Введение к работе
Проблема личности в литературе и связи человека с обществом возникла в русском литературоведении еще в XIX веке. В работах В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского утверждался принцип социального анализа литературного творчества, выявлялась диалектика социального и нравственного начал в литературном произведении.
Огромный вклад в художественное решение проблемы личности и общества внесли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой.
На рубеже XIX и XX веков проблема вновь привлекла внимание теоретиков и вызвала ожесточенные споры.
С одной стороны, марксистская критика (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.В.Луначарский) утверждала приоритет социологического анализа литературных произведений, решающую роль социальных факторов в формировании как художников слова, так и их героев. С другой стороны, русские религиозные философы (Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский и др.) говорили о приоритете нравственных и психологических мотивов в литературном творчестве и филологических исследованиях.
После Октябрьской революции и до конца 20-х годов в отечественном литературоведении существовал баланс между социальным и нравственно-философским анализом проблемы личности и общества в художественном творчестве. В трудах М.М.Бахтина, В.В.Переверзева и их учеников подчеркивалась необходимость наряду с социальными факторами исследовать биосоциальные, психобиологические, психосоциальные и другие стороны человеческой жизни.
Однако в дальнейшем вместе с утверждением метода социалистического реализма безоговорочно утвердился марксистко-ленинский принцип социального анализа литературного процесса, осложненный вдобавок невозможностью исследовать всю глубину противоречий социалистического общества и весьма часто приводящий к поверхностным вульгарно-социологическим
выводам .
Положение начало меняться в 50-е годы, когда, по справедливому замечанию Л.Ф.Ершова, расширилась теоретическая база современного литературоведения и наметилась тенденция создания новой, многоплановой, системы изучения художественного творчества, значительно раздвигающей границы традиционных филологических проблем. Проведенный Л.Ф.Ершовым многосторонний анализ художественно-философской прозы 1960-80-х годов также подтверждает необходимость изучения социально-нравственной проблематики в широком спектре взаимосвязей. Дифференцирование в 1960-70-е годы военной, деревенской, производственной, городской, бытовой, мифологической прозы, дискуссия о существовании прозы исторической как самостоятельного литературного жанра, определение концепции положительного героя соответственно новому этапу свидетельствовали о стремлении литературоведческой науки охватить сложную структуру социума во всем многообразии его связей и драматических коллизий.
С другой стороны, нельзя не принимать во внимание, что нравственные коллизии заведомо рассматривались как явления атипичные для социалистической действительности. Воспроизведенная писателями сложная структура общественных отношений нашла в тот период неадекватное отражение в литературоведении и критике: обозначенные писателями социально-экономические и социально-политические аспекты проблемы, по существу, не рассматривались, что во многом разрывало причинно-следственные связи и абстрагировало разговор о нравственных деформациях. Стремясь уйти от конформистских идей, лучшие критики и литературоведы того периода сосредотачивали внимание на формальных или сугубо философских проблемах художественного творчества.
Это привело к тому, что в отечественном литературоведении наметилась другая крайность. В работах ряда филологов стали полностью отрицаться какие бы то ни было социологические аспекты изучения художественного творчества. Произведения рассматривались исключительно в ракурсе абстрактно-
нравственных проблем, что лишало литературу свойственного ей гносеологического аспекта и значительно сужало возможности литературоведческого исследования.
Сказанное в полной мере относится и к исследованиям прозы Ю.Трифонова.
Лучшие отечественные исследования творчества Ю.Трифонова, проведенные Н.Ивановой, И.Дедковым, Г.Белой, Б.Панкиным, Е.Шкловским, были посвящены изучению художественного выражения этической концепции писателя. В названных работах содержались попытки защиты писателя от обвинений в клевете на советскую действительность и мелкотемье.
Этическая концепция Ю.Трифонова находилась в центре внимания авторов диссертаций, посвященных писатели. *
Зарубежные писатели, литературоведы и критики Д.Апдайк и П.Оснос(США), Дж.Спендель (Италия), Н.Колесникова (Канада), И.Винтермантель (Венгрия) и другие, не вынужденные обходить социальные сложности развития советского общества, главное внимание уделяли изучению социальных взаимосвязей прозы Ю.Трифонова и общественной жизни в СССР. При этом из поля их зрения выпадали многие другие чрезвычайно важные для понимания художественного мира писателя аспекты.
Таким образом, в литературоведении пока не анализировалось творчество Ю.Трифонова в целом - во взаимосвязи социального и нравственного аспектов.
Попыткой такого исследования и является реферируемая диссертация.
Научная новизна диссертационной работы состоит, прежде
* Добренко Е. Аналитические тенденции в современной советской прозе и творчество Ю.Трифонова 1960-1980-х годов (Проблемы типологии и поэтики). Дисс.капд.филол.наук // Одесса, 1987; Емец Т. Традиции А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского в творчестве Ю.Трифонова. Дисс.канд.филол.наук // Куйбышев, 1985;* Плеханова И. Своеобразие художественной системы писателя (В.Шукшин, В.Распутин, Ю.Трифонов). Дисс.канд.филол.наук // Ленинград, 1932.
