Введение к работе
Данная работа выполнена в рамках комплексной программы исследования языков коренных народов Сибири, разработка которой началась более пятидесяти лет назад по инициативе профессора А.П. Дульзона и продолжается в настоящее время его учениками и последователями. Исследование проводится в рамках актуальной в настоящее время в лингвистике лингвокультурной (или лингвокультурологической) парадигмы, одним из главных принципов которой является постулат о взаимодействии между языковыми и культурными факторами.
Актуальность исследования отвечает приоритетам в лингвистике – описывать и документировать языки, находящиеся под угрозой исчезновения. Состояние языков малочисленных народов мира в настоящее время заставляет задуматься ученых различных областей: лингвистов, этнографов, историков, культурологов о возможности потери огромных пластов культуры и опыта человечества. Языковеды высказывают все большее опасение по поводу исчезновения языков. Ежегодно с лица земли стирается в среднем 12 языков малочисленных групп населения. Многие из них никогда не были описаны. Документация исчезающих языков является безотлагательной задачей лингвистики, иначе, по справедливому замечанию M. Крауса, лингвистика рискует войти в историю как единственная наука, которая безучастно взирала на исчезновение 90% предназначенной ей области исследования. Актуальность темы обусловлена также недостатком работ лингвокультурологического характера, написанных на материале селькупских диалектов.
Цель работы – комплексный анализ селькупских лингвокультурологических концептов «жизнь» и «смерть».
Концептуальная диада жизнь-смерть является базовой в парадигме человеческой культуры. Выявление набора элементов каждого из ее членов призвана раскрыть особенности своеобразного мышления носителей селькупского языка. Исследованиям концептов в современных языках посвящено немало работ сопоставительного характера, в которых концепты рассматриваются как единицы этносознания; выявляются и описываются особенности этнокультурной специфики ключевых концептов в их лексическом, фразеологическом, паремиологическом и фольклорно-дискурсивном выражении; анализируются концепты в идиолекте творческой личности. Однако исследования концептосфер исчезающих этносов только начинаются.
Достижению указанной цели способствует решение ряда конкретных задач:
-
Выявляются ключевые слова-репрезентанты лингвокультурологических концептов ‘жизнь’ и ‘смерть’ в селькупском языке.
-
По данным словарей и энциклопедий обнаруживаются узуальные представления, стоящие за именами ‘жизнь’ и ‘смерть’, очерчивающие их семантические границы.
-
Определяются и анализируются словообразовательные гнезда со значением ‘жизнь’ и ‘смерть’ в селькупском языке; раскрываются основные признаки концептов, которые актуализируются с помощью словообразовательных средств.
-
Анализируется сочетаемость лексем, объективирующих концепты ‘жизнь’ и ‘смерть’ в селькупском языке.
-
В ходе ассоциативного эксперимента выявляется набор концептуальных признаков, релевантных для современного носителя наивного сознания и составляющих ассоциативно-фоновое содержание концептов ‘жизнь’ и ‘смерть’.
-
Определяются и анализируются средства выражения одушевленности/ неодушевленности в селькупском языке.
-
Вводится в научный оборот, обработанный в ходе исследования материал по селькупским диалектам, собранный за предшествующие десятилетия научной школой А.П. Дульзона, включая экспедиционные материалы автора.
Предметом анализа являются языковые единицы, фиксирующие концепты в составе диады жизнь-смерть, которые выступают в виде лексем, фраз, словообразовательных и словоизменительных суффиксов, текстов и т.п. В работе проанализировано около 50 опорных лексем, которые реализуются целым набором диалектных фонетических вариантов и дериватов, что позволяет приблизить общее количество к 500 лексическим единицам. Приблизительно это количество лексических единиц, отобранное из более чем 2 000 примеров, представлено в диссертации.
Материал исследования меняется на разных его этапах.
На первом этапе материалом анализа служат словарные дефиниции слов-имен концептов ‘жизнь’ и ‘смерть’, содержащиеся в энциклопедических, толковых, философских и других аспектных словарях. На втором этапе материалом анализа являются фольклорные и бытовые тексты, собранные в различное время в местах компактного проживания селькупов. На третьем этапе материалом исследования становятся ассоциативные реакции представителей селькупского этноса, полученные экспериментальным путем. В ассоциативном эксперименте принимало участие около 200 человек, идентифицирующих себя как представители селькупского этноса.
Методы и приемы исследования.
Специфика исследуемого материала обусловила комплексный подход: сочетание дефиниционного и словообразовательного анализа наряду с контекстуальным, а также интерпретацией в контексте культуры.
Дефиниционный анализ (словари) привлекается для выявления эксплицитных концептуальных признаков на основе толкований лексикографических источников. Словообразовательный анализ позволяет выявить основные способы образования новых языковых единиц, проследить семантическое развитие новых языковых единиц. Анализ сочетаемости и контекстуальный анализ позволяют дополнить и уточнить имплицитное содержание концептов. Интерпретация контекста позволяет сопоставить результаты нашего анализа с культурологическими и историческими данными.
