Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено изучению мировоззрения и творчества Г.С. Батенькова в контексте русской поэтической культуры первой трети XIX века. 1830-1840-е годы в истории русской словесности прошли под знаком гегельянства, тотального увлечения диалектикой, которую передовые литераторы стремились осмыслить как «алгебру революции».
В то же самое время на периферии литературного процесса формировалась оппозиция, противопоставлявшая зачаткам диалектического материализма глубокое религиозное чувство, позитивистским установкам - идею синтеза, которая легла в основу эстетики «поздних» романтиков, декабристов, «любомудров». Используя разные художественные стратегии, они следовали к одной цели - «пересадить» философию на почву «художества» (выражение Г.С. Батенькова), соединить жизнь и поэзию воедино.
Ю.М. Лотман растождествлял понятия «история литературы» и «история великих писателей», считая культуру «не собранием шедевров», а «живым организмом» . В этом смысле изучение литературного «фона» дает материал, позволяющий более объективно представить литературный процесс, поскольку типические черты отчетливо проявляются именно в массовой литературе, среди представителей которой нередко встречаются личности, репрезентирующие искания целой эпохи. К такому типу личности относится Г.С. Батеньков, интерес к судьбе и творческому наследию которого на протяжении многих лет не угасает.
Работа Е.И. Анненковой «Г.С. Батеньков и Гоголь» , В.Н. Топорова «Об индивидуальных образах пространства ("Феномен" Батенькова)» , Ф.З. Кануновой «В .А. Жуковский и Г.С. Батеньков (к вопросу о религиозно- эстетических исканиях)» В.Д. Юшковского «Г.С. Батеньков: эволюция личности и мировоззрения в историческом контексте России первой половины XIX века» раскрывают глубокое и оригинальное мировоззрение декабриста, статья Т.Г. Снытко «Г.С. Батеньков - литератор» и «Очерк поэтического творчества» А.А. Илюшина репрезентируют его как поэта. Однако мировоззрение и творчество Г.С. Батенькова как синтетичная взаимодетерминирующая система до сих пор не осмыслены, место поэта- декабриста в русской словесной культуре как репрезентанта эпохи не определено. Между тем, всестороннее изучение его творческого наследия позволяет по-иному оценить историко-литературный процесс XIX столетия.
Актуальность работы определяется ее включенностью в современную феноменологическую парадигму, связанную с рассмотрением мировоззрения и творчества писателя как динамической системы, дискуссионными проблемами изучения творческого наследия Г. С. Батенькова.
Материалом послужили заметки декабриста по философским вопросам, публицистические очерки, литературно-критические статьи, записки, письма, стихотворения, его автобиографическая проза. Существенное место в источниковедческой базе работы занимают архивные документы, которые находятся в рукописных отделах Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Института русской литературы РАН, а также материалы личной библиотеки Г.С. Батенькова, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государственного университета.
Предметом исследования является категория пространства как структурообразующая в мировоззрении и эстетике Г.С. Батенькова.
Цель работы заключается в выявлении места мировоззренческих и творческих исканий поэта-декабриста в русском историко-литературном процессе 1820-1840-х годов.
Задачи исследования отражают его цель:
-
определить место русских мыслителей, составивших оппозицию гегельянству, в историко-культурном процессе 1820-1840-х годов;
-
выявить типологические черты, роднящие Г.С. Батенькова с русскими мыслителями 1820-1840-х годов (П.Я. Чаадаевым, М.С. Луниным, В.А. Жуковским, Н.В. Гоголем и др.);
-
представить философско-эстетические воззрения декабриста в культурно-философском контексте эпохи;
-
обозначить круг текстологических проблем, связанных с творчеством поэта, и предложить пути их решения;
-
определить степень влияния русской романтической поэзии на стихотворное наследие Г.С. Батенькова;
-
рассмотреть стихи декабриста в контексте русской философской поэзии, раскрыть экзистенциальную природу его творчества.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили труды М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Ю.Н. Тынянова, М.И. Шапира, Б.И. Ярхо.
В качестве основных исследовательских приемов следует выделить:
-
-
Структурный анализ мировоззрения Г.С. Батенькова и типологически близких ему поэтов и мыслителей под углом зрения пространственности.
-
Логико-семиотическое прочтение судьбы и творчества декабриста.
-
Морфологический анализ поэтики.
-
Лингвостиховедческий анализ текста.
-
Историко-генетическое сопоставление и выявление следов
влияний художественных текстов друг на друга.
-
-
Выявление типических жанровых схем «узнической» и «поэзии мысли».
-
Рассмотрение высоких образцов русской литературы на фоне литературы массовой.
Научная новизна исследования выражается в следующем:
-
-
-
Философско-эстетические воззрения Г.С. Батенькова осмыслены как система, структурообразующую роль в которой играет категория пространства.
-
Анализ письменного наследия декабриста (философских трактатов, заметок, записок, автобиографической и эпистолярной прозы, поэзии) впервые проведен в большом историко-литературном контексте.
-
Значительная часть архивных материалов, использованных в работе, введена в научный оборот впервые.
-
Конкретные результаты исследования использованы для постановки общих историко-литературных проблем, что дало основание для прочтения литературного процесса 1820-1840-х годов, как противостояния прагматично-рационального и экзистенциального начал.
-
Текстологические изыскания с целью уточнения и развития концепции М.И. Шапира за последние десять лет, с целью систематизации стихотворного наследия Г.С. Батенькова за последние тридцать лет предприняты впервые.
Теоретическая значимость работы определяется разработкой системного подхода, позволяющего выявить идею синтеза научного и художественного, философского и религиозного сознания в поэтической культуре первой трети XIX века, вкладом в дальнейшее развитие методологии анализа пространственных моделей, методов «точного литературоведения».
Практическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты могут использоваться в научно-педагогической деятельности при чтении курса по истории русской литературы первой трети XIX века, спецкурсов по проблемам русской культуры, в эдиционной практике.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
-
-
Комплексный анализ мировоззрения и творчества Г.С. Батенькова позволяет представить идею синтеза как эстетическую доминанту русских маргинальных литераторов 1820-1840-х годов.
-
В 1830-1840-е годы, прошедшие под влиянием философии Г.Ф.В. Гегеля, на периферии русской культуры формировалась религиозно ориентированная оппозиция, заложившая основы в фундамент русской философии рубежа XIX-XX веков.
-
Г.С. Батеньков относится к тому особому типу личности, жизнь и творчество которого, образуя единство, воплощает искания эпохи.
-
Пространство является структурообразующей категорией в мировоззрении и поэзии декабриста, тесно связанной с проблемами экзистенциализма.
-
Творчество Г.С. Батенькова вписывается одновременно в контекст русской романтической и «поэзии мысли», отражает эксперименты времени в области жанра.
-
Посредством поэзии декабрист претворял в жизнь миромоделирующую модель.
-
Решение текстологических проблем лежит в сфере комплексного методологического подхода, совмещающего индуктивные и дедуктивные, традиционные и инновационные исследовательские стратегии.
Апробация работы. Общая концепция и предварительные результаты исследования были представлены на Всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях в г. Томске (ТГПУ, 2006, ТГУ, 2008), г. Новосибирске (НГТУ, 2006, НГУ, 2007-2008), г. Москве (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007-2008).
Похожие диссертации на Мировоззрение и творчество Г.С. Батенькова в контексте русской культуры 1820-1840-х гг.
-
-
-
-
-
-
-