Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературное творчество Л. А. Авиловой Голубева Наталья Александровна

Литературное творчество Л. А. Авиловой
<
Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой Литературное творчество Л. А. Авиловой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голубева Наталья Александровна. Литературное творчество Л. А. Авиловой : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Тверь, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:07-10/185

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.А. АВИЛОВОЙ 2 2

1. «Народные» рассказы 25

2. «Рождественские» рассказы . 2 6

3, Социально-психологические рассказы 3 3

4. Понести Л.А. Авиловой . 40

5. Л.А. Авилова как автор мемуаров 59

6. Жанр сказки , 65

7. Драматургический опыт Л.А. Авиловой 68

ГЛАВА 2. ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА Л.А. АВИЛОВОЙ 73

1. Романтические тенденции в нроизведеииях Л.А. Авиловой 73

2. Пейзаж в прозе Л.А. Авиловой 87

3. Особенности изображения характеров в произведениях Л.А, Авиловой 9 8

ГЛАВА 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ Л.А. АВИЛОВОЙ 1 10

1. Л.А. Авилова и Марко Вовчок 1 10

2. Л.А. Авилова и Л.П. Толстой 1 13

3. Л.А. Авилова и А.П. Чехов 1 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 145

Введение к работе

Обращаясь сегодня к беллетристике, литературе так называемого «второго ряда» (Н.Л. Некрасов), в частности, к творчеству Л,А. Авиловой, мы представляем его как самоценное, самодостаточное и не лишенное таланта.

О необходимости изучения литературы «второго» ряда писал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Есть литературные произведения, которые в свое время пользуются большим успехом и лаже имеют немалую долю влияния на общество. 11о вот проходит тго «свое время», и сочинения, представлявшие в данную минуту живоіі интерес, сочинения, которых появление в свет было приветствовано общим шумом, постепенно забываются и сдаются в архив. Тем не менее игнорировать их не имею-]' права не только современники, по даже отдаленное потомство, потому что в этом случае литература составляет, так сказать, достоверный документ, на основании которого всего легче восстановить характеристические черты времени и узнать его требования. Следовательно, изучение подобного рода произведений есть необходимость, есть одно из непременных условий хорошего литературного воспитания»1.

Л.Л. Авилова - писательница, последовательница школы А.П. Чехова и Л.П. Толстого. Ее прозу недостаточно рассматривать только в контексте женского творчества - в произведениях Авиловой, кроме традиционной женской проблематики, ставятся политические и социальные вопросы, из чего следует, что ее творчество пе поддается однозначному толкованию и опенке и по проблематике шире, чем творчество писательниц-беллетристок, таких как О. Шапир, 10. Жадовская, Е. Тур и др. Не случайно произведения Авиловой были включены Л.Н. Толстым в «Круг чтения».

Авилова принадлежит к числу незаслуженно забытых художников слова. Будучи популярным и читаемым при жизни автором, она более десяіи лет печаталась в таких журналах, как «Живописное обозрение», «Читальня народной школы», «Нива», «Вестник Европы» и др. Авилова - автор восьми сборников рассказов, некоторые из которых выдержали до четырех изданий. Тем не менее творчество Авиловой в советскую эпоху было забыто и выплыло из небытия лишь в 40-х годах XX века, после опубликования ее воспоминаний об А.П. Чехове, привлекших внимание исследователей, но опять же лишь в соотнесении ее с именем писателей «первоіі величины» -А.П. Чеховым, Л.Н. Толстым. До настоящего времени не существовало специального

1 Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. - М., 1966.- Т. 5. - С. 455.

4 исследования о жизни и творчестве Л.Л.Авиловой, лишь отдельные литературоведческие работы, посвященные изучению ее мемуаров.

Первые биографические сведения о JI.A. Авиловой отражены в словарях: «Энциклопедическом, изданном «Бр. А. и И. Гранат и К», Новом энциклопедическом» (издатели Ф.Л. Брокгауз, И.А. Ефрон), Критико-биографичсском словаре русских писателен и ученых» С.А. Пепгерова . Более полное представление о творчестве JI.A. Авиловой дано в словарной статье В.Б. Катаева2. Преимущество его работы состоит в систематизации архивного, библиоітіафичеекого и критического материала о писательнице.

Существенную роль в рецепции творчества Авиловой сыграли статьи И.А. Гофф, Н.С. Авиловой, М.П. Громова3, которые попытались создать ее обобщенный человеческий и литературный портрет, но полного, монографического исследования ліпературного наследия писательницы, эволюции се творчества и взглядов, не предпринималось.

Лидия Алексеевна Авилова (урожденная Страхова) родилась 3 (15) июня 1864 (по другим сведениям 27.5 (8.6).1865)4 года в имении Клекотки Еиифанского уезда Тульской губернии в семье мелкопоместных дворян. С детства Авилова писала стихи, прозу. В 1882 году закончила 4-ю московскую гимназию. В гимназии се сочинение на вольную тему было отмечено вниманием преподавателей. Ее рекомендовали В.А. Гольцеву - редактору журнала «Русская мысль», который стал первым литературным наставником Авиловой, у которой всегда была мечта «сделаться писательницей». «Я писала и стихами и прозой с самого детства» , - вспоминает она. И позже скажет о себе потомкам: «Я не была «известной», но я была «небезызвестной», я была писательницей. Я умела написать рассказ так, что его приятно было прочесть...»6 (Из дневника. 1918 г.).

См. об этом: Энциклопедический словарь. - М: «Бр. А. и И. Гранат и К», [I9107J, 11 издание. - С. 116; Брокгауз Ф. А., Ефрон И. Л. Новый энциклопедический словарь.-С. -Петербург, 191 ]. - Т. I. -С. 196; Іїенгсров С. Л. Критнко-биографнческий словарь русских писателей и ученых. 2-е изд. - М, 1915.-Т. 1.-С.4. - Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.-С. 19-20.

См.: Авилова Л. Л. Рассказы. Воспоминания / Сост. 11. С. Авилова; всупит. ст. И. А. Гофф. - М.: Сов. Россия. 19S4.-C. 3-13; Переписка А. П. Чехова: В 2 т.-М., 1986.-Т. 2.-С. 110-115.

