального положения вещей, пониманию нормы.
В романах обнаружены интертекстуальные связи с произведениями А.С. Пушкина, Н. Гоголя, А. Белого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Е. Замятина, Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Добычина. Основная функция интертекстов у К. Вагинова и В. Каверина - расширение семантического поля текстов и включение этих текстов в традицию Петербургского текста. Теоретическая значимость работы связана с намерением расширить представление о Петербургском тексте русской литературы. Практическая значимость результатов определяется необходимостью изучения Петербургского текста в контексте истории новейшей русской литературы. Исследование может стать основой для дальнейшего изучения Петербургского текста в индивидуальных художественных системах писателей XX века. Результаты работы могут использоваться при составлении комментариев к произведениям новейшей русской прозы и биобиблиографических словарей. Рекомендации по использованию полученных результатов.
Выводы и основные положения диссертации в практическом плане могут быть использованы при подготовке курсов лекций и спецкурсов по истории русской литературы XX века и краеведческой литературе. Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 5 опубликованных работах, обсуждались на заседании кафедры новейшей русской литературы, на аспирантском семинаре филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, на Международной конференции «Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методологический аспекты. X Виноградовские чтения» (Москва, 2007) и международной научной конференции «Восток - Запад: пространство русской литературы» (Волгоград, 2006).
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 150 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, которая насчитывает 224 источника.