Введение к работе
Темой диссертации избраны особенности романтической поэтики и их конкретная реализация в русской женской лирике первой потовины XIX века
Степень изученности проблемы На важность изучения литературного стиля как единства соста&ляющих его элементов указывал еще В М Жирмунский Именно «единству приемов поэтического произведения, - подчеркивал он, - мы обозначаем термином «стиль»1 Но вопрос о существовании исчерпывающего исследования романтического стиля именно как единства его художественных средств и поныне дискутируется в литературоведении
Ведь в целом выяснено, что тот единый критерий отбора и использования художественных элементов романтического стиля, который и обуславливает его целостное единство детерминирован конкретными историческими условиями, в которых, по словам В Вейдле. романтическое «искусство творилось и которые как раз и знаменуют собой изменение самой основы художественного творчества»2, и, прежде всего, общественным мировоззрением соответствующей исторической эпохи Но в силу естественных историко-политических обстоятельств, в которых оказались российские исследователи XX века убедительной общепринятой концепции романтического мировоззрения и генезиса романтического стиля не существует до настоящего времени
Это состояние общей теории романтического стиля предопределило и тот факт, что наименее изученной из всего литературного наследия русских романтиков оказалось женская лирика первой половины XIX века
Критики XIX века и первых двух десятилетии XX века, писавшие о творчестве Е П Ростопчиной, К К Павловой и Ю В Жадовской, такие как В Г Белинский, А В Дружинин, Ф А Кони, Д А Мордовцев, А В Никитенко, П А Плетнев, Н Г Чернышевский, С П Шевырев, И И Панаев, М Е Салтыков-Щедрин, Е А Бобров, Ю й Айхенвальд, В Я Брюсов, Ю Веселовский, Д Михайлов, С Эрнсг, В Ходасевич и другие, не занимались анализом своеобразного использования тех художественных средств рассматриваемых произведении, которые составляют целостное единство любого литературного стиля
Период интенсивной разработки вопросов художественной организации литературного текста, начавшийся в двадцатые годы XX века, оказался, к сожалению, в силу не зависящих от литературоведов историко-политических обстоятельств, слишком кратким для гого, чтобы дать возможность рассмотреть все вопросы, связанные как с литературным стилем романтиков вообще так и с женской лирикой XIX века, в частности Более или менее основательно изученными оказались лишь отдельные особенности творчества самых заметных и выдающихся русских
1 Жирмунский В М Поэтика русской позади - СШ Лзбуха-классиха, 2001 С 50
2 Вейдле В Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века -М Политиздат 199«
С 249
прозаиков и поэтов И за весь этот период можно насчитать лишь несколько случайных и кратких упоминаний о тех или иных частных аспектах литературного творчества Каролины Павловой и Евдокии Ростопчиной, приводимых, как правило, лишь в качесіве примера, поясняющего отдельные более обшие факты в рамках теории художественной организации поэтического текста
Критики и литературоведы второй половины XX веха, писавшие о женской лирике XIX столетия, не ставили себе задачи исчерпывающего изучения литературного стиля рассматриваемых авторов как целостного единства составляющих его элементов ограничиваясь исследованием лишь отдельных художественных средств и стилистических особенностей, и уделяя наибольшее внимание тематике разбираемых романтических произведений
Именно таковы, в обшем. конечно, очень интересные и соответствующие своему назначению, предисловия к поэтическим сборникам Евдокии Ростопчиной Б Н Романова и В А Афанасьева^ предисловия к сборникам Каролины Павловой Е Н Лебедева, П П Громова и С Б Рассадина и предисловие к сборнику Юлии Жадовской П Лосева
Основным содержанием работ А Ф Абрамовича, А Л Зорина, А В Корнеева, М Ш Файнштейна и В Фридкина стали вопросы истории литературы и биографии, а О Г Золоторева и Н Г Чертковер посвятили свои работы проблемам жанрового своеобразия и создания циклов стихотворений Каролины Павловой
Анализу частных аспектов поэтического творчества изучаемых авторов посвящены и написанные в 90-е годы двадцатого века диссертации Н А Табаковой о поэзии К К Павловой, а так же В С Расторгуевой и Л Н Щеблыкиной о лирике Е П Ростопчиной
Но именно женская лирика первой половины XIX столетия может служить самым ярким примером наиболее характерных особенностей литературного стиля русских романтиков Что обусловлено рядом объективных причин яркой эмоциональностью женского творчества, его чувственной заостренностью, ингенсивностью оценок окружающей реальности и т п
Литературный же стиль русского романтизма непосредственно связан со стилем мышления и существования, характерным для российского общества в соответствующий исторический период И понимание особенностей и причин возникновения этого стиля может способствовать разработке новых теоретических концепций и взглядов в различных областях гуманитарного знания, необходимых в тех новых идейно-политических условиях, которые сложились в России в конце XX -начале XXI веков Что, в том числе, предопределяет актуальность исследования, проводимого в данной диссертации, обусловленную и недостаточной изученностью романтического стиля как единства составляющих его художественных средств, а так же женской лирики первой половины XIX века, и неразработанностью ряда теоретических вопросов, необходимых для раскрытия заявленной темы