См. об этом: Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - Т. 1. -С. 19; Брокгауз Ф. Л., Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь. - С. -П., 1911. -Т. I. - С. 196; Энциклопедический словарь.-М.: «Бр. А. И И. Гранат и К», 1910.-С. 116. s Авилова J1. А. Рассказы. Воспоминания.-М.: Сов. Россия, 1984.-С. 117. 6 Там же. С. 284.

К сожалению, мы не располагаем основным архивом Авиловой, и из-за этого не можем проследить за тем, как создавались се произведения. Знаем лишь из ее воспоминании, что она «писала с маху, прямо набело»1.

Дебют Авиловой в «большой» литературе состоялся в 1888 году в «Петербургской газете», где была напечатана се сценка «Переписчик» под псевдонимом «Лида» . «Плохой рассказ» - так критически охарактеризовала сама Авилова в своих мемуарах первую публикацию. И тут же: «Я и стихи какие-то дурацкие напечатала в газете и за них получила гонорар: пианино»"1. (К сожалению, нами не обнаружено ни одного из стихотворений писательницы, поэтому трудно что-либо сказать о ее поэтических опытах). Сама же писательница началом своей литературной деятельности считала рассказ «Две красоты» («Живописное обозрение», 1890) . подписанный Л. А-лова. С этого времени Авилова печатается в «Сыне Отечества», «Русских Ведомостях», «Севере», «Пиве», «Читальне народной школы», «Детском Чтении», «Живописном обозрении», «Севере», «Новом Слове», «Петербургской газете», «Петербургских Ведомостях», «Женском Деле», «Северном Курьере», «Русском Богатстве», «Вестнике Европы». В начале своей литературной карьеры писательница подписывается своей девичьей фамилией - Л. Страхова, впоследствии - Л. Авилова или Л.А. Авилова.

В доме своей старшей сестры - жены СП. Худскова, издателя «Петербургской газеты», Авилова знакомится со многими известными литераторами: Чеховым. Лсй-кипым, Минаевым, Маминым-Сибиряком и другими. Посещает литературные вечера, где встречается с Потапенко, Баранцевичем, Грузинским, Альбовым, Ежовым, Ясинским, Гнсдичсм, Тихоновым. В период сотрудничества в «Сыне Отечества» знакомится с И.А. Буниным3. Поддерживает долгие дружеские отношения с В.А. Гольце -вым, П.Д. Боборыкиным. Л.Авилова была знакома с A.M. Горьким, П.А. Быковым. Вела активную переписку с Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым.

Па протяжении десяти лет была близким другом А.П. Чехову. «Мы с вами старые друзья»6, - пишет Чехов в одном из писем к ней. Известно 31 письмо Чехова к Авиловой. Через несколько лет после смерти Чехова но ее просьбе письма были ей

1 Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания. -М: Сов. Россия, 1984.-С. 247.

" «Петербургская газета», 1Ш, 11 марта; словарь «Русские писатели». М., 1990.-Т. I.-C. 20.

'' Авилова JL А. Расказы. Воспоминания. - М.: Сов. Россия, 1984. - С. 239.

4 Там же. С. 239.

'Там же. С. 241.

* Чехов А. П. Поли. собр. соч. ч писем: В 30 т. - М: Наука, 1979. - Т. 7. - С. 237.

возвращены сестрой писателя и, но словам самой Лидии Алексеевны, уничтожены. Сохранилось лишь 3 ее письма . Чехов имел огромное влияние на развитие литературного мастерства начинающей писательницы. На правах «старого друга» он опекал, критиковал и наставлял Авилову. Известен его восторженный отзыв о рассказе «Забытые письма»: «Это хорошая, умная, изящная вещь... В пей пропасть искусства и таланта...Гольиев был прав, когда говорил, что у Вас симпатичный талант...» .

И.А. Бунин отмечал «правдивость, ум, талантливость» Л.А. Авиловой и в одной из бесед с племянником Н.А. Пушешниковым в 1917 году так охарактеризовал ее: «Она принадлежит к той породе людей, к которой относятся Тургеневы, Чеховы. Я говорю не о талантах, конечно, она не отдала писательству своей жизни, она не сумела завязать тот крепкий узел, какой необходим писателю, она не сумела претерпеть все муки, связанные с литературным искусством, но в ней есть та сложная таинственная жизнь. Она как переполненная чаша... Она обладает таким тактом, таким неуловимым чутьем, которым не обладает пи один их моих товарищей по перу»4.

Брат Л.А. Авиловой - Ф.А. Страхов - убежденный толстовец. Через пего Авилова знакомится с Л.II. Толстым, а затем сотрудничает в «Круге чтения» - помогает ему подбирать материал для «Круга чтения», куда впоследствии были помещены ее рассказы «Пез привычки», «Первое торе». «Авилова пишет лучше Андреева. Она выбирает старые нравственные темы и пишет па них. Пишет умственно-сухо» , - говорил Л.Н. Толстой.

Говоря о раннем творчестве Авиловой, невозможно не сказать о его специфике, обусловленной женским мироощущением, восходящем к творчеству женщнн-ппсателыпщ второй половины XIX века, где в соответствии с принципами романтизма, варьируется сюжет неразделенной любви, Для Авиловой вся се жизнь - это любовь, и пришла она к своему идеалу не без влияния поэтов и писателей - романтиков. «Я...насквозь, прямо неистово - женщина. Мне с детства нужны романы, всякие чувства, поэзия, красота, мечта и еще...нужно писать изнутри, писать до самозабвения, до слез, не умом, а всеми этими чувствами, мечтами, такой уже знакомой мне печа-

1 Переписка А. П. Чехова: В 3 т. /[Сост. к коммент. М. II. Громова].-Изд. 2-е-М.: Наследие, 1996.-Т, 1.-С.
555-582.

2 Чехов А. II. Полк. собр. соч. а писем: В 30 т. -М.: Наука. 1979.-Т. 7,-С. 93.

3 Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1967. - Т. 9. - С. 230.
"Литературное наследство. -М., 1950.-Т, 58.-С. 402.

5 Маковицкий Д. П. Яснополянские записки.-М., 1979.-T, З.-С. 309.

7 лью и вечно сияющей надеждой»1, - говорит о себе писательница. В произведениях Авиловой отразились личностные особенности писательницы, ее мировоззрение. Главная тема произведений - Любовь, понимаемая как нечто всеобъемлющее, как вселенское чувство, всегда повое и потому непостижимое.

