Введение к работе
Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена проблеме жанровой эволюции и поэтики русской эпистолярной литературы XX - начала XXI вв. Феномен, называемый эпистолярной прозой, был порожден трансформацией письма как речевого жанра в разновидность художественного нарратива. Произведения в форме писем предоставляют возможность максимально полно реализовать иллюзию, принципиально важную для литературы как вида искусства, - представить вымышленное высказывание как достоверное. Эти особенности эпистолярной литературы должны были бы обеспечить особый научный интерес к ней. Однако на сегодняшний день в отечественной и европейской филологии существуют значительные лакуны в её исследовании. Например, четко не определен объем ключевого понятия «эпистолярная проза». Зачастую эпистолярной прозой называют все сочинения, текст которых оформлен как письма (письмо) персонажа, вне зависимости от того, а) вымышлена ли представленная в нем переписка или основу текста произведения составили реальные письма; б) реализуется ли героем в посланиях (эпистоляриях) коммуникативная задача или доминируют иные интенции.
Размытость границ анализируемого феномена порождает стремление исследователей локализовать предмет изучения. Оно реализуется путем введения хронологических или жанровых ограничений, а чаще - и тех, и других. По этим причинам большинство исследователей обращается к изучению эпистолярных произведений XVIII-XIX вв. и в первую очередь - жанра эпистолярного романа, конструктивные принципы которого выявлены достаточно полно. Недостатки такого подхода к изучению эпистолярной прозы множественны и очевидны:
эпистолярная проза оказывается сведенной к единственной жанровой разновидности - эпистолярному роману;
несмотря на то, что исследования, посвященные данному феномену, активно осуществляются со второй половины ХХ в. и до сегодняшнего дня, богатейший литературный материал предыдущего и нынешнего столетий оказывается практически не учтенным. Это историко-литературное ограничение обусловливает слабость исследовательских концепций в теоретико-литературном плане: ХХ век - время развития романа в письмах и становления других жанров эпистолярной прозы, которые лишь зарождаются в XIX веке. Все они, следовательно, выпадают из поля зрения ученых;
отсутствие системного представления о жанрах эпистолярной прозы не позволяет выявить универсальные тенденции в развитии особого типа художественного нарратива - художественного эпистолярного дискурса, представленного в произведениях всех этих жанров. Это означает, что теория эпистолярной прозы как литературного феномена не формируется.
Для решения этих проблем было предпринято настоящее исследование, предметом которого стали особенности жанровой эволюции и поэтики русской эпистолярной прозы XX - начала XXI вв.
Объект исследования. В работе упоминается достаточно широкий круг сочинений, использующих письмо как композиционную форму речи и так или иначе претендующих на художественность. Однако далеко не все из них относятся к эпистолярной прозе. Данное понятие трактуется нами более строго: к эпистолярной прозе мы относим художественные произведения на основании следующих формально-содержательных критериев:
текст художественных произведений оформлен как одно или несколько писем персонажей;
посредством писем осуществляется коммуникация героев: установка на соотнесение пишущим героем своей позиции с позицией адресата является доминантной или одной из главных;
переписка героев является фикциональной (плодом авторского вымысла), поэтому предполагается ее рецепция как эстетического феномена.
Цель данной работы определяется стремлением исследовать русскую эпистолярную прозу XX - начала XXI столетия с точки зрения ее жанрового состава, эволюции доминантных жанров, принципов функционирования художественного эпистолярного дискурса.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить этапы развития эпистолярной прозы в русской литературе XX - начала XXI в. и охарактеризовать ее жанровый состав на каждом из этапов;
наметить векторы трансформации жанра эпистолярного романа;
охарактеризовать эпистолярную повесть ХХ в. с точки зрения степени соответствия классическим образцам и направлениям эволюции жанра;
выявить атрибутивные черты эпистолярного рассказа и других жанров малой прозы, определить специфику использования эпистолярного дискурса в каждом из них;
исследовать инвариантные черты художественного нарратива для всех жанров эпистолярной прозы.
Решение этих задач позволит сделать шаг на пути создания стройной теории эпистолярного жанра в русской литературе с учетом его исторической изменчивости и синкретичности, принципов функционирования эпистолярного дискурса.
Научная новизна настоящей работы определяется всей совокупностью элементов осуществляемого исследования. Прежде всего - ракурсом анализа: ни в отечественной, ни в европейской филологии ранее не предпринималась попытка системного изучения русской эпистолярной прозы ХХ-начала XXI вв. В настоящей работе отобраны произведения с учетом их дискурсивного своеобразия; они исследуются в соотношении с предшествующей традицией эпистолярной прозы; при этом используется единый категориальный аппарат и методология анализа. Благодаря такому подходу эпистолярная проза ХХ в. рассматривается не изолированно, но как этап существования и развития данного феномена в истории русской литературы. Кроме того, новизна диссертации обеспечивается самим литературным материалом: с теоретико-литературной точки зрения впервые рассматриваются многие тексты новейшей литературы, а также ряд произведений начала ХХ в., которые ранее не становились предметом серьезного филологического анализа.