Научная новизна представленной работы связана со стремлением исторически обосновать и наиболее полно систематизировать характерные особенности романтического стиля первой половины XIX века, с использованием метода сравни іельного стилистического ачштиза и изучением конкретных элементов романтического стиля в свете эстетических задач художественного творчества, а также с дополнительной разработкой некоторых необходимых для достижения цели данного исследования вопросов теоретической поэтики
Методика исследования опирается на принципы сравнительного исторического и текстологического анализа Используются данные и выводы целого ряда гуманитарных наук истории, психологии, социологии, лингвистики и др
Объектом исследования стали лирические произведения Е П Ростопчиной, К К Павловой, Ю В Жадовской, Е А Баратынского, баллады и стихотворения В А Жуковского, а так же в рамках сравнительного анализа произведения М В Ломоносова, А А Блока и З Н Гиппиус Предмеюм исследования были избраны характерные особенности романтического стиля русской литературы и русской женской лирики первой половины XIX века
Основная цель исследования - изучение характерных особенностей романтического стиля русской поэзии первой половины девятнадцатого века и их конкретной реализации в женской лирике этого периода истории России Что требует поставить и разрешить следующие задачи
Опираясь, в том числе, на данные смежных с литературоведением гуманитарных наук, изучить характерные особенности романтического мировоззрения первой половины девятнадцатого столетия, позволяющие выявить основной критерий отбора и своеобразного использования художественных средств, свойственный литературному стилю эпохи романтизма
Учитывая найденный критерий, а также, применяя для подтверждения и конкретизации сделанных теоретических выводов метод сравнительного стилистического анализа, выявить непосредственную связь между особенностями рассматриваемого мировоззрения и конкретными художественными элементами изучаемого романтического стиля
3 Установить и охарактеризовать эстетическое значение свойственных
романтическому стилю художественных средств Для чего провести дополнительное
исследование некоторых важных для данной работы вопросов теоретической
поэтики
4 Изучить условия конкретной реализации общих особенностей стиля данной
исторической эпохи в рамках частного стиля отдельного автора, использовавшего
характерные стилистические приемы и методы этого времени
Теоретической основой диссертации стали исследования отечественных литературоведов М М Бахтина, В В Виноградова. Л Я Гинзбург, В М Жирмунского. А Ф Лосева, Ю М Лотмана. Л И Тимофеева, Б В Томашевского,
Ю Н Тынянова, В Е Холшевникова и др
Теоретическая значимость работы заключается в разработке концепции романтического стиля как целостного единства составляющих его художественных средств, выявлении особенностей конкретной интерпретации этого стиля в русской женской лирике первой половины XIX века, теоретической проработке вопросов, связанных с проблемами ассоциативного ряда поэтического высказывания, интонации литературного текста и звуковой организации поэтического произведения
Практическая ценность диссертации определяется возможностью использования ее результатов при дальнейшей разработке вопросов типологии стилей, эстетической значимости отдельных художественных средств и конкретных литературных произведений, роли интонации в художественном тексте и ряда других вопросов теоретической поэтики Выводы данной работы могут, применятся при разработке вузовских общих и специальных курсов по литературоведению, истории литературы творчеству В А Жуковского, К К Павловой Е П Ростопчиной, Ю В Жадовекой
Апробация диссертации осуществлялась в ходе обсуждения ее плана и глав на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им А М Горького, изложения ее основных положений на международных конференциях, состоявшихся в МАТИ - РГТУ и Московском институте экономики, менеджмента и права, а так же в ходе обсуждения содержания диссертации на кафедре культурологи и истории МАТИ - РГТУ
Структура Диссертация состоит из введения 3 глав, заключения и библиографии
Положения, выносимые на защиту:
В результате кризиса мировоззрения эпохи Просвещения, основанием которого был разум как исключительный критерий миропознания, доминантным основанием романтического мировоззрения, предопределяющим отбор и использование художественных средств романтического стиля стало чувство, определяющееся в качестве именно основного критерия миропознания
Чувственный критерий миропознания детерминировал характерные черты романтического мировоззрения, которые нашли свое отражение в своеобразных особенностях романтического литературного стиля первой половины XIX века
В художественной системе романтиков ведущую роль стала играть не метафора а интонация Причем синтаксическая интонация выступала в качестве одного из средств общей системы экспрессивной интонации, формирующей основные художественные средства романтической поэзии
Общий романтический стиль указанной исторической эпохи по-разному интерпретировался в поэтическом творчестве Е П Ростопчиной, К К Павловой и Ю В Жадовекой, создавая тем самым индивидуальные стили этих поэтов