Введение к работе
Настоящая диссертация посвящена исследованию проблемы "эстетического" и его художественного пресуществления в творчестве писателей-любомудров - Д.В.Веневитинова, С.П.Шевырева, А.С.Хомякова, В.Ф.Одоевского, а также отдельных аспектов данной проблемы в творчестве А.С.Пушкина.
Актуальность исследования. Обращение к данной теме продиктовано, главным образом,тем обстоятельством, что проблема функционирования "эстетического" в творчестве любомудров как понятия, содержательность которого особым способом организует, конструирует художественный мир любомудров, создавая при этом своеобразную ценностно-значимую модель мира, до сих пор не являлась предметом специального научного рассмотрения (за исключением ряда наблюдений, сделанных Е.А.Майминым, Ю.В.Манном, Н.К.Решидовой и другими).
Предлагаемая работа является первым системным исследованием проблемы "эстетического" и функционирования данного понятия в творчестве любомудров, что обусловливает степень научной новизны настоящей диссертации.
Так как целью настоящей работы является исследование эстетичес-ко-художественных проблем в творчестве любомудров, то для ее достижения необходимым стало решение следующих задач:
-
обосновать характер используемого нами понятия "эстетическое", выявив его природу и существенные содержательные признаки;
-
определить роль и функции "эстетического элемента" в творчестве любомудров и при этом показать характер его воздействия на уровне идейно-тематического содержания, образной системы, жанра и стиля;
-
проследить эволюцию произведений С.П.Шевырева, А.СХомя-кова, В.Ф.Одоевского в аспекте проблемы "эстетического";
-
исследовать творчество любомудров и А.С.Пушкина через призму проблемы "эстетического"; их "притяжение" - "отталкивание";
-
показать специфику функционирования "мифа о поэте" как одного из элементов, характеризующего "эстетический комплекс", который и определяет особую эстетическую направленность творчества любомудров;
-
показать своеобразие воплощения итальянской темы (как темы эстетической) в творчестве любомудров и А.С.Пушкина;
-
выяснить своеобразие общего для А.С.Пушкина и А.С.Хомякова
подхода к художественному описанию исторических событий, позволяющего акцентировать гносеологический аспект "эстетического", а отсюдг говорить об особом "эстетическом параметре" русского историческогс мышления 20-30-х годов XIX века.
Отсюда главным материалом и объектом исследования в представ ленной диссертации является художественное творчество писателей-лю бомудров в период 20-30-х годов XIX века. Несмотря на обилие книг диссертаций, статей, посвященных самым разным аспектам изучения и? творческого наследия, отсутствуют работы, осмысливающие проблему "эстетического" на качественно новом уровне. "Эстетическое" рассмат ривается в реферируемой работе как структуро- и смыслообразующш элемент художественно завершенной концепции мира любомудров. В этол смысле настоящее диссертационное исследование помимо историко-лите ратурного носит проблемно-теоретический характер.
Немаловажным представлялосьрассмотреть предмет диссертацион ной работы в его контекстуальных связях и глубинных тенденциях. Отсю да существенной в рамках диссертации выступает проблема "любомуд ры и Пушкин", к настоящему времени достаточно полно изученна: (Ф.З.Канунова,Е.А.Маймин,А.М.Гуревич, В.И.Сахаров, Н.К.Решидо ва и другие). Вместе с тем отдельные ее аспекты, в частности, вопрось общности Пушкина и любомудров именно с точки зрения наличия и функ ционирования понятия "эстетическое" в значении структуро- и смыслооб разующего элемента в их произведениях, требуют некоторых пояснений В связи с этим материал, связанный с "любомудрами и Пушкиным", н выносится в отдельную главу диссертации, но неоднократно педалируеі ся при рассмотрении центральной проблемы настоящего исследования.
Методологической основой диссертации явились труды современ ных литературоведов М.М.Бахтина, Б.О.Кормана, Ю.М.Лотманг Ю.В.Манна, ЕА.Маймина, В.Я.Полякова, В.И.Сахарова, В.Н.Топорс ва, Ф.П.Федорова. Автор реферируемой работы опирается также на иде современной философии и использует подходы в исследовании "эстете ческого" и его составляющих, предложенные в работах А.Ф.Лосев; В^В.Бычкова и других. В основу методики исследования положены си< темно-структурный, сравнительно-исторический и историко-типологичеі кий принципы анализа литературных явлений.
Научно-практическое значение диссертации определяется возмои ностью использовать ее результаты в общих и специальных вузовских куі сах по истории русской литературы XIX века, а также в области научн(
го изучения истории русской поэзии и художественно-эстетических направлений XIX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации и ее отдельные аспекты неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры литературы ПГПИ , аспирантских семинарах, на ежегодных научных конференциях преподавателей института, а также были положены в основу выступлений на межвузовских конференциях в г.Москва (Государственный музей А.С.Пушкина, МГУ, РГГУ), в г.Тверь, в п.Пушкинские Горы. Основные положения исследования изложены в пяти публикациях.
Задачи исследования определили и структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 256 наименований. Общий объем диссертации составляет 180 машинописных страниц.