Поэтике Авиловой свойственен высокий психологизм, что выражается в структуре персонажа, вещном окружении героев, сюжете, мотивах и в способах воплощения идеи. В авиловских текстах присутствуют общие черты прозы 1890-1900 годов: развернутая характеристика героя, выявление его психологии в пространном диалоге. Поздняя проза Л.А. Авиловой, в основном, обусловлена чергами житсііской бытовой конкретности.

Особая роль в творчестве Авиловой отведена пейзажу, который имеет важное значение в структуре произведения, в характеристике персонажа, раскрывает его ду-ховпо-правственную сущность. У Авиловой описание природы служит дополнительным характерологическим средством. На фоне природы человек сбрасывает с себя все искусственное, фальшивое, обнажая свого истинную натуру.

Некоторые из ранних рассказов Авиловой исполнены в духе «теории малых дел», явлении, присущем писателям-восьмидесятникам, названным историком литературы С.А. Вспгсровым «пожертвенным поколением» . Они стали жертвою безвременья и отсюда их литературный путь без принципов и идеалов. В творчестве Авиловой "это явление выражено незначительно, поэтому интереса для исследования не представляет.

В жанровых исканиях писательница сначала обращается к некоторым традициям романтической литературы («Забытые письма», «Тайна печали»), впоследствии переходит к реалистической прозе, а завершает свое творчество мемуарами.

Новые веяния времени не нашли значительного отражения в творчестве Авиловой - в изображении характеров, типов, ситуаций она оставалась верпа принципам реализма . Авиловскпй реализм явился отражением творчества А.П. Чехова, Л.П. Толстого. По мнению В.М. Марковича, в сферу реализма входят и сверхъестественное, и откровение, и религиозно-философская утопия, и миф, так что «метания че-

' А пилова Л. А. Рассказы. Воспоминания.-М.: Сов. Россия, 1984.-С. 219.

Цит.: Писатели чеховской поры: Избранные произведения писателей 80-90-х годов: В 2 т. / Вступит, ст.. сое г. к коммент. С. В. Букчпна.-М: Художественная литература, 1982.-Т. 1.-С. II.

См.: В. Л инков. Забытое имя (Авиловой Л. А.)//Литературная газета, 1985, с. 6; Насоліте и в тени: Сб. прозы русских писательниц конца XIX - начала XX в. / Сое г., авт. вст. ст. В. В. Ученом. - М., 1988. - С. 11-12,

8 ловсчсской души получают (...) трансцендентный смысл» и соотносятся с такими категориями, как «вечность, высшая справедливость, провиденциальная миссия России, конец света, царство Божне па земле»1. Авилова в простом человеке могла почувствовать и художественно изобразить всю глубину, богатство его души, мятущейся, ищущей выхода из плена повседневных ситуаций. Ее реалии тесно переплетаются с божественными, религиозными сентенциями. Отсюда и высоконравственные художественные темы се творчества.

В прозе Авиловой в незначительной мерс присутствуют элементы автобиографизма. Они встречаются в рассказах о детях, а также в произведениях, где одной из центральных сюжетных липни является взаимоотношение мужчины н женщины. Элементы автобиографизма объясняются в какой-то мерс взаимоотношениями Авиловой с мужем (повесть «Кто виноват»), с А.П. Чеховым (рассказ «Забытые письма»). Через сочетание элементов автобиографизма и автопенхологизма раскрывается близость мировосприятия писательницы и ее героинь, В зрелой прозе автобиографизм почти исчезает.

Генезис произведений Авиловой трудно поддается изучению по причине утраты основного архива писательницы. При восстановлении се творческой биоірафии мы в основном руководствуемся се воспоминаниями и воспоминаниями ее современников. Прижизненная критика прозы Авиловой в основном касается рецепции ее произведений.

В 1896 году выходит первый сборник Авиловой под названием «Счастливец» и другие рассказы», положительно воспринятый критикой . Рассказы, вошедшие в этот сборник, объединены темой народа, его бедами и нуждами, думами и чаяниями, «В них выступает глубокая любовь автора к простому человеку, уважение к народному мировоззрению. Автор не идеализирует народ, а рисует его в своем действительном, пеприукрашешюм виде» . Рассказы «проникнуты добрым чувством, написаны правдиво, очень хорошим языком, передающим без вычур крестьянскую речь, без жеманства - болтовню детей, без слащавости - выражения сочувствия тяжелому иоложе-

' Маркович В. м, Вопрос о литературных направлениях и построении истории русской литературы XIX века // Известия / РАН. Отд. литературы и языка. - 1993. - № 3. - С. 28.

2См. об этом: Рыцарь зеркал (И. И. Ясинский)//Петербургская газета, 18%, 14 февраля; «Русские ведомости», 1896, 13 февраля; «Счастливей» и другие рассказы Л. А. А пил опой // Русская мысль, 1896, № 4, - С. 151; «Понос слово», 1896, № 12. «Счастливец» и другие рассказы Л. А. Авиловой//Русская мысль, - 1896. — Л1> 4. — С. 151.

9 інію обездоленных... Госпожа Авилова осталась верна заветам наших великих художников слова..., умевших простыми словами создавать бессмертные, художественные образы, рисовать гениальные бытовые картины, воспроизводить и анализировать самые сложные движения человеческой души. Для госпожи Авиловой слова «долг народу» остаются святыми, полными глубокого смысла словами» .

Некоторые критические статьи о творчестве Авиловой анонимны. При определении их авторства мы ссылаемся на воспоминания самой писательницы: «Я уже давно много писала в Ниве. Редактором был Ростислав Иванович Сементковскпй, и он же писал критические статьи»2.

Па всем протяжении литературного творчества Авилова не оставляет своего излюбленного жанра - рассказа. Их она группирует в сборники, объединенные общей идеей, тональностью, композицией. Это «Счастливец» и другие рассказы» (1896), «Общее дело» (1904), «Власть» и другие рассказы» (1906), сборник рождественских рассказов «...Христос рождается» (1912), «Первое горе» (1913), «Образ человеческий» (1914), «...Пышная жизнь. Камардин» (1918).

Несколько рассказов написаны в духе «теории малых дел» («Улыбка», «Счастливец» и др.). Поскольку это направление незначительно в творчестве Авиловой, мы подробно его не рассматриваем.