Комплексный подход к анализу имеющегося материала отражает современную тенденцию в развитии методов языкознания, а именно отказ от исключительности того или иного метода, стремление сочетать и комбинировать различные общенаучные, общие и частные лингвистические методы. Исходя из цели работы, в ней были также использованы следующие методы:
- описательный метод, в том числе такие его приемы как компонентный анализ, применяемый для исследования содержательной стороны значимых единиц, при котором значение слова раскладывается на его составляющие. В работе используется сочетание компонентного анализа слова вне его употребления в контексте (парадигматический подход) и компонентный анализ слова в контексте (синтагматический подход). Единство этих двух подходов к анализу структуры слов позволяет дать объективную картину его содержательной стороны.
- сравнительно-сопоставительный метод – прием сопоставления культурных и лингвистических реалий, семантической, словообразовательной и словоупотребительной характеристики элементов диады жизнь-смерть, средств ее вербализации в селькупском языке, а также в других языках, как родственных, так и неродственных селькупскому языку. В работе используются также экспериментальные методы описания концептов: метод свободного ассоциативного эксперимента, метод рецептивного эксперимента. При сборе полевого материала были использованы метод свободного интервью и метод непосредственного наблюдения.
Научная новизна
Впервые в диссертации разрабатывается новый комплексный подход к исследованию концептов в бесписьменных и младописьменных языках. Данный комплексный подход открывает новое направление в науке, ориентированное на создание толковых словарей языков малочисленных народов. В диссертации впервые проведено описание концептов «жизнь» и «смерть» на материале одного из исчезающих языков – селькупского с лингвокультурологической и когнитивной позиций, определены особенности функционирования дискретных единиц данных концептов.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии лингвокогнитивного направления в лингвистике, процессов категоризации и концептуализации применительно к аборигенной культуре, в создании предпосылок для дальнейшего изучения проблемы взаимоотношения языка, мышления и культуры аборигенных народов. Реконструкция фрагмента селькупской картины мира предполагает ее дальнейшее детальное изучение. Предлагаемая методика исследования концептов может быть использована для выявления средств вербализации концептов в других языках малочисленных этносов. Полученные данные ассоциативного эксперимента могут быть использованы для создания селькупского ассоциативного словаря. Введенный в научный оборот материал по селькупским диалектам может быть использован для дальнейших как типологических исследований, так и исследований языков уральской семьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Новый, разработанный в данном диссертационном исследовании комплексный подход является продуктивной методикой исследования концептов. Он включает в себя дефиниционный анализ, словообразовательный анализ, анализ синонимов, анализ сочетаемости и контекстуальный анализ, а также интерпретацию контекста.
2) Ассоциативный эксперимент может быть использован как метод исследования индивидуального и коллективного сознания. Наиболее точная интерпретация результатов ассоциативного эксперимента достигается на основе привлечения этнографических материалов, данных фольклора, мифологии и языка.
3) В селькупском языке сочетаемость семантически мотивирована, и может быть использована в качестве инструмента описания концептов. Исследование сочетаемости единиц, объективирующих концепты «жизнь» и «смерть» в селькупском языке направлено на реконструкцию фрагментов картины мира селькупов.
4) На основе анализа словообразовательных гнезд дополняются признаки концептов, которые актуализируются с помощью словообразовательных средств. В селькупском языке в образовании слов со значением ‘жизнь’ участвуют две лексические основы, которые имеют не только разные ареалы распространения, но и отражают различные формы концептуализации мира.
5) В коллективном сознании наблюдается стертость границ концептуальной диады «жизнь – смерть», которая заключается в том, что ее члены не находятся в отношении жесткой оппозиции друг к другу.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, 5 глав и заключения. Список цитированной литературы насчитывает 338 наименований. Имеется текстовое приложение, содержащее, в основном, неопубликованные ранее тексты на селькупских диалектах. После общей характеристики работы во введении дается характеристика селькупского языка и источников его исследования. В первой главе обсуждаются проблемы взаимодействия языка и культуры, а также задачи тех гуманитарных дисциплин, которые в той или иной мере объединяют обе системы – язык и культуру; выявляются единицы описания взаимодействия языка и культуры, разрабатывается комплексная методики исследования лингвокультурологических единиц на материале бесписьменных / младописьменных языков.
Вторая и третья главы посвящены выявлению средств вербализации концептов ‘жизнь’ и ‘смерть’ в селькупских диалектах и их лингвокультурной интерпретации. Четвертая глава называется «Экспериментальные методы исследования концептов ‘жизнь’ и ‘смерть’». В ней представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с представителями селькупского этноса в местах их компактного проживания. Пятая глава посвящена описанию оппозиции ‘живой – неживой’ в селькупском языке и культуре. В ней выявляются средства выражения категории одушевленности / неодушевленности в селькупском языке. В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Апробация основных положений и результатов исследования.
Материалы и результаты исследований докладывались и обсуждались на международных конференциях в России и за рубежом: на международных научно-практических семинарах (Томск, 2007, 2008), на традиционных чтениях, посвященных памяти лауреата Госпремии СССР профессора А.П. Дульзона (Томск, 2006, 2008), на Международной конференции по уральским языкам, посвященной 100-летию со дня рождения К. Е. Майтинской (Москва, Институт языкознания РАН, 2007), на традиционной конференции «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, 2009), на международной XIV Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции (Томск, 2008), на международном научном совещании по самодийским языкам в Институте уралистики и финно-угроведения (Гамбург, Германия, 2005); на Международном лингвистическом форуме (Регенсбург, Германия, 2009).
Отдельные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры сравнительно-исторического языкознания университета г. Регенсбурга (Германия, 2009).
Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета.