Введение к работе
Мотив «невыразимого» является одним из стержневых в романтической картине мира. Он связан с важнейшими романтическими оппозициями (земное-небесное, конечное-бесконечное, мгновенное-вечное и др) и определяет характер отношений между формирующими, романтическую картину мира сферами реального и сверхреального. Мотив «невыразимого», таким образом, является одним из «индикаторов» состояния романтической картины мира, и его изменения свидетельствуют о важных трансформациях, происходящих во включающей его художественной системе. Рассмотрев мотив «невыразимого» в художественных мирах поэтов начала, середины и конца ХГХ века и проанализировав изменения в его структуре, мы будем иметь возможность говорить о характере эволюции русской романтической картины мира.
Цель данной работы - представить мотив «невыразимого» в русской романтической поэзии XIX века как целостную структуру и, проследив ее изменения на протяжении столетия, сделать вывод об эволюции русской романтической картины мира Задачи исследования:
Осуществить краткий обзор существующих теорий мотива, определить подход, в рамках которого будет рассматриваться исследуемая категория
Рассмотреть трактовки понятий «художественный (внутренний) мир произведения», «художественный (поэтический) мир автора», «художественная (поэтическая) картина мира», определить характер связи между мотивом и данными художественными системами
Обозначить место и роль мотива «невыразимого» в поэтических мирах перечисленных авторов и в романтической картине мира в целом.
Обратиться к эстетике и художественной практике иенских романтиков как основному источнику семантики мотива «невыразимого» в русской романтической поэзии XIX века, сделать акцент на тех аспектах, которые будут актуальны для русской романтической лирики
5 Исследовать мотив «невыразимого» в поэтическом мире каждого из названных авторов
Сравнить мотивные структуры и дать характеристику наблюдаемым изменениям.
Предложить периодизацию русской романтической картины мира,Х1Х века, взяв за основание эволюцию поэтического мотива «невыразимого»
Методологическая основа. Исследование велось с опорой на т.н. «дихотомическую теорию», согласно которой мотив, традиционно понимаемый как повторяющаяся текстовая единица, с точки зрения структуры, является иерархически организованной системой вариантов-реализаций, представляющих инвариантное значение Набор вариантов, которые репрезентируют инвариант («невыразимое»), мы назвали «мотивным рядом», используя термин, предложенный Е.В Волковой
Включение в семантическую структуру мотива системы оппозиций осуществлялось с опорой на образцы анализа стихотворения В А Жуковского «Невыразимое», предложенные Ю В Манном и Е.Г Эткиндом Понятие «художественный (поэтический) мир автора» трактовалось, исходя из понимания этой категории ЮМ Лотманом, А К Жолковским и Ю.К. Щегловым, как художественно созданная посредством мотивов модель мироустройства, отражающая авторскую концепцию бытия (картину мира), имеющая инвариантный характер, реализующаяся в текстах-вариантах Под романтической картиной мира мы подразумевали систему представлений о мире, сложившуюся в рамках целого литературного направления
Историки поэзии русского романтизма уделяли внимание либо отдельным стихотворениям, в которых присутствует мотив «невыразимого», либо отдельным хронологическим отрезкам эволюции этого мотива (ГА Гуковский - «Пушкин и русские романтики», ЮВ Манн - «Поэтика русского романтизма», ЕГ. Эткинд - «Божественный глагол Пушкин, прочитанный в России и во Франции» и «Внутренний человек» и внешняя речь Очерки писихопоэтики русской литературы XVIII - XIX вв », Е А Тахо-Годи - «Константин Случевский Портрет на пушкинском фоне», можно также назвать монографии Ю Айхенвальда, В.Ф Саводника, KB Пигарева, Я О Зунделовича, Л А Озерова, А С Янушкевича, Е А Маймина, В А Грехнева, В.Н. Касаткиной, А Ю. Ипполитовой, статьи Н.Я. Стечькина, Г.М Фридлендера, Э М Жиляковой, В Н Топорова, А И Журавлевой, Н В Королевой, А В Чичерина, А А Мурашова, Б П Иванюка, А.В Азбукиной) Некоторые исследователи, так или иначе, обращались к мотиву «невыразимого» в контексте рассуждений о феномене молчания (НД. Арутюнова, К А Богданов, С А Гончаров, В В Маркова, Ю А Брунева)
Научная новизна диссертации заключается в том, что мотив «невыразимого» исследуется в контексте целой эпохи, а не в рамках творчества одного автора или на примере одного текста, что позволяет представить его целостную эволюцию и предложить на этом основании периодизацию русской романтической картины мира.
Объектом исследования является лирика В А. Жуковского, поэтов-любомудров (ДВ Веневитинова, АС Хомякова, СП Шевырева), ЕА Баратынского, М.Ю Лермонтова, ФИ Тютчева, А А Фета и К К Случевского Выбор имен был основан на том, насколько яркое и полное выражение нашел исследуемый мотив в творчестве автора и насколько глубоко осознание «невыразимого» проникло в его эстетику Движение от Жуковского к Случевскому обусловлено стремлением обозначить эволюцию мотива «невыразимого» на всем протяжении развития русской романтической поэзии от ее истоков до этапа перехода к модернизму
Предметом исследования становится эволюция мотивных рядов с инвариантом «невыразимое», рассматриваемая в тесной связи с эволюцией романтической картины мира в русской поэзии XIX века.
Положения, выносимые на защиту:
Мотив «невыразимого» является показателем целостности романтической картины мира, поскольку непосредственно формирует семантическую сферу ее художественной онтологии.
Смена доминант в мотивных рядах с инвариантом «невыразимое» свидетельствует об изменении отношений между элементами романтической картины мира.
3 Анализ мотива «невыразимого» в русской романтической поэзии XIX века доказывает, что, эволюционируя, романтическая картина мира «движется» по пути потери целостности, разрушения связей между входящими в нее элементами к новому обретению целостности при ином соотношении составляющих 4. Соотношение составляющих романтической картины мира изменяется таким образом, что она становится все более антропоцентричной, а на последних этапах эволюции переходит к своеобразной поэтоцентричности.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курсов лекций и спецкурсов по истории русской литературы XDC века, при написании соответствующих разделов учебно-методической литературы для студентов филологических факультетов высшей школы.
Апробация работы. Отдельные аспекты работы обсуждались на научных конференциях (XV, XVI и XVII Пуришевских чтениях (МПГУ, 2003, 2004, 2005), второй, третьей и четвертой всероссийской конференции молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (МПГУ, 2004, 2005,2006), Ш Международных Бодуэновских чтениях (Казань, КГУ, 2006) и др.), на аспирантских семинарах кафедры русской литературы МПГУ Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке курсов лекций по дисциплинам «История русской литературы второй трети XIX века», «История русской литературы первой половины XIX века», спецкурса «Мотив «невыразимого» в русской романтической поэзии XIX века», читаемых на факультете русской филологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений и библиографии, включающей > 162 наименования. В работе проанализировано 237 поэтических текстов. Общий объем работы - 233 страницы.