Семейная жизнь, воспитание троих детей дали писательнице богатый материал для лучших ее рассказов о детях, объединенных в сборники «Сын. Рассказ» (М.,1899); 4 изд. М., 1910), «Первое горе» и другие рассказы» (М,, 1913). Авилова разделяла взгляды толстовской концепции воспитания, согласно которой «ломка характера человека в процессе жизни является разрушением гармонии, созданной самой природой», что «воспитание портит, а не исправляет людей»3. Она считала, что воспитывать надо «только своею любовью, только всей своей душой, а не системой»4.

В 1890-е годы Л.А.Авилова ведет активную литературную и общественную жизнь: сотрудничает с Л.Н, Толстым по обработке материала для «народных» рассказов, помогает в розыске и переписке ранних рассказов Чехова, занимается благотво-

1 «Счастливец» и другие рассказы Д. А. Авиловой // Русская мысль. - 1896. - № 4, - С. 152.

: Авилова Л. Л. Рассказы. Воспоминания.-М.: Сов. Россия, 1984.-С. 246.

' Толстой Д. Н. Поли. собр. соч. и писем: В 90 т, - М.: Художественная литература, 1936.-Т. 8.-С. 322-323.

4 Авилова Д. А. Рассказы. Воспоминания. -М,: Сов. Россия, 1984.-С. 281.

10 рителыюстыо. В этот период она создает ряд рассказов, объединенных в цикл «народных», где ставит нравственные вопросы, развивает религиозно-этические идеи.

В 1898 году появляется первая повесть Л.А. Авиловой - «Наследники», которая имела положительные отзывы A.M. Скабичевского1, И. Чубарова (НА. Бунина)2. Эта повесть о конфликте поколений в среде русского поместного дворянства. Впоследствии этой же теме будет посвящена повесть «В избранном обществе» (1904), которую А.В. Луначарский назвал «злой и очень остроумной сатирой» на женщин из высшего общества3.

В своих воспоминаниях Авилова воссоздает историю публикации рассказа «Счастливец» в журнале «Север», «Пришла я первый раз к Тихонову, Владимиру Александровичу, и принесла ему для его журнальчика свой рассказ «Счастливец». Принял он меня сурово: Видите ли... мы так завалены рукописями...» и т.д. Даже пе предложил мне сесть... Я робко упомянула о рекомендации А.П. Чехова, Да, это он мне посоветовал обратиться к Владимиру Александровичу, просит его прочесть. По Тихонов не смягчился. - Протекция? - О, протекция для него ничего не значит! Антон Павлович его приятель, Антон Павлович очень талантливый писатель, но редактор-то Тихонов, и он берет только то, что ему кажется достойным, что действительно хорошо. И вдруг через несколько дней я получаю письмо... Читаю. Пожс мой! Что это? «Я читал и перечитывал Ваш рассказ... Я плакал... Да, я плакал. Это не только хорошо, это прекрасно...». Это письмо я сохранила. Это было начало моего настоящего писательства. Следующие рассказы я уже подписывала своим настоящим именем; Л.Авилова. Так хотел Тихонов...»4.

Еще одна издательская история. «Другое мое торжество, но уже без слез... было издание моей книжонки «Счастливец»'. Устроил это издание в «Вестнике Европы» Василий Юрьевич Скалой6. Главное, что он устроил и почему я могла издать книгу, было то, что се издали в кредит, без гроша денег. Как только она вышла, я почувствовала себя именинницей: принимала похвалы, поздравления, читала хвалебные рецеп-

' Скабичевский А. М. // Словесное обозрение, 1898,9 октября. 2 Чубарой И. // Южное обозрение. - 1898. - № 624; то же: ЛН, т. 84, кн. 1, - С. 334. ''Луначарский Л. В.//Образование- 1904. -№3.- С. 129; №5.-С. 148. "Авилова Д. А. Рассказы, Воспоминания.-М: Сов. Россия, 1984.-С. 239-240.

5 Авилова Л. А. «Счастливец» и другие рассказы. - С.-Нб,: Изд. Стасюлевнча, 1896.

6 Скалой Василий Юрьевич, журналист, общественный деятель.

Лін»1 - Экземпляр сборника с надписью «Гордому мастеру от подмастерья» Авилова подарила Чехову.

По поводу сборника рассказов Авиловой «Счастливец» и другие рассказы» в журнале «Русская мысль» была напечатана лестная статья анонимного критика, в которой нами была обнаружена неточность: критик подразумевал под автором сборника мужчину. Он так и пишет: «И мы рады, когда нам удается разыскать искру, а тем паче - увидать огонек, а еще более - когда огоньков много, когда пх целые Костры, показанные нам г./госиодином/ Авиловым (выделено нами. - II.Г.) в степи темною осеннею ночью»2. Мы уверены, что это не опечатка, а дополнительное подтверждение тому, насколько не доверяли критики таланту женщииы-писатслышцы,

В этот же период писательницу лично посетил н предложил сотрудничать редактор газеты «Сын Отечества» С.Н, Кривенко. «Я тут же дала ему какой-то рассказик, который сейчас же появился в газете»3, - вспоминает Авилова. По воспоминаниям писательницы, Чехов негативно относился к этой газете. «Антон Павлович Чехов был очень недоволен моим вступлением в ряды ее сотрудников и пророчил, что я неминуемо увлекусь тенденцией, высушусь и погибну»4, - вспоминает Авилова.

Сотрудниками редакции устраивались так называемые «чаи», благодаря чему, как вспоминает Авилова, она попала в литературное общество. Там она встречалась с И.А, Буниным. Писатель, хорошо знавший Авилову, писал, что отличительными чертами ее были «правдивость, ум, талантливость»5, что «она принадлежит к той породе людей, к которым относятся Тургеневы, Чеховы»'.

Чехов принимал активное участие в публикациях произведений Авиловой, подтверждением чему служат его письма. В 1892 г. Чехов пытался «пристроить» рассказ Авиловой «Счастливец»: «Гольцеву я хотел отдать рассказ с единственной целью - увидеть Ваш рассказ в «Русской мысли». «...Рассказ Ваш, если хотите печататься в иллюстрированных журналах, можно послать в «Север» или во «Всемирную

' Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания. - М.: Сов. Россия, 1984.-С. 240.

