Содержание к диссертации
Введение 3-13
Глава первая. Истоки и отличительные черты мировоззрения А.К. Толстого 14-61
Глава вторая. Искусство как путь к идеалу ...62-87
Глава третья. Философия эроса 88-108
Глава четвертая. Эстетика истории 109-148
Заключение 149-151
Библиография
Введение к работе
Общая характеристика работы
Проблема идеала всегда являлась аксиологически значимой для русской литературы, приобретая особое значение в переломные эпохи исторического развития России. В последние десятилетия в отечественном литературоведении укрепился интерес к осмыслению проблем творчества в парадигме нравственных исканий. В этом смысле важной задачей является выявление духовного идеала художника, анализ всего комплекса его поисков и стремлений. В результате мировоззренческих поисков, запечатленных в творчестве отечественных классиков, в каждом случае возникал особый художественный мир, представлявший собой некий синтез канонических и индивидуальных онтологических представлений.
Все сказанное имеет прямое отношение к литературному наследию Алексея Константиновича Толстого. Речь идет прежде всего о внутренних, имманентных самому искусству писателя ценностных основаниях, сознательно или бессознательно отраженных им в творчестве. Совокупность таких принципов мы называем идеалом А.К.Толстого, к которому он стремился на протяжении всей своей литературной деятельности. Иначе говоря, под идеалом писателя мы понимаем высшую ценностную норму его творческих устремлений, осуществляемую в единстве его религиозных, мировоззренческих и собственно художественных аспектов.
В настоящей работе мы предполагаем по возможности выявить и сформулировать этот идеал, опираясь на весь корпус доступных нам авторских текстов А.К.Толстого.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема идеала в творчестве А.К.Толстого концептуально не рассматривалась в научной литературе. Конечно, сам факт присутствия определенной духовной перспективы («точки отсчета») в творчестве писателя отмечался критикой XIX - начала XX века. Так, уже К.С.Аксаков в «Обозрении современной русской литературы» отмечал, что стихотворения Толстого «полны мысли, которая рвется за пределы стиха»1. Н.Н.Страхов в рецензии на сборник «Стихотворения А.К.Толстого» (СПб., 1867), опубликованной в «Отечественных записках» (1867, № 6) указал, что «книга Толстого будто вся озаряется светом, выходящим из нескольких, более ярких точек»2. Н.М.Соколов в первой, довольно резкой монографии о Толстом «Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А.К.Толстого» (СПб., 1890) отметил, что поэт прежде всего «пытался передать незримое и неуловимое»3. Н.Щебальский в «Русском вестнике» (1883, № 3) заявил, что религиозное.чувство писателя «перевито со всеми проявлениями жизни»4. В.Перцов в книге «Философские течения русской поэзии» назвал Толстого в противовес «индивидуалистам» Фету и Тютчеву «поэтом-коллективистом» 5, лирический герой которого «избытком веры облегчает гнет земного существования»6, но, не будучи в состоянии постигнуть вечную тайну всемирного синтеза, довольствуется лишь разрозненными намеками на ее сущность» .
Г.М.Князев в обстоятельной работе «Хомяков и граф А.К.Толстой» (1901) поставил перед собой задачу исследовать ценностные ориентиры А.С. Хомякова и А.К.Толстого. По мнению автора, этические принципы Хомякова оказались более очерченными и сформулированными, чем у автора «Князя Серебряного». Князев мог говорить лишь о «религиозной стихии» , которая занимает значительное место в творчестве Толстого.
Н.Котляревский в статье «Историческое значение поэзии графа А.К. Толстого» заявил о «романтическом символизме» , который присутствует в стихах автора. В миросозерцании писателя он видел прежде всего «повышенное религиозное настроение, которое заставляет Толстого пытаться передать «в образах совсем неподдающиеся образному изображению чувства»1 . В то же время исследователь отмечал своеобразность религиозного чувства Толстого, не прикрепленного ни к одному «определенному церковному вероисповеданию»". По Котляревскому, Толстой видел в религии «прежде всего всепоглощающую недробимую идею, парящую над всяким временным или частичным ее обнаружением»12. Одновременно ученый заявлял, что, если для самого Толстого его романтическое миросозерцание обладало цельностью и стройностью, то для своего времени это мировоззрение «оставалось загадкой»13. Орест Миллер увидел в творчестве писателя «чисто русскую широту воззрения» ", и в то же время заявил о родственности лирической медитации Толстого и Жуковского. Стремлением к народной шири Миллер объяснял желание писателя избежать «гамлетовских, безысходных колебаний» .
Н. Кнорринг в статье «Миросозерцание графа А.К.Толстого» указал на «непреодолимые противоречия»16 во взглядах писателя и назвал в качестве центрального вопроса мировоззрения Толстого «отношение реального и нереального», которое «вылилось почти что в целую систему»17. Вельский в работе «Поэтическая летопись душевных настроений в произведениях А.Толстого» отметил, что душа поэта искала гармонии между тремя основными мотивами идеальной жизни, - «верой, любовью и чувством изящного» , но всегда была верна только вере.
Князь Дмитрий Церетелев в размышлениях о Толстом пришел к выводу, что «основная мысль писателя затрагивает глубокие вопросы человеческой жизни, оставаясь на грани поэзии и метафизики, и в этом отношении представляет выдающееся явление не только русской, но и европейской литературы» . В противовес предыдущим мнениям; А.С. Венегеров во вступительной статье к полному собранию сочинений А.К. Толстого заявлял о возможном в будущем пересмотре принадлежности писателя к лагерю «искусства для искусства» и замечал, что «везде выражены политические идеалы авто-ра».