Введение к работе
Актуальность темы. Постановка вопроса о поэтике циклов в.творчестве М.Цветаевой мотивируется двумя векторами: с одной стороны, речь идет о необходимости осмысления феномена "Серебряного века" в свете послэдних исторических, философских и литературных материалов, с другой - о нынешнем этапе изучения наследия поэта.
В настоящее время сложилось два отчетливо выраженных подхода к изучению творчества М.Цветаевой. Первый - наиболее распространенный и популярный - можно определить как историко-би-ографический. Отдавая должное несомненной ченности исследований о Цветаевой, написанных в этом кличе, все же приходится констатировать тот факт, что попытка прочитать творчество поэта сквозь призму его биографии, идя путем механического соотнесения обоих планов, представляется не в полной мере плодотворной и на сегодняшний день в определенной степени исчерпанной. Второй подход, характерный в большей степени для зарубежного цветаеведения, определяется как структуралистский. Методология данного подхода состоит в анализе поэтики М.Цветаевой с точки зрения структуры, архитектоники, интертекотуальннх связей произведения. Главная издержка, структуралистского подхода, при всех, его очевидных достоинствах, заключается в игнорировании диахронного аспекта цветаевской поэтики. Работы, представляющие- указанную тенденцию, преимущественно формируют представление о художественной системе М.Цветаевой как о статичной, неизменяющейся, сложившейся раз и навсегда. Между тем, поэтика Цветаевой от 10-х к 30-ым годам прошла чероз ряд существенных эволюционных этапов, и м учитавать этого нельзя, если мы хотим иметь хотя бы относительное представление о
- 4 -развитие художественной системы как конкретного поэта, так и современного ему литературного процесса.
Актуальность и необходимость целостного прочтения цветаевского творчества ц побудили нас обратиться к проблеме поэтики лирических-циклов, так как эта проблема позволяет, на наш взгляд, учитывая достоинствва каждого из обозначившихся в цве-таеведешш подходов, осуществить разноуровневый анализ данной поэтической системи.
Актуалпза'ікя проблеми цикла, характерная для нашего исследования, также не случайна. Дело в том, что для .М.Цветаевой и в целом для поозіш 10-х годов свойственно тяготение к циклизации. Циклы М.ЦвзтаоЕой, как и цикли А.Блока, А.Белого, А.Ахма-товой и др. - ого своего рода лирический дневник, фиксирую-щий этапы духовной эволвции личности. Поэтому анализ циклов в творчестве Ы.Цветаовой позволяет рассмотреть ее п^мтику "в двоИно.і перспективе: и с точіш зрения актуальной функции, и с т )чки зрения отношения к предшествующему состояішю литературных текстов" .
Предмет исследования. В трех главах диссертации представлен анализ поэтики циіслов Н.Цветаевой, создаваемых автором на различных этапах его эволюции.'Изучение програшних произведении - "Ахматовой" /1916г./, "Стихи к Блоку" /І9І6-І92І.ГГ./ "Ученик" /1921 г./, "Стол" /1933-1936 гг./ - со всоіі очовид-. ностью демонстрирует необходимость и продуктивность обращения к теме творчества и творческой личности /которой объединены все выбранные в диссертации циклы/ как смислообразующоіі доми-
I. Фарыно Е. Введете в литературоведение. - Варшава,!991.-С.57.
-5-,
нанте в цветаевской худонвственной система. Таким образом, выбор предаэта исследования ориентирован на решение поставленной теоретической проблемы и осуществлен по хронологическому и тематическому принципам.
Цели и задачи работы. Непосредственная цель предлагаемого исследования состоит в описании развития циклической модели в творчестве М.Цветаевой, в попытке показать, почему данный этап мироотношения поэта востребовал данный поэтический прием, воспроизвел себя, именно в явленной,* а никакой другой конструкции произведения.
Уяснение связей, существующих меаду выбором худокествен-ного приема и эволюцией мироотношения автора, а также соотнесения, этих связей с философско-эстетическим контекстом конца Х1Х-начала XX вв. и с общим культурно-историческим фоном преследует и более глобальную цель: і;а примере освоения внутренней логики цветаевского творчества постичь общую логику эпохи "русского культурного Ренессанса" /Н.А.Бердяев/, осмыслить ее противоречивые результаты. .
Теоретическая и методологическая база диссертации. Исследование опирается на труды ведущих ученых го методологии литературоведения, теории и истории литературы: С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, М.Л.Гаспарова, Б.О.Кормана, Ю.М.Лотмана, Я.Н.Тынянова.
Принимая во внимание замечание Е.Фарнно о том, что "описы-вашайпроизведение научный аппарат не должен искажать объекта исследования, а обязан совпадать с собственными категориями произведения", мы используем в диссертации но одну MG-
2. Фарыно Е., Указ. работа, - С.58.
тодику анализа, а несколько: субъектный анализ, культурно-исторический, типологический, структурный, лингвопоэтический, фоноеемантический. Выбор подхода всякий раз соотносится с характером , исследуемого матеріала, с двйствуюцим в нем механизмом смыслопррождения, с поставленной проблемой.
Научная новизна. Научная новизна предлагаемой диссертации определяется следуадими моментами. Впервые проблема конструктивных принципов поэтики М.Цветаевой соотносится с ТИПОМ ми-роотношения ипта, что определяет целостный анализ художественной системы в диахронном аспекте. Творчество М.Цветаевой вписывается в ряд этико-эстетических исканий эпохи, в современный ей литературный процесс. В работе изучены субъектная организация циклов /разграничены разные формы лирического сознания, дана их семантическая интерпретация/, сюжетная организация /охарактеризованы различные сюжетные линии и показали их взаимодействие, взаимообусловленность/, исследован простраиственно-временной уровень циклов, их композиция, фонологический рисунок, описан механизм функционирования поэтического слова.
Анализ этих элементов поэтики с учетом их развития в пределах системы творчества поэта, а также соотнесение последних с культурно-историческим фоном корректирует представление о типе художественной системы М.Цветаевой, которая, традиционно однозначно трактуется как романтическая.
Научно-практическое значение работы. Исследовательские и резюмирующие части диссертации способствуют выявлению закономерности в логике развития цветаевского творчества, вписывая ее в логику литературного процесса 10-х - 30-х гг.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовангя ее результатов в практике вузовского пре-
- 7 -подавання литературы, а конкретнее - в курсе истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М.Цвегаевой и - шире - по поэтике лирического цикла.
Апробация результатов диссертационного сочинения осуществлялась в разных формах: в сообщениях на ежегодных /1985-1994 гг./ "Кормановских чтениях"/г.Ижевск/, в выступлениях па "Вторых ахматовских чтениях" /г.Одесса, 1992/, на ежегодных конференциях "Марина Цветаева, Константин Бальмонт и художественные искания XX века" /г.Иваново, 1993-1994/, на заседаниях кафедры русской литературы XX века Ижевского госуниверситета.
По теме диссертации опубликовано 3 работы, перечень которых приводится в конце автореферата.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 158 наименований. Общий объем диссертации - 220 печатных-страниц.