-«Счастливец» и другие рассказы Л. А. Авилова // Русская мысль. - С.-Пб., 18%.- С, 151-152.

'' Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания,- М.: Сов. Россия, 1984. -С. 240-241.

'Там же. С.241.

! Бунин И. А. Собр. соч.: И 9 т. - М., 1967. - Т. 9. - С. 230.

(' Литературное наследство. - М., 1960. - Т. 68. - С. 402.

12 иллюстрацию». В первом редактирует Вл. Тихонов, во второй, кажется, Ясинский. Оба люди доброжелательные и внимательные» .

В 1898 году из Ялты Чехов пишет Авиловой: «Недавно я дал редактору «Журнала для всех» Ваш адрес. Он хочет познакомиться с Вами» .

В 1899 г. в издательстве «Посредник» выходит сборник рассказов Авиловой «Сын», впоследствии переиздававшийся этим же издательством в 1902, 1906, 1910 годах.

Кроме прозы, Авилова обращалась и к драматургии. В 1900 году она пишет «драматический этюд» «Любовь», помещенный па страницах «Литературных и научно-популярных приложений к журналу «Пива»». Об истории создания пьесы писательница вспоминает; «Моя мечта была написать пьесу. Городецкий особенно поощрял меня. «У вас диалоги для пьесы. Да возьмите хотя бы ваши «Наследники» - это готовая пьеса. Я ручаюсь, что вы можете, что вам удастся», Я поверила и написала «Любовь»» . Но пьесе не суждено было увидеть подмостки, она была забракована Московским театральным комитетом.

При исследовании текстов произведений Авиловой действительно обнаруживается обилие диалогов, что позволяет нам предположить, что в писательнице не развился в полной мере драматург. Рецензия Авиловой па пьесу А.П. Чехова «Чайка», опубликованная в 1896 году в «Петербургской газете», написана ярко, с глубоким пониманием новой чеховской драматургии и в какой-то мере служит подтверждением нашего утверждения,

В 1901 г. в «Вестнике Европы» печатается повесть Авиловой «По совести». Об этом писательница вспоминает с волнением и гордостью: «И вдруг в Вестнике Европы приняли мою повесть «По совести». Вот когда опять было захватывающее торжество. Приехал ко мне Боборыкин и рассказал, что «молодой секретарь» Вестника Европы Слонимский в восторге от моей повести и настаивает, чтобы ее напечатали всю целиком в декабрьском номере» .

Всю жизнь Авилова жалела, что не сохранился се литературный архив, который впоследствии при написании мемуаров помог бы восстановить в памяти точные

1 Чехов А, П. Поли, собр, соч, и писем: В 30 т, -М.: Наука, 1976.-Т. 4.-С. 552, 1 Чехов Л. П. Собр. соч.: В 12 т.-М.: Правда, 1985.-Т, 12.-С. 302.

Авилова J1, А, Рассказы. Воспоминания. - М.: Сов. Россия, 1984. - С, 248. 4 Там же. С. 246,

даты. «На хронологию у меня памяти нет, а лица и людей я помню хорошо...»,1 - говорит писательница. В примечаниях к рассказам Авиловой представлены датг.т первых публикаций, а не даты их написання.

Писательница вспоминает: «Я уже давно много писала в Пиве. Редактором был Ростислав Иванович Сементковский... Первый рассказ, который я ему принесла, был «Ветер шумел», и он обратил па меня внимание. «Вот вы как пишете!» - сказал он. Я поняла, что я пишу хорошо, и сейчас же принесла «Лишнее чувство» и т.д. В Ниву я очень охотно писала и очень легко»2.

Рассказ Авиловой «Первое горе», порекомендованный Л.П.Толстому Ф.А. Страховым, братом писательницы, для «Круга чтения» в 1905 году, был впервые напечатан в журнале «Русское богатство» в 1900 году . Толстой писал Авиловой, что оп перечел се рассказ, который ему «поправился еще более, чем прежде, т.е. очень», и просил разрешить поместить рассказ в «Круге чтения», сделав в нем «некоторые, очень маленькие, сокращения». Такие сокращения были произведены Толстым і! печатном оттиске рассказа .

В1904 году «Книгоиздательство писателей в Москве» выпускает сборник рассказов Авиловой «Первое горе», переизданный этим же издательством в 1919 году, а в 1913 году - издательством «Товарищество И.Д. Сытина».

В 1904 году Сапктпстсрбургская типография издаст сборник рассказов Авиловой под названием «Общее дело».

В 1906 году «Посредник» издает сборник Авиловой «Власть» и другие рассказы».

В 1910 году писательница публикует свои воспоминания о Чехове в книге «О Чехове, Воспоминания и статьи».

В 1912 году в издательстве И.Д.Сытина выходит сборник рождественских рассказов Авиловой, куда вошли «...Христос рождается», «Отчего не поют ангелы», «Телефон», «Дитя».

В 1914 году «Книгоиздательство в Москве» издает сборник рассказов писательницы под названием «Образ человеческий», в 1918-сборник, состоящий всего пз

1 Авилова Л. А. Рассказы, воспоминания. - М.: Сов. Россия, 1984. -С. 245.

3 Там же. С. 320.

J Авилова Л. А. Первое горе. Рассказ// Русское богатство. -№ 8.-С. 240-250.

4 См. об этом: Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. и писем: В 90 т.- М.: Гослитиздат, 1957. -Т, 42.-С. 612.

14 двух рассказов «...Пышная жизнь. Камардип». В 1919 выходит книжечка Авиловой с рассказом «Первое горе».

В 900-х годах Авилова публикует ряд повестей: «Лишнее чувство» (Литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива» (далее - JIIIII, 1901), «Обман» («Вестник Европы», 1901), «Ирочка» («Пина», 1901), «В избранном обществе» («Вестник Европы», 1904), «Кто был прав?» («Образование», 1904), «Па пепелище» (гам же, 1904), «Из-за войны» (ЛПИ, 1904, «Жить хочется» (ЛПН, 1905), «В силу обстоятельств» (там же, 1906), «Золотые сны» (ЛПН, 1906), «Вавилонская башня» (ЛПН, 1914).

