Введение к работе
В процессе постижения смысла и художественного своеобразия романа М.А Шолохова «Тихий Дон» на протяжении десятилетий рассматривались различные его аспекты. Однако и в настоящее время данное произведение представляется осмысленным не в полной мере. Исследователи ищут новые подходы к изучению романа М.А Шолохова, обнаруживают новые грани его проблематики и поэтики В результате идеологических изменений последних лет существенно активизировался интерес к православным мотивам «Тихого Дона». Словно наверстывая упущенное, ученые публикуют значительное число работ, посвященных христианским мотивам романа. На наш взгляд, наиболее весомые результаты анализа религиозной проблематики произведения отражены в книге А.А. Дырдина, а также в диссертационных исследованиях Н.В. Стюфляевой, Н.В. Ершовой, И И. Цыценко. Вклад в изучение христианских мотивов романа внесли также такие литературоведы, как Л.Г. Сатарова, С Г. Семенова, В О Осипов и др Рассматривая сложный религиозно-культурный контекст «Тихого Дона», ученые отмечают, что шолоховская эпопея содержит целый массив тем, образов, мотивов, связанных с православными идеями и ценностями, с текстом Священного Писания
Таким образом, изучение историографии вопроса показывает, что в шолоховедении уже накоплен весомый опыт осмысления религиозных мотивов «Тихого Дона» Однако нами впервые предпринята попытка определить роль христианских мотивов в создании центральных характеров и место в идейной концепции отдельных книг «Тихого Дона» путем их анализа в развитии — от начала до конца романа. На наш взгляд, такой подход позволит рассмотреть православные мотивы в «Тихом Доне» в определенном единстве и целостности При этом, как мы считаем, качество целостности достигается не путем анализа всех без исключения мотивов и образов произведения Оно может быть получено и в результате изучения ключевых элементов художественной системы, которую и представляет собой «Тихий Дон» По нашему мнению, наиболее рациональный путь в решении данной задачи - это постижение эволюции авторского
сознания в процессе создания эпопеи, которая отчетливо запечатлелась в углубляющихся от 1 до 8 части «Тихого Дона» смысла и значения православных мотивов.
Все сказанное определяет актуальность диссертационного исследования, целью которого является изучение христианских мотивов романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» как развивающейся системы.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих задач:
1. Проследить развитие ключевых христианских мо
тивов в персонажной системе произведения.
2 Выявить особенности мировоззренческой позиции автора в соотнесении с христианским вероучением.
Объектом исследования является художественный мир романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Предметом исследования являются христианские мотивы романа в их соотнесении с особенностями эволюции мировоззренческой позиции автора.
Методологическая основа диссертации. Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов, адекватных предмету исследования: при общем конкретно-текстуальном анализе произведения были применены системно-целостный, структурно-семантический, сравнительно-типологический, ми-фопоэтический, герменевтический, культурно-исторический методы, а также метод мотивного анализа.
В качестве методологической базы в исследовании творчества М.А. Шолохова использованы работы П.В. Пали-евского, Ф.Ф Кузнецова, В.В.Петелина, Ю.А Дворяшина, В.В Васильева, С.Г. Семеновой, Г.С Ермолаева, Е.А. Костина и других.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Развитие христианских мотивов в «Тихом Доне» не только сюжетно обусловлено, предопределено развитием характеров героев и особенностями описываемых событий, но и детерминировано последовательным углублением мировоззренческих исканий классика в процессе создания шедевра
2. Вторая книга «Тихого Дона», основа которой фор
мировалась значительно раньше остальных книг романа, яв
ляет собой начальную стадию осмысления христианских мо
тивов и введения их в художественную ткань повествования.
-
Первая книга представляет «экспозицию» христианского мотива. Детали православного быта, речь героев, изображение священнослужителей и церквей, религиозные жесты и поступки героев - все служит достоверному, исторически и психологически точному воссозданию казачьей общины и в целом России в первые десятилетия XX века.
-
Третья и четвертая книги - вершина творчества М А. Шолохова Православные ценности играют все большую роль в идейной концепции произведения, в формировании итогового смысла «Тихого Дона», возрастает значение христианских мотивов в создании образов персонажей и авторской оценке их поступков, христианская составляющая романа наполняется все большим содержательным смыслом. Идеи прощения и сострадания - нравственный итог исканий Григория Мелехова, они подсказывают единственно верный путь завершения гражданской войны, разделившей на враждующие стороны не только народ в целом, но и каждую семью.
-
Мировоззренческая позиция автора предопределена христианским вероучением. Миропонимание автора органично согласуется с православным мировидением героев Христианские мировоззренческие установки оказывают решающее влияние на идейно-художественную концепцию и особенности поэтики произведения, а также на специфику творческой методологии Шолохова.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней христианские мотивы «Тихого Дона» впервые изучаются как развивающаяся система, а также определяются важные грани мировоззрения Шолохова на основе анализа авторской позиции и особенностей ее воплощения в художественном мире произведения.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении особенностей мировоззренческой позиции автора «Тихого Дона», предопределенных православным вероучением.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения произведений писателя, а также при подготовке вузовских
лекционных курсов по истории русской литературы, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова, а также тем «Русская литература и христианство», «М.А. Шолохов и христианство».
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях Авторские идеи и наблюдения были представлены в 15 публичных выступлениях на конференциях и конкурсах научных работ различного уровня (всероссийских, региональных, окружных и вузовских): на Всероссийской конференции «М.А. Шолохов в современном мире» (Москва, МГОПУ, 2005 г.); на региональной научной конференции «Шолохов в общественном сознании XX в.» (Сургут, 2000 г.); на региональной конференции «Шолохов в общественном сознании современности», посвященной 100-летию со дня рождения великого русского классика (Сургут, СурГПИ, 2005 г.); на ежегодной литературоведческой конференции молодых ученых (Новосибирск, Институт филологии СО РАН, 2006 г.); на региональных конкурсах студенческих научных работ (Тюмень, 2001, 2003 г.); на III и IV Окружных конкурсах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ студентов высших и средних профессиональных учебных заведений ХМАО (Сургут, 2000 г.; Нижневартовск, 2001 г.), на V открытой окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, СурГУ, 2004 г.); на ежегодных научных конференциях преподавателей СурГПИ - СурГПУ (Сургут, 2003, 2006 г.), на ежегодных студенческих научно-практических конференциях в СурГПИ (Сургут, 2000-2003 гг.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 196 наименований.