Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифологема острова в русской литературе: генезис, структура, семантика Горницкая, Любава Игоревна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горницкая, Любава Игоревна. Мифологема острова в русской литературе: генезис, структура, семантика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Горницкая Любава Игоревна; [Место защиты: Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/697

Введение к работе

Мифологема острова является одной из универсалий мировой культуры — способом фиксации культурного опыта, выраженного в мифологической и художественной символике. В пространственно-временных представлениях всех континентов и эпох присутствовали острова. В русской культуре мифологема острова занимает важное место. Хронологически она одна из древнейших, поскольку сложилась еще в мифологии, была представлена в дописьменной традиции, а потом последовательно воплощалась в художественных произведениях на всех этапах развития русской литературы.

На протяжении XIX—XXI вв. многие ученые обращались к отдельным островным образам. Еще А.Н. Афанасьев поставил вопрос о семантике в русском фольклоре образа острова Буяна как рая, позднее А.Н. Веселовский указал на связь острова с библейской мифопоэтикой и продемонстрировал, что семантика острова как рая в фольклоре связана с народным христианством. В начале ХХ в. В.Б. Шкловский поставил вопрос о необходимости рассмотрения острова как особого топоса. Современных исследований, посвященных мифологеме острова, крайне мало, и они не имеют обобщающего характера. Наиболее содержательны работы Н.М. Теребихина, который исследует северную мифологию островов как священных для христиан мест, представления об острове как «ином» мире, связь островов с началом космогенеза, образ камня-Алатыря; В. Айрапетяна, рассмотревшего связь древнерусской грамматической формы «отоц» (остров) с семантикой образа и представившего интересные наблюдения по синонимии острова, горы и корабля в мифологическом сознании носителя русского языка; Н.А. Криничной, обратившейся к образам «островной страны» и «острова» в русском фольклоре; Ю.С. Степанова, анализирующего концепты ментального мира, составной частью которого является идеальный мир на острове; Т.В. Цивьян, которая поставила вопрос о наличии в мировой литературе «островного сюжета», заключающегося в ситуации путешествия с материка на остров и возможном последующем путешествии между островами.

Таким образом, очевиден стабильный интерес исследователей к мифологеме острова в русской культуре, но при этом он проявляется локально и дискретно, как интерес к отдельным текстам, как попытки рассмотрения островных образов в разрыве фольклора и литературы. Все названные исследования базируются на минимальном эмпирическом материале и не ставят своей задачей его обобщение и систематизацию. Более того, фактически отсутствуют словарные и энциклопедические статьи об острове как мифологеме культуры в наиболее авторитетных научных изданиях по фольклору, этнографии и литературе.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами: возросшим вниманием современной гуманитарной науки к универсалиям русской культуры и их художественным воплощениям в литературе; интересом современного литературоведения к фольклорно-мифологическим и символическим компонентам литературных произведений; необходимостью выработки методологии и методик их анализа, а также создания прецедентных исследований, посвященных наиболее устойчивым мифологемам национального сознания; поставленной в немногочисленных пока работах проблемой наличия «островного текста» русской литературы, его структуры, семантики и функций.

Объектом исследования является мифологема острова в русском фольклоре и русской литературе вплоть до рубежа XIX—XX вв., а также в творчестве Гайто Газданова.

Выбор произведений для анализа основан на принципе репрезентативности в них исследуемой мифологемы, ярко выраженной типичности их для «островного» текста фольклора и определенных этапов развития литературы или, наоборот, необычности авторской интерпретации, оказавшей влияние на последующие изменения структуры или семантики образа острова.

Предметом исследования являются структура, семантика и функции мифологемы острова, происхождение, трансформации и особенности бытования в контексте конкретных эпох в конкретных литературных произведениях.

Материал для исследования определялся путем сплошной выборки. Был проанализирован широкий круг фольклорных текстов и около ста литературных произведений.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы исследовать генезис и формирование — «жизнь и судьбу» — мифологемы острова в русской культуре, дать анализ ее функционирования в виде художественных образов в фольклорных произведениях и литературной практике разных эпох.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования нами решались следующие задачи:

1) выявить инвариантную структуру и семантику мифологемы острова, сложившуюся в русском фольклоре;

2) рассмотреть характер и продуктивность трансформаций, возникающих при освоении мифологемы русской литературой на разных этапах ее развития в творчестве разных писателей;

3) определить основные характеристики «островного текста» в русской художественной словесности;

4) показать влияние культуры конкретных эпох на «островной текст» в целом и субъективных факторов на отдельные произведения;

5) продемонстрировать роль мифологемы острова в формировании пространственно-временных, сюжетных, мотивных, образных характеристик художественного мира писателя на примере произведений Гайто Газданова, а также соотношение традиционного, общекультурного, исторического, биографического, психологического контекстов в его творчестве.