Авилова легко откликалась па предложение сотрудничества с редакциями газет и журналов. В архиве Российской национальной библиотеки сохранились 3 ее письма к П.В. Быкову. Письма деловые и краткие, связанные с издательскими замыслами известного библиографа. Нами эти письма публикуются впервые,

1)«4-гоянв. 1904 г.

Многоуважаемый Петр Васильевич!

Я с удовольствием принимаю предложение редакции «Русской Земли» вступить в число ее сотрудников, по, к сожалению, у меня в настоящее время пи одного закопченного рассказа. Постараюсь написать что-нибудь в наиболее короткий срок.

Позвольте выразить Вам мою глубокую благодарность за то. что Вы вспомнили обо мне и за лестное мнение, которое Вы выразили в своем письме. Очень желала бы повидаться с Вами и лично переговорить.

С истинным уважением Л. Авилова».

2) «(Нез даты) Многоуважаемый Петр Васильевич!

Посылаю Вам маленький пасхальный рассказ и обращаюсь к Вам с большой просьбой: если возможно, проглядите его поскорее и, если оп не поправится Вам, или, если оп вообще не нужен редакции, то уведомите меня, чтобы у меня еще было время отдать его в другую газету.

С истинным уважением Л. Авилова».

3) «(Без даты) Многоуважаемый Петр Васильевич!

Я пристаю к Вам со своим рассказом «Осенний вечер», потому что обещала его па воскресенье. Если он затерян, сообщите, пожалуйста, и я прекращу свои приставання. Если же оп имеется, то, пожалуйста, пришлите; мне надо его сейчас же отослать.

Готовая к услугам Л. Авилова»1.

Из этих писем видно, что сотрудничество писательницы с редакциями не всегда было удачным. Понятно, что рассказ «Осенний вечер» по какой-то причине не был опубликован в газете «Русская Земля», и дальнейшая его судьба пока не известна. П.В. Быков в свое время был широко известен как библиограф. С 1860-х годов и до самоії смерти он собирал материалы для словаря «Русских писателей XIX - начала XX века» и «Словаря русских женщип-пнеатслышц XIX века». К сожалению, дело всей его жизни так и осталось незаконченным. Кроме библиографии, биографических сведений и перечня произведений писателя, П.В, Быков вел картотеки журналов и газет, в которых печатались различные литераторы . Поэтому именно к нему обратилась Авилова, когда искала и переписывала по просьбе Чехова его ранние рассказы из «Петербургской газеты», «Поработать для Чехова - какое это счастье!.. Я отправилась за справкой к старожилу библиофилу Быкову»3, - вспоминает Авилова,

Оставаясь всегда патриоткой своей страны, Авилова в начале русско-японской войны обращается к Толстому, Чехову, Боборыкину и другим писателям с просьбой пожертвовать «...рассказик, хотя бы страничку, в сборник на помощь раненым па войне...». Будучи по натуре человеком общественного темперамента, Авилова активно участвует в литературной жизни. В 1897 году она избирается членом Союза взаимопомощи русских писателей, в 1914-м в Общество любителей российской словесности, а в 1918 году - избирается в члены Всероссийского союза писателей, получает охранную грамоту. Это является еще одним шагом в утверждении звания писательницы.

Непросто сложилась жизнь Авиловой - в 1916 году внезапно умирает се муж. 1 этом же году дочь выходит замуж и уезжает за границу. Долго ничего не зная о дочери и тревожась за нее, писательница в 1922 году выезжает в Чехословакию и застает ее там уже больной. Прожив два года за границей, Авилова вместе с дочерью и внуком возвращается на родину. После смерти дочери в 1930 году воспитание внука ложится на писательницу.

1 РНБ. Архив Быковых П. 13. и 3. И.: Ф. 1 IS, д. 166,

См. об этом подробнее: Бенина М. А. Ценные труды библиографа П, В. Быкова//Русская литература.- 1974. -№1.-С 193-197. 3 АвилоешЛ. Л. Рассказы. Воспоминания.-М.: Сов. Россия, 1984. -С, 174.

Последняя литературная работа JI.A. Авиловой «А.П. Чехов в моей жизни» была завершена в 1938-40 годах. В ней писательница представляет историю взаимоотношении е А.П. Чеховым, как «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет»1. Это се утверждение вызвало полемику в литературных кругах, не утихающую до наших дней. Версию Авиловой поддержали И. Бунин, Д. Магаршак, И.А. Гофф, М.С. Прокурова2. На субъективность воспоминании и ошибки памяти Авиловой указывали МЛ, Чехова, П.С. Попов, Э.Дж. Сим.монс, К. де Магд-Со:эп, В Л. Смит, П.М. Чехова, JLM СадыгиЛ О взаимоотношениях Авиловой и Чехова писали В. Каракшев, П.Л. Шклясва4 и другие.

После публикации воспоминаний Авиловой о Чехове критики исходили в основном из интереса к их взаимоотношениям, а не к личности писательницы, се жизни, литературной деятельности и поэтому пс могли дать всему объективную оценку.

В творчестве Л.А. Авиловой можно выделить три основных периода;

  1. период - (1888 - 1898) - писательница работает в основных жанрах малой прозы, таких как сцепка, социально-психологические рассказы.

  2. период - (начало 1899 - 1918) - расцвет литературного творчества писательницы, в котором преобладает повесть и эволюция характеров героев.

  3. период-(1919- 1940)-работа Л.А. Авиловой над мемуарами.

Несмотря па то, что творчество Авиловой было популярно в конце XIX- начале XX веков, в советское время оно востребовано не было. Основная часть прозаического наследия Авиловой стало достоянием только периодических изданий дореволюционного периода. В книгу «Рассказы. Воспоминания» вошла лишь небольшая часть се рассказов, пет пи одной повести (а их па сегодняшний день насчитывается двенадцать). В предисловии к книге И.А. Гофф впервые дается более развернутая биография писательницы, намечается ее принадлежность к конкретному идеологическому

'ЛИ.-Т. 68.-С. 260.

" См.: И. А. Бунин. О Чехове, - М., 1956; Magarshack D., Chekhov. A life. - L.,1952; И. А, Гофф. Превращения. -М, 1984; Прокурова Н. С. Мечта- это Антон Павлович: Психологический этюд. - Волгоград 1997; Прокурова 11. С. А. П. Чехов и Л. А, Авилова // Литература в школе, 2004. - С. 23-27.

