Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" Панова Ольга Борисовна

Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого
<
Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Панова Ольга Борисовна. Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" : 10.01.01 Панова, Ольга Борисовна Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Томск, 2002 210 с. РГБ ОД, 61:03-10/100-4

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

Опыт осмысления онтологического взаимоотношения Слова и Мифа в концепциях русских

и зарубежных учёных 13

ГЛАВА ПЕРВАЯ. БЫТИЙНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЗМА Л.Н. ТОЛСТОГО В ЭПОПЕЕ "ВОЙНА И МИР"

1. К постановке проблемы. Основные вопросы мировоззренческой концепции Л.Н. Толсто
го. Ключевые понятия {Человек *-* Бог *-* Вселенная, Бесконечность *-* Душа *-* Вера
*-* Жизнь «-* Любовь *-* Смерть «-* Добро *-» Путь} как универсальная смысложизнен-

ная целостность. Их онтологический статус 39

  1. Духовные искания Л.Н. Толстого в 60-е годы 50

  2. Онтологичность "диалектики души" в "Войне и мире". Исследование пути, духовного развития главных героев эпопеи 58

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТЕМА "ЧЕЛОВЕК - БОГ - МИРОЗДАНИЕ" В ЭПОПЕЕ "ВОЙНА И МИР". МИФОЛОГО-ОНТОЛОГИЧЕСКИИ УРОВЕНЬ ЖАНРОВОЙ ПОЭТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. К постановке проблемы. Толстой в надвременном полилоге ведущих онтологических и историософских концепций (философский и методологический контекст вопроса) 91

  2. Художественное моделирование картины Мира в эпопее. Авторская версия мирообраза 112

  3. История и метаистория в "Войне и мире" (аспект онтологии и мнфопоэтики) 126

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СИМВОЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЭПОПЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО

  1. Проблема Слова в период работы над "Войной и миром" (открытие онтологической сущности Слова; обращение к его универсальной, сакральной, символической природе). Выход в эстетику невыразимого 142

  2. Отражение мифологического мировидения в художественном сознании Л.Н. Толстого. Символическая система "Войны и мира" (небо- земля -вода- ребёнок-дверь-круг) 152

  3. Роль мифологической символики в жанровой поэтике эпопеи. Проблема жанровой рефлексии ("повышение жанра") 180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 190

Введение к работе

Постановка проблемы

Л.Н. Толстой - писатель-классик - включён в литературный процесс, его художественное сознание отражает историческую ситуацию эпохи, его творчество - часть культурно-эпохальной парадигмы 19 столетия; ш, одновременно его произведения пребывают в "сердцевине" универсальной Культуры как вечные, классические, бессмертные. В первую очередь вышесказанное относится к "Войне и миру". Эпопея "живёт" приближением к универсализму, "бытийной", абсолютной Памяти или, точнее, возвращением к культурной архаике - средоточию "высших истин".

Исходный смысл "Войны и мира" глубоко онтологичен и обнаруживает себя в символах, мифологемах, восстанавливающихся архаических конструкциях, внимательно всматриваясь в которые можно приблизиться к "идеальному содержанию" Книги, выявить бытийную основу её художественного пространства.

Художественное мышление осуществляется посредством мироощущения, миропо-стижения, миропережшанш, миропонимания "ив итоге приводит к созданию произведения искусства как некоего онтологического а&шования; его художественный смысл реализуется и раскрывается не как гносеологический, аналитический, оценочный (наука), а как онтологический, бытийный.

Классическое художественное произведение являет собой результат особого — творческого - взаимодействия его Создателя и Мира; определяется как "живое художественное событие - значимый момент единого и единственного события Бытия" (Бахтин)3; отличается именно взаимоотношением Сознания Автора и Бытия, к постижению и выражению смысла которого авторское Сознание устремлено.4 Следовательно, произве-

1 "... произведение искусства но сводится к идее: во-первых, потому, что оно есть создание или воссоздание некоего Бытия..." [Сартр Ж.-1І. Что такое литораі)ра? // Сартр Ж.-II. Ситуации. - М: Ладомир. 1998. - С. 104]. Литературное произведение как художественное пространство встречи, взаимоотношения и со-творчества читателя и автора, в более глубоком смысле, - Язык, объединяющий пишущего и читающего, обретает в понимании Ж.-П Сартра статус Абсолю-

" "... начало лежало в изумлении перед анализом, перед тем. что ни одна вещь на свете не похожа на свой состав, что каменная соль состоит не из каменной соли, а из натрия и еще чего-то; что литература не возникла из фантазии каких-то личностей, а была чем-то совсем иным и всеобщим - была мироощущением" |Фрейденберг О.М. Из писем // Человек, 1991.№3.-С. 144.].