Практическая значимость работы. Диссертационное исследование предполагает достаточно широкий спектр практического применения полученных результатов: в вузовском и школьном преподавании русской литературы, при чтении теоретических курсов - теории литературы и поэтики, в специальных курсах и семинарах, при разработке новых направлений в изучении современной прозы.
Методология настоящего исследования основана на общей теории литературного жанра, созданной М.М. Бахтиным и его последователями. Стремясь осуществить работу в рамках единой научной парадигмы, в характеристике конкретных жанров мы опираемся на теоретическую концепцию М.М. Бахтина о романе как неканоническом жанре и систему разновидностей романа, сформированных в процессе его исторического становления. В последнем вопросе также учитываются работы А.Д. Михайлова и С.Н. Бройтмана, чьи идеи созвучны позиции М.М. Бахтина.
Вновь возвращаясь к родовой категории жанра, обращаемся к работам Н.Д. Тамарченко, рассматривающего антиномию «канонический - неканонический» как универсальную для всех жанров. Также концепция Н.Д. Тамарченко использована при характеристике жанра повести.
Идентификация жанров малой прозы расширяет круг теоретиков, чьи взгляды встраиваются в эту систему: атрибутивные черты жанра рассказа по той же методологической модели выявляет в своих работах В.И. Тюпа. Концепция новеллы как жанра разрабатывалась многими авторами: теоретическую модель данного жанра мы реконструируем, исходя из идей уже названных исследователей, а также опираясь на труды Н.Я. Берковского, Г. Вольперта, Б.М. Эйхенбаума и др.
Анализ трансформации эпистолярного романа, изменения функциональности эпистолярного нарратива в малой прозе мотивирует нас обратиться к теории самых разных литературных (и протолитературных) жанров и явлений, которые оказываются актуальными для прояснения сущности указанных процессов: концепции романа-мифа, представленной в трудах Б.М. Гаспарова (и в целом принципов мифопоэтики в трудах Е.М. Мелетинского, О.М. Фрейденберг и т.д.), поэтике гимна, разработанной М.Л. Гаспаровым; теории литературной фантастики (Е.Н. Ковтун, Ю.М. Лотман, Цв. Тодоров и др.) и связанному с ней жанру антиутопии (работы Е.Ю. Козьминой, А.Ф. Любимовой, О.А. Павловой и др.).
Вместе с тем учитывались идеи о способности к изменчивости разных жанров и принципах их эволюции, предложенные школой русского формализма (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский).
Изучение феномена литературы, возникшего в результате приобретения письмом эстетического качества, т. е. изначально нехудожественным высказыванием, заставляет нас еще больше расширить методологическую базу, привлечь теорию коммуникации посредством использования категорий «речевой жанр» (предложенной М.М. Бахтиным), «человеческий документ» (Л.Я. Гинзбург), «коммуникативная стратегия», «коммуникативное событие» (Т.А. ван Дейк) и пр. Эстетизация переписки предполагает оперирование концепциями нарратологии (разработанными в трудах Ж. Женетта, Б. А. Успенского, В. Шмида, Ф.К. Штанцеля и др.) и сюжетологии (представленными в монографиях и статьях Б.О. Кормана, Д.С. Лихачева, Б.В. Томашевского).
Наконец, рассматривая трансформацию эпистолярных разновидностей жанров, мы пытаемся выявить, как на них повлияли те или иные эстетические программы литературных направлений, объединений, возникших в ХХ столетии. Поэтому нельзя не учитывать труды идеологов этих «-измов» и работы исследователей, в которых данным программам уделяется пристальное внимание.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам; опорой на данные анализа классической и современной научной литературы по проблематике исследования; результатами проведенного автором диссертационной работы анализа художественных текстов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
на заседаниях научного семинара при кафедре литературы и методики преподавания Педагогического института Южного федерального университета;
в ходе выступлений на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях (Москва - 2005, Санкт- Петербург - 2007, Челябинск - 2010, Ростов-на-Дону - 2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010);
в процессе чтения специального вузовского курса по исследуемой проблеме;
концептуальные идеи автора получают дальнейшую разработку в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов факультета лингвистики и словесности Педагогического института Южного федерального университета.
Основные теоретические положения и некоторые результаты исследования представлены в монографии «Русская эпистолярная проза XX - начала XXI века: эволюция жанра и художественного дискурса»; в статьях периодических изданий, включенных в реестр ВАК МОиН РФ: «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», «Вестник Челябинского государственного университета», «Вестник Поморского университета», «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета», «Известия Южного федерального университета», «Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета», а также в статьях, опубликованных в других журналах и сборниках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В эволюции русской эпистолярной прозы в XX - начале XXI вв. можно выделить периоды интенсивного развития (1900-1920-е гг. и 1990-2000-е гг.), характеризующиеся обращением многих авторов к художественному эпистолярному дискурсу, активными поисками новых выразительных возможностей эпистолярной прозы, и кризисный период (с 1930-х до середины 1960-х годов), когда интерес к данному литературному феномену был практически утрачен. Это обусловлено как особенностями культурной ситуации в России в разные периоды XX - начала XXI вв., так и художественным потенциалом самой эпистолярной прозы.