' См.: М, П. Чехова. Из далекого прошлого. - М., I960.-С. 70-166; П. С. Попов. Псевдомемуары//Дон, 1963. № 5. - С. 182-184; Simmons Е. J. Chekhov, Chi. - Ц, 1970; Maegd-Soep С. De, De Vrouw in her Werk en her Levcn van A. P. Tsjechov. - Bruges, 196S. - P. 49-240; Smith V. L. A Chekhov and the Ledc with the dog. L. - N. V. -Toronto, 1973. -P. 97-1 OS; E. M. Чехова. Биография. Факты и вымыслы//Литературное обозрение, 1982. № I, -С. 99-101; Садыгн Л. М. Чернильница в форме сердца: (Лидия Авилова и ее мемуары о Чехове) // Чеховиана 1993.-С. 190-236.

4 См.: Каракшев В. Трите любовни истории на Чехов//Летописи.-С, 1995. -№ 'Л.-С. 138-161; Е. Л. Шклясва. Чехов и Авилова: (К реконструкции донжуанского списка Чехова) //Культура и текст, 2001.-С. 19-25.

17 направлению, ио сведения далеко не исчерпывающие. И.Л. Гофф не только касается взаимоотношений Авиловой с Чеховым, Толстым, ио и делает первую попытку дать полную объективную оценку творчеству писательницы. При этом автор лишь намечает тематический обзор ее прозы и не пытается поставить творчество Авиловой в историко-литературный контекст эпохи.

В 1982 году несколько рассказов J1.A. Авиловой вошли в сборник произведений писателей 1880-1890-х годов («Костры», «Па чужбину», «В дороге» и др.)1.

По инициативе правнучки J1.A. Авиловой - П.С. Авиловой, получившей право па литературную собственность писательницы, в 1984 году был издан сборник «Рассказы. Воспоминания», куда вошли, кроме рассказов, воспоминаний, п дневниковые записи JI.A. Авиловой 1917-1941 годов.

В 1984 году выходит книга И.А. Гофф «Превращения»2, где автором отстаивается версия о любовных отношениях Чехова и Авиловой. Этот труд художественный, а не научный. По мнению Е. Чеховой, И. Гофф «притягивает» факты, домысливает их, пытается доказать, что чувство любви у Чехова к Авиловой действительно имело место.

В 1988 году рассказ Авиловой «Пышная жизнь» был включен в сборник «Проза русских писательниц конца 19-иачала 20 века». Его составитель и автор вступительной статьи В.В. Учеиова отмечает, что рассказ исполнен «...в строгом соответствии с традициями «нового реализма», с чеховскими традициями», что «...он прост, па первый взгляд - бессюжетен»3. Ьессюжетиость другого рассказа Авиловой - «Па ху-торс» - отмечает и И.А. Гофф .

В 1994 году на страницах «Московского журнала» появляется публикация Московского архива дневниковых записей 1919-1921 г.г., не вошедших в книгу Авиловой «Рассказы. Воспоминания»5. Этот материал позволяет дополнить представление о литературной деятельности Л.Л. Авиловой.

I Писатели чеховской поры: Избранные произведения писателен 80-90-х годов: [3 2 т./ Сост. и коммент, С. [!.
Букчина. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 2. - С. 203-222,

" Гофф И, А. I (петы девицы Флоры. Переполненная чаша. Двух голосов перекличка / Советы ближних, - М.:

Сов. писатель, 1988.-С. 515-589.

' См.: Только час: Проза русских писателей конца XIX - начала XX в. / Сост., авт. вступ, сі, В. Учеиова. - М.:

Современник, 1988. -С. 11-12,

\ См. вступит, ст. И. Л. Гофф в кн.: Авилова Л, А. Рассказы. Воспоминания.-М.: Сов. Россия, 1984,-С. 9.

II «...В неіі есть та сложная таинственная жизнь» (Дневниковые записи 1919 - 1921 гг. Л, А. Авиловой) // Мос
ковский журнал. -М, 1994.-№ 1,-С. 14-18.

В 2002 году Е.Л. Шклясвой были подвергнуты исследованию мемуары Л.А. Авиловой «А.П. Чехов в моей жизни»1. Автор диссертации определяет проблему достоверное мемуаров, с одной стороны, и проблему «художественности», с другоїї стороны.

В советское время ни одной повести Авиловой из числа опубликованных в различных периодических изданиях конца XIX - качала XX вв. не было переиздано. А из рассказов не переиздано всего лишь около 20, не говоря уже о пьесе и сказке. Творчество писательницы остается до сих пор за пределами обстоятельного научного исследования, и вопрос о се месте в литературном процессе последних десятилетии XIX -начала XX века остается открытым.

Интересными при изучении этой темы могут стать составление научной био-графин писательницы; исследование специфики творчества, типологии героев, способов раскрытия их характеров; выявление влияний западноевропейской и отечественной литературы на становление и развитие прозы писательницы.

Грани творчества Авиловой можно рассмотреть как через анализ жанровой эволюции се прозы, которая восходит к общим закономерностям литературного процесса конца Х1Х-начала XX века, так и через динамику творческой личности писательницы, изменением се художественного видения мира и человека.

Задача диссертационного исследования заключается не только в систематизации произведений Л.А. Авиловой и критических работ о ней, по и в попытке воссоздать обобщенный человеческий и литературный портрет писательницы; представить се творчество как самостоятельное и самодостаточное.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют традиционные историко-литературные методы: биографический, сравнительно-исторический, историко-фупкциональпый. При рассмотрении концепции женского характера учитываются и достижения гсплсрпого направления литературоведения конца XIX - начала XX века.

Авторская концепция в прозе Авиловой обнаруживается па различных уровнях произведений: в их жанровой принадлежности, в системе образов и способах их изо-

1 См.: Диссертация Шкляевой Е.Л./Мемуары как «текст культуры»: (женская линия в мемуаристике XIX XX веков: А. П. Керн, Т. А. Кузминская, Л. А. Авилова). - Барнаул, 2002, - С. 19-25.

\9 бражения, в организации повествования (системе точек зрения и авторской позиции), в специфике пространственно-временных координат.

