Введение к работе
Актуальность темы исследования. Мифопоэтика рассказов Александра Алексеевича Кондратьева (1876-1967), вошедших в сборники «Белый козел» и «Улыбка Ашеры», до сих пор не становилась предметом специального научного рассмотрения.
Связано это, прежде всего, с малой известностью творчества писателя-эмигранта в целом, как среди широкой читательской аудитории, так и среди специалистов. Первое, и на сегодняшний день единственное, крупное исследование кондратьевской прозы - вышедшая в свет в 1990 г. монография В.Н. Топорова, посвященная «демонологическому» роману А.А. Кондратьева «На берегах Ярыни». Отдельные наблюдения относительно особенностей поэтического и прозаического творчества писателя и его места в литературном процессе рубежа XIX-XX веков сделаны биографами, публикаторами литературного и эпистолярного наследия А.А. Кондратьева (Р.Д. Тименчик, О. Седов, В. Крейд).
Между тем, анализ ранних рассказов А.А. Кондратьева позволяет значительно углубить осмысление творческого вклада писателя в отечественную литературу рубежа столетий, обогатив тем самым общее представление о художественно-философском своеобразии русской культуры порубежной эпохи.
Избранный в настоящей работе аспект изучения кондратьевских произведений продиктован самим художественным материалом.
Материалом для исследования являются ранние рассказы А.А. Кондратьева, созданные в период с 1901 г. по 1911 г. и включенные автором в сборники «Белый козел» (1908) - с подзаголовком «Мифологические рассказы», и «Улыбка Ашеры» (1911) - с подзаголовком «Вторая книга рассказов». Источники сюжетов, мотивов и образов - преимущественно античная, а также древневосточная и христианская мифологии.
Объект исследования - мифопоэтика кондратьевских рассказов.
Предмет исследования составляют сквозные архетипические мотивы и образы.
Основная цель работы: анализ художественной системы «мифологических» рассказов А.А. Кондратьева на уровне сквозных архетипическнх мотивов и образов.
Основная цель определила конкретные задачи исследования:
выявить использованные автором архетипические мотивы и образы, определить их соотношение с соответствующей религиозно-мифологической или художественной традицией;
рассмотреть своеобразие авторских интерпретаций архетипическнх мотивов и образов;
проследить воздействие архетипических мотивов и образов на художественную картину мира;
обнаружить проявления индивидуально-авторского мифотворчества писателя.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые осуществлён литературоведческий анализ ранних рассказов А А Кондратьева на сюжеты античной, восточной и христианской мифологий: как способ выражения авторского миропонимания рассмотрены архетипические мотивы и образы и индивидуально-авторское мифотворчество; проанализированы картина мира, художественное своеобразие центральных образов Поэта, Великой богини и Единого бога, а также воплощенные в рассказах историософские представления писателя, авторские концепции Творчества и Вечной Женственности.
Положения, выносимые на защиту:
-
Обращение Кондратьева к архетипическим мотивам и образам, их интерпретация, создание па их основе собственно авторских мифов являются специфичным способом выражения мировосприятия писателя.
-
Классическое видение мира, присущее автору, воплощается в образе «мифологического космоса», который создается на основе архетипической модели мира.
-
Главной чертой пространственно-временного континуума рассказов является замкнутость, выраженная в отсутствии «привязок» действия к кон-
кретным историческим ориентирам и датам, в отнесении событий к некоей «мифологической эпохе», в обращении писателя к концепции циклического времени.
-
В разработке мотива смены времён находят отражение авторские историософские представления, основанные на циклической концепции времени. История осмысливается Кондратьевым как бесконечная смена временных периодов, связанных с существованием той или иной культуры, проходящей замкнутый цикл от зарождения до угасания
-
С центральными образами Поэта, Великой богини и Единого бога связываются авторские концепции Творчества, Вечной Женственности, хода мировой истории.
-
Художественная специфика образов Великой богини и Единого бога определяется их синтетичностью, то есть соединением в рамках одного образа элементов разных мифологических систем.
-
Художественная установка Кондратьева на преобладание эстетического взгляда на мир над категориями христианской этики проявляется в свободном сочетании элементов языческой мифологии с христианскими мотивами и образами; в интерпретации и, в ряде случаев, коренной идейной ірансформа-ции библейских и евангельских сюжетов
Теоретико-методологической основой диссертации являются труды: по теории литературы - М.М. Бахтина, Д С. Лихачева, Н.Л. Лейдермана, В.И. Тю-пы; по мифопоэтике - М.И. Стеблина-Каменского, В.М. Жирмунского, О.М. Фрейденберг, И.И. Толстого, Я Э. Голосовкера, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, С.С. Аверинцева, Е.М Мелетинского, В.Н. Топорова, А.И. Немировского, М. Евзлина, В. Тэрнера и других; по поэтике отечественного символизма - Е.Б. Тагера, З.Г. Минц, Д.Е. Максимова, Е.Г. Эткинда, А.А Асояна, Г.В. Нефедьева, А. Ханзен-Лёве и других.
Научно-практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных теоретических выводов и исследовательского материала в курсах русской литературы XX века, спецсеминарах по творчеству
A.A. Кондратьева и спецкурсах по мифопоэтике на филологических факультетах вузов, в гуманитарных классах общеобразовательных школ, гимназиях, лицеях.
Апробация работы. Основные положения исследования изложены на Всероссийских научных конференциях «Четвертые», «Пятые» и «Шестые» и «Седьмые Веселовские чтения» (Ульяновск, 2001, 2004, 2005, 2007), «Открытые культуры» (Ульяновск, 2002), «Юдинские чтения - 2003» (Курск, 2003), «Третьи» и «Четвертые Никитские чтения» (Великий Новгород, 2003, 2004), «Уваровские чтения - VI» (Муром, 2005), итоговых научно-методических конференциях кафедры литературы УлГПУ (Ульяновск, 2002, 2003, 2004), отражены в 11 публикациях.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, двух приложений, списка сокращений, библиографического списка, включающего 159 наименований.