1 Бахтин М.М. Авюр и герой: К философским основам іучаїїигарньїх наук. - СПб.: Азбука. 2000. - С. 208. Зд. идалее к)рейв в шпатах наш. - О.II.

J М.М. Бахтиным произведение познаётся в его оіпо.юіической глубине, художественная реальность романа онтологи-зируется. Слово, доносящее и выражающее Истину, становится категорией Бытия; его учение, изначально задуманное как онтология, превращается в -зсіетику -* клетик} словесного творчества. Антропологическая, эстетическая и онтоло-

4 денне Классики восстанавливает универсальный мирообраз, заключает в своём жанровом, семантическом потенциале глубинное онтологическое ("бытийное") содержание. Главная особенность онтологического уровня повествования произведения в том, что авторское творческое начало здесь подчинено творческому началу самого Бытия, а реальность художественного мира - некоему "идеальному состоянию", изначальному истинному смыслу, который "преднаходится" или "предсуществует" тексту и в нём выражается.

Искусство призвано раскрывать Истину жизни. При этом Истина признаётся свойством самого Бытия, той высшей силой, которая раскрывает субстанциальное содержание действительности и делает художественное произведение подлинным. Присутствие Истины как перехода из реального в идеальное и есть онтологическое содержание, сакральное начало художественного произведения. Творческая мысль художника предполагает возможность Истины не только как воспроизведения существующего мира, но как подлинного, идеального (абсолютного) состояния самого Мира (идеал "истинно сущего Бытия").

Обнаруживается и не вызывает сомнения феномен неподвластности произведения своему создателю. Формальное содержание художественного произведения, то есть субъективная идея, намерение автора, вступает в противоречие с его истинным, реальным, "бытийным" содержанием и в подлинном, классическом творении искусства - отступает перед ним.

В свете онтологического понимания: и литература, и наука о литературе укоренены в Бытии; художественное произведение предстаёт как "акт доверия" автора и читателя "в совокупности Бытия"/ как "процесс самоосуществления и самостановления", "потенциальность, стремящаяся до конца совпасть с его реальностью" б.

Потому оправдано применение онтологической методологии исследования поэтики эпопеи Л.Н. Толстого, при которой выделяется и подвергается анализу символико-философское, сакрально-мифологическое начало повествования; через его истолкование раскрывается своеобразие воплощения абсолютной бытийной Истины в классическом тексте, подтверждается универсализм произведения. Ключевые понятия здесь - ОНТОЛОГИЯ и поэтика, предстающие в методологическом соотношении.

гическая проблематика концепции \чного неразрывно свяшиы: главная тема, скрепляющая между собой эти смысловые сферы в единую философек>ю концепцию Бахтина - гема бытия человека в мире культуры. Наделяя "речевую деятельность" онтологическим статусом. Бахтин пытается раїрсшшь проблему взаимодействия индивидуального авторского (человеческою) бытия и Ььиия. стремится найти точк) пересечения и понять, в чём состоит событие их встречи. "Божественность ху<іі>жника - в сто приобщённости внетіхоїіимасиш высшей... чта в не находим ость событию жизни других людей и мир\ )той жи'ііеи есть, конечно, особый и оправданный вил причастности событию Бытия" [Бахтин М.М. Указ. соч.-С. 205.|.

s Сартр Ж.-] I. Чш такое дшераччра?// Саргр Ж.-П. Сіп\ации. - М.: Ладомир. І9Ч8. - С. 46 6 Михайлов А.В. Языки культуры. - М: Яшки рхсекой кулы>ры. 1497. - С. 466. 59.