Методологическую основу диссертации составляют концептуальные положения, выработанные ведущими специалистами по теории и истории литературы, фольклористики и культурологии — Г. Абрамсоном, С.С. Аверинцевым, В. Айрапетяном, А.Н. Афанасьевым, А.К. Байбуриным, М.М. Бахтиным, В.В. Бычковым, П.С. Гуревичем, Дж. Данном, М. дю Буи, Д.К. Зелениным, В.Б. Земсковым, Т.Г. Ивановой, Вяч.Вс. Ивановым, Н.А. Криничной, М.Ч. Ларионовой, Ю.М. Лотманом, Е.М. Мелетинским, В.Я. Проппом, А.И. Сосландом, Ю.С. Степановым, В.Н. Топоровым, Т.В. Цивьян, М. Элиаде. Из исследований о творчестве Г.И. Газданова для нас наиболее значимы работы Е.В. Асмоловой, Ю.В. Бабичевой, С.М. Кабалоти, С.А. Кибальника, Е.Б. Литвиновой, О.М. Орловой, Т.О. Семеновой, Е.А. Яблокова.

В соответствии с целями и задачами работы используется комплекс дополняющих друг друга методов исследования: мифокритического, структурно-семиотического и культурно-исторического, а также приемов мотивного анализа.

Новизна исследования состоит в том, что впервые осуществляется системное исследование одного из ключевых сквозных образов русской литературы и «островного текста» отечественной культуры вплоть до рубежа XIX—XX вв.; впервые выявляются особенности формирования образа острова, его трансформации на определенных хронологических этапах, семантическая и формальная специфика его отдельных структурных элементов, а также устанавливаются конкретно-исторические, социокультурные, эстетические, биографические и психологические факторы его функционирования в обширном круге произведений русских писателей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложенная в диссертации концепция может способствовать изучению универсалий национальной культуры, раскрыв одну из ее значимых составляющих; теоретические положения работы могут быть востребованы при дальнейшем изучении мифологемы острова и «островного текста» русской литературы. Особое значение предложенная в диссертации концепция имеет для понимания процесса функционирования культуры как бесконечного порождения принципиально новых смыслов при апелляции к единым фольклорно-мифологическим структурно-семантическим инвариантам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в школьных курсах, общих и специальных вузовских курсах по истории литературы и фольклора, истории культуры; материалы исследования могут быть использованы для спецкурсов по творчеству Г.И. Газданова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В славянской мифологии и русском фольклоре, начиная с глубокой архаики, формируются устойчивая инвариантная структура и семантика мифологемы острова. Остров — это типологизированный, абстрактный континуум, обладающий условностью номинации, экзистенции и топики. Это «другой мир», который одновременно является раем, адом и инициационным пространством, микрокосмом и макрокосмом.

2. На раннем этапе развития русской литературы фольклорный инвариант испытывает трансформации, связанные с переходом из устного бытования в письменное, из одной культурной парадигмы в другую — христианскую. Структурные элементы мифологемы приобретают иные способы смыслообразования и целеустановку, отличную от фольклорной. Внутри этих элементов меняются типы связей, что способствует одновременно как сохранению прежней семантики, так и наращиванию принципиально новых смыслов.

3. К XVIII—XIX вв. мифологема острова представляет собой одну из важных и характерных составляющих «текста культуры» и вокруг нее формируется специфический «островной текст», допускающий индивидуальные интерпретации сформировавшегося и устойчивого инварианта, в основе которых лежат культурно-исторические, биографические, психологические мотивировки. Остров становится символическим образом. Чертами острова может наделяться любой объект. Возникает ситуация снижения и пародирования инварианта.

4. Черты «островного» приобретает «петербургский» текст русской литературы. Петербург наделяется свойствами как «мнимого» острова, созданного человеком против воли божьей, так и модели мироздания.

5. Пространственно-временная организация художественного мира Г. Газданова построена по «островному» типу: Россия — место прошлого и Франция — место настоящего окружены островами — зонами свободного времени. Жизнь метафорически уподобляется водному пути. Образ острова имеет одновременно семантику рая и дома и воплощает собой альтернативную реальность в противовес ситуации изгнания и маргинальности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах на международных научных конференциях «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2011), «Литература в диалоге культур» (Ростов-на-Дону, 2008—2010), «А.П. Чехов и мировая культура» (Ростов-на-Дону, 2009, 2010), Международном молодежном научном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009, 2010), Международной научно-практической конференции «А.П. Чехов: русская и национальная литературы» (Ереван, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь XXI века — будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2009, 2010), на научных конференциях молодых исследователей-филологов (Ростов-на-Дону, 2008, 2009), а также через публикацию материалов исследования в 13 научных работах, в том числе три — в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 274 наименования.

Похожие диссертации на Мифологема острова в русской литературе: генезис, структура, семантика