Введение к работе
В литературе о творчестве Б.Л. Пастернака общим местом стало употребление научных метафор, описывающих его художественную систему как мистификационный проект. Например, в работах Й. Ужаревича встречаются следующие характеристики поэтики Пастернака: камуфляжность, маскировочность, экзистенциальная хитрость. Р. Якобсон и А.Д. Синявский говорят об иллюзии и фокусах иллюзионистов. Л. Флейшман пишет о «гипнозе позднейшей авторской рекомендации», «лукавой авторской позиции», «обмане читателя и заказчика». Но особенно парадоксальным в этом контексте оказывается то, что мистификационная составляющая творческой стратегии Пастернака, тем не менее, не учитывалась при рассмотрении метафор творчества, исследование которых должно помочь определению теоретической, практической принадлежности поэта к той или иной литературной системе, причин и факторов его художественной эволюции. Такой интерпретационный ход обусловлен и провокативной природой метафоры как таковой, и значимостью, которой ее наделял поэт, особенно в процессе своих «редакторских» манипуляций.
Актуальность работы состоит в осмыслении лирики Б.Л. Пастернака, исходя из функциональных и семантических особенностей метафоры как риторической фигуры, репрезентирующей закономерности порождения эстетического дискурса, поскольку именно метафора становилась, во-первых, объектом авторских манипуляций в процессе редактирования собственной поэтической биографии и переориентации читателя, во-вторых, риторическая организация текстов выступает критерием в определении принадлежности Пастернака к той или иной исторически сложившейся художественной системе. Новизна работы состоит в выявлении структурных и семантических отличий метафор творчества, соответствующих ранним и поздним редакциям стихотворений, что в свою очередь позволило реконструировать мистификационный сюжет поэтической эволюции Б. Л. Пастернака и дифференцировать стадии текстопорождения. В работе также впервые подробно описаны особенности метафорических констант и их ценностная значимость в пространстве эстетической коммуникации Пастернака, отсылающей к пушкинской модели соотношения искусства и реальности.
Предметом исследования являются метафоры творчества в лирике Б.Л. Пастернака, которые в данном случае целесообразно понимать не только как тропы, несущие метатекстовое значение, но и как дискурсивнообразующие, т.е. в контексте теории эстетического дискурса. Поскольку семантическое устройство метаметафор зависит от структуры самого дискурса и от того, какая роль в нем отводится поэту и читателю, то дискурсивный потенциал метафоры открывает перспективу понимания не только риторической и эстетической организации лирических текстов Пастернака, но историко-литературного контекста, обуславливающего для поэта выбор определенной творческой стратегии.
Сформулированный таким образом предмет (метафоры творчества) определяет выбор объекта исследования: цикл «Близнец в тучах» (1913) и подменяющий его редакционный вариант - «Начальная пора» (1928), книга стихов «Сестра моя - жизнь», драма «Слепая красавица» и «Драматические отрывки», стихотворение «Вакханалия» и отдельные поэтические тексты раннего и позднего периода. Также привлекается обширный материал из писем, заметок и теоретических эссе Б.Л. Пастернака.
Методологическая база исследования строится на традициях неориторического анализа, основные термины и постулаты которого представлены в работах Ж. Дюбуа («Общая риторика»), П. де Мана, М. Риффатерра, В.М. Мейзерского, а также на приемах дискурсного анализа (В.И. Тюпа), который базируется на теории М.М. Бахтина о диалогической природе словесного искусства. Кроме того, мы опираемся на работы о творчестве Б.Л.Пастернака таких исследователей, как Р. Якобсон, Л. Флейшман, А.К. Жолковский, С.Н. Бройтман, Е. Фарино.
Цель данного исследования - определить и описать разновидности и особенности функционирования метафор творчества в лирике Б.Л. Пастернака, их дискурсивный, и, как частный случай, мистификационный, потенциал.
Для достижения цели следует решить несколько задач:
сравнить метафорическую организацию в ранних и поздних (подменяющих первоначальные) редакциях отдельных текстов и лирических циклов;
выявить и проанализировать поэтические тексты, где сочетаются разные типы метафор;
рассмотреть характер функционирования метафор в метаописательных текстах (письмах) и произведениях другого рода литературы, в которых в силу языковой «чужеродности» эксплицируется ценностная роль разного типа метафор;
выявить доминирующий тип метафор, манифестирующих онтологическую основу творческого процесса Б. Пастернака в синхронном и диахронном аспекте.
На защиту выносятся следующие положения:
- Одной из составляющих мистификационной творческой стратегии
Пастернака является манипуляция в области семантики и структуры метафор
творчества, которая сопровождает процесс редактирования и подмены
отдельных стихотворений и циклов, изменение их композиционной
организации.
- Ранние и поздние редакции соответствуют разным стадиям
текстопорождения, отражающим изменение характера соотношения
невербального смысла и знаковой стороны художественного творчества.
- Поэтической метафоре Пастернака свойственны автореферентные
возможности, т.е. способность указывать на собственные ложные и истинные
трансформации, которые помогают реконструировать тип дискурсивной
формации, выбираемой поэтом.
- Особое место среди разновидности метаметафор Пастернака занимают
метафорические константы крови и стиха, функционирующие как гипотекст и
тем самым индексирующие сам процесс понимания, его самоценность,
актуальную для конвергентного типа дискурсивной формации.
- Смысловое напряжение между метафорическими константами крови и стиха в текстах Пастернака отражает соотношение исторически сложившихся художественных систем и уникального авторского языка.
Теоретическая значимость диссертации состоит в развитии научных концепций, связанных с формами и функциями метафоры вообще и дискурсивной метафоры в частности. В работе также конкретизируется характер взаимоотношения дискурсивной метафоры и синхронного и диахронного аспектов творческого процесса.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов исследования при чтении лекций по истории
русской литературы XX века и проведении семинарских занятий, а также при подготовке спецкурсов по поэтике Б.Л. Пастернака. Установки и интерпретационные приемы могут быть использованы для построения методик дискурсивного анализа лирического произведения.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах филологического факультета, на заседаниях кафедры русской литературы НГПУ (2005-2007), на ежегодных конференциях молодых ученых, проводимых НГПУ (2006, 2007, 2008), на всероссийской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ, 2007); международная конференция «Образы Италии в русской литературе» (НГПУ, 2007). Ряд положений и выводов прошли апробацию на V международной летней школе «Русская литература: история, поэтика, интерпретация» (СПб, 2008)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 310 наименований.