5 Онтологический подход к поэтике произведения предполагает:

понимание художественного текста как "живой реальности", открытой Бытию; - уход вглубь классического текста к вечным универсальным законам его самоорганизации и самоосуществления, к уровню его "бытийного" основополагающего содержания;

осознание и осмысление классического произведения — в данном случае, Эпопеи Толстого - как единого смыслового целого, универсального смыслообра-за; Книги, в которой проступает очертание Истины Абсолюта. При таком подходе "поэтика обращена к онтологии самого произведения, которое может и даже должно создавать своё "второе дно", такой глубинный слой, к которому отсылает произведение само себя... Его (произведения) бытие уходит в вертикаль смыс-ш..., которая указывает на нечто высшее за своими собственными пределами, как книга указывает на мир"7.

"Героями" Эпопеи Толстого в данном случае могут считаться не только персонажи, созданные автором, но онтологические понятия - "жизнь", "смерть", "любовь", "истина" и др.

Центральные вопросы "Войны и мира" {о духовном "Я" человеческой личности; о смысле жизни и смерти; о смысле истории; о смысле Бытия; о взаимосвязи Человека и Мироздания и мн. др.) относятся к области онтологической проблематики, имеют бытийный статус и должны быть рассмотрены соответствующим образом. Актуальность исследования

Актуальность темы определяется глубоким интересом современного литературоведения к мифолого-онтологическим, религиозно-эстетическим, философским основам художественного творчества; обусловлена повышенным вниманием учёных гуманитарного направления к личности Л.Н. Толстого-мыслителя, его мировоззренческой концепции, значение которой в мировой культуре очевидно. Особую значимость приобретает проблема художественно-онтологического начала в творческом опыте Л. Толстого. С этой точки зрения эпопея "Война и мир" является богатейшим материалом для исследователя. История вопроса

Творчество Л.Н. Толстого - сложное и многомерное явление культуры, в более чем вековом изучении которого накоплен огромный литературоведческий опыт, позволяющий постичь глубину дарования и значение художественных открытий писателя; существует обширная библиография исследований "Войны и мира".

7 Михайлов А.В. Языки культуры. - М.: Языки русский культуры. 1997. - С. 121-122.

В толстоведении - в общей его картине - выделяются две главных тематических сферы, два фокуса исследовательского внимания, два центра аналитики: ^ Толстой - мыслитель:

S Толстой - художник, писатель, мастер Слова. Первая тема - из области философской, религиоведческой проблематики; объект внимания философов. Вторая - собственно в сфере филологической, принципиально важной для нас; объект внимания учё'ных-филологов, литературоведческого рассмотрения и изучения.

В 19 веке о романе "Война и мир" писали В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А. Григорьев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. А.А. Фет, рассматривавшие это великое произведение преимущественно как этап движения литературного процесса и развития "самого графа Толстого", как социальный, исторический, семейный роман.

Особо интересной представляется работа близкого друга Л.Н. Толстого - философа Н.Н. Страхова, где поэтика и проблематика "Войны и мира" раскрываются наиболее полно (в 19 веке). Исследователь обозначил некоторые важные для нас темы, особенно -тему души, душевных движений (наравне с Н.Г. Чернышевским), толстовского глубинного психологизма, отметил повышенный интерес писателя к духовному таинству личности; заострил внимание на его художественном мастерстве.

Многое достигнуто в 20 веке авторитетными исследователями творчества Л.Н. Толстого: Б.М. Эйхенбаумом, А.А. Сабуровым, Е.Н. Купреяновой, Н.М. Фортунатовым, П.П. Громовым, Л.Я. Гинзбург, М.Б. Храпченко, С.Г. Бочаровым, В.Я. Лакшиным и другими.1 Названные учёные концептуально осмыслили мировоззренческую систему Л.Н. Толстого, дали подробный анализ романа-эпопеи "Война и мир", уделяя значительное внимание истории создания, вопросам поэтики произведения (жанровое своеобразие, "диалектика души", композиция образа, нравственные искания главных героев, принципы психологизма, сюжетосложение).

