Введение к работе
Актуальность исследования определяется тем, что к настоящему времени нет работы, где проблемы жизни и смерти (применительно к фетовскому творчеству) рассматриваются не только с религиозно-философских позиций. Поэтому цель исследования состоит в развернутом, преимущественно художественном и лингвопоэтическом, анализе вопроса о человеческом существовании в фетовском творчестве.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
а) выделить и рассмотреть основные антиномии фетовского творчества;
б) раскрыть особенности темы жизни и смерти в любовной лирике, посланиях и посвящениях поэта;
в) рассмотреть временные пласты фетовской лирики в их функциональном взаимодействии с темой жизни и смерти;
г) проследить эволюцию взглядов поэта в осмыслении категорий жизнь и смерть в философской лирике Фета и частично в его переписке;
д) рассмотреть особенности восприятия жизни и смерти автором и его героями в художественной и автобиографической прозе;
е) выделить основные образы/образные средства, передающие отношение поэта к жизни и смерти.
Характер поставленных в данном исследовании задач определил ряд подходов, использованных в нашей работе: историко-культурный, сравнительный, биографический, творчески-генетический.
Методологической основой диссертации послужили труды Д.Д. Благого, Б.Я. Бухштаба, Г.Б. Курляндской, В.А. Кошелева, В.А. Шеншиной, Г.П. Козубовской и ряда других исследователей истории русской литературы XIX века.
Практическая значимость. Результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, касающихся рассмотрения темы жизни и смерти в русской литературе, а также при разработке проблемы репрезентации образов, связанных с вопросом о человеческом существовании.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Фетовское творчество на многих уровнях пронизано антиномиями, которые в большинстве случаев отражают противоречия его жизненных и творческих исканий. Особую художественную нагрузку несут поэтические образы, противопоставление которых способствует внутреннему динамическому развёртыванию содержания, таким образом, контраст является одной из главных стилеобразующих черт его лирики. Среди противопоставлений выделяется антиномия жизнь/смерть, не проявляющаяся открыто, но прямо или косвенно раскрывающаяся в произведениях, где происходит обращение к другим онтологическим категориям, бытовым или социальным темам.
2. Наиболее полно вопросы человеческого существования раскрываются в любовной лирике, посланиях и посвящениях А.А. Фета. Здесь можно выделить следующие уровни восприятия жизни и смерти: с одной стороны, жизнь – бесполезное пребывание человека на земле, тюрьма, место страданий, смерть антиномично – место соединения любящих сердец, блаженная бесконечность, с другой стороны, любовь как раздвигающее границы времени и пространства чувство, которое равняет жизнь и смерть. Прямое столкновение жизни и смерти в поэтических посланиях расширяется антиномией смерть и жизнь как деятельность, творчество.
3. Среди художественных приёмов, использующихся в фетовской лирике, можно выделить особое восприятие категории времени. Относительная поэтическая свобода от временных границ в ранних произведениях сменяется острым ощущением дыхания времени, когда, вслед за Шопенгауэром, А. Фет обозначает время как одну из главных человеческих мук. В метафорах живого макромира лирики А.А. Фета длительные периоды времени (времена года, месяцы, периоды суток и др.) служат постоянным активным деятелем, влияющим на состояние человека. На основании этого выделяются различные аспекты функционального взаимодействия антиномии жизнь/смерти с временными пластами фетовской лирики.
4. Философское осмысление жизни и смерти в произведениях Фета нельзя ограничить рамками идей А. Шопенгауэра. Фетовская философская лирика – это синтез шопенгауэровских, платоновских и христианских онтологических тенденций, которые не заслоняют непосредственности лирического созерцания. Достаточно наглядно отношение поэта к «конечным» вопросам человеческого бытия обнаруживается в фетовской переписке и связано с его религиозно-эстетическими исканиями. В более поздних философских произведениях лиризм и трагизм значительно усилили обличительный пафос Фета. Именно они и составили структурную основу образа смерти.
5. Художественная и автобиографическая проза А.А. Фета отражают особую философию авторского понимания вопросов человеческого бытия, которая во многих случаях перекликается с лирической трактовкой темы. Физическая смерть в художественной прозе Фета – явление достаточно редкое. Чаще автор обращается к теме морального умирания своих героев, вокруг которых как будто образуются временные мёртвые дыры. В автобиографических произведениях, согласно фетовской поэтике, в каждый данный момент лирический герой видит всю свою жизнь от самого давнего – рождения, до вдали предстоящего – смерти. Автор не показывает своего непосредственного отношения к смерти близких людей, не даёт комментариев, нарочито обрубает повествование и старается перейти к последующим событиям. При этом очевидно, что именно эти моменты наиболее остро переживаются автором.
6. Фет употребляет достаточно большое количество устойчивых образов-символов, олицетворяющих собой жизнь и имеющих особый эстетический смысл. Однако отдельно взятая категория «жизнь» зачастую воспроизводится с помощью метафор, гиперболизированных и перифрастических оборотов, имеющих отрицательную окраску. Таким образом, образная система Фета помогает в создании антиномии внутри одного понятия: социальная жизнь, жизнь человека на земле и жизнь, наполненная красками природы, где есть место творцу, способному создавать красоту.
7. В лирике Фета практически нет откровенно пессимистических произведений о смерти. Слова и сочетания, относящиеся к угасанию или умиранию, составляют менее значительную группу, чем те, с помощью которых выражается отношение поэта к жизни (большая часть – это традиционные образы или непосредственно связанная со смертью атрибутика). Категория «смерть» воспроизводится с помощью метафор и сравнений, не несущих яркой негативной коннотации. Однако атрибуты смерти, встречающиеся в ранних произведениях Фета лишь в виде части целостной картины, автор как будто примеряет на себя в поздний период творчества.
8. Противоречия в восприятии природной красоты, социальной действительности и собственной жизни обнаруживаются в создании образов, контекстуально воплощающих то идею жизни, то смерти. Лексемы, связанные с онтологическими категориями, являются компонентами более широких или компаративных образов, а реализованные в контексте прямые значения слов переосмысливаются в образно-символические. Наиболее показательными являются символ огня (особенно в метафорическом значении), образы водной стихии, деревьев и звёзд.
Структура работы. Исследование включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы, который насчитывает 190 наименований.