Введение к работе
Актуальность темы обусловлена всем ходом развития национальных лшератур в целом и литературных взаимосвязей в частности. В комплексном литературоведческом зналзтзе нуждается более чем пяттесяшлетнпй опыт совремеїшой азербайджанской литературы в этой направлении. В связи с зпім в реферируемой рабоїе рассматриваются, во-первых, существующие научно-крнпгческие труды ученых об А.А.Бестужеве-Марлинском, А.С.Грчбоедове, А.С.Путикине. М.Ю.Лермонтове, коротко обобщается творческий опыт эттгх классиков и, во-вторых, отражение в азербайджанской художественной литературе их исторической роли, процесс обогащения ее новыми образами, темами, сюжетами.
Актуальность темы обусловлена и необходимостью системно-научного рассмотрешы художественных произведений азербайджанской литературы, создававшихся за последние десяпглетия.
Объектом исследования являются литературные произведешь различных жанров. В поле анализа іиходятся произведения С.Вургуна, С.Рустама, Р.Рзы, М.Дильбазн,
О.Сарыведли, іі.І'зфнбеііліі. М.І'апіма, Н.Хазри, Б.Оагабзаде. Габиля. Л.Ксрпмл. Л.Кюрчаіільц Ч.Гусейнова, НІ асанзаде, Дж.Новруза, М.Исмаїїла (t других.
Предмет исследования - идейно-художественные особенносгн произведений, литературоведческие труды но проблемам межнациональных связен, по литературным контактам Азербайджана и России.
Цель настоящей работы - классифицировать и проанализировать художественные произведения, обобщить литературоведческий материал по теме восприятия и популяризации творчества руссик писателей первой половины XIX века в Азербайджане.
Указанная цель определяет основные задачи, заключающиеся в следующем.
подчеркнуть значение литературных взаимосвязей и взаимоотношешей в развитии современной азербайджанской литературы;
определить место творчества русских писателей и художественных произведений азербайджанских авторов, посвященных исследуемой теме, в истории русско-азербайджанских литературных связей в период с 1930 по 1990 годы;
рассмотреть особенности, приемы и пргицнпы создания художественного образа, хронологические вехи процесса восприятия творчества и биографий русских классиков первой половгшы XIX века азербайджанскими писателями.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые и в полной мере систематизируются и аналшируются художественные произведения по данной теме. Художествешюе воплощение образов русегагх писателей осмысливается как форма освоения инонациональной литературы, как исторический факт расширения горизонтов азербайджанской литературы.
Для создания целостного и комплексного представления об общігх закономерностях этого процесса необходимо было системное изучение определешюго этапа современной азербайджанской литературы.
В диссертации в научный оборот вводнгся рад ранее негавестных гшгрокой аудитории художественных протведений, которые изучаются и анализируются впервые.
Методология исследования. Проблемно-хронологический и историко-литературігьш анализ являются основополагающими принципами данного исследования. Основным критерием художествешгой значимости произведений служит концепция исторической достоверности поэтической интерпретации образа, его духовного мира, действий, поступков и т.д.
Методикой анализа художес і венных іекеюв является сравнительно-сопоставительное изучение, проводимое на идейно-смысловом и изобразительно-выразительном уровнях.
Теоретическая и практтг<еская значимость работы заключается в том. что ее обобщения, выводы и фактический материал могут быть использованы на вузовских занятиях но истории русской литературы XIX века и азербайджанской литературы современною периода, на спецкурсах н спецсеминарах; художественный материал, систематизированный и прокомментированный - при составлении учебных пособий и учебников по истории культурных и литературных взаимосвязей Азербайджана с Россией.
Аігробзция работы. Диссертация выполнена на кафедрах русского языка AM У им. Н.Нарнманова и истории русской классической литературы АГШРЯЛ им. М.Ф.Ахундова, где она была обсуждена it рекомендована к защите. Основные положения и результаты исследования были апробированы в научных статьях, вошедших в сборники "Русский язык. Проблемы теории и истории литературы" (Баку, 1993, вып. V, VI). "Вопросы теории и истории литературы" (Баку, 1994), а также в виде докладов на республиканской конференціпі молодых литературоведов (1994), на межвузовской научно-методической конференции, "Вопросы изучения и преподавания русского языка и литературы'* (1994), на межвузовской научной конференции, посвященной 500-летаю Физули (1994).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Объем работы 118 страниц магшшопншого текста. Библиография включает в себя 332 наименования.