Более определённо философские (антропология, онтология), религиозные, духовные проблемы мировоззрения и творчества Л.Н. Толстого ставят русские философы рубежа 19 и 20 в.в. (Н.Ф. Фёдоров, B.C. Соловьёв, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков, Л. Шестов, Н.О. Лосский и др.), внося значительный вклад в осмысление его личности; с этой точки зрения их работы представляются, безусловно, ценными в толстоведении. Для русской культуры особенно характерна глубокая связь, взаимоотношение, смысловой взаимообмен религиозной философии и художественной литерату-

8 См.: Бабаев \>.Г. Лев Толстой и рхескам журналистика его эпохи. - М.. 1993. - 285 с. Страхов Н.Н. Критический разбор "Войны и мира". - СПб.. 1871.- 141 с.

7 ры в осмыслении единства Человека и Мира. Л.Н. Толстой, значение которого в истории русского культурного, религиозного, духовного сознания бесспорно, является сложной и противоречивой фигурой. Его гениальная личность требовала глубокого и всестороннего исследования, осмысления, постижения, которое без участия философов - то есть, толкования мировоззрения и творчества писателя на философском уровне - оказалось невозможным. Признание творчества и художественных открытий Толстого в целом одной из вершин русской и мировой культуры сочеталось у философов с резкой критикой религиозно-философского учения писателя, отношение к которому у них было крайне сложным и противоречивым. Русские религиозные философы порубежья в первую очередь обращаются к глубинно-философским проблемам мировидения и творчества Толстого, особо значимым для них "вечным вопросам" (проблема смысла человеческого бытия, добра и зла, вопрос о жизни, смерти и бессмертии, духовно-нравственном самоусовершенствовании личности; толстовская концепция мира и человека; религиозные искания мыслителя, его путь к истине).

Исследователи творчества Л. Толстого конца 70-х - 80-х годов 20 века в своих поисках опираются на опыт авторитетных учёных-литературоведов, поддерживают и более подробно рассматривают идеи философов порубежья. В работах Л.М. Лотман, И.В. Чу-прины, Г.Я. Галаган, Г.Б. Курляндской нравственно-психологические проблемы произведений писателя уже отчасти связаны с духовно-философскими, бытийными, религиозно-мифологическими.

В последнее десятилетие 20 в. наблюдается появление работ, посвященных, во-первых, изучению собственно мировоззренческой концепции Толстого-мыслителя, особенно, религиозных, философских, духовных её аспектов (статьи А.Л. Чернявского, А.Д. Сухова, С.Г. Семёновой, Н.Н. Скатова. О.С. Соиной, Е.И. Рачина, И.Б. Мардова, Н.В. Кудрявой, А.Б. Тарасова и мн. других); во-вторых - раскрытию мифолого-онтологических, сакрально-символических основ художественных произведений русского классика (исследования Б.И. Бермана, И.А. Есаулова, Н.Д. Тамарченко, В. Порудомин-ского, Г.В. Краснова, В. Кантора, В. Сахарова, В. Толстых, Ю.В. Лебедева, Л.В. Карасёва и других).

Таким образом, на протяжении многих десятилетий постепенно подготавливается, формируется тема духовных основ мировоззрения Л.Н. Толстого, онтологического начала поэтики произведений писателя, мифологических и сакрально-символических мотивов его творчества. Однако глубокого и всестороннего рассмотрения названных проблем в толстоведении до сих пор нет. Великие произведения Л.Н. Толстого не были специально и обстоятельно изучены под указанным углом зрения. Пока не существует монографии, в

которой онтологические основы поэтики эпопеи "Война и мир" исследовались бы системно и концептуально.

Главная цель предлагаемой работы - выявить и концептуально осмыслить онтологическое содержание "Войны и мира" Л.Н. Толстого; исследовать глубинно-мифологические основы и сакрально-символический уровень поэтики эпопеи; точнее -показать, как "поэтика мира отражается в поэтике произведения"1 .

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: проследить путь нравственно-философских и религиозно-эстетических исканий Л.Н. Толстого, особенно - в период 1860-х годов;

рассмотреть толстовскую концепцию духовных основ личности; выявить суть особого художественного антропологизма писателя;

охарактеризовать авторский мирообраз в поэтике "Войны и мира"; объяснить онтологическую модель философии истории Л.Н. Толстого;

обнаружить наличие "символического поля" в художественной ткани "Войны и мира", раскрыть глубинный смысл и сакральное значение образов-символов в поэтике эпопеи, доказать их единство, обосновать системность; акцентировать влияние онтологического начала на жанровую специфику произведения Л. Толстого.

