Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика русского мадригала XIX в. Бухаркина Мария Викторовна

Поэтика русского мадригала XIX в.
<
Поэтика русского мадригала XIX в. Поэтика русского мадригала XIX в. Поэтика русского мадригала XIX в. Поэтика русского мадригала XIX в. Поэтика русского мадригала XIX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бухаркина Мария Викторовна. Поэтика русского мадригала XIX в. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бухаркина Мария Викторовна; [Место защиты: ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2008.- 184 с.: ил.

Введение к работе

Настоящая работа посвящена изучению поэтики русского мадригала -жанра салонно-альбомной лирики, имевшего широкое распространение во второй половине XVIII - начале XIX в. В отечественном литературоведении существует достаточно большое число работ, рассматривающих в том или ином аспекте проблемы поэтики одного лирического жанра (либо жанровой формы) какой-либо эпохи. Мадригал чаще всего представлен здесь в соотношении со структурно близким ему жанром - эпиграммой и, соответственно, в качестве объекта исследования входит в работы, посвященные поэтике эпиграммы. Например, в работе С. А. Матяш «Вопросы поэтики русской эпиграммы» одна глава носит название «Вольный ямб мадригала»; к дифференцирующим признакам мадригала исследователь относит структурно-формальные элементы - «малый объем и итоговую "острую мысль"», заключающую изящную шутку (то, что сближает эпиграмму и мадригал), и комплиментарную тему, - в силу чего в поле зрения исследования попадают тексты различной интонационной окраски: иронической, элегической, шуточной и др.

Нам известна лишь одна работа, в которой предпринята попытка исследовать мадригал как самостоятельный жанр в творчестве одного автора, - это эссе Л. П. Гроссмана «Мадригалы Пушкина», вышедшее в 1920-е гг. Однако Гроссман так же, как и С. А. Матяш, не определяет точно ни объем понятия, ни жанровые признаки (что оправдывается эссеистическим жанром исследования) и трактует понятие мадригала максимально широко, привлекая к рассмотрению неограниченный корпус комплиментарных текстов, в ряде случаев неправомерно атрибутируемых как мадригалы.

Неполноценность дефиниций, содержащихся в русских (как оригинальных, так и переводных) теоретических работах XVIII - первой трети XIX в., равно как и в современном литературоведении, заключается в описании самых общих, структурно-формальных признаков жанра, без учета его разновидностей, особенностей прагматики и существовавшей в то время поэтической традиции. «Домашняя поэзия», традиционно включающая и мадригал, как правило, не рассматривается исследователями как полноценная часть творческого поэтического наследия того или иного автора (что закономерно, поскольку эта область поэзии имеет в первую очередь

1 Например: АлексееваН. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII -
XVIII веках. СПб., 2005; Алъми И. Л. Миниатюра в русской лирике первой трети XIX века
(Батюшков, Баратынский, Дельвиг, Пушкин) // Учен. зап. Владимирского пед. ин-та. Т. 19.
Сер. «Рус. и зарубеж. лит.». Вып. 4. 1969. С. 67-95; Матяш С. А. Вопросы поэтики
русской эпиграммы. Караганда, 1991; Сасъкова Т. В. Пастораль в русской поэзии XVIII
века. М., 1999; Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра (Русская элегия от Сумарокова
до Некрасова). М., 1973; Царъкова Т. С. Русская стихотворная эпитафия. СПб., 1999; и др.

2 Матяш С. А. Вопросы поэтики русской эпиграммы. С. 70, 77.

3 Гроссман Л. П. Мадригалы Пушкина // Гроссман Л. П. Цех пера. М., 2000. С. 253-
265.

прикладное значение) и, соответственно, оказывается за пределами научного описания. Таким образом, неразработанность проблем поэтики мадригала очевидна. Настоящее исследование восполняет эту лакуну, что и обусловливает актуальность представленной диссертационной работы.

Предметом исследования в настоящей работе являются мадригалы и тесно связанная с ними комплиментарная лирика, принадлежащие как ведущим (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др.), так и второстепенным поэтам XIX в. (М. Милонов, Б. Федоров, А. Илличевский, А. Измайлов, В. Туманов, А. Розенштрем и др.), а также анонимные комплиментарные стихотворения указанного периода. Источниками для сбора материала служат собрания сочинений, стихотворные сборники разных авторов, материалы литературных альбомов, поэтические альманахи и журналы XVIII-XIX вв.