всего, в использовании социоструктурного метода литературоведческого исследования, который открывает возможности глубокого многостороннего изучения художественного творчества. Так, "бытовой" материал произведений Ю.Трифонова дает представление о целостной картине мира: от анализа психологии индивида до определения универсалий бытия. Научная новизна исследования также состоит в комплексном анализе проблемной основы, типологических признаков, художественно-эстетических особенностей "городской прозы" 1960-70-х годов, бесспорным лидером которой был признан Ю.Трифонов.
Актуальность исследования обусловлена неоднозначностью и полемичностью современных оценок литературной критикой и литературоведением творчества Ю.Трифонова, в частности, такого значимого элемента, как историко-философская концепция писателя. Кроме того, изучение многогранного философско-нравственного и общественно-значимого содержания произведений Ю.Трифонова (исследование на художественном материале острых социально-нравственных противоречий эпохи, поиск нравственного идеала и путей совершенствования общества) представляет значительную ценность для современного исследования проблемы соотношения социального и нравственного начал в общественной жизни.
Цель реферируемой диссертации - изучение проблемы личности в творчестве Ю.Трифонова в контексте макрообобщений литературы и философии того периода.
Изучение трифоновской постановки проблемы личности в ее полном объеме - предмет нескольких дальнейших исследований. Поэтому диссертант считает целесообразным ограничиться решением следующих задач:
на основе художественного материала изучить социост-руктурные обобщения Ю.Трифонова, которые определяют суть его творческой концепции личности;
изучить опосредованное обращение Трифонова к теме христианства в ее нравственно-философском аспекте и развитие этой темы в концепции личности писателя, выявить типологическую общность и различие религиозно-мифологических концепций
личности в прозе Ю.Трифонова и Ч.Айтматова;
исследовать во взаимосвязи социального и нравственного аспектов авторскую позицию и типологию трифоновских героев;
проанализировать преемственность художественных открытий Ю.Трифонова в литературе 1980-90-х годов.
Названные задачи обусловливают обращение диссертанта к прозе "позднего Трифонова". Поэтому основным материалом реферируемой диссертации являлись произведения 1970-80-х годов (романы "Нетерпение", "Старик", московские повести, "Дом на набережной", цикл рассказов "Опрокинутый дом"), посмертно опубликованные романы "Время и место", "Исчезновение". Творчество 50-60-х годов анализируется фрагментарно ("Отблеск костра", отдельные рассказы).
Диссертант прослеживает связь писателя с традициями русской и мировой литературы, в частности, с прозой Тургенева и Достоевского, российской гофманиадой, антиутопиями; стремясь выявить сложность и индивидуальное своеобразие структуры художественно-философских координат произведений Ю.Трифонова, сопоставляет его произведения с современной мифологической прозой (анализируются отдельные повести и роман "Плаха" Ч.Айтматова). Особо рассматривается вопрос о типологических взаимосвязях Трифонова и итальянского искусства (романы Л.шаша, фильмы Ф.Феллини). Проблема трифоновских традиций в литературе 1980-90-х годов рассматривается на материале романов Р.Киреева "Победитель", Т.Щербины "Исповедь шпиона", рассказов Л.Петрушевской.
Современное литературоведческое исследование, выходящее в пограничные с рядом гуманитарных дисциплин области, учитывает, но не дублирует специальную методологию и ее теоретическую базу. Методологической основой диссертации является система научных методик, вклвчающая структурно-семиотический анализ наряду с историко-генегическим и типологическим подходом. Анализ творчества Ю.Трифонова опирается на положения, разработанные в общефилософском плане в работах А.Н.Весе-ловского, А.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана. Диссертант также опирается на основы социоструктурного анализа, разра-
ботанные русской демократической критикой и получившие концептуальное развитие в работах М.Горького. В изучении христианской проблематики художественных произведений учтены труды русских религиозных философов начала XX века И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского. Раздел о русской реалистической литературе 80-90 годов базируется на работах советских критиков этого периода. Исследование литературы поставангарда основывается на трудах Р.Барта, У.Эко, М.де Унамуно. В исследовании психологических характеристик у Трифонова учитываются основные положения концепции структурной психологии Э.Берна и концепции психологии творчества Ж.-П.Шаньже.
Практическая значимость диссертации заключается в той, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями гуманитарных вузов в общих курсах по современной русской литературе, спецкурсах по творчеству Ю.Трифонова, а также студентами и школьниками гуманитарных школ ка занятиях по истории русской литературы второй половины XX века.
Апробация работы Материалы исследования фрагментарно использовались на лекциях и семинарских занятиях в МПГУ им.В.И.Ленина. На основе результатов исследования опубликованы два учебных пособия: "Формирование социоструктурного направления в литературоведении 1970-80-х годов и творчество Ю.Трифонова" (Москва, 1994) и "Концепция сильной личности в творчестве Ю.Трифонова" (Москва, 199S). Также отдельные положения диссертации изложены в докладе на Всероссийской студенческой конференции (Сыктывкар, 1986).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы. Общий объем диссертации Y6& страниц машинописного текста, включая / страниц списка использованной литературы, содержащего ffO наименований различных научных, литературно-критических и иных работ.