Характер задач, поставленных перед исследованием, определяет и его методологию.

В соответствии с проблематикой работы главной и преобладающей для нас является методология "мифореставрации" в ракурсе онтологической поэтики. Определяющими следует считать историко-культурный и теоретико-типологический методы.

Основным объектом внимания и изучения являются: особенности философско-религиозной и художественно-эстетической систем взглядов Л. Толстого; проблематика жанрового своеобразия, композиции образа, авторского повествования, принципов психологизма эпопеи "Война и мир", специфика хронотопа в мирообразе художественного сознания писателя. Раскрывается также проблема реминисценций мировоззренческой концепции и художественной системы Л. Толстого, реконструкции в его творчестве ключевых концептов мировой культуры и философии и глубже - категорий религиозного сознания, воссоздания архетипических схем архаического мышления.

Михайлов Л.В. Яшки к;лы>ры. - М.: Ячыки р\сской к>лы\ры. IW. - С. 120.

Методологической основой исследования творчества Л.Н. Толстого в аспекте по-угики и онтолої ни являются работы М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, Ю.М Лотмана, В.М. Топорова. A.M. Михайлова. СМ. Телегина и др.

Теоретическую оспу для диссертационного сочинения составляют работы учёных, сосредоточенных на концептуальном осмыслении мифологического сознания и мифологической картины Мира; интерпретации мифа, архетипа, слова, символа; обосновании глубинной генетической связи мифотворчества и художественного творчества, мифологии и литературы (Ф.И. Буслаева. А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, А.Ф. Лосева. О.М. Фрсйденберг, Я.Э. Голосовкера, И. Франк-Каменецкого, Е.М. Мелетинского, Н.И. Толстого и мн. других).

Выбранный путь исследования определяет отбор материала для анализа.

Исходный материал исследования- произведения Л.Н. Толстого:

  1. эпопеи "Война и мир" как основной источник исследования;

  2. к исследованию привлекаются также черновые редакции и варианты "Войны и мира" для воссоздания хода творческой мысли русского классика;

  3. дневники и письма писателя, оказывающие существенную помощь в понимании формирования личности Толстого - мыслителя и художника, представлении его жизненного и творческого пути;

  4. в процессе рассмотрения поэтики "Войны и мира" предполагается обращение к другим художественным произведениям Л.Н. Толстого ("Анна Каренина", "Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Божеское и человеческое", "Отец Сергий"), хронологически расположенным на разном расстоянии от эпопеи, с целью уточнения и подтверждения некоторых доказываемых положений;

  5. религиозно-фіаософекие сочинения Л.Н. Толстого ("О религии", "О жизни", "Исповедь". "В чём моя вера?". "Царство Божие внутри вас", "Религия и нравственность" и др.), необходимые для понимания мировоззренческой концепции мыслителя, обоснования его основного утверждения об онтологическом статусе человеческой личности, осмысления его учения о духовном развитии и становлении человека;

  6. "итоговые" книги - "Путь жизни", "Круг чтения", появившиеся к концу творческого пути Л. Толстого, но создававшиеся на протяжении всей жизни писателя и на определённом этапе явившие собой наиболее полное отражение его мировидения и миропонимания.

10 Новизна диссертационного исследования

В работе предложена целостная концепция онтологической поэтики "Войны и мира" J1.H. Толстого. Научные результаты предпринятого исследования могут быть сформулированы следующим образом:

поставлена проблема художественной онтологии творчества Л.Н. Толстого; обоснована глубинная генетическая связь поэтики "Войны и мира" с мифопоэти-кой; осмыслены архетипические модели в повествовании эпопеи; выявлена бытийная, духовная основа концепции личности в "Войне и мире"; - дана характеристика мирообраза в авторском повествовании Эпопеи; проанализирована онтологическая модель философии истории Л. Толстого; рассмотрен вопрос о сущности Слова и Символа в эстетике Л.Н. Толстого; предложен вариант интерпретации сакрально-символического уровня поэтики "Войны и мира"; представлена система ключевых символов эпопеи; подтверждено значение символа в становлении жанра произведения.