Цель работы - исследовать вопросы поэтики русского мадригала XIX в., понимаемые, главным образом, в аспекте жанрового мировоззрения; определить место мадригала в системе лирических жанров XIX в.; проследить этапы видоизменения жанра на протяжении указанного периода. Этим определяются задачи работы, которые можно сгруппировать в три блока:

  1. Уточнить дефиницию мадригала, дать типологическое описание жанрового канона, сложившегося на рубеже XVIII-XIX вв.

  2. Проследить закономерности процесса разрушения мадригального канона в лирике первой трети XIX в., выявить факторы, повлиявшие на видоизменение жанра.

  3. Выявить специфику мадригала, а также элементов мадригального канона в комплиментарной и лирической поэзии после эпохи жанровой конвергенции - в 1840-1880-е гг., вплоть до начала 1890-х гг. (периода, ознаменованного появлением эстетики символизма). Эти хронологические рамки мотивированы принципиальными структурными изменениями, которые произошли в литературной системе в целом и в лирике в частности на рубеже XIX - XX веков.

Таким образом, данное исследование предполагает соединение синхронного и диахронного подходов к изучению жанра. Поворотным моментом в жизни мадригала, естественно, будет переход от канона к жанровым модификациям, осуществляющийся по определенной логике, позволяющей провести аналогии с развитием других лирических жанров.

Научная новизна диссертационного сочинения связана с тем, что монографическое исследование проблем поэтики русского мадригала предпринимается впервые. Проведенное исследование, во-первых, представляет типологическое описание канонического мадригала в русской поэзии на рубеже XVIII - XIX вв. и, во-вторых, дает анализ жанровых

Значимость «домашней поэзии» и ее роль в формировании новой литературной системы отмечала Р. В. Иезуитова в работе, посвященной творчеству Жуковского {Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. Л., 1989).

моделей и элементов мадригального канона, эксплуатируемых в лирике второй половины XIX в. Как представляется, результаты проделанной работы расширяют представление о жанре, всегда находившемся на периферии литературоведения.

Методологическая основа диссертации определяется объектом ее исследования: описание эволюции жанра требует комплексного подхода, сочетающего структурно-типологический, проблемный и мотивно-тематический анализы. Исследование базируется на теоретических положениях работ М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, В. А. Грехнева, В. Э. Вацуро, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума. В своей работе мы опираемся на определение жанра, данное В. А. Грехневым: «жанр - это мировоззренчески структурная целостность». При таком понимании жанра рассмотрение формальных и содержательных признаков является не конечной целью, но лишь начальным этапом на пути к выявлению мировоззренческой установки мадригала.

Положения, выносимые на защиту.

1) Будучи заимствованным в XVIII в. из французской поэзии, русский
мадригал салонного типа более тесно, нежели его французский
предшественник, оказался связан с бытовой сферой; выполняя прикладную
функцию, он являлся одновременно фактом и быта, и литературы.

2) Широкую популярность мадригал приобрел в эпоху
сентиментализма; школа Н. М. Карамзина культивировала жанры, которые
поэтизировали частную жизнь, стимулировала широкое распространение
альбомной продукции, сделав, таким образом, бытовую сферу достоянием
поэзии. В связи с этим мадригал можно представить как эстетизацию
бытового, частного момента.

3) В художественном каноне мадригала, сформировавшемся на рубеже
XVIII - XIX вв., комплимент абстрактного характера (характерный для
русского мадригала середины XVIII в.), лишенный указания на бытовые
обстоятельства, сопровождающие создание сочинения, постепенно уступал
место комплименту конкретному, экспонирующему бытовой эпизод.
Следовательно, можно говорить о доминировании комплимента конкретного
характера как об особенности, присущей именно русской традиции
мадригальной лирики на рубеже XVIII - XIX вв. Неслучайно в системе
поэтических мотивов особое значение для мадригала приобретают мотивы
опосредованного выражения симпатии через обыгрывание какого-либо
бытового предмета (условно названные в работе «любовным фетишизмом»).