-
-
Эволюция эпистолярного романа осуществляется посредством усложнения жанровой природы произведений - синтеза романа в письмах и других разновидностей романа (авантюрного, фантастического, романа-монтажа и т.д.), а также иных явлений культуры - мифа, философии, филологического анализа. Это обуславливает расширение (по сравнению с классическим эпистолярным романом) компетенции пишущих героев; меняет характер коммуникации, тематику, круг сочинителей и адресатов посланий, трансформирует хронотоп, эпистолярный сюжет произведения и пр.; определяет иное качество читательской рецепции данных произведений. Тем самым развитие эпистолярного романа осуществляется путем отталкивания от традиции классического романа в письмах.
Мы рассматриваем эволюцию романа в письмах как ведущую к диверсификации разновидностей данного жанра (нами были выявлены и охарактеризованы новые гетерогенные жанровые виды - «филологический эпистолярный роман», «философский эпистолярный роман», «фантастический эпистолярный роман», «эпистолярный роман-миф», «эпистолярный роман- антиутопия») и тем самым манифестирующую собой ключевую тенденцию в литературе ХХ века - разрушение жестких жанровых форм.
-
-
Стратегия развития эпистолярной повести в XX - начале XXI вв. в значительной степени варьируется: в начале двадцатого столетия произведения этого жанра создаются с очевидной ориентацией на традицию, что позволяет обнаружить множественные переклички в эпистолярных повестях указанного периода с повестями в письмах XIX в. (в композиционной организации произведений, интенциях героев, творческом задании автора и рецепции читателя). В конце XX - начале XXI вв. развитие эпистолярной повести манифестирует ту же тенденцию, что и эволюция романа в письмах: происходит сближение поэтики этого жанра с романом и новеллой, демонстрирующее проницаемость жанровых границ.
-
Начало двадцатого века в русской литературе - период становления малых жанров эпистолярной прозы. Они занимают доминантное положение в эпистолярной прозе этого периода, становясь основным «полем» для экспериментов. В силу того, что ключевым событием в этих сочинениях становится рефлексия персонажа по поводу своего положения в мире, а читателю изложенное в письме (письмах) героя(ев) предлагается рассматривать и как уникальный случай, и как проявление неких универсальных закономерностей бытия, жанр большинства проанализированных нами произведений определен как «эпистолярный рассказ».
Менее продуктивным оказывается использование эпистолярного дискурса в жанре новеллы: сдвиг приоритетов с рефлексии персонажа на событийный ряд, лимит в постижении себя персонажем и интерпретации изображенного читателем, являющиеся атрибутивными чертами данного жанра, не позволяют реализовать возможности эпистолярного дискурса во всей полноте.
Вместе с тем обращение многих авторов к эпистолярному рассказу (и его разновидности - рассказу-эпистолярию) порождает ощущение исчерпанности возможностей данного жанра, в силу чего в литературе второй половины XX - начала XXI вв. этот жанр утрачивает свою популярность.
-
-
При всем том, что развитие жанров эпистолярной прозы обуславливает синтез в письмах черт эпистолярного дискурса с дневниковым, мемуарным, философским, публицистическим и др., эпистолярный дискурс сохраняет свою уникальность, не сводится к иным разновидностям дискурсивных практик. В системе целеустановок пишущих героев коммуникативная интенция неизменно остается доминантной, что проявляется в ориентации сочинителей посланий на адресата (отборе тем и речевых средств с учетом того, как они будут восприняты эпистолярным «собеседником»); «нон-финалистском» взгляде сочинителей посланий на мир и себя самого.
Однако наличие иных задач при создании письма порождает изменение эпистолярной коммуникации: она может быть представлена посланиями одного из участников переписки; носить виртуальный характер. Мнение «собеседника» в этих случаях дается «отраженно» (в посланиях пишущего героя) или гипотетически, допускается фикционализация адресата.
-
-
Воплощение в произведениях эпистолярной прозы эстетических программ модернизма (декаданса, разных версий символизма) и постмодернизма, их игровое взаимодействие с предшествующими эстетиками (сентиментализмом, романтизмом, барокко, готикой и др.) ведет к усложнению читательской рецепции данных сочинений. В литературе ХХ века манифестируется художественность эпистолярной прозы, в результате чего иллюзия «человеческого документа» снимается. Однако эффект достоверности послания тем же способом может быть и усилен: нагнетание «маркеров» литературности становится средством создания иной иллюзии - нон-фикциональности письма.
Похожие диссертации на Русская эпистолярная проза XX - начала XXI века: эволюция жанра и художественного дискурса
-
-
-
-