Структура и основное содержание работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность; излагается история вопроса; определяется предмет, методология, научная новизна, цели и задачи исследования, его структура.

Содержание первой главы составляет изучение мировоззренческой концепции Л.Н. Толстого, соотношения в ней философско-религиозного и художественно-эстетического начал; раскрытие бытийной основы концепции личности, формируемой в "Войне и мире"; выявление духовно-онтологического начала "диалектики души"; осмысление глубокой внутренней связи религиозно-философских и духовно-онтологических воззрений писателя с принципами композиции образа и своеобразием психологического мастерства.

Вторая глава посвящена теме "Человек - Бог - Мироздание" в жанровой поэтике эпопеи "Война и мир": рассматривается авторский мирообраз - пространственно-временной континуум; анализируется онтологическая модель философии истории Л.Н. Толстого.

В третьей главе предлагается интерпретация системы символических образов эпопеи Л. Толстого; выявляется понимание писателем онтологической, универсально-

символической сущности Слова; обосновывается роль символико-онтологического начала в жанровой нолике "Войны и мира".

В заключении подводятся итоги исследования и определяются перспективы дальнейшей работы поданной проблеме.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Основополагающее начало поэтики "Войны и мира" составляет воплощённая в классическом художественном тексте абсолютная реальность Бытия, глубинно-онтологический уровень, анализ которого приближает к выявлению истинного смысла Эпопеи.

  2. Художественный антропологизм и психологизм Л.Н. Толстого направлен на постижение духовных основ человеческой личности; раскрытие тайны соединения "божеского и человеческого" в религиозном откровении; понимание человеческой жизни и её высшего смысла как глубинного самопознания, бесконечного совершенствования и стремления к абсолютному началу Бытия. "Диалектика души" в "Войне и мире" наделена онтологическим смыслом; полнее и глубже всего объяснима через систему духовных символов. {Человек <-» Бог *-> Вселенная, Бесконечность *-* Душа «-* Вера <-> Жизнь <-> Любовь «-> Смерть *-> Добро <-> Путь} - составляют единый идеальный смыслообраз; утверждаются у Л. Толстого в качестве универсалий; характеризуются как способ Бытия, именуемый подлинной жизнью.

  3. Для художественного сознания Л.Н. Толстого чрезвычайно актуально наследие архаической древности: архетипические схемы и миромоделирующие структуры мифологического мышления. Миф - бытийная, божественная, священная реальность ложится в основу его художественного творчества. "Война и мир" как истинно классическое произведение русского реализма 19 века стремится к религиозно-мифологическому отражению Бытия, воссозданию Мира как абсолютного, священного "Мифа". Мифореа-лизм Толстого-классика, создателя подлинно реального художественного "космоса" имеет, в сущности, онтологическую природу.

  4. Эпопея Л.Н. Толстого, согласно специфике жанра, ориентирована на художественное исследование Бытия-в-целом, постижение смысла Истории, осознание взаимоотношения Человека и Мироздания; воссоздание соответствующего мирообраза (картины мира) и формирование авторской историософской модели.

  5. Раскрытие и обоснование онтологического начала поэтики "Войны и мира", генетически восходящей к мифо-истоку. есть одновременно исследование символического уни-

12 верс\ма произведения. Символы небо - земля - вода - дверь - ребёнок - круг составляют систему, являющуюся сакрально-бытийной сердцевиной, смыслообразующим центром эпопеи Толстого. 6. Религиозно-философское начало "Войны и мира" раскрывает себя в содержании и проблематике произведения, его смысловом потенциале; мифологенное ("миф") - отражается на всех, принципиальных для поэтики художественного текста уровнях (пространственно-временная организация, авторское повествование, жанровое своеобразие, сюжетосложение, композиция образа). Сакрально-онтологическая основа оказывает сильнейшее влияние на жанровую природу Эпопеи Л. Толстого, равную "Великой Книге".

Похожие диссертации на Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"