В прозе JI.A. Авиловой содержательными являются функции психологизма. М.М. Бахтин, называя позитивно значимое переживание «нравственным рефлексом», «следом» смысла в бытие, писал: «Переживание как нечто определенное... направлено на некий смысл, предмет, состояние, по не самого себя» . Психологизм у Л.А.Авиловой находит широкое применение при обращении к простым людям, к женскому образу, при изображении взаимоотношений мужчины и женщины. Кроме того, можно сказать, что произведения Авиловой социально-психологичны. Ведь для психологизма благоприятными являются, во-первых, эпистолярная форма, во-вторых, автобиографическая. И то, и другое присутствует в прозе Авиловой («Забытые письма», «Лишнее чувство», мемуары). Исповедальное начало живет в основном в ее мемуарах, атак же в некоторых ранних повестях.

В исследовании организации повествования, авторской позиции и системы точек зрения, специфики пространственно-временных параметров мы опираемся па работы М.М. Бахтина2, Б.А, Успенского3, В.В. Виноградова4, Б.О. Кормаиа5, Ю.М. Лотмана . При рассмотрении жанровой эволюции и доминирующего тина творчества в тот пли иной период - па исследования Л .Я. Гинзбург, Н.А. Гуляева, И.В. Картапювой, 10.В. Манна, Г.П. Поспелова, М.В. Строганова, П.Д. Тамарчснко, Л.В. Чернец7.

Анализ проблематики произведений Авиловой проводится с учетом достижений геидеріюго подхода к анализу художественного текста. Первые исследования, рассматривающие с таких позиций творчество русских писательниц, принадлежат за-

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного тиорчества. - М„ 1986. - С. 99.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М„ 1975; Бахтин М. М. Эстетика словесного тиорчества. -М., 1986.

"' Успенский Ь\ Л, Поэтика композиции. - М., 1970. 4 Виноградов В. R. Проблема образа ангора /Виноградов 13. В. О теории художественной речи. - М, 1971.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения.- М., 1971.

Лотман Ю. М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь,-М, 1971.

См.: Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. -Д., 1977; Русский романтизм / Под ред. проф. П. А. Гуляева. М., 1974; Карташова И. В. Романтизм: итоги и перспективы изучения / Проблемы романтизма: Сб. паучн. трудов. - Тверь, 1990; Манн Ю. Динамика русского романтизма. - М., 1995; Манн 10. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. -М., 2001; Поспелов Г. П. Теория литературы. - М„ 1978; Строганов М, В. Автор- герой - читатель и проблема жанра. - Калинин, 1989; Тамарчепко II. Д. Теория литературных жанров. Эпика. -Тверь. 2001; Чернец Л, В. Литературные жанры. - М.: МГУ, 1982; Сведение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец.-М, 2000.

20 ладному литературоведению1. Общие положения тендерного исследования художественного произведения разрабатываются, в основном, зарубежными исследователями (Инна Шабер г, Элизабет Шоре, Каролии ХаПдер, Ренате Хоф (Германия), Вверена Эрих-Хэфели (Австрия), Катрина Ксллп (США) и др.). Исходным тезисом феминистской теории является положение о том, что «культура в целом базируется на вытеснении п маргнализадин женского, представляя собой, таким образом, следствие инициированного мужчинами коллективного процесса вытеснения»2.

По мнению И. Шабсрт, история литературы отражает двойную связь с исторической динамикой понятия пола: «С одной стороны, литература в своих концептах человека документирует меняющиеся представления о мужском и женском... С другой стороны, литературные произведения активно содействуют изменению представлений о характере полов» .

В отечественном литературоведении способ интерпретации «женской» прозы с позиций тендерного анализа еще только формируется. Первый опыт подобных исследований российских ученых представлен в работах ИЛ. Савкиной, Е.П. Трофимовой, Е.П. Строгановой4.

Материалом исследования послужили произведения писательницы, опубликованные в газетах, в литературно-художественных журналах и выходившие отдельными изданиями с 1882 по 1919 гг., дневниковые записи и мемуары J1.A. Авиловой. В диссертации анализируются также художественные произведения, статьи, воспоминания и эпистол ярий А.П, Чехова и Л.II. Толстого, которые имеют отношение к личности и творчеству писательницы.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется иеизучепио-стыо творчества Л.А.Авиловой и необходимостью включения его в историко-литературный контекст последних десятилетий XIX - начала XX века как значимого явления отечественной литературы.

1 См.: Dictionary of Russian women writers / Edited by Marina Ledkovsky, Charlirtte Rosenthal, Mari Zirin. West port. Connecticut; London: Greenwood Press, 1994; Kelly Catriona, A history of Russian Womes Writing 1820 - 1992. Clarendon press, Oxford, 1994.

"Э. Шоре, Феминистское литературоведение па пороге XXI века. К постановке проблемы (на материале русской литературы XIX века)//Литературоведение на пороге XXI века. -М, 1998.-С. 98. 3 Там же. С. 112.

См.; СавкинаИ. Л. Кто и как пишет историю женской литературы//Повое литературное обозрение. 1997, № 24, - С. 359-372; Строганова Е. И. Категория «тендер» в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции тендерных методов в преподавании социально-гуманитарных дисциплин: Матер налы науч. конф. - Тверь, 200; Трофимова Е. И. Еще раз о «Гадюке» Алексея Толстого (Попытка тендерного анализа) // Филологические науки. 2000, № 3. - С. 70-81,

Цель диссертационного исследования состоит в попытке целостного анализа творчества Л.А.Авиловой, изучении проблематики и поэтики произведений писательницы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. дать периодизацию литературной деятельности Л.А. Авиловой;

  2. рассмотреть жанровые особенности творчества писательницы;

  3. проанализировать особенности проблема!ики поэтики произведений Л.А, Авиловой;

  4. выявить литературные связи Л.А. Авиловой с писателями-современниками и предшественниками.

Работа состоит из трех глав.

В 1 главе, которая состоит из 7 параграфов, выявляется жанровая специфика творчества писательницы. В диссертации предлагается следующая классификация ее произведений: рассказы («народные», «рождественские», социалг.по-психологнческне), повести, мемуары, сказка, пьеса.

Во 2 главе, состоящей из 3 параграфов, выявляются романтические тенденции в прозе писательницы, определяется роль пейзажа в ее произведениях и особенности изображения характеров.

Похожие диссертации на Литературное творчество Л. А. Авиловой