4) В мадригальном каноне, охватывающем различные текстовые
уровни, выделяются три взаимосвязанных подвида:

этический - регламентирующий субъектно-объектные отношения, требующий соблюдения дистанции между адресатом и адресантом;

эстетический - регламентирующий комплиментарный портрет дамы и описание окружающих ее бытовых реалий;

ГрехневВ. А. Лирика Пушкина. Горький, 1985. С. 85.

- стилистический - мотивированный двумя предыдущими видами, репрезентирующий языковые приемы, с помощью которых задается оценочность двух субъектов - адресата и адресанта.

Жанровый канон определяет мировоззрение мадригала: комплиментарное изображение идеального образа в идеальном окружении. Канонический же мадригал (соответствующий жанровым предписаниям) можно обозначить как перифразу бытового момента, способ воплощения бытового эпизода, преобразованного в иносказательный план, в художественный образ.

5) Разрушение канона мадригала в эпоху жанровой конвергенции (1820
- 1830-е гг.) обусловлено, во-первых, автоматизацией основных приемов и
структурных элементов мадригала, т. е. шаблонизацией жанра, которая
явилась следствием спаянности бытовой ситуации и поэтического мотива;
во-вторых, влиянием близких жанров - элегии (созвучной мадригалу по
лирической интонации) и эпиграммы (идентичной по структуре).
Соответственно выделяются три способа разрушения мадригала: элегизация,
эпиграмматизация, изменение мотивики. Наиболее активно в процессе
жанровой конвергенции участвовали ведущие поэты (В. А. Жуковский, А. С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Жанр разрушался прежде всего за счет
появления нового авторского взгляда, иного мировоззрения; более всего
изменениям подвергались эстетический и стилистический каноны.

6) В лирике 1840 - 1880-х гг. происходит развитие потенциальных
возможностей мадригала и использование его конструктивных элементов.
Отдельные мадригальные мотивы, лирические ситуации оказались удобными
для реализации определенных авторских задач (А. Апухтин, Ф. Тютчев и
др.), при этом мадригальная форма зачастую утрачивает комплиментарную
функцию, используется в качестве модели, способной включить в себя иные
интенции лирического стихотворения.

В собственно-комплиментарной лирике ведущим оказался комплимент конкретного характера, предопределивший дальнейшее развитие жанра по пути расширения мотивики и приведший впоследствии к развитию экстенсивной формы комплиментарного стихотворения, которая во второй половине XIX в. стала доминирующей в лирике этого рода (Я. Полонский, К. Дворжицкий, М. Суханов).

В эпиграмматической поэзии (главным образом Д. Д. Минаева и других поэтов «Искры») встречается пародирование разных уровней комплиментарного стихотворения: образа автора, образа адресата, фразеологии.

7) Разрушение жанрового канона, осуществлявшееся в первой трети
XIX в., одновременно вело к расширению возможностей жанра: обогащение
жанра чуждыми ему элементами приводило к образованию синтетических
форм, выводило мадригал из пограничной (между бытом и литературой)
сферы и, следовательно, усложняло интенцию жанра.

Роль жанровой константы в мадригале всегда играл мировоззренческий аспект, подчиняющийся этическому канону.

Научно-практическая значимость диссертации определяется тем, что ее материал, отдельные положения и заключительные выводы могут послужить основой для дальнейшего научного изучения мадригала и других лирических жанров русской поэзии XIX в. Научные результаты работы могут быть использованы в вузовской практике, ее материалы и полученные выводы могут быть включены в общие и специальные курсы и семинары, посвященные проблемам теории и поэтики лирических жанров.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории русской литературы СПбГУ и в рамках аспирантского семинара. Важнейшие положения диссертации отражены в ряде научных публикаций, изложены в докладах следующих конференций: «Герменевтика в гуманитарном знании» (Санкт-Петербург, Невский институт языка и культуры, 2004 г.), «Малые жанры: Теория и история» (Иваново, Ивановский государственный университет, 2005 г.), «HOMO LUDENS как отражение национальной культуры и социального варьирования языка» (Санкт-Петербург, Невский институт языка и культуры, 2006 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений и библиографии.

Похожие диссертации на Поэтика русского мадригала XIX в.